Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:00, реферат
Фашизм и анархизм представляют собой сложные и многоплановые явления, которые выступают в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на междустрановом уровне. Каждое это явление составляет комплекс идей, принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий и стратегий тех или иных социально-политических сил, того или иного правительства либо правительственной коалиции. Вместе с тем они нечто большее, а именно – типы и формы освоения и понимания социально-политического мира, которые не всегда ассоциируются с конкретными политическими силами или политическим курсом. Это одновременно теории, доктрины, программы, сформулированные на основе господствующей парадигмы.
Другая форма
анархоиндивидуализма отстаивалась «Бостонскими
анархистами», американскими
«всё естественное
необходимое для производства богатств
было доступно для всех на равных и
что монополии, являющиеся результатом
специальных привилегий, должны были
быть отменёнными закономБенджамен
Таккер, известный анархист-
Они полагали,
что государственно-
Некоторые
«Бостонские анархисты», такие как
Такер, идентифицировали себя
в качестве «социалистов» —
термин, который в то время
имел широкое и несколько
Мютюализм берёт начало в 18-м столетии в английском и французском рабочих движениях. Прудоновские идеи были введены Шарлем Дана, анархо-индивидуалистами в Соединённых Штатах включая Бенджамена Таккера и Уильяма Батчельдера Гриине.
Мютюалистский
анархизм базируется на взаимности, свободе
ассоциаций, добровольном контракте, федерализме,
а также кредитах и денежной реформе.
Согласно Гриине, в мютюалистской
системе каждый рабочий получал
бы «справедливую и точно
Социальный
анархизм — одна из двух основных категорий
анархизма, наравне с индивидуалистическим
анархизмом. Понятие социального
анархизма обычно используют, чтобы
идентифицировать коммунитаристские
формы анархизма, которые подчёркивают
сотрудничество, кооперацию и взаимопомощь,
при отрицании частной
. Социальный
анархизм включает в себя
В Соединенных
Штатах термин «социальный анархизм»
широко используется, будучи предложен
Мюрреем Букчиным. Букчин идентифицирует
социальный анархизм с «левыми» идеями,
которыми он обращается к «великой
традиции человеческой солидарности и
вере в потенциальные возможности
гуманизма», интернационализм и конфедерализм,
демократический дух, антимилитаризм,
и рациональный атеизм. Однако религиозные
анархисты и так называемые «левые
верующие» вообще возразили бы против
идентификации левых с «
Социальный анархизм стремится «к свободной ассоциации людей, живущих вместе и сотрудничающих в свободных сообществах».
Анархо-коллективизм
Коллективистский
анархизм, также называемый революционным
социализмом, является революционной
формой анархизма, обычно связываемой
с именами Михаила Бакунина и
Иоганна Моста. В отличие от мутуалистов,
коллективистские анархисты выступают
против всех форм частной собственности
на средства производства, полагая, что
такая собственность должна быть
коллективизированна. Согласно концепции
анархо-коллективистов, этого можно
добиться только путём революции, которая
начнётся актами насилия со стороны
небольших групп
Анархо-коммунизм
Анархо-коммунисты
утверждают, что действительно свободная
форма социальной организации возможна
только в таком обществе, которое
состоит из самоуправляющихся коммун
и общин, в которых организовано
коллективное использование средств
производства, внутри которых действует
принцип прямой демократии, то есть
коллективного, совместного принятия
решений, а между собой эти
коммуны связаны через
При анархистском
коммунизме деньги должны
Анархо-синдикализм
В начале 20-ого столетия возник анархо-синдикализм, заняв своё особое место в рамках анархистской мысли. Сосредоточив намного больше внимания на рабочем движении, нежели все остальные формы анархизма, синдикалисты выдвигают идею о том, что профсоюзы являются той силой, посредством которой возможно осуществить радикальные социальные изменения в общественной жизни, произвести революцию, заменив капитализм и государство новым обществом, основанным на общественном самоуправлении трудящихся. Как и анархо-коммунисты, подавляющее большинство анархо-синдикалистов стремятся отменить систему наёмного труда и частную собственность на средства производства, в которых видят одни из важнейших причины разделения общества на класс имущих (собственников) и неимущих (наёмных работников, трудящихся).
Важнейшими принципами, на которых основывается анархо-синдикализм являются рабочая солидарность, прямое действие , самоуправление рабочих. Сторонники анархо-синдикализма выступают за развитие профсоюзных организаций трудящихся, поскольку это концентрирует трудящихся в рамках существующей системы, и способствует гтем самым социальной революции.
Хотя анархо-синдикализм
подчас ассоциируется с рабочим
движением начала двадцатого столетия
(в особенности во Франции и
Испании), многие синдикалистские организации
активно действуют и сегодня,
часть из которых по прежнему представляет
Анархо-синдикалистский
Постлевый анархизм
— это тенденция, которая стремится
дистанцироваться от традиционной «левой
политики» и вообще покинуть жёсткие
пределы идеологий. Постлевые анархисты
утверждают, что анархизм был ослаблен
тем, что слишком долго был
частью «левого» движения, и единственным
решением данной проблемы называется
синтез разных направлений анархистской
мысли, и самоопределение
Постанархизм — теоретическое продвижение синтеза классической анархистской теории, и постструктурализма, развиваемого Солом Ньюманом, и также ассоциируемого с такими теоретиками, как Тодд Мэй , Жиль Делез и Феликс Гваттари. Эта теория исходит из широкого диапазона идей, включая сюда постмодернизм, автономистский марксизм, постлевый анархизм, ситуационизм и постколониализм.
Анархо-капитализм
Анархо-капитализм «основывается на вере в свободное владение частной собственностью, отрицании любой формы правительственной власти или ее вмешательства, и поддержке конкурентоспособного свободного рынка как главного механизма для социального взаимодействия».
Из-за того,
что исторически анархизм сложился
как антикапиталистическая
Анархо-феминизм
Анархо-феминизм представляет собой синтез радикального феминизма и анархизма, который рассматривает патриархат (мужское доминирование над женщинами) как фундаментальное проявление существующей государственнической системы, которой противостоят анархисты. Анархо-феминизм возник в конце 19-го столетия в работах ранних феминистских анархистов, таких как Люси Парсонс, Эмма Гольдман и Вольтарина де Клер, и даже Дора Марсден . Анархо-феминистки, как и другие радикальные феминистки, выступают против традиционных для нашего общества концепций семейных отношений, образования и гендерных ролей.
Многие анархо-феминистки особенно критически настроены по отношению к институту брака.
Анархо-феминистки
рассматривают патриархат как основополагающую
общественную проблему и считают, что
феминистская борьба против дискриминации
по половому признаку и патриархата
— весьма существенный компонент
анархистской борьбы против государственности
и капитализма. Было и несколько
мужчин-феминистов, таких как анархо-коммунист
Жозеф Дежак, который выступал против
антифеминистских взглядов Прудона. Не
так давно Венди Макэлрой определила
свою оригинальную позицию, которую
она называет «инфеминизм», или по-другому
— «индивидуалистический
Зелёный анархизм
Зелёный анархизм
— одно из направлений в анархизме,
которое делает акцент на проблемах
охраны окружающей среды. На сегодняшний
день можно выделить такие важные
направления в нём как
Социальные экологи, представляющие собой своего рода социальных анархистов, часто критикуют основные направления в анархизме за то, что они излишне фиксируются на политике и экономике, вместо того чтобы сосредоточить своё внимание на экосистеме, как делают это последователи зелёного анархизма.
Анархо-примитивисты
часто критикуют анархистский «мейнстрим»
за то, что он поддерживает понятие
цивилизации и современные
8. История анархизма
Идейная традиция
отрицания политической власти восходит
к античности. Элементы анархизма
обнаруживаются уже у стоиков
и киников, а позднее в учениях
средневековой секты катаров
и некоторых течений
Впервые основные положения анархизма были выдвинуты вскоре после Английской революции 17 в. Дж.Уинстэнли. В памфлете «Истина, торжествующая над злословием» он писал, что власть развращает людей, собственность и свобода несовместимы, и только в обществе без собственности и политической власти человек может быть вполне счастлив, действуя по велениям совести, а не внешнего закона. Уинстэнли был одновременно и родоначальником движения анархизма. Утверждая, что только в результате собственной деятельности людей может быть положен конец несправедливому миропорядку, он в 1649 возглавил группу своих последователей, получивших прозвище «диггеров» они создали коммунистическую общину на захваченных ими пустошах в южной Англии. Движение вскоре потерпело неудачу в результате противодействия соседних землевладельцев, однако идеи Уинстэнли были усвоены некоторыми течениями английского протестантизма и позднее нашли свое наиболее яркое выражение в книге У. Годвина «Исследование о политической справедливости» , заложившей основы современной традиции анархизма. Годвин не только выдвинул классический аргумент анархизма, состоящий в том, что власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует, поскольку люди лишены возможности свободно действовать в соответствии с разумом, но он также представил модель децентрализованного общества, основной ячейкой которого являются небольшие автономные общины (приходы). Эти общины обходятся без демократических политических процедур, поскольку даже правление большинства считается формой тирании, а делегирование полномочий при представительном правлении приводит к отчуждению индивида. Годвин также отрицал собственность как источник власти. Согласно ему, промышленное развитие и технический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего времени до получаса в день, что облегчит переход к обществу без власти. Значительное влияние на формирование доктрины анархизма оказали идеи немецкого философа М. Штирнера. Основываясь на субъективной трактовке учения Гегеля, в своей книге «Единственный и его достояние» он разработал индивидуалистический вариант анархизма. Штирнер считал все социальные институты (государство, право, собственность и т. п.) результатом отчуждения индивидуального сознания и утверждал, что в реальности не существует никаких необходимых связей индивидов в обществе, а потому индивидуум не должен признавать никакие социальные установления обязательными для себя. Идеальное же состояние человека — это состояние свободы, не ограниченной никакими социальными рамками.