Политология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:56, контрольная работа

Описание работы

Кажется, что избежать недостатков в определении предмета политологии и характера ее соотношения с другими политическими науками позволяет третья точка зрения на предмет политологии, рассматривает ее как общую, интегральную науку о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, теорию государства и права, политическую географию и другие политические области знаний.

Содержание работы

1. Объект, предмет и функции политологии.
2. Этапы развития политологии.
3. Категории и функции политологии.
4. Методы политологии.
5. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

политология Агапов.docx

— 54.39 Кб (Скачать файл)

Суть современных конфликтологичных теорий сводится к пониманию конфликта как необходимого условия естественного развития общества на основе столкновения интересов различных социальных групп и отдельных лиц вокруг распределения власти, материальных ресурсов, а также психологических различий. Если с позиций структурно-функционального метода система ценностей обеспечивает стабильность общества, то с точки зрения конфликтологии - создание эффективных механизмов разрешения социальных конфликтов.

Символический интеракционизм раскрывает содержание и интенсивность возможностей взаимодействия как необходимого условия становления и трансформации социальных институтов. Эта интеракция зависит от понимания смысловых значений внешних стимулов (слов, предметов, логических конструкций). Часто в политической жизни конфликты возникают на почве не только столкновение интересов, но и непонимание политических терминов. С позиций этого метода можно проследить, как межличностные контакты влияют на формирование политических институтов. Часто непонимание выгоды общественного взаимодействия производит к негативным социальным последствиям. Сегодня в Украине политические деятели еще не привыкли мыслить рыночными категориями взаимодействия, что является одной из причин замедленного процесса образования современных партий. Следовательно, понимание взаимодействия зависит от ментальности ее субъектов, а последняя - вот теоретических знаний и опыта, приобретенного в качественно новой ситуации.

Теория обмена объясняет содержание политической деятельности соотношением таких стимулов, как вознаграждение и наказание. Согласно этой теории, человек способен повторят то действия и в тех обстоятельствах, за которые он получает вознаграждение, и чем больше цена этой награды, тем больше усилий прикладывает человек для ее достижения. Наказание, наоборот, ограничивает общественно вредные действия людей. Поэтому этот метод можно считать перспективным, учитывая достижения соотношения процедур поощрения и наказания в различных политических структурах: политическом руководстве, государственном аппарате, партийной деятельности и т.д.

Метод бихевиоризма предусматривается исследование реального поведения субъектов политики независимо вот то информации, которую они подают в себя или поступающей от других. Здесь анализируется поведение, обусловлено не определенными ценностями или нормами, а ситуацией. То есть, по теории бихевиористов, мы можем ожидать вот политика любого действия в зависимости от ситуации. Например, патриот может быть коррупционером, а бывший преступник - честными политиком, если одна ситуация стимулирует спрос на коррупционные действия, а другая эти действия ограничивает или вообще исключает. Следовательно, внедрение этого метода в научных исследованиях дает возможность снять маску лицемерия с политиков и показать их реальные действия.

Структурализм рассматривает в духе старого позитивизма социально-политические явления, которые являются независимыми от различных духовно-ментальных установок и ориентаций людей и детерминируют их поведение. К ним относят : структуралисты объективные общественные структуры, которые развиваются по законам, аналогичными природным (экономические, политические, идеологические, духовно-ментальные). Этот метод дает возможность проследить, как разрушение старых политических, экономических и идеологических структур влияет на сознание элиты и масс. Если исходить с позиций структурализма, то надо показать, что реформистский потенциал властной элиты и электората будет увеличиваться по мере окончательной вичерпнутости старых структур, а видимая борьба идеологий есть не что иное как конфликт политических группировок за перераспределение ресурсов. Итак, анализ мифов, языка, экономики (объективных структур) дает возможность понятий образ мышления и поведения политиков.

Постмодернизм пытается приблизит объективистский и субъективные подходы к политической реальности. Согласно его концепции, существуют объективные структуры (политические, экономические, идеологические отношения) - поля, детерминирующих понимание, способ ощущения, осмысления и оценки субъектов политики, политической реальности - габитус. Посредником между полями и габитусом есть практика, в процессе которой происходит их взаимное формирования. Следовательно, этот метод дает возможность раскрыть содержание политической деятельности, исходя из анализа политической ситуации (взаимодействия различных полей) и способа мышления, выбора тех стратегий, которые могут затормозить или ускорить общественный процесс.

Усвоение современной зарубежной методологии политологических исследований значительно расширяет силовое поле научного познания политической реальности в различных ее проявлениях.

К эмпирическим методам относятся методы выборочного исследования, полевого исследования, скрытого наблюдения, эксперимента.

Суть метода выборочного исследования заключается в том, что ученый изучает не весь объект Исследования (генеральную совокупность), а лишь его часть - выборочную совокупность. Например, при изучении социальной группы (студентов) для исследования избирается только один процент от общего количества.

Метод полевого исследования основывается на изучении людей в реальных жизненных ситуациях. Он имеет преимущество над методом выборочного исследования, поскольку дает возможность наблюдать объекты действия.

Исследование, при котором люди, чье поведение изучается, не знают об этом, называется скрытым наблюдением. Этот метод характеризуется тем, что сводит на нет влияние исследователя на поведение людей.

Существенная черта эксперимента - создание контролируемой ситуации в процессе исследования. В эксперименте часто используют две группы - экспериментальную, которая зависит от воздействия стимула, и контрольную, что не зависит от этого воздействия. Например, изучаются выступления политического лидера в двух группах: среди его сторонников и в нейтральной аудитории. На основании сопоставления двух выступлений выводится оценка его влиятельности.

Итак, использование общетеоретических и эмпирических методов зарубежной социологии в политологических исследованиях обеспечивает смещение акцентов украинской политологии из описательных на инструментальные.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Методы и функции  политологии

Разнообразные методы, используемые политической наукой, позволяют глубоко и всесторонне познать ее предмет, вместе с тем они характеризуют уровень ее развития и эвристические возможности. Методы политической науки - это приемы и способы исследования политической действительности, изучение закономерностей и категорий, составляющих ее предмет. Какие же методы использует политическая наука?

В широком понимании ими могут быть методы, используемые любой наукой. Однако на практике не все приемы и способы исследования имеют для политологии одинаковую значимость. Важнейшие из них, которые используются чаще всего, целесообразно разделить на три группы.

Первая группа: общие методы исследования политических объектов

Иногда методы называют подходами. Они отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и либо дают его специфическую интерпретацию (например, системный или деятельностный методы), либо ориентируют на особый подход к нему (сравнительный и исторический методы).

Социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной договоренности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. В своих крайних, жестко детерминистских формах социологический подход широко представлен в марксистских трактовках политики как надстройки над экономическим базисом, как отношений между классами, нациями и государствами (Владимир Ленин).

Этот метод ярко выражен и в теории заинтересованных групп Артура Фишера Бентли, который рассматривает политику как сферу соперничества различных общественных групп, преследующих собственные интересы. Социологический метод по праву занимает одно из центральных мест в политической науке, во многом определяет специфику политической социологии. Одним из его проявлений является культурологический подход, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов от политической культуры.

в Течение всего периода своего существования политическая наука во многом основывается на нормативно-ценностном подходе, который предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и др. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он требует исходить из должного или желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политические институты и поведение.

Нормативный подход подвергается критике за идеализацию политической действительности, оторванность от реальности, созерцательность многих построенных на его основе политических конструкций. Его определенная слабость проявляется в релятивности, относительности ценностных суждений, их зависимости от мировоззрения, социального положения и индивидуальных особенностей людей.  Все-таки, несмотря на определенную ограниченность, этот подход необходим для политической науки, поскольку он, в сочетании с антропологическим и другими методами, придает политике этическое, человеческого измерения, вносит в нее нравственное начало.

В отличие от нормативного, функциональный подход предусматривает изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся на практике, например, во взаимосвязях между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством партий и избирательной системой и т.д. Этот метод предполагает абстрагирование от этической оценки политики и основывается на позитивистской ориентации исследователя. Одним из первых функциональный метод в политологии широко использовал Н. Макиавелли, провозгласивший отказ от религиозных догм и этических ценностей при изучении политики, необходимость анализа реальной жизни во всей его противоречивости.

Специфическим развитием и качественным обогащением функционалистских установок выступает бихевиористский подход, что претендует на максимальную научность в политических исследованиях по сравнению с другими методами. Бихевиоризм требует применения к политике методов, используемых в естественных науках и конкретной социологии. Его суть заключается в изучении политики посредством конкретного исследования разнообразной (вербального и практического, осознанного и подсознательного) поведения отдельных личностей и групп. Этот метод требует эксплицитности, то есть ясности выражения и четкости определения исследовательской процедуры и проверки знаний опытом. Конституционными принципами этого метода выступают определенные положения:

1) политика имеет личностное  измерение. Коллективные, групповые  действия людей так или иначе зависят от поведения конкретных личностей, которые являются главными объектами политического исследования;

2) доминирующими мотивами  политического поведения являются  психологические мотивы, которые, конечно, могут быть социально обусловлены, но могут иметь и специфическую, индивидуальную природу;

3) в политологии могут  использоваться достижения других  наук, в том числе естественных, поскольку модели (образцы) поведения  людей часто сходны в разных  ситуациях и разных видах деятельности;

4) политические явления  измеряются количественно, что открывает  перед политологией широкие возможности  использования математических и  других методов статистических данных, результатов анкетных и других опросов, компьютерной техники.

К позитивистско-ориентированных методов примыкает структурно-функциональный анализ. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, имеющей сложную структуру, каждый элемент которой, в свою очередь, имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее экспектаций (ожиданий). Деятельность элементов системы как бы запрограммирована общей структурой организации, непосредственно занимаемыми позициями и выполняемыми ролями. Структурно-функциональный метод широко использовался К. Марксом, Т. Парсонсом и многими другими социологами и политологами. Он выступает как один из принципов системного анализа.

Системный подход в политике впервые был детально разработан в 50-60-х гг. XX ст. Т. Парсонсом и Д. Истоном. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно организованного организма, как саморегулирующегося механизма, находящегося в беспрестанном взаимодействии с окружающей средой через "вход" и "выход" системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе. Она стремится к самосохранению и выполняет в обществе (по Д. Истоном) две важнейшие функции: 1) распределение ценностей и ресурсов; 2) обеспечение восприятия гражданами принятых решений как обязательных. За сравнительно короткое время системный подход к политике показал свою конструктивность, сейчас он достаточно представлен в разнообразных теориях политических систем.

Институциональный подход наряду с нормативным вплоть до начала XX в. был господствующим в политической науке. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.

Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина