Политология фашизм и анархизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Фашизм и анархизм представляют собой сложные и многоплановые явления, которые выступают в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на междустрановом уровне. Каждое это явление составляет комплекс идей, принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий и стратегий тех или иных социально-политических сил, того или иного правительства либо правительственной коалиции. Вместе с тем они нечто большее, а именно – типы и формы освоения и понимания социально-политического мира, которые не всегда ассоциируются с конкретными политическими силами или политическим курсом. Это одновременно теории, доктрины, программы, сформулированные на основе господствующей парадигмы.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 54.05 Кб (Скачать файл)

Анархизм  в 19 веке был распространен во Франции, в Италии, в Испании. При работе Первого Интернационала анархисты разошлись с коммунистами, которые отрицали взгляды Прудона. После теории анархистов были подвергнуты серьезной критике со стороны Маркса и Энгельса, поскольку по их мнению отказ анархистов от завоевания политической власти пролетариатом служит подчинению рабочего класса буржуазии. После 1917 года анархизм сначала стал «третьей силой» гражданской войны, а потом его назвали контрреволюционным течением.

Анархизм  пользовался значительным влиянием в Испании в 30-х гг. двадцатого века. После Второй Мировой войны идеи коммунистического анархизма Кропоткина получили распространение в Восточной Азии, Латинской Америке. Анархистские настроения присущи молодежным движениям капиталистических стран.

Развитие  анархизма в России в начале XX века

Первые анархистские группы в России возникли весной 1903 г., а уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах страны. Вскоре выделились три центра анархистского движения — Белосток, Екатеринослав и Одесса. Значительную поддержку российскому анархизму оказывали анархисты-эмигранты, создавшие к 1904 г. крупные издательские центры, печатавшие и распространявшие анархистскую литературу как за границей, так и в России.

Развитие  теории российского анархизма тесно  связано с именами М. А. Бакунина, князя П. А. Кропоткина. Бакунин стал автором концепции насильственного  революционного переустройства мира; Кропоткин обосновал теорию анархо-коммунизма (безгосударственного коммунизма), основанную на идее полного равенства, взаимопомощи и солидарности всех людей.

Основными направлениями  анархизма в России в годы первой русской революции стали: анархо-коммунизм, анархо-синдикализм, анархо-индивидуализм. Каждое направление имело свои печатные органы, регионы действий; внутри каждого  направления имелись мелкие фракции.

Целью анархистов-коммунистов (“хлебовольцев”) была “социальная  революция” — полное уничтожение  капитализма и государства и  замена их анархическим коммунизмом. Главными способами борьбы они считали  восстание и террористические акты. Анархический коммунизм, по Кропоткину, представлял собой союз или федерацию  вольных общин, объединенных свободным  договором, где личность получит  неограниченные возможности для  своего развития. Анархо-коммунисты выступали  за экспроприацию всего, что служило  эксплуатации, за передачу земли во владение общины.

Анархо-синдикалисты (главные идеологи и руководители Я. И. Кирилловский, Б. Н. Кричевский) основной целью своей деятельности считали  полное освобождение труда от всех форм эксплуатации и власти, создание свободных профессиональных объединений  трудящихся как высшей формы их организации.

Анархо-индивидуалисты (А. А. Боровой, Н. Бронский и др.) выступали  за абсолютную свободу личности как  отправную точку и конечную цель анархизма.

Социальную  основу анархистского движения в  целом составляли преимущественно  кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, часть интеллигенции, незначительная часть рабочих, а также деклассированные элементы. В целом движение было крайне неоднородным, но в практической деятельности сторонники анархии проявляли  единодушие и в борьбе за свои идеи отдавали предпочтение террору и  грабежам.

В годы революции  1905—1907 гг. анархисты сотрудничали с другими партиями, принимали участие в вооруженных восстаниях. После поражения революции численность анархистских организаций существенно уменьшилась первая мировая война привела к идейному расколу внутри движения.

 

9. Современное анархическое движение

Сегодня анархистское движение, конечно, всё ещё не так  сильно как прежде, но организует уже  десятки тысяч революционеров во многих странах. В многих странах  мира насчитываются десятки, если ни сотни тысяч сторонников анархистских идей. Появились группы анархистов и в тех странах, в которых  их никогда не было, например, в Нигерии, Турции, Ливане, Бангладеш. Греческое  анархистское движение является на сегодняшний  день одним из самых сильных.

Современное анархистское движение весьма разнообразно и включает в себя множество течений. Наряду со «старыми» анархистами, то есть представителями классических направлений в анархизме, преимущественно  анархо-синдикалистами и анархо-коммунистами, существует например такое движение как анархо-примитивизм.

Существуют  также проанархистские движения «автономистов», ред-скинов (красные- и  анархо- скинхеды), экологических движений, различных культурных инициатив, поселений, которые насчитывают десятки  тысяч активистов. Они борются  за так называемую «деколонизацию повседневной жизни» в нынешнем обществе.

Следуя традиции ситуационистов и новых левых  многие современные анархисты пытаются создать некую альтернативу отчуждённому и репрессивному социуму, решая  все вопросы коллективно, на основе консенсуса, уважая личность и избегая  всякого авторитаризма и иерархии. Патриархату противопоставляется  равенство полов, традиционным семейным отношениям — коммуны, иерархии —  самоуправление. Пропагандируются и  активно практикуются экологизм, антиимпериализм  и антифашизм. Анархисты активно  выступают против дискриминации  по национальному, гендерному, сексуальному признакам, против межгосударственных войн и политики неоколониализма. Анархисты  весьма активны в антифашистском движении, постоянно участвуют в  уличном противостоянии с неофашистами и неонацистами, а также полицией. Существуют различные анархистские коммуны, одной из самых знаменитых из которых является коммуна Христиания в Копенгагене.

В целом ряде стран продолжают действовать традиционные анархо-синдикалистские профсоюзы, и пропагандистские организации, из которых наиболее крупными являются САК в Швеции, НКТ и ВКТ в  Испании, УСИ в Италии, НКТ-МАТ  и НКТ-Ф во Франции, ФАУ в Германии .

Анархо-синдикалистское  профсоюзное движение традиционно  наиболее сильно развито в Испании. После смерти диктатора Франко в  1976 году здесь началось массовое возрождение анархизма. На первое постфранкистское собрание НКТ пришло порядка 500 000 человек Правда впоследствии в НКТ произошло несколько расколов, в первую очередь по вопросу о выборах в комитеты предприятий. Так что в итоге на сегодняшний день в Испании действует два основных анархо-синдикалистских объединения: НКТ-МАТ, в котором состоит порядка 10-15 тысяч человек, и ВКТ, в котором состоит около 60 тысяч человек. Соответственно НКТ-МАТ выступают против участия в этих выборах, а ВКТ в них активно участвуют.

Медленно  возрождение анархизма идёт в  Северной Америке, но и там либертарные  организации испытывают существенный рост своих рядов. Вновь активизируется организация Индустриальные рабочие  мира. В Южной Америке возрождается некогда знаменитая аргентинская ФОРА (Аргентинская региональная рабочая  федерация), секция МАТ, пытающаяся воссоздать рабочее анархистское движение.

В СССР анархистское движение стало возрождаться в конце  1980-х, а крупнейшим объединением рубежа 1980—1990-х годов стала Конфедерация анархо-синдикалистов (КАС), которая объединяла во время своего наибольшего подъёма до двух тысяч человек. В июне 1990 года, после раскола КАС, была образована Ассоциация движений анархистов, существующая до настоящего времени.

Во всём мире существуют многочисленные анархистские издания, исследовательские центры, библиотеки . В России сегодня тоже выходят анархистские журналы и  газеты. В числе наиболее известных  современных теоретиков анархизма  можно назвать американских мыслителей Ноама Хомского, Мюррея Букчина (автор  интересной концепции экоанархизма), Джона Зерзана (идейный вдохновитель антитехнологического направления  в анархизме), Боба Блэка (авангардный  писатель и теоретик парадоксального "отказа от работы"), а также  близкого к анархизму выдающегося  французского философа, теоретика автономизма  и экосоциализма Андре Горца.

 

 

 

 

 

Заключение

  Нельзя  отрицать,  что  в  фашизме  не существовало недостатков или ошибок; их  было  даже  более  чем  достаточно. В принципе я  не  сказала  ничего  нового,  а  просто попыталась взглянуть на фашизм с несколько иной стороны. Я  подтверждаю  все сказанное  ранее  противниками  фашизма.  Действительно,   фашизм   отрицает гуманизм,  пацифизм,  индивидуализм,  "свободу,  равенство  и  братство"   и утверждает трансцендентность, воинственность, авторитет, "порядок, власть  и справедливость",  а   также   приоритет   политических   и,   если   угодно, сверхчеловеческих  ценностей   над   экономическими   и   общечеловеческими.

Поэтому,  наверное,  господам  демократам  и  товарищам  коммунистам   стоит перестать   обзывать   друг   друга   коммуно-фашистами   и   демо-фашистами соответственно. Человек демо-коммунистических воззрений  никак не может  быть фашистом. Ведь фашисты  покушаются  на  "священные"  принципы  демократии  и отвергают  многопартийность,  всеобщее  равное  избирательное  право   (т.е. господство чистого  "количества"),  а  также  сами  основы  коммунистической идеологии  -  классовую  борьбу  и  исторический  материализм.   Фашист   не стремится к "счастью", как его  понимают  демократы  и  коммунисты,  т.е.  к материальному  благополучию  и  сытому  спокойствию.  Таким  образом,  фашизм действительно  является человеконенавистнической идеологией в  самом  широком понимании  этого слова.

Популярность  анархизма предопределялась ростом государственного механизма во всех странах, его сращиванием с классом  буржуазии, откровенно пробуржуазной  политикой западноевропейских государств XIX века. Анархизм дал основательную критику государства, но не ответил на вопрос, как пресечь неизбежное и продолжительное сопротивление капиталистов попыткам отнять у них собственность и лишить их власти.

Многочисленные  приверженцы марксизма ценили его  за глубокую критику капитализма. Однако марксизм, уповая на экономическую  обусловленность грядущего отмирания  государства, избегал постановки и  решения проблемы возможного перерождения временной революционной диктатуры  в стабильную деспотическую власть партийно-государственной бюрократии, противостоящую народу.

Наиболее  реалистичной с точки зрения социальной науки была теория "русского социализма", связывающая контуры будущего строя  не с теоретическими предположениями  кабинетных ученых и не с лозунгами  партийных программ, а с существовавшими  в России общественными отношениями  и учреждениями, способными стать  основой и опорой общинного и  кооперативного самоуправляющегося общества.

При всех разногласиях и острых дискуссиях представителей различных течений социалистической политико-правовой идеологии второй половины XIX века их критика несправедливостей первоначального капитализма способствовала изживанию ряда этих несправедливостей, совпадала с общей тенденцией социализации гражданского общества и содействовала ее осуществлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Рахшмир П. Ю. Происхождение фашизма. ¾ М. : «Наука », 1981.

2. Випперман В. Европейский фашизм в сравнении 1922¾1982.¾ Н.: «Сибирский хронограф» , 2000.

3.Боровой А. А. Анархизм. ¾М:«Либроком», 2009.

4. Бухарин Н.И., Преображенский Е. Азбука коммунизма.¾ М.: «Терра», 1994.

5. Табаков Г.В., Кибардин В. В. Азбука фашизма. ¾М.: «Терра», 1994.

6. Бакунин М. А. Анархия и порядок.¾ М.: « Эксмо-Пресс», 2000.

7. Кропоткин П.А. Нравственные начала анархизма.¾М.: «Эскимо», 2004.

8.Галкин А.А. Германский фашизм. ¾ М.: «Наука», 1989.

9. Бланк А.С.Из истории раннего фашизма. Организация. Методы.¾ М.:« Мысль», 1978.

10. Мельник В.А. учебник политология.2-е изд.,  И доп. –Мн.: Выш.шк., 1997. – 495с.

11. П. В. Рябов. Краткий очерк истории анархизма в XIX-XX веках. Анархические письма: — С.: « Красанд»2010.

 

                                                                                          


Информация о работе Политология фашизм и анархизм