Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:56, контрольная работа
Кажется, что избежать недостатков в определении предмета политологии и характера ее соотношения с другими политическими науками позволяет третья точка зрения на предмет политологии, рассматривает ее как общую, интегральную науку о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, теорию государства и права, политическую географию и другие политические области знаний.
1. Объект, предмет и функции политологии.
2. Этапы развития политологии.
3. Категории и функции политологии.
4. Методы политологии.
5. Список используемой литературы
Понятие "политическая сфера" является наиболее широким, на мой взгляд, понятием политологии, поскольку охватывает всю совокупность политического, то есть институты, процессы, ценности, идеи, которые имеют политическую природу. Близким понятием к политической сферы является "политическая система", которая охватывает упорядоченную совокупность элементов, функционально взаимосвязанных. Однако, если политическая сфера включает в себя все политическое, то политическая система только - типовые элементы, характерные именно для данного типа. Например, если слишком широкие полномочия главы государства есть присущие авторитарной политической системе, то они логически не могут быть атрибутом либерально-демократической системы. В то же время политическая сфера включает в себя не только системные элементы, но и такие, что очень выразительно контрастируют с этой системой.
Предмет политологии, как науки, совпадает с ее объектом, однако не сводится полностью к нему. Ведь всякая наука исследует определенные закономерности и тенденции функционирования и развития объекта в целом или отдельных его составляющих в частности. Под политическими закономерностями следует понимать стали, необходимые и причинно-следственные связи между переменными политической сферы и политической системы. Для примера можно сказать, что атомизована партийная система является закономерностью функционирования авторитарного режима, поскольку в нем не партии формируют исполнительную власть, а глава государства. Поэтому здесь партии не могут развиваться как самостоятельные конкурентно-способные политические силы. В политологической литературе выделяют три группы законов политической жизни: законы структуры, функционирования, развития Законы структуры проявляют постоянство, определенность связей определенной политической структуры (государства, партии). Так, закономерность олигархизации партии в значительной степени обусловлено ее авторитарной организационной структурой.
Законы функционирования касаются постоянства и определенности связей в процессе политической деятельности в определенном временном измерении. Например, закономерностью можно считать отчужденность политического участия масс в тоталитарном режиме. Законы развития характеризуют постоянство и определенность связей при переходе от одной политической системы к другой. Сюда надо отнести закономерности реформ, революций.
Если выяснения некоторых закономерностей является, как правило, содержанием предмета естественных наук, то для гуманитарных наук суть их предмету в основном проявляется через тенденции. Тенденции, в отличие от закономерностей, не является проявлением причинно-следственных связей между переменными; они лишь фиксируют вероятный сценарий развития, который эмпирически наблюдается и может при определенных обстоятельствах произойти или наоборот. Для примера можно сослаться на то, что современное политическое развитие Украины характеризуется как переход к либерально-демократического режима, хотя никто не может убедительно утверждать о необратимости этого процесса.
Уточнил содержание базовых понятий, переходим к четкому выделению составляющих предмета политологии, которые имеют собственную специфику и не пересекаются с аналогичными составляющими предмета других смежных наук. В данной ситуации речь идет прежде всего о такие науки как теория государства и права, государственное управление, история политической мысли, которые имеют на первый взгляд очень похожие элементы предмета. Таким общим объектом и предметом для названных наук является государство. Возникает вопрос как выделить среди общего объекта специфические элементы, которые имеют исключительную политическую природу. Исходя из реальной практики функционирования государства в высокоразвитых странах, структура которой предусматривается четкое разграничение компетенции между политическими, правовыми, административными и военно-силовыми органами, предлагается отдельно выделить политические институты государственной власти. При этом следует сказать, что только политические институты государственной власти могут быть элементами предмета политологии, а не все государство, как это принято рассматривать в контексте украинской учебно-политологической литературы.
Политические институты государства в отличие от других государственных институтов имеют специфику в том, что: во-первых, избираемых народом или парламентом; во-вторых, принимают решения, необходимые для выполнения всем обществом; в-третьих, срок их полномочий закреплен в Основном законе; в-четвертых, имеют монопольное право на легитимное принуждение.
Кроме политических институтов государства, предмет политологии включает аналогичные институты на уровне региона и местного самоуправления, а также институты, которые обеспечивают формирование и распределение политической власти (таких как избирательная и партийная системы.
Перечень составляющих
предмета политологии будет не полным,
если не учесть такие политические явления,
которые имеют не только институциональную
основу, но и психологическую (ментально-поведенческую)
или промежуточную (институционально-
Что касается разграничения предмета государственного управления и политологии, то оно сводится к следующему. Государственное управление изучает структуру и функции органов исполнительной государственной власти, а политология только их высший уровень - политический (главы государства, правительства); государственное управление акцентирует внимание на юридических и административных аспектах деятельности государственной службы, а политология - процессе разработки, принятии и реализации политических решений государственными органами. Государственное управление выясняет объем и распределение полномочий между звеньями административного аппарата, а политология - специфику и содержание политико-управленческого процесса, его взаимодействие с органами административного управления.
Вывод истории политической мысли за скобки предмета политологии имеет целесообразность, учитывая следующие моменты: во-первых, очень сложно выявить различия в философских, социологических и собственно политологических концепциях изучения политической сферы; во-вторых, за большим массивом политических идей, концепций, парадигм, теряются существенные признаки конкретной политологической проблематики; в-третьих, политологические концепции следует использовать в процессе рассмотрения отдельного политологической тематики. И наконец исторический контекст политической мысли позволяет лишь выяснить генезис того или иного политического явления, расширить методологическое поле политологического анализа путем проведения параллелей между событиями прошлого и настоящего. Но он не дает ответа на вопрос о природе, закономерности и современные тенденции развития политических институтов. Постановка этого вопроса отнюдь не означает, что необходимо полностью вывести историю политической мысли за пределы предмета политологии. Речь идет прежде всего об отказе от традиции, согласно которой история мировой и украинской политической мысли рассматривается вот древнейших времен до наших дней во всех учебниках и пособиях по политологии.
Подытоживая сказанное, следует добавить, что рассмотренные в данной статье проблемы имеют спорный характер, однако без их анализа не возможно стимулировать запрос на четкое определение предмета политологии. В связи с этим представляется необходимым сформулировать собственное видение составляющих предмета политология, а именно : 1) политические институты государственной власти - глава государства, парламент, правительство, представители государства на региональном уровне; 2) политические институты региональной власти - политические исполнительные и представительные (законодательные) органы субъектов федерации, автономии и регионального самоуправления;
3) политические
институты местного
Итак, политология - это наука о закономерности и тенденции функционирования и развития политики, политических систем и отдельных политических институтов, их взаимодействие с различными подсистемами общества.
На современном этапе термин "политология" преимущественно употребляется в странах бывшего СССР, а в других странах применяется термин "политические науки", который объединяет политическую философию, политическую социологию и политическую психологию.
в Отношении понимания предмета политологии выделяют два подхода: плюралистический и монистическая. Сторонники плюралистического подхода включают в политологии различные дисциплины: историю политических и правовых ученый, политическую социологию, политическую философию, политическую географию. Сторонники монистического направления рассматривают политологию как отдельную область исследования со специфическими методами. Так, во французских и итальянских руководствах термин "политология" применяется для обозначения дисциплины, изучающей политические режимы, институты, элементы гражданского общества В англо-американской традиции соответствующая дисциплина называется "сравнительным правлением".
Политология в монистичному значении включает два аспекта: этатистский , который охватывает круг проблем, связанных с функционированием государственных институтов; кратологичний, что изучает политико-властные отношения на всех уровнях общества.
На современном этапе развития проблематика политологии тесно переплетается с проблематикой социологии. Некоторые западные политологи, в частности Г. Бендикс и С. Ліпсет, различают политологию и социологию на том основании, что первая изучает влияние государства на общество, а вторая - влияние общества на государство. Это утверждение не является бесспорным в свете все большего сближения политологии и социологии в плоскости совместного использования методов исследований. Речь идет о том, что методология современных политологических исследований сместилась к конкретно-социологического анализа политических явлен и процессов, т.е. социолого-поведенческий аспект исследований определяет специфику современной политологии. Итак, политология сегодня сводится к одному из подразделений социологии - социологии политики.
Политология тесно переплетается с политической философией. Различие между политологией и политической философией, по мнению многих политологов, заключается в следующем:
1. философия рассматривает
более умозрительные, абстрактные
проблемы, а политология - то явления,
которые можно
2. философия говорит о том, "должно быть", а политология - о том, "что есть".
Политология как любая гуманитарная наука выполняет следующие функции:
1) описательную, суть которой заключается в констатации фактов политической реальности, на основании чего можно получить ответ, какова эта реальность;
2) объяснительную, что дает возможность понятий суть политических явленный, причины их возникновения, закономерности функционирования. Объяснительная функция дает ответ на вопрос: почему именно эти, а не другие факты имеют место в политической реальности;
3) прогностическая
функция сводится к
4) инструментальная
функция заключается в
5) идеологическая
функция ориентирует на выбор
определенной системы
Политология как научная теория основывается на определенной методологии. Методологическая основа политической науки включает следующие элементы:
1) общетеоретические
исследования политики на
2) теории среднего
уровня, направленных на исследование
и формирование отдельных
3) конкретные эмпирические
исследования различных
Общетеоретические методы могут основываться на социологических теориях, концепциях и парадигмах - основных идеях и положениях, которые являются общими для отдельных теорий или теорий. Среди общетеоретических методов политологии можно использовать такие обще-социологичес теории и парадигмы:
1) структурно-функциональный (Толкотт Парсонс, Роберт Мертон);
2) конфликтологии (Ральф Дарендорф, Льюис Козер);
3) символического интеракционизма (Джордж Мид и Герберт Блумер);
4) бихевиоризма и обмена (Беррес Скинер, Джордж Хоманс, Питер Блау);
5) структурализма (Клод Леви-Стросс и Мишель Фуко);
6) постмодернизма (Пьер Бурдье).
Структурно-функциональный метод основывается на понимании общества как системы интегрированных элементов, стремится к стабильности на основе выбора определенной системы ценностей. Кризис ценностей порождает социальные дисфункции. Состояние функционирования политической системы, а также тенденции ее развития можно определить, исходя из анализа ценностей. Когда, например, в сознании преобладают эгалитарноколективистские ценности, вроде неприятия частной собственности, приоритета права над властью, оценка политиков за их идеологическими ориентациями, а не деловыми качествами, то такая политическая система не имеет перспективы получить в ближайшее время признаков развитой политической системы.
Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина