Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:00, реферат
Фашизм и анархизм представляют собой сложные и многоплановые явления, которые выступают в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на междустрановом уровне. Каждое это явление составляет комплекс идей, принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий и стратегий тех или иных социально-политических сил, того или иного правительства либо правительственной коалиции. Вместе с тем они нечто большее, а именно – типы и формы освоения и понимания социально-политического мира, которые не всегда ассоциируются с конкретными политическими силами или политическим курсом. Это одновременно теории, доктрины, программы, сформулированные на основе господствующей парадигмы.
Анархизм в 19 веке был распространен во Франции, в Италии, в Испании. При работе Первого Интернационала анархисты разошлись с коммунистами, которые отрицали взгляды Прудона. После теории анархистов были подвергнуты серьезной критике со стороны Маркса и Энгельса, поскольку по их мнению отказ анархистов от завоевания политической власти пролетариатом служит подчинению рабочего класса буржуазии. После 1917 года анархизм сначала стал «третьей силой» гражданской войны, а потом его назвали контрреволюционным течением.
Анархизм пользовался значительным влиянием в Испании в 30-х гг. двадцатого века. После Второй Мировой войны идеи коммунистического анархизма Кропоткина получили распространение в Восточной Азии, Латинской Америке. Анархистские настроения присущи молодежным движениям капиталистических стран.
Развитие анархизма в России в начале XX века
Первые анархистские группы в России возникли весной 1903 г., а уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах страны. Вскоре выделились три центра анархистского движения — Белосток, Екатеринослав и Одесса. Значительную поддержку российскому анархизму оказывали анархисты-эмигранты, создавшие к 1904 г. крупные издательские центры, печатавшие и распространявшие анархистскую литературу как за границей, так и в России.
Развитие
теории российского анархизма тесно
связано с именами М. А. Бакунина,
князя П. А. Кропоткина. Бакунин стал
автором концепции
Основными направлениями анархизма в России в годы первой русской революции стали: анархо-коммунизм, анархо-синдикализм, анархо-индивидуализм. Каждое направление имело свои печатные органы, регионы действий; внутри каждого направления имелись мелкие фракции.
Целью анархистов-коммунистов (“хлебовольцев”) была “социальная революция” — полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом. Главными способами борьбы они считали восстание и террористические акты. Анархический коммунизм, по Кропоткину, представлял собой союз или федерацию вольных общин, объединенных свободным договором, где личность получит неограниченные возможности для своего развития. Анархо-коммунисты выступали за экспроприацию всего, что служило эксплуатации, за передачу земли во владение общины.
Анархо-синдикалисты (главные идеологи и руководители Я. И. Кирилловский, Б. Н. Кричевский) основной целью своей деятельности считали полное освобождение труда от всех форм эксплуатации и власти, создание свободных профессиональных объединений трудящихся как высшей формы их организации.
Анархо-индивидуалисты (А. А. Боровой, Н. Бронский и др.) выступали за абсолютную свободу личности как отправную точку и конечную цель анархизма.
Социальную основу анархистского движения в целом составляли преимущественно кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, часть интеллигенции, незначительная часть рабочих, а также деклассированные элементы. В целом движение было крайне неоднородным, но в практической деятельности сторонники анархии проявляли единодушие и в борьбе за свои идеи отдавали предпочтение террору и грабежам.
В годы революции 1905—1907 гг. анархисты сотрудничали с другими партиями, принимали участие в вооруженных восстаниях. После поражения революции численность анархистских организаций существенно уменьшилась первая мировая война привела к идейному расколу внутри движения.
9. Современное анархическое движение
Сегодня анархистское
движение, конечно, всё ещё не так
сильно как прежде, но организует уже
десятки тысяч революционеров во
многих странах. В многих странах
мира насчитываются десятки, если ни
сотни тысяч сторонников
Современное анархистское движение весьма разнообразно и включает в себя множество течений. Наряду со «старыми» анархистами, то есть представителями классических направлений в анархизме, преимущественно анархо-синдикалистами и анархо-коммунистами, существует например такое движение как анархо-примитивизм.
Существуют также проанархистские движения «автономистов», ред-скинов (красные- и анархо- скинхеды), экологических движений, различных культурных инициатив, поселений, которые насчитывают десятки тысяч активистов. Они борются за так называемую «деколонизацию повседневной жизни» в нынешнем обществе.
Следуя традиции
ситуационистов и новых левых
многие современные анархисты пытаются
создать некую альтернативу отчуждённому
и репрессивному социуму, решая
все вопросы коллективно, на основе
консенсуса, уважая личность и избегая
всякого авторитаризма и
В целом ряде
стран продолжают действовать традиционные
анархо-синдикалистские
Анархо-синдикалистское профсоюзное движение традиционно наиболее сильно развито в Испании. После смерти диктатора Франко в 1976 году здесь началось массовое возрождение анархизма. На первое постфранкистское собрание НКТ пришло порядка 500 000 человек Правда впоследствии в НКТ произошло несколько расколов, в первую очередь по вопросу о выборах в комитеты предприятий. Так что в итоге на сегодняшний день в Испании действует два основных анархо-синдикалистских объединения: НКТ-МАТ, в котором состоит порядка 10-15 тысяч человек, и ВКТ, в котором состоит около 60 тысяч человек. Соответственно НКТ-МАТ выступают против участия в этих выборах, а ВКТ в них активно участвуют.
Медленно возрождение анархизма идёт в Северной Америке, но и там либертарные организации испытывают существенный рост своих рядов. Вновь активизируется организация Индустриальные рабочие мира. В Южной Америке возрождается некогда знаменитая аргентинская ФОРА (Аргентинская региональная рабочая федерация), секция МАТ, пытающаяся воссоздать рабочее анархистское движение.
В СССР анархистское движение стало возрождаться в конце 1980-х, а крупнейшим объединением рубежа 1980—1990-х годов стала Конфедерация анархо-синдикалистов (КАС), которая объединяла во время своего наибольшего подъёма до двух тысяч человек. В июне 1990 года, после раскола КАС, была образована Ассоциация движений анархистов, существующая до настоящего времени.
Во всём мире существуют многочисленные анархистские издания, исследовательские центры, библиотеки . В России сегодня тоже выходят анархистские журналы и газеты. В числе наиболее известных современных теоретиков анархизма можно назвать американских мыслителей Ноама Хомского, Мюррея Букчина (автор интересной концепции экоанархизма), Джона Зерзана (идейный вдохновитель антитехнологического направления в анархизме), Боба Блэка (авангардный писатель и теоретик парадоксального "отказа от работы"), а также близкого к анархизму выдающегося французского философа, теоретика автономизма и экосоциализма Андре Горца.
Заключение
Нельзя отрицать, что в фашизме не существовало недостатков или ошибок; их было даже более чем достаточно. В принципе я не сказала ничего нового, а просто попыталась взглянуть на фашизм с несколько иной стороны. Я подтверждаю все сказанное ранее противниками фашизма. Действительно, фашизм отрицает гуманизм, пацифизм, индивидуализм, "свободу, равенство и братство" и утверждает трансцендентность, воинственность, авторитет, "порядок, власть и справедливость", а также приоритет политических и, если угодно, сверхчеловеческих ценностей над экономическими и общечеловеческими.
Поэтому, наверное, господам демократам и товарищам коммунистам стоит перестать обзывать друг друга коммуно-фашистами и демо-фашистами соответственно. Человек демо-коммунистических воззрений никак не может быть фашистом. Ведь фашисты покушаются на "священные" принципы демократии и отвергают многопартийность, всеобщее равное избирательное право (т.е. господство чистого "количества"), а также сами основы коммунистической идеологии - классовую борьбу и исторический материализм. Фашист не стремится к "счастью", как его понимают демократы и коммунисты, т.е. к материальному благополучию и сытому спокойствию. Таким образом, фашизм действительно является человеконенавистнической идеологией в самом широком понимании этого слова.
Популярность анархизма предопределялась ростом государственного механизма во всех странах, его сращиванием с классом буржуазии, откровенно пробуржуазной политикой западноевропейских государств XIX века. Анархизм дал основательную критику государства, но не ответил на вопрос, как пресечь неизбежное и продолжительное сопротивление капиталистов попыткам отнять у них собственность и лишить их власти.
Многочисленные
приверженцы марксизма ценили его
за глубокую критику капитализма. Однако
марксизм, уповая на экономическую
обусловленность грядущего
Наиболее реалистичной с точки зрения социальной науки была теория "русского социализма", связывающая контуры будущего строя не с теоретическими предположениями кабинетных ученых и не с лозунгами партийных программ, а с существовавшими в России общественными отношениями и учреждениями, способными стать основой и опорой общинного и кооперативного самоуправляющегося общества.
При всех разногласиях
и острых дискуссиях представителей
различных течений
Список использованной литературы
1. Рахшмир П. Ю. Происхождение фашизма. ¾ М. : «Наука », 1981.
2. Випперман В. Европейский фашизм в сравнении 1922¾1982.¾ Н.: «Сибирский хронограф» , 2000.
3.Боровой А. А. Анархизм. ¾М:«Либроком», 2009.
4. Бухарин Н.И., Преображенский Е. Азбука коммунизма.¾ М.: «Терра», 1994.
5. Табаков Г.В., Кибардин В. В. Азбука фашизма. ¾М.: «Терра», 1994.
6. Бакунин М. А. Анархия и порядок.¾ М.: « Эксмо-Пресс», 2000.
7. Кропоткин П.А. Нравственные начала анархизма.¾М.: «Эскимо», 2004.
8.Галкин А.А. Германский фашизм. ¾ М.: «Наука», 1989.
9. Бланк А.С.Из истории раннего фашизма. Организация. Методы.¾ М.:« Мысль», 1978.
10. Мельник В.А. учебник политология.2-е изд., И доп. –Мн.: Выш.шк., 1997. – 495с.
11. П. В. Рябов. Краткий очерк истории анархизма в XIX-XX веках. Анархические письма: — С.: « Красанд»2010.