Политология фашизм и анархизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Фашизм и анархизм представляют собой сложные и многоплановые явления, которые выступают в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на междустрановом уровне. Каждое это явление составляет комплекс идей, принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий и стратегий тех или иных социально-политических сил, того или иного правительства либо правительственной коалиции. Вместе с тем они нечто большее, а именно – типы и формы освоения и понимания социально-политического мира, которые не всегда ассоциируются с конкретными политическими силами или политическим курсом. Это одновременно теории, доктрины, программы, сформулированные на основе господствующей парадигмы.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 54.05 Кб (Скачать файл)

Первым шагом  было смешение индоевропейской группы языков с так называемой индоевропейской  расой. Понятие «индоевропеец» вскоре было вытеснено понятием «индогерманец». А затем, с легкой руки Фридриха Макса  Мюллера, превратилось в «арийский» – для обозначения принадлежности к языковой группе. С этих позиций  расисты утверждали, что «ариец»  означает благородство крови, бесподобную  красоту формы и разума и превосходство  породы. Любое значимое достижение в истории, утверждали они, было сделано  представителями арийской расы. Вся  цивилизация, по их мнению, явилась  результатом борьбы между творцами арийцам и разрушителями неарийцами.

Для освобождения Германии от ее «главного врага» –  евреев – Гитлер предпринял несколько  шагов. В 1933 г. он подписал циркулярное распоряжение, предписывающее всем ортсляйтерам (руководителям низовых организаций НСДРП) «организовать исполкомы для организации бойкота еврейских магазинов, товаров, юридических и медицинских консультаций». В 1935 г. была принята серия Нюрнбергских законов о гражданстве и расе, которые предоставляли гражданство «всем носителям германской или схожей крови» и лишали его каждого, кто считался представителем еврейской расы. Благодаря этим законам, расизм получил юридическое обоснование в Третьем рейхе.

В 1940 г. Главное управление по вопросам расы и поселений СС разработало проект переселения европейских евреев на Мадагаскар, однако Франция категорически отказалась уступить остров, поэтому план «Мадагаскар» так и не был реализован.

А переломным моментом в судьбе немецких евреев стал день 20 января 1942 г., когда на совещании в Ванзее была принята резолюция об «окончательном решении еврейского вопроса», ставшая сигналом для развертывания беспрецедентной акции геноцида. С 1939 по 1945 гг. в Германии было уничтожено 250 000 евреев – примерно половина от их довоенной численности.

Восхождение национал-социалистов к политической власти и весь период существования  Третьего рейха сопровождались интенсивной  пропагандистской кампанией, которой  заправлял министр народного  просвещения и пропаганды Йозеф  Геббельс. Большинству побед Гитлер и его движение обязаны 

незаурядным способностям министра пропаганды.

 

5. Сущность и принципы анархизма

Анархизм (от др.-греч.«ан», — «без», «архэ», —  «власть») — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.

Анархизм  — идея о том, что общество может  и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом существует множество  различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех  или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в  частности — относительно взглядов на частную собственность, рыночные отношения, этнонациональный вопрос).

Анархизм  — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей  целью уничтожение всех типов  принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних  людей другими и благодаря  привилегиям одних по отношению  к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения  и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности  каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.

Анархизм, особенно русский, можно рассматривать как  воплощение в мировой социально-политической философии XIX-XX в. древних идей о свободе и свободном обществе свободных людей, зародившихся в глубокой древности в степях центральной Евразии и нашедших свое выражение в частности в мировоззрении и философии евразийского казачества (великорусского, украинского, тюрко-татаро-казахского или ойрато-калмыцкого). Многие

теоретики и  сподвижники евразийского анархизма  имели казачьи корни и были связаны с казачьей средой, особенно анархисты юга Украины и Сибири начала XX века.

Идеи русского и евразийского анархизма сыграли  важную роль в центральноевразийской  революции начала XX века (1917-1926 гг.) и падении самодержавия в Российской и Османской империях. Идеи анархизма в те времена стали идеологической базой для нескольких повстанческих войск того времени, в частности Повстанческой Армии Украины и Народной Повстанческой Армии, в деле становления государственности в Турции и Ливии и т.д. Есть все основания рассматривать анархизм как одно из направлений философской мысли, правопреемственных по отношению к древним теориям свободы и свободного общества известных в обществе на просторах центральной Евразии как минимум со времен Скифии и Монгольской империи и находивших свое выявление в разных философских учениях, также как и мировоззрении центральноевразийского казачества.

Существует  много типов и традиций анархизма, и не все они взаимоисключающие: как правило, конкретные анархисты  являются сторонниками нескольких подвидов анархизма одновременно как дополняющих  друг друга: например анархист может  быть одновременно сторонником безгосударственных коммунистических идей и феминизма. Большинство анархистов традиционно  считаются левыми, выступающими против не только государственности, но также  частной собственности, капитализма, рыночных отношений. К данному направлению  относятся анархо-коммунисты, большинство  анархо-коллективистов. В то же время  анархизм всегда включал в себя индивидуалистическую составляющую.

При этом часть  современных анархистов даже выступают  в поддержку капиталистических  отношений (например, рыночные анархисты, агористы и 

др.), часть  являются сторонниками рыночных отношений, но отрицают при этом капитализм. При  этом всё-таки представители «правого»  анархизма и составляют меньшинство  относительно анархистского движения в целом, в то время как большая  часть анархистов по всему миру придерживается идей левого толка. По словам анархиста  XXI века Синди Милштейн, анархизм — "политическая традиция, постоянно находившаяся в месте соприкосновения индивидуального и общественного".

Направления анархистской философской мысли  включают в себя широкий спектр идей от крайнего индивидуализма до безгосударственного  коммунизма. Одна часть анархистов отрицает любые виды принуждения  и насилия (например — толстовцы), выступают с пацифистских позиций. Другая же часть анархистов наоборот поддерживает насилие, как необходимую  составляющую повседневной борьбы за свои идеалы, в частности выступая с позиций пропаганды социальной революции, как единственной возможности  достижения анархистского идеала вольного общества.

Семь принципов  анархизма:

Теория анархизма  предусматривает следующие принципы:

Отсутствие  власти, свобода от принуждения, свобода  ассоциаций, взаимопомощь, разнообразие, равенство, братство.

Отсутствие  власти подразумевает, что в анархистском обществе один человек, либо группа лиц  не будут навязывать своё мнение, желание  и волю другим лицам. Это же подразумевает  отсутствие иерархии и представительной демократии, равно как и авторитарного  правления.

Свобода от принуждения предполагает отказ  от принуждения одних людей другими  к участию в какой бы то ни было деятельности, будь то в интересах  отдельного человека или даже всего  общества, против его воли. Участие 

общественно значимых действиях либо проектах должно осуществляться по мысли анархистов не под внешним давлением, но при  условии проявления личной ответственности  перед обществом, частью которого он является.

Свобода ассоциаций предполагает, что в обществе, организованном на анархистских принципах возможны любого рода ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей, любые  общественные структуры должны создаваться  свободно объединившимися людьми, обладающими  равным правом определять будущее общества.

Анархисты полагают, что на место власти должен быть привнесён принцип действительной низовой инициативы, когда люди сами, коллективно будут решать общественные вопросы, и свои личные вопросы. При  создании федералистских образований  анархисты предлагают осуществлять их через систему делегирования, с правом немедленного отзыва делегатов, базирующуюся на принципе императивного  мандата. Федерации основываются на тех же базовых принципах, но действуют  через представительство от коллективов. Такие делегаты не должны принимать  решений за выдвинувших его людей, но должны выполнять возложенные  на них обязательства (в этом и  заключается принцип императивного  мандата).

Два последующих  принципа взаимосвязаны:

Взаимопомощь  — это синоним сотрудничества. Когда люди работают сообща, их деятельность заметно эффективнее, нежели когда  каждый работает поодиночке. Коллективное взаимодействие — это укороченный  путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате  усилий.

Разнообразие  — залог наиболее полноценной  жизни каждого отдельного человека, из которых состоит общество. Тенденции  развития цивилизации способствуют развитию разнообразия рабочего процесса, дестандартизации и демассификации (что делает анархизм только более  актуальным направлением

общественной  мысли), а потому ужасы конвейерезации человеческой жизни, неотъемлемо сопровождающие индустриализм выглядят, по крайней  мере в странах уже прошедших  процесс индустриализации, отходящими в прошлое.

 Разнообразие  — это более экологичная форма  организации, так как подразумевает  индивидуализированный подход к  производству и потреблению, и,  кроме того, анархисты полагают, что общественные организации  более эффективно удовлетворяют  интересы людей тогда, когда  те имеют возможность формировать  их по своему усмотрению. Когда  человеческая жизнь основывается  на разнообразии, люди взаимодействуют  более естественно и непосредственно.  Кроме того, разнообразие приводит  к тому, что отдельных людей  становится всё сложнее контролировать.

Анархизм  возможен только при так называемой «пространственной неопределённости», то есть когда невозможен тотальный  контроль «сверху». К сожалению, развитие современных технологий только усиливают  данный контроль, вроде бы не давая  возможности такому строю, как анархизм. Между тем, в сообществе свободных  технологий есть другая неопределённость: между заказчиком и потребителем товара. Так что в этом смысле, как строй, анархизм в современных  условиях всё равно возможен.

Равенство —  означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах труда, а также  равный доступ ко всем общественным благам, в том числе последним достижениям  науки и техники.

Братство  подразумевает, что все люди являются равными, что интересы и потребности  одних не могут быть важнее и ценнее интересов и потребностей других людей.

 

6. Происхождение анархизма

Первые анархистские идеи восходят к древнегреческим  и древнекитайским философским  школам. К древнегреческим протоанархистам  традиционно относят софистов (Антифонт — ок. 450/444 — ок. 365/360 гг. до н. э.) и киников (Диоген Синопский — ум. ок. 330—320 г. до н. э.). К древнекитайским относят даосскую традицию Лао-цзы (VI—V вв. до н. э.) и Чжуан-цзы (ок. 369—286 гг. до н. э.). Современный же анархизм возник из светского, равно как и религиозного направлений мысли эпохи Просвещения, в частности из аргументации Жан-Жака Руссо, его идеях о свободе и морали.

Кроме того к предшественникам современного анархизма  можно отнести ранних христиан, многие религиозные христианские ереси, такие  как например движение анабаптистов.

Непосредственно же первым теоретиком современного анархизма  стал Уильям Годвин (1756—1836), развивавший идеи, легшие впоследствии в основу современной анархистской мысли. В Англии, уже в 1793 году, выступил Годвин, опубликовав свой поистине замечательный труд "Исследование политической справедливости и её влияния на общественную нравственность", где он явился первым теоретиком социализма без правительства, то есть анархизма.

Первым же либертарным теоретиком, открыто  назвавшим себя анархистом, выступил Пьер Жозеф Прудон, по праву считающийся  подлинным основателем современной  анархистской традиции. Он выступил с  идеей «спонтанного порядка» (система  координации в экономике, когда  независимые участники производят свои действия, побуждаемые исключительно  собственными интересами, основываясь  на самостоятельно полученной информации), противопоставив её идеям централизма, предложив идею «положительной анархии», когда порядок возникает в  результате того, что все делают то, что они сами желают делать, и  такая система само уравновешивается, приходя к естественному порядку. При этом, как и Годвин, Прудон выступал против революционного преобразования общества, он представлял анархию  как «форму правительства или  конституции, в которой общественное и личное сознание, сформированное через развитие науки и закона, достаточных, чтобы поддерживать порядок  и гарантировать все свободы. В таком случае, как следствие, учреждения полиции, превентивных и  репрессивных методов, бюрократического аппарата, налогообложение и т. д., должны были уменьшаться до минимума. В этом, в особенности, формы монархии и усиленной централизации исчезают, чтобы быть замененными федералистскими  учреждениями и образом жизни, основанной на коммуне».

7. Основные направления в анархизме

Анархо-индивидуализм (от греч. безвластие; лат. неделимое) —  это одно из направлений анархизма, целью которого является установление анархии, то есть безвластного общества, в котором отсутствуют иерархия и принуждение. Базовый принцип  традиции индивидуалистического анархизма  — право свободно распоряжаться  собой, которое присуще любому человеку от рождения вне зависимости от его  пола.

Современные сторонники анархо-индивидуализма представляют новое общество как бесконфликтное общество, базирующееся на приоритете личности мелких собственников, вступивших во взаимный договор по вопросам самоуправления без государственных органов  власти.

Информация о работе Политология фашизм и анархизм