Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:00, реферат
Фашизм и анархизм представляют собой сложные и многоплановые явления, которые выступают в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на междустрановом уровне. Каждое это явление составляет комплекс идей, принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий и стратегий тех или иных социально-политических сил, того или иного правительства либо правительственной коалиции. Вместе с тем они нечто большее, а именно – типы и формы освоения и понимания социально-политического мира, которые не всегда ассоциируются с конкретными политическими силами или политическим курсом. Это одновременно теории, доктрины, программы, сформулированные на основе господствующей парадигмы.
Введение
Фашизм и
анархизм представляют собой сложные
и многоплановые явления, которые
выступают в различных
1 пункт
Идеология фашизма
Фашизм переводе с итальянского «объединение» это идейно-политическое течение возникшее 1919 в Италии и Германии и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных слоев как крупной так и средней и мелкой буржуазии.
Идеология фашизма включает идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой, классовой гармонии или корпоративности, вождизма или фюрерства все власти геополитики или борьба за жизненное пространство. Для фашизма характерны применение крайних форм и средств подавление демократических прав и свобод, широкое использование государственных методов регулирования экономики всеохватывающий контроль над общественной и личной жизнью, опора на наднациалистические идеи.
Фашизм возник после первой мировой во всех странах Европы и даже за ее пределами. Фашистская идеология была своеобразной реакцией на всесторонний кризис общества, и именно экономический, социальный, политический и духовный. В странах потерпевших поражение в первой мировой войне и особенно в Германии были дополнительные предпосылки для возникновения фашизма. Одной из них было чувство унижения которое испытывала германская нация, официальной пропаганде в те годы расценивалась как величайший позор нации которой можно смыть только новой кровью. Как результат зазвучали идеи, лозунги, что Германия превыше всего и всех. Истории XX века известны разные фашизмы это итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, португальский фашизм диктатора Салазара и испанский фашизм генерала Франко.
2. Основные черты фашизма
Фашизм — политологический термин, который является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, идеологий и возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа.
Основные черты фашизма :
1. Огосударствление всех сторон жизни посредством создания системы массовых организаций.
2. Значительная военизация общества.
3. Насильственные методы подавления инакомыслия (оппозиции).
4. Тотальная система идеологического контроля, направленная на развитие и приумножение нации, сплочения народа под единым идеологическим строем.
5. Культивация консервативных, националистических идей, цель которых — отстаивание прав и свобод коренного населения.
6. Вождизм: культ личности дуче, каудильо, вождизм развит в основном по причине единоправия, когда у власти находится один единственный человек, являющийся по сути вождем нации, в чьи обязанности входит не только блага правления, но и ответственность перед собственным народом.
7. Антимарксизм, антикоммунизм, антибольшевизм, неприятие принципов либеральной демократии. Для фашистской идеологии все эти понятия являются неприемлемыми по причине того, что приводят к развалу государственного строя, раздроблению общества, подмене истории, уничтожению культуры.
8. Создание идеала "новой личности": волевой, сильной духом, освобождённой,"находящейся по ту сторону добра и зла.
Для фашистских
государств характерно усиление регулирующей
роли государства как в экономике,
так и в идеологии: корпоративизация
государства посредством
3. Итальянский фашизм
Итальянский фашизм — авторитарная, националистическая политика, которую проводил в Италии премьер-министр Бенито Муссолини с 1922 по 1943 год.
Этимологически «фашизм» происходит от итальянского «fascio» (лиги), а также от латинского «фасция» (пучок) — это древний символ римской администрации. Бенито Муссолини, ведомый идеей восстановления Римской империи, избрал после Первой мировой войны фасции символом своей партии, откуда и появилось её название — фашистская. Муссолини принял фасцию как символ фашистской партии в 1919 году при создании (боевых лиг). Истории прихода фашистов к власти была посвящена Выставка фашистской революции.
В политической науке итальянский фашизм означает синкретическую модель правительства, из которой получены и другие разновидности фашизма — но они не имеют общих политических и философских черт «фашистского минимума», тактических, культурных и идеологических принципов.
Основные идеи итальянского фашизма были изложены в книге «Доктрина фашизма», а также в произведениях Джованни Джентиле, основателя теории «актуалистического идеализма», которая являлась основной для фашистов.
Доктрина провозглашала мир действий в области человечества, отвергала «вечный мир» как что-то фантастическое. Фашисты утверждали, что человек и человечество не могут жить без войны.
«Доктрина фашизма» была впервые опубликована в 1932 году в 14 томе.
Итальянской энциклопедии наук.
В работе Муссолини писал, что он разочаровался в доктринах прошлого, в том числе и в социализме, активным проводником которого он был многие годы. Следует искать новые идеи, так как политические доктрины приходят и уходят, а народы остаются. Он был убежден, что если XIX век был веком индивидуализма, то XX век будет веком коллективизма и, следовательно, государства.
В поисках своего рецепта народного счастья он высказал следующие положения:
Фашистская
концепция государства
Фашизм осознает
причины, по которым возникли и развивались
социализм и профсоюзное
Фашизм абсолютно противоположен либерализму как в политике, так и в экономике.
Фашистское
государство управляет
4. Нацизм в Германии
Национал-социализм ( сокращённо нацизм) — официальная политическая идеология в Третьем рейхе, сочетавшая в себе различные элементы фашизма, расизма и антисемитизма.
Среди главных
идеологов нацизма следует
1) Адольф Гитлер
Начало идеологии положил сам фюрер. В 1925 г. вышла его первая и единственная книга – («Моя борьба»). Эта автобиография стала Библией для правящей верхушки Третьего Рейха и основой идеологии национал-социализма.
2) Альфред Розенберг
Заместитель Гитлера по вопросам «духовной и идеологической подготовки» членов нацистской партии, имперский министр по делам оккупированных восточных территорий, философ «расизма», он написал такие нашумевшие книги, как «Будущий путь германской внешней политики» (1927) и «Миф XX века» (1929).
3) Йозеф Геббельс
На министра пропаганды был возложен контроль над народным образованием, наукой, культурой и прессой Третьего рейха. Он отвечал за «ариезацию» культурной жизни Германии (т. е. за вытеснение из нее лиц еврейской национальности), внедрение культа германского «сверхчеловека», мобилизацию немецкого народа на поддержку политики НСДАП и за психологическую подготовку нации к войне.
4) Генрих Гиммлер
Вся деятельность рейхсфюрера СС и подчинённых ему структур была направлена на борьбу с «врагами германской нации», на «очищение» самой нации от «расово-неполноценных элементов», а также на подрыв «жизненной силы неарийских народов», за счёт которых планировалось обеспечить немцам «новое жизненное пространство».
Основные положения идеологии нацизма
Идеология нацизма включала в себя три основных «закона»:
1) Закон биологической гравитации
Этот закон был придуман Гитлером и заключал в себе следующий смысл: человек по своей сути существо социальное, поэтому должен жить в обществе, но само это общество должно быть вполне определенным и ограниченным некоторыми рамками. Ребенка с рождения окружает его семья, т. е. семья одного человека. однако, по мнению Гитлера, можно выделить еще, по крайней мере, два ее типа: семья одного народа и нескольких народов.
Наилучшим для своего народа Гитлер называл вариант, когда все немцы проживают на одной территории, а лозунг «Германия для немецкого народа» он считал вполне оправданным и, более того, научным обоснованным.
Процедура выявления
и обезвреживания врагов германского
народа считалась важнейшей задачей.
Круг «врагов народа» был обширен
и включал в себя несколько
«уровней враждебности». К внутренним
врагам относились либералы, уголовники,
гомосексуалисты, марксисты, масоны, пацифисты,
христиане, а также некоторые
деятели культуры и искусства. К
внешним – англо-американские плутократы,
европейские демократы и
К расовым врагам относились все неарийские расы – славяне, цыгане, негры… Особой и самой ненавистной категорией были евреи – «величайшее несчастье германской нации», по словам Геббельса. Вообще говоря, антисемитизм имел прочные корни и в остальной Европе, и в России, однако государственной политикой он был только в Германии.
Один момент, сыгравший на руку нацистам, поставил немецких евреев на грань полного уничтожения: 7 ноября 1938 г. один польский еврей, возмущенный произволом нацистов в Германии, в знак протеста расстрелял немецкого дипломата в здании посольства в Париже. Это стало подходящим поводом для организации карательной операции против евреев.
2) Закон автаркии
Вторым законом
Гитлер называл закон автаркии (от
греч. достаточность), т. е. экономической
самодостаточности, самоудовлетворенности
в экономическом отношении (термин
автаркия у Фукидида означал политическую
и экономическую независимость
страны от других государств). Этот закон
стал официальной экономической
теорией нацизма. Гитлер постоянно
заявлял, что Германия «стремится к
автаркии». Германская достаточность,
говорил он, должна исходить из военных
соображений, и Третий рейх должен стать
невосприимчивым к блокадам, подобным
тем, которые обременяли Германию во
время Первой мировой основным методом
руководства экономикой стал прямой
административный диктат, с приходом
Гитлера к власти в хозяйстве
Германии действительно стали
Однако подобной экономической политики придерживались и некоторые другие государства, не называя ее «автаркией». Поэтому сама формулировка второго закона Гитлера представляется довольно сомнительной.
3) Идея великой арийской расы и расширения жизненного пространства для нее
«Веками перед этой белокурой расой стояла задача унаследовать законную власть над миром. Веками перед этой расой стояла задача нести миру счастье, культуру и порядок», – этот отрывок из речи Гиммлера демонстрирует веру в высшее предназначение немецкого народа, последний и, пожалуй, самый главный закон нацистской идеологии: низшие народы должны потесниться, чтобы освободить «жизненное пространство» для великой арийской расы (расизм, собственно, и составлял практически всю эту идеологию).
Чувствуя себя ущемленным в правах и территории после проигрыша в Первой мировой войне, германское руководство выдвинуло идею расширения границ. Гиммлер любил повторять, что «вслед за великогерманским рейхом придет германо-готский рейх до Урала, и, возможно, в далеком будущем наступит германо-гото-франкская эра» . Границы рейха он, например, намеревался перенести на 500 км вглубь советской территории, постепенно эта цифра увеличилась до 1000. Эта доктрина «крови и почвы» проявилась в ярой экспансионистской политике нацистов.
Расовая доктрина получила свое теоретическое обоснование в середине XIX в. на волне растущего национализма и сопутствующего ему романтизма, когда германский расизм обрел политическое и культурное значение. Не удовлетворившись заявлениями о превосходстве белой расы над цветными, приверженцы расовой доктрины создали иерархию внутри самой белой расы.