Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:30, доклад
Политология и философия связаны методологическими принципами исследования политических явлений: рассматривать их во взаимосвязи с другими явлениями, выявлять их противоречивый характер, прослеживать историческую преемственность.
Фома Аквинский имел, конечно, достаточное понятие и о других политических формах: аристократии, олигархии, демократии, смешанном правлении. Но среди всех них в качестве высшей им отмечалась монархия. Причем он выделял две разновидности монархического устройства – абсолютную монархию и монархию политическую. В сравнении с первой вторая, на взгляд Аквината, обладает рядом несомненных преимуществ. В ней весомую роль играют крупные феодалы . Власть государей тут зависит от закона и не выходит за его рамки. К этой второй разновидности монархии склонялись идеологические симпатии Аквината.
Он разработал особую теорию закона. Согласно Фоме Аквинскому, все законы связаны между собой.
Учение Аквината также основывается на идее божественного создания мира. В христианском политическом учении государство рассматривается как некая часть универсального порядка, правителем которого является Бог. Цель государства - сохранение порядка и гражданского мира. Идеальной формой правления Аквинат, вслед за Аристотелем, считал смешанную из трех “чистых” форм, при которой монарх олицетворяет единство, аристократия - преобладание надлежащих заслуг, а подданные служат гарантией социального мира и согласия, власть монарха, должна быть ограничена законами. Кроме того, он упоминает о “воле народа”, с которой необходимо считаться. И Августин, и Аквинат стремились обосновать верховенство церкви над светской властью.
С началом нового
времени возникла система взглядов,
которая получила название гражданской
концепции. Ее отправной точкой являлся
индивид-гражданин, а государство
стало рассматриваться как
Августин Блаженный
-все социальные,
государственные и правовые
-разделял людей на - которые живут по Богу (по духу) и -которые живут по человеку (по плоти)
-церковь заботится о внутреннем, моральном воспитании индивида, а само государство выступает как "страж", "регулятор" внешних правовых отношений.
Аквинский
-развивает теорию теократической власти. Государственная власть - это результат воли Бога.
-однако не
каждый отдельный правитель
-необходимость
усиления абсолютной власти
-создание гос-ва
- результат естественной
Жан Боден
-идеология светского
национального
-идея государственного суверенитета (мысль о неделимой, единой, постоянной, стоящей над законом гос.власти)
-Признаки государства:1)семья - ячейка общества 2)частная собственность 3) правовое управление соответствует естесственным, божественным законам 4)суверенитет государства.
Макиавелли
-государь - это
диктатор во имя общественного
блага, а не деспот, который
действует для собственного
-свобода не допустима в период кризиса, ибо она противоречит безопасности
-закон и право - основа свободы
-наследственному
государю, чьи подданные успели
слиться с правящим домом
-очент трудно удержать власть новому, даже наследному государю, присоединившему новое владение, т.к. гос-во становится как бы смешанным
-гос-ва делятся
на те, где государь правит
в окружении слуг (помогают ему)
и те, где государь правит в
окружении баронов (
5. Никколо Макиавелли (1469-1527) («Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции»).
Мировоззренческая позиция Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства - позиция религиозного индифферизма. Главный авторитет для него - опыт истории. Макиавелли постулирует новый, по существу не известный ни античным писателям, ни мыслителям средневековья, закон: политические события, изменения в государствеве, смена его форм происходит не по воле божьей, не по прихоти людей, но совершается объективно, под воздействием «действительного хода вещей, а не воображаемого». Макиавелли отъединяет государствоведение и от этики. С его точки зрения, неуместно осмысливать и решать политические проблемы, находясь в кругу моральных критериев и суждений, ибо власть, политика, технология политического господства - изначально явления внеморального плана.
Какими способами государи могут управлять государствами и удержать власть над ними? Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фундамента власти. Основой власти служат хорошие законы и хорошее войско, армия, вооруженная сила. Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в «Государе» в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Симпатии свои Макиавелли отдает тем единолично управляемым государствам, «где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности и помогают ему управлять государством.» Макиавелли настаивал на сосредоточении власти только в руках государя и выступал против наличия властных полномочий у чиновников, должностных лиц, баронов и магистратов.
Макиавелли не представлял народ как носителя, источника верховной власти. Ни слова нет оправах народа на управление государством, даже на минимальное его подключение к самостоятельному отправлению государственными делами. По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать гл. образом в облике опекуна народа. При этом правителю следует прибывать в убеждении, что знать - честолюбива, а народ- необузданная масса. Набор благодеяний, идущих от государства подданным, узок. Военные и полицейско-охранные меры, покровительство ремеслам, земледелию и торговле- вот почти и все. В этом наборе нет предоставления подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. Макиавелли считает, что подданные могут смирится с утратой свободы, престижа, власти(влияния), но никогда и никому не простят потерю имущества.
Макиавелли советует государю осуществлять свои действия, адресуемые своим подданным, как благодеяния. Непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие его подданных. «Презрение и ненависть подданных- это то самое, чего государь должен более всего опасаться». Ему надлежит «принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в нем. Если люди отчуждаются от него, то в таком случае оказывается обреченным и народ- он ввергается в пучину анархии, беспорядка. Власть осуществляется нормально, если подданные полностью повинуются государю. Есть два способа достижения повиновения. Первый - любовь к государю. Второй- страх перед ним. По Макиавелли, лучше всего, «когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если приходится выбирать «страх» и поддерживать его «угрозой наказания, которой невозможно пренебречь».
Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии - аксиомой об антисоциальной, антиобщественной природы, порочности людей. Идею асоциальной сущности человека воспримет и разовьет Гоббс. Жестокость допустима не только в военное, но и мирное время. Например, людей, причисленных к врагам государственной власти, опасных для нее, государь волен просто уничтожать. Опасаться ответственности ему нечего. Отсюда они находятся вне юрисдикции суда. Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра», может пойти против своего слова. Т.е. может не пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспечивают ему благополучие и безопасность.
Вопрос 6. Т. Гобсс и Дж. Локк о формах правления
В основу своей
теории государства и права Гобсс(
Абсолютная власть государства - вот, по Гобссу, гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские - опираются на силу.
Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех». По Гобссу, государства могут возникать не только через добровольное согласие, но и приобретать власть силой. Гобсс называет государства, возникающие в результате добровольного соглашения, основанными на установлении или полит государствами. Государства, появившиеся с помощью силы - основанные на приобретении. Путем взаимной договоренности между собой индивиды доверяют единому лицу(отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть то лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица - суверен. Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Власть суверена всегда абсолютна и безгранична. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает споры, назначает должностных лиц. Заключив однажды общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под действия верх власти. Им запрещается протестовать против решений суверена, осуждать его акции. При этом обладатель верх власти не связан ни гражданским законом, никаким-либо договором со своим народом и потому ответственности перед ним в принципе не несет. Государства гарантирует своим подданным свободу, которая является, по Гобссу, правом делать все то, что не запрещено гражданским законом. Активная роль государства проявляется в борьбе с теми учениями, которые ослабляют или ведут государство к распаду.
Гобсс не уделял большого внимания проблеме государственных форм. Согласно Гобссу, может быть три формы государства: монархия, демократия, и аристократия. Отличаются они друг от друга не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были установлены. И все же симпатии Гоббса на стороне монархии. Он убежден, что она лучше др. форм выражает и реализует абсолютный характер власти государства; в ней общие интересы тесно совпадают с частными. Строение государства он уподоблял устройству живого организма: суверена - душе государственности, тайных агентов - глазам. Гражданский мир сравнивается им со здоровьем, а мятежи, гражданские войны - с болезнью государства, влекущей за собой его распад и гибель.
Дж. Локк (1632-1704)
развил доктрину
Строя государство добровольно, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они передают государству. О каком-либо тотальном отказе от всех принадлежащих людям свобод в пользу государства ( что имело место у Гобсса) у Локка нет и речи. Право на жизнь, владение имуществом , свободу и равенство - неотчуждаемые ценности. Это границы власти и действий государства, переступать которые оно не может. Цель государства - охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Это показывает зависимость государства от объектив условий жизни людей.
Титул закона имеет ишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Поддержание режима свободы требует, по Локку, разграничения публично-властных полномочий между разными органами государства. Законодательная власть - парламенту. Исполнит и федеральная власть - монарху, кабинету министров. Первое место - законодательной власти. Иные власти подчиняются ей, оказывая в свою очередь на нее влияние.
Информация о работе Политология в системе социальных и гуманитарных наук