Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:30, доклад
Политология и философия связаны методологическими принципами исследования политических явлений: рассматривать их во взаимосвязи с другими явлениями, выявлять их противоречивый характер, прослеживать историческую преемственность.
9. Русская
политическая мысль второй
В концепции Чичерина опорными стали понятия гражданского общества и государства. Чичериным глубоко обосновываются принципы существования правового государства. Его природа обосновывается ученым также и с патриотических позиций. Основополагающую роль в концепции либерализма Чичерина играют положения, касающиеся гражданских и политических свобод и прав граждан. Он подчеркивает, что «свобода есть основное начало в понятии о гражданине» и что только свободной личности присваиваются права и обязанности. Свобода трактуется Чичериным как отсутствие внешнего насилия и возможность действовать по своему усмотрению. Речь идет о внутренней своде человека как свободе его воли, а также о его внешней свободе как свободе от внешнего принуждения со стороны кого бы то ни было. Внешняя свобода человека во многом обеспечивается правом, которое регламентирует и охраняет ее. В данном случае имеются в виду свобода человека как гражданина государства, его гражданские свободы. Право же выступает как «взаимное ограничение свободы под общим законом». Подобное понимание свободы легло в основу толкования Чичериным природы гражданского общества. Он писал, что гражданское общество «основано на свободной воле лиц; оно обнимает частные отношения граждан между собой», в основе этих отношений лежат «частные интересы». В то же время все граждане должны подчиняться законам государства в том, что касается их общих интересов. В политологических трудах Б.Н. Чичерина немало внимания уделяется различным формам государственного устройства, которые, по его мнению, определяются «строением верховной власти». Дается характеристика монархии, аристократии, демократии, а также смешанных форм государственного устройства: «Смешение аристократии с демократией мы можем назвать смешанной республикой»; «Монархия может сочетаться с аристократией, демократией или с обеими вместе. Все эти формы мы называем ограниченной монархией». Дается характеристика и такой формы государственного устройства, как теократия, при которой религия господствует во всех сферах жизни общества. В либеральной концепции Чичерина немало внимания уделяется демократии, как «образу правления, в котором верховная власть принадлежит народу». Основанием демократии он считал свободу и связанное с ней социальное равенство, при этом подчеркивал, что «свобода должна подчиняться общему закону, иначе нет государства». Одним из наиболее уязвимых свойств демократии он считал то, что при ней «меньшинство безусловно подчиняется большинству». Но при демократии «качество поглощается и подавляется количеством», происходит «полное подчинение образованных элементов общества необразованным». И Чичерин делает вывод: «демократия не может являться конечной целью человеческого прогресса». Чичерин отдает предпочтение конституционной монархии, при которой власть монарха ограничена конституцией как основным законом государства. Он подчеркивает, что ограничения власти монарха вытекают их интересов не отдельных сословий, а всего народа как совокупного целого. «Здесь представительство не сословное, а народное; только здесь существует истинное представительное начало».
Основные теоретические проблемы правового государства решаются в работах П.И. Новгородцева. Правовое государство характеризуется П.И. Новгородцевым как воплощение в политической жизни общества «абсолютного идеала», который не есть продукт духовной деятельности людей, а дан им свыше, носит надысторический характер. По мнению ученого, оно олицетворяет собой высшую справедливость в регулировании отношений между людьми и утверждает подлинную свободу личности. «Принцип личности», ее право «на индивидуальное творческтво и проявление» лежат в основе существования правового государства.
Особое значение П.И. Новгородцев придавал развитию в обществе демократических институтов, которые должны эффективно защищать интересы и права каждой личности. Он разделял понимание демократии как «формы государства, в которой верховенство принадлежит общей воле народа». Поскольку же в качестве общего идеала все более принимается идеал правового государства, то и демократию следует рассматривать «как одну из форм правового государства».
П.И. Новгородцев подвергает острой критике марксистскую «классовую теорию государства», согласно которой государство возникает в результате непримиримой борьбы классов за политическую власть и выступает как орган подавления одного класса другим. Он утверждает, что «государство не есть только классовое господство», что оно скорее выступает как «публично-правовое регулирование частной и общественной жизни» и что в своей деятельности оно неизменно вдохновляется идеями социальной справедливости. Указывается на то, что правовое государство исходит из «чистой идеи права», на основе которой вырабатываются общие для всех граждан правовые начала, имеющие «сверхклассовый и, следовательно, общечеловеческий и общегражданский характер».
Анализируя
марксизм, Новгородцев делал акцент
на его научной и практической
несостоятельности. Научный анализ,
проведенный Марксом, с точки
зрения Новгородцева, не играет решающей
роли в его системе, он лишь придает
ей респектабельный облик и
. В. Плеханов (1856—1918) явился не только одним из виднейших пропагандистов марксизма в России, по и его крупнейшим теоретиком. Он оставил обширнейшее интеллектуальное наследие, в том числе работы: «Социализм и политическая борьба», «Паши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и многие другие. В своем творчестве Г. В. Плеханов уделил внимание многим проблемам политической жизни. Он продолжил и развил марксистское учение о роли народных масс и личности в историческом процессе, раскрыл взаимосвязь экономики и политики. «Экономика, — в частности, писал он, — почти никогда не торжествует сама собою..., а всегда только через посредство известных политических учреждений» (Плеханов Г. В. Избр. философ, произведения. — Т. 2. — М., 1956. — С. 216). Г. В. Плеханов дал глубокий анализ формирования и развития политической идеологии, раскрыл взаимосвязь идеологии и политики.
Непревзойденным
теоретиком марксизма в России явился
В. И. Ленин (1870—1924). Его учение стало
не только прямым продолжением марксизма,
по и качественно новой ступенью
его развития в новых исторических
условиях. В ленинизме нашли теоретическо
В XX веке политическая мысль представлена множеством разнообразных концепций, доктрин и т. д. Вместе с политическими учениями, которые были созданы в конце XIX века, в XX веке получили развитие и многие другие.
Одним из направлений политической мысли в XX веке явилась геополитика — политическая доктрина, стремящаяся путем определенного истолкования географических факторов описать государство как особый организм, стремящийся к расширению пространства своего существования и деятельности.
Политическая мысль России
Чичерин
-государство
предстает в истории союзом
народа, связанного законом в
одно юридическое целое и
-частное благо есть цель не государства, а гражданского общества
-государство обеспечивает безопастность и осуществление нравственного порядка, оно же определяет и защищает права и свободы
-область естественного права - область требований правды, справедливости, эьл "система общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства
Новгородцев
-общественно-политический
идеал в конце 19-начале 20 в.
выражался в требовании
-считал, что бурное экономическое развитие 19в. показало необходимость материальных гарантий формально признанных прав и свобод и соц. помощи нуждающимся
-стремился,учитывая
состояние общественной жизни,
Данилевский
-развивал теорию культурно-исторических типов человеческой цивиллизации
-высоко оценивал
свободу, считая ее не
-считал,что
никакие особые гарантии
Плеханов
-в работе "Социализм и политическая борьба" призывает народников стать под новые знамена - знамена научного социализма.
-ориентировал
российское революционное
-раскрывает перед русскими революционерами подлинную революционную сущность философии диалектического и исторического материализма
-необходимость
создания партии рабочего
Ленин
-обосновал идею
о том, что политическая
-подчеркивал
значения просвещения рабочего
класса интеллигентами и
-рассматривал
социальную революцию не как
хаотичный взрыв, а как процесс
Бердяев
-Участник русского религиозного возраждения
-тема власти - это русская тема
-русский человек стремится к свободе, а власть препятствует
-государство высасывает все соки из людей, что люди уходят либо духовно либо физически
-устранить все старое из страны
-у революции нет творческой силы и она не способна что то изменить
10. современная западная политическая мысль (Лассуэл, Алмонд, Истон, Арендт, Хабермас, Даль)
Гарольд Лассуэл
1. Лассуэлл стремился к созданию такого интегрированного политического знания в рамках политической науки, которое было бы ориентировано на полевые исследования, широко использовало методы социальной психологии и психоанализа при изучении политического поведения.
2. Лассуэл предложил теорию политических личностей: администратор, агитатор, теоретик; отдавал предпочтение "смешанному типу", будучи убежденным, что он сочетает в себе все лучшее, что свойственно другим типам политической личности. Высказал гипотезу о «воле к власти» политиков как субъективной компенсации физической или духовной неполноценности.
3. проблема политической власти и ее распределения в обществе. Лассуэлл рассматривал власть в качестве центральной категории политической науки. Существенную роль в процессе властвования играют ценности, а также характер распределения их в обществе.
4. Чтобы понять политический процесс, политическая наука должна: определить его цели и объекты; выявить основные тенденции в распределении ценностей; изучить условия, объясняющие эти тенденции; наметить всевозможные изменения в будущем и др.
Д. Истон
Концепция власти, разработанная Лассуэллом, была развита в 50—60 гг. в системном направлении в политологии в работах Д. Истона «Политическая система», «Системный анализ политической жизни». Истон, как и Лассуэлл, считал, что политика заключается в авторитарном распределении ценностей, а политическая система и есть совокупность взаимодействии по поводу волевого распределения ценностей, тот организм, который предотвращает конфликты, возникающие по поводу их распределения.
X. Арендт
автор теории тоталитаризма
Ее модель тоталитаризма (по существу, она давала характеристику авторитаризму) вырабатывалась на основе анализа буржуазно-авторитарных режимов 20—30-х гг., и прежде всего в нацистской Германии. «Тоталитарный синдром, это присущая европейцам с XVIII века реакция на индивидуализм, побочный эффект западноевропейской системы ценностей.
Ю. Хабермас
разработал теорию «социального взаимодействия», которое всегда символически опосредованно, составляя специфическую область коммуникативной деятельности — в противоположность инструментальной деятельности в материальном производстве. Коммуникация в работах Хабермаса отождествлялась с языком
Информация о работе Политология в системе социальных и гуманитарных наук