Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:33, реферат
Целью настоящей работы является рассмотрение лоббизма как политико-правового явления. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать исторические причины появления института лоббизма;
2. дать представление о формах и методах лоббистской деятельности;
3. произвести теоретическое описание существования лоббизма в России;
4. изучить опыт правового регулирования лоббистской деятельности за рубежом
Введение
1. Понятие лоббизма
2. Зарождение лоббизма
3. Формы и методы лоббистской деятельности
4. Лоббизм в современной России
5. Лоббизм в других странах
Заключение
Список используемой литературы
Российский исследователь
выделяет также следующие
1. Информационные контакты, как
форма лоббистской
2. Давление, как форма лоббистской
деятельности, осуществляется следующими
методами: гражданская активность,
когда общественные
3. Обмен или сделка, как форма
лоббистской деятельности, осуществляется
как сделки (обмен) между лоббистами
и лицами, работающими в государственных
органах либо в организациях,
принимающих непосредственное
Указанные формы осуществления лоббистской деятельности имеют принципиальное различие в последствиях их реализации для государства и общества в целом. Например, если информационная форма может иметь как положительные, так и отрицательные последствия, то сделки носят в большей или меньшей степени, но безусловно, разрушительный для государства характер.
Автор многочисленных статей и исследований в области лоббизма А. П. Любимов выделяет следующие формы лоббизма:
1. Парламентский лоббизм (
2. Политические торги, которые
представляют собой форму
3. Теневые неформальные
4. Кампании по обработке
Кроме того, на взгляд автора можно произвести две следующие классификации форм лоббистской деятельности.
1. Формы лоббистской
2. Можно также провести
2.1 Косвенные:
а) подготовка исследований, публикаций и прогнозов, призванных воздействовать на принятие решений в правительстве или комитетах Федерального Собрания, особенно, если такие материалы готовятся по их поручению и заказу.
б) участие в семинарах, конференциях,
встречах и т.д., созываемых для предварительной
проработки отдельных решений
в) пропаганда своих интересов, и взглядов через органы массовой информации. Многие союзы имеют свои регулярные публикации/другие пытаются влиять на политику Правительства РФ через наиболее читаемые в его органах газеты и журналы.
2.2 Прямые:
а) финансирование избирательных компаний депутатов Федерального собрания. К такому финансированию прибегает почти каждый кандидат;
б) лоббирование при назначении должностных лиц в Правительстве РФ, распределении полномочий между министерствами и комитетами;
в) прямые консультации с министерствами и ведомствами для отстаивания своих позиций;
г) участие в правительственных и международных комиссиях по отдельным вопросам регулирования экономики и техники. Предприятия и их союзы участвуют здесь, как правило, на уровне экспертов, предоставляют информацию или привлекаются в опросах как респонденты.
Большим своеобразием обладают формы лоббистской деятельности в парламенте. Наиболее распространенным среди них является голосование депутатов. При этом решение Государственной Думы принимается на ее заседаниях открытым или тайным голосованием с использованием электронной системы. Голосование может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным.
Вместе с тем известно, что заказчики пытаются подкупить, поощрить лоббистскую деятельность конкретных исполнителей. Иногда в этой пассивной роли выступают и депутаты, которые могут быть искусственно втянуты в такое поощрение. Например, известно высказывание Президента РФ об указании управляющему делами Президента РФ, которое транслировалось (неоднократно) в апреле--мае 1998 г. по телевидению. Глава государства недвусмысленно посулил депутатам материальную помощь в обмен на голосование по кандидатуре Председателя Правительства.
Перечисленные формы -- тайное, открытое голосование или обсуждение кадровых вопросов -- это формы обычной парламентской деятельности, но в них может и, чаще всего, проводится лоббистская работа.
К формам лоббистской деятельности в палатах парламента следует также отнести:
? внесение проектов законов
РФ о поправках к Конституции
РФ, проектов федеральных
? внесение законопроектов о
внесении изменений и
? внесение поправок к
? проведение парламентских
? работа в депутатских
? доклады и содоклады по
В парламентской деятельности встречаются
и иные, более редкие формы работы
депутатов и органов
Помимо комитетов и комиссий Государственной Думы получила распространение практика создания депутатами комиссий по различным вопросам политической или экономических деятельности федеральных и региональных должностных лиц и органов.
Методы лоббистской деятельности
Методы лоббистской
По мнению российского исследователя А. Л. Кучерова методы лоббистской деятельности можно разделить по критерию социальной приемлемости последствий и конкретных результатов осуществления различных методов.
По данной классификации методы делятся на три группы:
1. социально-приемлемые;
2. пограничные (в отношении
3. криминальные Кучеров А. Л.
Правовое регулирование
По мнению М. В. Малютина, Россия служит обширным полигоном для всего арсенала методов влияния. Малютин М. В. Кто такие лоббисты? Сама власть. // Бизнес и политика. 1995. № 5. - С. 56.Ученый разбил их на две группы по степени жесткости.
Методы сильные: подкуп, угрозы, шантаж, обман, торги при принятии крупных решений (бюджета, договора о согласии, доверия правительству).
Методы мягкие: артикуляция, установление взаимоотношений, обращения (письмо депутатов в Правительство), организация опросов общественного мнения СМИ или «паблик рилейшнз». При этом методы первой группы он относит к открытому давлению, а методы второй группы называет «драпировкой», окультуриванием.
Кроме традиционного инструментария при лоббировании используются и различные изощренные методы, например, создание общественного мнения, рейтинги и т. д. Создание общественного мнения -- эффективный инструмент лоббирования в пользу какого-либо лица, программы или действия. Этот способ лоббирования получает многократное звучание, когда он усиленно подается в средства массовой информации.
В настоящий период получило широкое
распространение проведение различных
социологических опросов и
В своей деятельности лоббисты используют
информационные мероприятия, налаживание
контактов с политическими
Лоббизм в России
Лоббизм в России явление не новое. Фактически он существовал и в советский период истории. Для него было характерно: отсутствие широкой социально-экономической базы процесса лоббирования интересов экономических и общественных групп; узкий круг участников процесса лоббирования, в основном в рамках номенклатуры; преимущественно производственно-отраслевой и территориальный характер; высокая идеологизация; скрытый характер; осуществление давления на власть в рамках официальных каналов. Со второй половины 70-х гг., в связи с активным разрастанием сфер теневой экономики, методы лоббирования стали приобретать криминальный характер. В современной России лоббизм значительно расширил сферу и методы своей деятельности, что делает необходимым принятие специального закона. В этом объективно заинтересован как бизнес, так и само общество. Российский лоббизм можно охарактеризовать как спонтанно возникшее и существующее явление, развивающееся по непредсказуемым законам и включающее в себя самые различные силы, торпедирующие и раскалывающие государственную власть. http://lobbisty.ru
Общее правило заключается в том, что на федеральном уровне целесообразнее поднимать не собственные вопросы или бизнес-конфликты, а общеотраслевые (под предлогом улучшения всей лоббируемой отрасли).
Надо всегда помнить - государственные служащие заинтересованы во взаимодействии с лоббистами … если последние снабжают их достоверной информацией, помогают решать организационные вопросы, оказывают поддержку рабочим группам и т. д. Следует учитывать, что первой обязанностью чиновника является улучшение показателей в подведомственной ему сфере. Поэтому при проведении лоббистской кампании в Правительстве необходимо опираться на группы, которые хотели бы воровать на развитии, а не на деградации страны.
Вместе с тем, ещё до начала лоббистской кампании необходимо сделать ряд важных тактических шагов. Первое - необходимо выявить группу лиц, слой, на который можно опереться при осуществлении своей программы. Без этого ни одно начинание не проходит, в то время как правильная ставка на ту или иную группу может обеспечить решающий перевес.
На современном этапе - никакая
компания или лоббистская структура,
какой бы могущественной она ни была,
не сможет самостоятельно организовать
всю систему принятия решений. Цель
лоббистов должна заключаться в
проведении такой политики, как будто
политико-административный рынок состоит
из множества центров силы, пусть
даже мы и уверены в нашем