Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:33, реферат
Целью настоящей работы является рассмотрение лоббизма как политико-правового явления. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать исторические причины появления института лоббизма;
2. дать представление о формах и методах лоббистской деятельности;
3. произвести теоретическое описание существования лоббизма в России;
4. изучить опыт правового регулирования лоббистской деятельности за рубежом
Введение
1. Понятие лоббизма
2. Зарождение лоббизма
3. Формы и методы лоббистской деятельности
4. Лоббизм в современной России
5. Лоббизм в других странах
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Понятие лоббизма
2. Зарождение лоббизма
3. Формы и методы лоббистской деятельности
4. Лоббизм в современной России
5. Лоббизм в других странах
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность исследования
Значимость лоббизма на политической
сцене современности не только не
ослабевает, но с каждым годом возрастает.
Лоббизм стал приобретать массовый
характер, формируется щедро
Повышение роли лоббизма в политике
приводит к трансформации демократии
от гражданского представительства
к представительству интересов.
Трансформация обусловлена тем
фактом, что появляются новые и
весьма влиятельные агенты политического
поля - группы интересов, которые оказывают
воздействие на власть, причем зачастую
прямое воздействие, без участия
в выборах. Лоббизм выступает
не только одним из главных механизмов
выработки и принятия государственных
решений, но и значимой действующей
силой становления
Исходя из этого тему реферата следует признать весьма актуальной и важной для понимания.
Объект исследования
Объектом данного исследования является лоббизм как явление политической жизни или направленную деятельность службы отношений с общественностью.
Цель и задачи исследования
Целью настоящей работы является рассмотрение лоббизма как политико-правового явления. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать исторические причины появления института лоббизма;
2. дать представление о формах
и методах лоббистской
3. произвести теоретическое
4. изучить опыт правового
Структура и объем работы
Реферат состоит из введения, пяти глав, заключения и перечня литературы. Библиография содержит 12 наименований. Общий объем работы - 39 страниц.
Понятие лоббизма
Институт лоббизма (от англ. lobby - кулуары) как инструмента взаимодействия предпринимательских и властных структур или как средство влияний различных заинтересованных групп, в частности, предпринимателей, на органы государственной власти и управления стал довольно распространенным явлением, немаловажным звеном в отношениях между государственными органами и бизнесом. Можно сказать, что в этом качестве институт лоббизма служит показателем признания предпринимательскими кругами регулирующей роли государства. Как массовое социальное явление он представляет собой одну из форм политической деятельности, универсальное политическое явление, разновидность политики, связанной с выражением и реализацией интересов определенных социальных общностей.
По-видимому, лоббизм, в качестве института проталкивания интересов тех или иных групп деловых людей существовал во все времена. Но как общепризнанный институт (независимо от его негативной или позитивной оценки) он является феноменом современного мира. Особенно широкое развитие институт лоббизма принял в ХХ веке по мере расширения регулирующей роли государства в экономике.
Лоббизм обычно рассматривается в трех аспектах: лоббизм как социальное явление; лоббирование как вид политической деятельности; лобби как форма политической организации заинтересованных лиц. Эта политика может быть
- открытой, если осуществляется
в соответствии с
- скрытой, если такое
Наибольшего распространения лобби получило в условиях рыночной экономики и зрелого гражданского общества, либеральной хозяйственной и плюралистической общественно-политической системы. Именно с этим связано усиление внимания российской общественности в целом и предпринимателей, в особенности к этому социальному институту подготовки и принятия социально значимых законов и нормативно-правовых актов, осуществления действий государственных органов.
В Советском Союзе лоббизм
Кроме того, отсутствие элементарных теоретических представлений о механизмах лоббирования приводит к тому, что отечественная пресса стала порождать и распространять мифологические представления о лоббизме.
Так, лоббистами стало принято называть
всех, кто имеет хоть какое-то отношение
к лоббистской деятельности, в
том числе и представителей власти,
а наиболее вредоносным из мифов
является миф о «диком лоббизме»,
отождествляющий в общественном
сознании лоббизм и коррупцию. Опасность
таких представлений
По мнению британского эксперта К. Куме, в западной литературе употребляются чаще всего два определения лоббизма. Куме К.. Лоббизм и его регулирование: советы британского эксперта // Бизнес и политика. 1994. № 1 - с.34.
Первое: лоббизм - это реализация права каждого гражданина, обращаться с ходатайством к своему правительству.
Второе: лоббизм -- это профессиональная деятельность либо сотрудников, либо специальных консультантов, нанятых компаниями, деловыми и профессиональными ассоциациями, профсоюзами и прочими группами, для представления интересов этих организаций в процессе формирования государственной политики.
Американские юристы считают, что лоббисты - это люди, занимающиеся бизнесом и убеждающие законодателей принимать законы, которые являются желанными, и отклонять те из них, которые не являются
Согласно определению, данному в толковом словаре русского языка, лобби -- это группа представителей экономически сильных структур, оказывающих влияние на государственную политику, а лоббист -- это человек, принадлежащий к лобби. Даниленко В. Пришло время лоббировать закон о лоббизме // Известия, 1992 - 29 сентября. с. 3.
Зарождение лоббизма
Исторически считается, что лоббизм появился в Англии XVII века. В кулуары (это один из переводов слова lobby) выходили члены английского парламента, где их и встречали заинтересованные лица.
Свой классический смысл термин лоббизм получил в Америке XIX века. Аравина Т.И., Кузнецов Ю.Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости // Социологические исследования. 2000. №9 - с 102 Традиция лоббизма уходит корнями в годы президентства Улиса С. Гранта (1869-1877), прославившегося в гражданскую войну генерала, изображенного на 50 долларовой банкноте. Вечерами 18-й американский президент и его команда часто отдыхали в лобби гостиницы Willard, где заинтересованные лица могли изложить им свои взгляды о пользе того или иного решения.
С 1946 года деятельность лоббистов в США регламентирована законодательством. В соответствии с Законом 1946 года (Federal Regulation of Lobbying Act) лоббист обязан: во-первых, зарегистрироваться, а во-вторых, четырежды в год представлять соответствующим органам свой финансовый отчет.
Поправка Бёрда, запрещает использовать
в лоббистских целях
Закон 1995 года (Lobbying Disclosure Act) строго лимитировал финансовые взаимоотношения с законодателями. По этому закону законодатель не имеет права получать из одного и того же источника подарки на сумму более 100 долларов в год. Гонорар за публичное выступление не может составлять более 2000 долларов Костяев С.С. Лоббизм в бюджетном процессе США: Дис. К.ю.н. - М., 2009 - с.44.
Реальным инструментом финансирования
лоббистской деятельности в США
являются избирательные фонды. В
США не существует государственного
финансирования выборов, то есть конгрессмену,
планирующему остаться в Капитолии
еще на один срок, приходится самому
думать об источниках финансирования
предвыборной кампании. Ими могут
стать те группы, интересы которых
он продвигает во время своей деятельности
в Вашингтоне. Львиную долю средств
законодатели получают от комитетов
политического действия (PAC), которые
и есть не что иное, как лобби.
Ныне действующий закон о
С 1979 года американские лоббисты объединены в свою лигу. Важнейшей ее задачей является утверждение профессии лоббиста, как самостоятельной, обладающей собственным содержанием, сделать ее общепризнанной, поднять ее престиж в общественном мнении, пропагандировать ее роль и значение в процессе выработки и принятия решений органами государственной власти. Факт создания профессионального союза лоббистов - показатель того, что лоббизм к этому времени оформился, как политический институт. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М., Юристъ, 2004. - с. 16
Для развития лоббизма в США существовало несколько предпосылок в самой политической системе: в первую очередь, в США нет законодательных норм, которые могли бы заставить конгрессмена изменить свою позицию, если она не соответствует позиции президента. А во-вторых, американская парламентская система, не предполагает жесткой партийной дисциплины. По существу голосование в Конгрессе определяет не партийная принадлежность, а интересы конкретного конгрессмена - члены Конгресса представляют прежде всего свой штат или округ.
Лоббизм в Европейском Союзе
развит в таких секторах экономики,
как сельское хозяйство, горная промышленность
и металлургия. На наднациональном
уровне лоббизм появился в ЕС в 1979
г., когда состоялись первые прямые
выборы в Европейский парламент
(до этого туда делегировали членов
национальных парламентов). Тогда же
Европарламент получил больше полномочий,
и бизнес закономерно заинтересовался
этим органом власти. В 1986 г. европейских
парламентариев наделили еще большей
властью, что дало новый толчок развитию
лоббизма. Сейчас в Брюсселе насчитывается
около 15 тыс. лоббистов. Примерно 2,6 тыс.
групп интересов имеют
Есть несколько причин, по которым число лоббистских организаций в Брюсселе будет возрастать: во-первых, динамичное развитие ЕС делает желаемым присоединение к нему. А во-вторых, европейское законодательство имеет приоритет над национальным законодательством государств-участников ЕС, что создает предпосылки лоббировать тот или иной законопроект на общеевропейском уровне.
Формы и методы лоббистской деятельности
В последнее десятилетие в России
сильное распространение
Формы лоббистской деятельности
Первоначально дадим определение
форме лоббистской
Обращаясь к классификации форм лоббистской деятельности, начнем с классификации предлагаемой иностранными авторами. Зарубежные авторы выделяют две основные формы коммуникации в рамках лоббистской деятельности, характерные для России.
1. Коммуникация посредством
2. Коммуникация, осуществляемая через
использование средств