Политология в системе социальных и гуманитарных наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:30, доклад

Описание работы

Политология и философия связаны методологическими принципами исследования политических явлений: рассматривать их во взаимосвязи с другими явлениями, выявлять их противоречивый характер, прослеживать историческую преемственность.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Локк категорически  отвергал абсолютно-монархическое  устройство власти. Личные симпатии к конституционной монархии (английская). Любые государственных формы могут выродиться в тиранию. Когда органы власти начинают обходить законы государства, то становится беззащитной собственность, порабощается и уничтожается сам народ. При этом вооруженное народное восстание с целью вернуть государства на путь законности будет правомерно. Суверенитет народа, по Локку, значительнее суверенитета созданного им государства.

 

7. Политические  учения Нового времени (Ш-Л.Де  Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, Ш.-А де Токвиль, Т.Джефферсон).

Существенный  вклад в развитие политической мысли  внес французский философ Шарль  Монтескье. Учение Ш. Монтескье о  разделении властей. Свобода может  быть обеспечена лишь законами. Монтескье  считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. Монтескье устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую идею, которая приводит в движение ту или иную форму правления. У Монтескье нет равновесия властей, он подчеркивал верховенство законодательной власти. Радикальным выражением гражданской концепции и в то же время ее первой критикой является политическое учение французского просветителя Жан-Жака Руссо. Он настаивал на социальном равенстве. Не поддерживая идею ликвидации частной собственности, Руссо в то же время протестовал против неравного распределения собственности среди членов общества. Во-вторых, он настаивал на фундаментальном политическом единстве. Руссо поддерживал прямую форму демократии. Руссо исследовал причины имущественного и социального неравенства между людьми и искал пути его ликвидации. Выход, предложенный им, состоял в наделении всех людей относительно равной частной собственностью. Определенный вклад в развитие политической мысли внес французский политик, историк Ш.А. де Токвиль, подчеркнувший противоречие между свободой и равенством как лозунгами французской революции. Он отмечал, что торжество идеологии равенства ведет к усилению государственной власти, превращению отдельной личности в простой инструмент, используемый властью для достижения своих целей. Создал либеральную политическую теорию. Но его беспокоила проблема вероятного конфликта между политическим равенством и политической свободой в демократическом обществе. Токвиль считал, что представительная власть во многом корректирует отрицательные тенденции демократии. Вместе с тем он полагал, что одной представительной формы власти недостаточно для противостояния отрицательным последствиям демократии. Токвиль выделял два основных преимущества демократии над другими формами правления: она способствует благополучию наибольшего числа граждан, обеспечивает политические свободы или широкое участие масс в политической жизни. Вольтер - управлять государством должны только собственники. Теоретически он отдавал предпочтение республике, но считал, что она мало применима на практике.

Политические  учения нового времени: Монтескье, Руссо, Токвиль, Джефферсон

 

Монтескье

-главная тема- политическая свобода

-решающее влияние  на законы оказывает природа  правительства, учреждаемого в  гражданском состоянии

-различает 3 формы правления: республиканский  (власть у всег народа), монархический  (1 человек и законы), деспотический  (1 человек вне законов и правил)

-2 вида законов  о полит свободе: 1)законы, устанавливающие  полит свободу в ее отношении  к гос.устройству 2)законы, устанавливающие  полит свободу в ее отношении  к гражданину

-полит свобода  возможна только лишь при умеренных  правлениях

-основная цель  разделения властей-избежать злоупотребление  властью

 

Руссо

-"общественный  договор" представляет собой  попытку установить, каким образом  люди, вынужденные жить в государстве,  могут воспользоваться его преимуществами, соединяя их с добродетелями первобытного человека

-определяет  целое как всеобщую волю.Эта  воля и является государством

-решительно  выступает против представителей  демократии,зищищая принцип прямого  народного правления

-всеобщая воля  не допускает неповиновеновения  отдельных индивидов,имеющих собственное, отличное от всех мнение,принуждая их к послушанию посредством наказания

 

Токвиль

-одним из  первых он сказал о близящемся  неизбежном наступлении демократии.Демократия - движение общества к равенству,которое  сметало все привилегии, особенно в области политики: 1)уравнение всех сторон жизни общества 2)республиканская форма правления

3)всеобщее избирательное  право 

-предрек образование  новой аристократии - промышленной

-чувства и  идеи исповедующих демократию  народов "ведут их к централизации власти"

 

Джефферсона

-идея народного  суверенитета и равенства граждан  в политических, в том числе  избирательных правах

-критиковал  капитализм,ведущий к разорению  и обнищанию широких слоев  населения

-основной автор  Декларации независимости - конституционного документа, который исходя из демократической и революционной трактовки естесственного-правовой доктрины

-правительство  создается людьми для охраны  естесственных прав человека

-власть правительства  проистекает из согласия народа  повиноваться ему

 

8. Развитие  западной политической мысли  в конце 19 – начале 20 веках  (М.Вебер, Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс,  Ч.Мерриам).

Современная политическая наука проходит в своем развитии несколько этапов:

I этап. Конец  XIX - 40-е гг. XX века. Развитие политической науки на рубеже веков связано с именами М. Вебера, Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса, М. Острогорского, Э. Дюркгейма (1858—1917 гг.). Они развивают социологическое направление, исследующее взаимодействие политики с социальными отношениями. Эти мыслители заложили основы политической социологии, акцентировав свое внимание на исследовании таких проблем, как политическая элита, бюрократия, партии, особенности функционирования политической власти в условиях демократии.

Представителем  этого направления был немецкий политолог и социолог М. Вебер (1861—1920 гг.). Вебер изучал политику с позиций социокультурных факторов развития (ценности идеалы, верования). Он рассматривал политику как особый вид человеческой деятельности и особую сферу жизни, которая формируется с возникновением государственно-административного аппарата. М. Вебер также анализировал проблемы теории власти, ее легитимности, проблемы бюрократии, лидерства.

Итальянские социологи  В. Парето (1848—1923 гг.) и Г. Моска (1858-1941) создали теорию элит и стали основоположниками политологии, С выходом в свет в 1896 г. работы Моска «Элементы политической науки» часто связывают появление современной политологии как самостоятельной оформившейся науки.

Крупный вклад  в развитие теории элит внес Р. Михельс (1876— 1936 гг.). Он исследовал механизмы, порождающие элитарность общества. Михельсу принадлежит формулировка «железного закона олигархии».

Огромную роль в развитии политической науки сыграла  после Первой мировой войны Чикагская  школа. Представители Чикагской школы Ч. Мерриам, Г. Лассуэл, Г Алмонд, Р. Даль, С. Верба начали активно изучать различные аспекты политического поведения людей как участников политического процесса. Исследования этих политологов и социологов положили конец чисто описательному и нормативно-институциональному стилю исследований в политологии. Они широко внедряли эмпирические и количественные методы. В арсенал политологии вошли тесты и лабораторные эксперименты, анкетные опросы, интервью, наблюдение, математическая статистика. Чикагская школа подготовила бихевиоралистскую революцию в политологии (бихевиоризм — от анг. behaviour — поведение).

В начале XX века творили такие мыслители, как  В. Парето, М. Вебер, Р. Михельс, Г. Моска, М. Я. Острогорский.

Макс Вебер  является создателем понимающей социологии и теории социального действия. Наименование «понимающая социология» и «теория социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения.

Рассматривая  социальные действия на огромном историческом материале, М. Вебер показывает, что  конкретные социальные действия, даже если они весьма рациональны, не всегда приводят к первоначально задуманным результатам. Очень часто созданная  людьми социальная реальность включает в себя непреднамеренные и непредвиденные последствия. Данная концепция социального действия была положена в основу типологии форм власти, концепции ее легитимности, типов лидеров.

Важное место  в социально-политической концепции  М. Вебера занимает проблема бюрократии, ее связи с политической властью. Под последней, М. Вебер понимает способность одного субъекта проводить свою волю внутри данных социальных отношений, несмотря на сопротивление другого [25].

Своеобразные  механизмы контроля над бюрократическим аппаратом Вебер видит, с одной стороны, в демократии, а с другой - в харизме политических лидеров.

В работах Вильфредо  Парето и Гаэтано Моска были поставлены проблемы теории элит, структуры политической власти и группового характера ее реализации. Парето считал деление на элиту и неэлиту существенной чертой всех человеческих сообществ. По его мнению, одни индивиды от рождения наделены способностью манипулировать массами с помощью хитрости и обмана («лисы»), а другие - с помощью силы («львы). Эти индивиды создают два различных типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчерпания «потенций» правящей элиты и последующей ее деградации. Роберт Михельс разработал концепцию «олигархии», провел исследования по проблемам политических партий.

В это время  главное внимание уделяется исследованию проблемы политической власти и её социальных основ. Теория элиты (Г. Моска,  В. Парето); социологическая теория государства (М. Вебер);  теория олигархизации (Р. Михельс) и др.

М. Вебер (1864-1920 гг.) разрабатывал 1) концепцию идеальных типов господства, выделяя 3 типа: рациональный (утв-е институтов формального права, парлам-зма и современной администрации); традиционный (повышение бюрократизации управления, формализация отн-й между людьми, свёртыванием демокра. мех-змов принятия управ. решений); харизматический (народ сам выбирает и поддерживает лидера, который должен  стоять  над  бюрокр.  администрацией,  не  допускать  бюрократизации управленч. процесса -  ”плебисцитарной демократия“). 2) Концепция происхождения и сущности капитализма (Европ. капитализм обязан своим происх-ем протестант. религиозно-этическому комплексу, обеспечившему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость,  честность,).   Осн.   положит. черта   капитализма - наличие рационального организованного предприятия. 3) Проблемы соц. структуры и класс. конфликта. Он подчёркивал многомерность классовых различий и положений. Гл. конфликт полит. жизни совр. гос-ва в борьбе между полит. партиями и бюрократ. аппаратом. Выдвигал тезис о всесилии бюрократии - диктатурой чиновников, а не раб. класса.

Сущность теории элит: необходимой сост. частью любой  соц. стр-ры является высший, привилегированный  слой, осуществляющий функции управления общ-вом. История человеческого общества - это совокупность социальных циклов, характеризуемых господством определённых типов элит.

Моска Г. пытался  доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному  положению и роли группы: класс  управляющих (ум, способности, богатство) и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым. Элита – политический класс; может формироваться аристократическим (закрытие и кристаллизация полит. класса) и демократическим (обновление полит. класса) путем. Власть переходит в ходе истории от одних элит к другим и никогда не достается массам. Способы закрепления власти: выборы, наследование, кооптация (назначение сверху). Господство организованного меньшинства над неорганизованным большинством.

Парето В. неизбежность деления общества на управляющую  элиту и управляемые массы  выводил из неравенства индивидуальных способностей людей ( умение убеждать, манипулируя; применять силу, там где это необх-о). В обществе есть индивиды, наделённые от рождения предрасположенностью  к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана (”лисы“) или способностью применения насилия (”львы“), которые создают два различных типа правления. Развитие общества происходит путем циркуляции или круговорота элит

Моска делал  упор на замене одного типа элиты другим, а Парето - на постепенном проникновении  в элиту "лучших" представителей масс.

Р. Михельса: "демократия, чтобы сохранить себя и достичь  известной стабильности", вынуждена  создавать организацию. А это  связано с выделением элиты - активного  меньшинства, которому народная масса  вверяет свою судьбу ввиду невозможности  ее прямого контроля над крупной организацией. Лидеры никогда не уступают свою власть "массам", а только другим, новым лидерам. Необходимость управления организацией требует создания аппарата, и власть концентрируется в его руках. Эта концепция получила в политологической науке распространение как ”железный закон олигархизации  Р. Михельса“.

Чарлз Мерриам. Его работа «Новые аспекты политики»  послужила началом развития поведенческого (бихевиористского) направления в  исследованиях политических процессов. Мерриам призывал к проведению междисциплинарных исследований в области общественных наук, к широкому использованию данных естественных наук при анализе политических явлений. Помимо решения методологических вопросов новой науки, Мерриам изучал вопросы политической власти и теории демократии, исследовал с помощью новых методов американскую партийную систему и политическое лидерство.

Информация о работе Политология в системе социальных и гуманитарных наук