Политология фашизм и анархизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Фашизм и анархизм представляют собой сложные и многоплановые явления, которые выступают в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на междустрановом уровне. Каждое это явление составляет комплекс идей, принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий и стратегий тех или иных социально-политических сил, того или иного правительства либо правительственной коалиции. Вместе с тем они нечто большее, а именно – типы и формы освоения и понимания социально-политического мира, которые не всегда ассоциируются с конкретными политическими силами или политическим курсом. Это одновременно теории, доктрины, программы, сформулированные на основе господствующей парадигмы.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 54.05 Кб (Скачать файл)

Введение

Фашизм и  анархизм представляют собой сложные  и многоплановые явления, которые  выступают в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных  стран, так и особенно на междустрановом уровне. Каждое это явление составляет комплекс идей, принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий и стратегий  тех или иных социально-политических сил, того или иного правительства  либо правительственной коалиции. Вместе с тем они нечто большее, а  именно – типы и формы освоения и понимания социально-политического  мира, которые не всегда ассоциируются  с конкретными политическими  силами или политическим курсом. Это  одновременно теории, доктрины, программы, сформулированные на основе господствующей парадигмы. Особенность политических идеологий состоит в том, что  они соединяют в себе определенный идейно-философский способ объяснения политической реальности и предлагаемый способ политического действия, направленный на сохранение или, наоборот, на изменение  этой политической реальности. Таким  образом, они соединяют в известном  смысле теорию и практику, размышление  и действие, рациональные модели и  эмоциональные настрои, давая человеку целостный тип ориентации в мире политического.  

 

 

 

 

                                                           

 

 

 

1 пункт

Идеология фашизма

Фашизм переводе с итальянского «объединение» это  идейно-политическое течение возникшее  1919 в Италии и Германии и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных слоев как крупной так и средней и мелкой буржуазии.

   Идеология фашизма включает идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой, классовой гармонии или корпоративности, вождизма или фюрерства все власти геополитики  или борьба за жизненное пространство. Для фашизма характерны применение крайних форм и средств подавление  демократических прав и свобод, широкое использование государственных методов регулирования экономики всеохватывающий контроль над общественной и личной жизнью, опора на наднациалистические  идеи.

Фашизм возник после первой мировой во всех странах  Европы и даже за ее пределами. Фашистская идеология была своеобразной реакцией на всесторонний кризис общества, и  именно экономический, социальный, политический и духовный. В странах потерпевших  поражение в первой мировой войне  и особенно в Германии были дополнительные предпосылки для возникновения  фашизма. Одной из них было чувство  унижения которое испытывала германская нация,  официальной пропаганде в  те годы расценивалась как величайший позор нации которой можно  смыть только новой кровью. Как  результат зазвучали идеи, лозунги, что Германия превыше всего и  всех. Истории XX века известны разные фашизмы это итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, португальский фашизм диктатора Салазара и испанский фашизм  генерала Франко.

 

2. Основные черты фашизма

Фашизм —  политологический термин, который является обобщающим наименованием специфических  крайне правых политических движений, идеологий и возглавляемых ими  политических режимов диктаторского  типа.

Основные  черты фашизма :

1. Огосударствление всех сторон жизни посредством создания системы массовых организаций.

2. Значительная военизация общества.

3. Насильственные методы подавления инакомыслия (оппозиции).

4. Тотальная система идеологического контроля, направленная на развитие и приумножение нации, сплочения народа под единым идеологическим строем.

5. Культивация консервативных, националистических идей, цель которых — отстаивание прав и свобод коренного населения.

6. Вождизм: культ личности дуче, каудильо, вождизм развит в основном по причине единоправия, когда у власти находится один единственный человек, являющийся по сути вождем нации, в чьи обязанности входит не только блага правления, но и ответственность перед собственным народом.

7. Антимарксизм, антикоммунизм, антибольшевизм, неприятие принципов либеральной демократии. Для фашистской идеологии все эти понятия являются неприемлемыми по причине того, что приводят к развалу государственного строя, раздроблению общества, подмене истории, уничтожению культуры.

8. Создание идеала "новой личности": волевой, сильной духом, освобождённой,"находящейся по ту сторону добра и зла.

 

Для фашистских государств характерно усиление регулирующей роли государства как в экономике, так и в идеологии: корпоративизация государства посредством создания системы массовых организаций и  социальных объединений, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие  принципов экономического и политического  либерализма, открытый террор против рабочего движения.

 

3. Итальянский фашизм

Итальянский фашизм — авторитарная, националистическая политика, которую проводил в Италии премьер-министр Бенито Муссолини  с 1922 по 1943 год.

Этимологически  «фашизм» происходит от итальянского «fascio» (лиги), а также от латинского «фасция» (пучок) — это древний символ римской администрации. Бенито Муссолини, ведомый идеей восстановления Римской империи, избрал после Первой мировой войны фасции символом своей партии, откуда и появилось её название — фашистская. Муссолини принял фасцию как символ фашистской партии в 1919 году при создании (боевых лиг). Истории прихода фашистов к власти была посвящена Выставка фашистской революции.

В политической науке итальянский фашизм означает синкретическую модель правительства, из которой получены и другие разновидности  фашизма — но они не имеют общих  политических и философских черт «фашистского минимума», тактических, культурных и идеологических принципов.

Основные  идеи итальянского фашизма были изложены в книге «Доктрина фашизма», а  также в произведениях Джованни Джентиле, основателя теории «актуалистического идеализма», которая являлась основной для фашистов.

Доктрина  провозглашала мир действий в  области человечества, отвергала  «вечный мир» как что-то фантастическое. Фашисты утверждали, что человек  и человечество не могут жить без  войны.

«Доктрина фашизма» была впервые опубликована в 1932 году в 14 томе.

Итальянской энциклопедии наук.

В работе Муссолини  писал, что он разочаровался в  доктринах прошлого, в том числе  и в социализме, активным проводником  которого он был многие годы. Следует  искать новые идеи, так как политические доктрины приходят и уходят, а народы остаются. Он был убежден, что если XIX век был веком индивидуализма, то XX век будет веком коллективизма и, следовательно, государства.

В поисках  своего рецепта народного счастья  он высказал следующие положения:

Фашистская  концепция государства всеобъемлюща. Вне него не существуют человеческие и духовные ценности. Фашизм — тоталитарен  и фашистское государство включает в себя все ценности — истолковывает, развивает и осуществляет всю  человеческую деятельность

Фашизм осознает причины, по которым возникли и развивались  социализм и профсоюзное движение, поэтому он придает соответствующее  значение корпоративной системе  в которой расходящиеся интересы координируются и гармонизируются  в рамках единого государства.

Фашизм абсолютно  противоположен либерализму как  в политике, так и в экономике.

Фашистское  государство управляет экономикой в той же мере, как и остальными областями жизни — через корпоративные, социальные и образовательные институции, через политические, экономические  и духовные силы нации, организованные в соответствующие ассоциации, функционирующие  в государстве.

 

4. Нацизм в Германии

Национал-социализм ( сокращённо нацизм) — официальная  политическая идеология в Третьем  рейхе, сочетавшая в себе различные  элементы фашизма, расизма и антисемитизма.

Среди главных  идеологов нацизма следует указать  следующие личности:

1) Адольф Гитлер

Начало идеологии  положил сам фюрер. В 1925 г. вышла его первая и единственная книга – («Моя борьба»). Эта автобиография стала Библией для правящей верхушки Третьего Рейха и основой идеологии национал-социализма.

2) Альфред Розенберг

Заместитель Гитлера по вопросам «духовной и  идеологической подготовки» членов нацистской партии, имперский министр  по делам оккупированных восточных  территорий, философ «расизма», он написал  такие нашумевшие книги, как «Будущий путь германской внешней политики» (1927) и «Миф XX века» (1929).

3) Йозеф Геббельс

На министра пропаганды был возложен контроль над  народным образованием, наукой, культурой  и прессой Третьего рейха. Он отвечал  за «ариезацию» культурной жизни  Германии (т. е. за вытеснение из нее  лиц еврейской национальности), внедрение  культа германского «сверхчеловека», мобилизацию немецкого народа на поддержку политики НСДАП и за психологическую подготовку нации  к войне.

4) Генрих Гиммлер

Вся деятельность рейхсфюрера СС и подчинённых  ему структур была направлена на борьбу с «врагами германской нации», на «очищение» самой нации от «расово-неполноценных  элементов», а также на подрыв «жизненной силы неарийских народов», за счёт которых  планировалось обеспечить немцам «новое жизненное пространство».

Основные  положения идеологии нацизма

Идеология нацизма  включала в себя три основных «закона»:

1) Закон биологической гравитации

Этот закон  был придуман Гитлером и заключал в себе следующий смысл: человек  по своей сути существо социальное, поэтому должен жить в обществе, но само это общество должно быть вполне определенным и ограниченным некоторыми рамками. Ребенка с рождения окружает его семья, т. е. семья одного человека. однако, по мнению Гитлера, можно выделить еще, по крайней мере, два ее типа: семья одного народа и нескольких народов.

Наилучшим для  своего народа Гитлер называл вариант, когда все немцы проживают  на одной территории, а лозунг «Германия  для немецкого народа» он считал вполне оправданным и, более того, научным обоснованным.

Процедура выявления  и обезвреживания врагов германского  народа считалась важнейшей задачей. Круг «врагов народа» был обширен  и включал в себя несколько  «уровней враждебности». К внутренним врагам относились либералы, уголовники, гомосексуалисты, марксисты, масоны, пацифисты, христиане, а также некоторые  деятели культуры и искусства. К  внешним – англо-американские плутократы, европейские демократы и русские  большевики.

К расовым  врагам относились все неарийские расы – славяне, цыгане, негры… Особой и  самой ненавистной категорией были евреи – «величайшее несчастье  германской нации», по словам Геббельса. Вообще говоря, антисемитизм имел прочные  корни и в остальной Европе, и в России, однако государственной  политикой он был только в Германии.

Один момент, сыгравший на руку нацистам, поставил немецких евреев на грань полного  уничтожения: 7 ноября 1938 г. один польский еврей, возмущенный произволом нацистов в Германии, в знак протеста расстрелял немецкого дипломата в здании посольства в Париже. Это стало подходящим поводом для организации карательной операции против евреев.

2) Закон автаркии

Вторым законом  Гитлер называл закон автаркии (от греч. достаточность), т. е. экономической  самодостаточности, самоудовлетворенности  в экономическом отношении (термин автаркия у Фукидида означал политическую и экономическую независимость  страны от других государств). Этот закон  стал официальной экономической  теорией нацизма. Гитлер постоянно  заявлял, что Германия «стремится к  автаркии». Германская достаточность, говорил он, должна исходить из военных  соображений, и Третий рейх должен стать  невосприимчивым к блокадам, подобным тем, которые обременяли Германию во время Первой мировой  основным методом  руководства экономикой стал прямой административный диктат, с приходом Гитлера к власти в хозяйстве  Германии действительно стали наблюдаться  положительные перемены: практически  исчезла безработица, а милитаризация  экономики обусловила выход из кризиса  и значительный рост производства (за 1929 - 1938 гг. объем промышленной продукции вырос на 25 %, а в тяжелую и военную промышленность направлялось 3/5 всех инвес­тиций) .

Однако подобной экономической политики придерживались и некоторые другие государства, не называя ее «автаркией». Поэтому  сама формулировка второго закона Гитлера  представляется довольно сомнительной.

3) Идея великой арийской расы и расширения жизненного пространства для нее

«Веками перед  этой белокурой расой стояла задача унаследовать законную власть над миром. Веками перед этой расой стояла задача нести миру счастье, культуру и порядок», – этот отрывок из речи Гиммлера демонстрирует веру в высшее предназначение немецкого народа, последний и, пожалуй, самый главный закон нацистской идеологии: низшие народы должны потесниться, чтобы освободить «жизненное пространство»  для великой арийской расы (расизм, собственно, и составлял практически  всю эту идеологию).

Чувствуя  себя ущемленным в правах и территории после проигрыша в Первой мировой  войне, германское руководство выдвинуло  идею расширения границ. Гиммлер любил  повторять, что «вслед за великогерманским рейхом придет германо-готский рейх до Урала, и, возможно, в далеком будущем  наступит германо-гото-франкская эра» . Границы рейха он, например, намеревался  перенести на 500 км вглубь советской территории, постепенно эта цифра увеличилась до 1000. Эта доктрина «крови и почвы» проявилась в ярой экспансионистской политике нацистов.

Расовая доктрина получила свое теоретическое обоснование  в середине XIX в. на волне растущего национализма и сопутствующего ему романтизма, когда германский расизм обрел политическое и культурное значение. Не удовлетворившись заявлениями о превосходстве белой расы над цветными, приверженцы расовой доктрины создали иерархию внутри самой белой расы.

Информация о работе Политология фашизм и анархизм