Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:33, реферат
Целью настоящей работы является рассмотрение лоббизма как политико-правового явления. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать исторические причины появления института лоббизма;
2. дать представление о формах и методах лоббистской деятельности;
3. произвести теоретическое описание существования лоббизма в России;
4. изучить опыт правового регулирования лоббистской деятельности за рубежом
Введение
1. Понятие лоббизма
2. Зарождение лоббизма
3. Формы и методы лоббистской деятельности
4. Лоббизм в современной России
5. Лоббизм в других странах
Заключение
Список используемой литературы
Таким образом, формулируем важный
аспект федерального лоббизма: в силу
масштаба задач и большого количества
сильных конкурентов лоббисту необходимо
уметь заключать союзы и идти
на компромиссы (на региональном и муниципальном
уровне это требование не столь категорично.
Построение сети союзников начинается
с принятия решения о необходимости
продвижения законодательной
На федеральном уровне критически важен стиль поведения крупного лоббиста. Даже если конкретная корпорация или бизнес-группа реализует свои лоббистские инициативы с эффективностью 100%, то она должна стремиться не подогревать опасения более слабых конкурентов. Если уровень обеспокоенности рынка по поводу лоббистской мощи той или иной компании превышает определённый уровень, то запускается механизм заключения союзов "обиженных против фаворита". Нередко это приводит к выкидыванию вчерашнего фаворита политико-административного рынка на его задворки.
Главная задача заключается не столько в достижении победы, сколько в сохранении постоянного стратегического прогресса. Любая поправка, лоббирующая интересы одной группы людей, ударяет по интересам другой. Попробуйте в первую очередь объединить "недовольных", выяснить их совместные возможности в области СМИ и "личного влияния". Исходя из этого, можно строить кампанию. А.П. Любимов История лоббизма в России - Москва, 2005 - с. 39
Ещё один аспект федерального лоббизма - глобальность устремлений лиц, принимающих решения. Спекулируя на комплексах величия "сильных мира сего", лоббисты своей риторикой могут получать реальные ресурсы в обмен на лояльность и потакание имперским устремлениям правящей элиты. В качестве примера можно привести ЛУКОЙЛ, который ( в т.ч. при помощи государства) успешно проводит экспансию на рынки Восточной Европы.
На уровне Парламента достаточно работать с главами фракций (т.к. именно они решают судьбу голосования), либо через Администрацию Президента (которая единолично определяет судьбоносные вопросы). Но эта рекомендация касается лишь больших лоббистских проектов. Если же говорить о работе с центристскими фракциями в Парламенте (Государственная Дума и Совет Федерации), следует учитывать, что на современном этапе партийные съезды являются бюрократическими парадами, и бюрократическая логика применима в работе с членами подобных партий и блоков.
При взаимодействии с Правительством важно помнить, что прохождению даже самых выгодных предложений всегда мешает среднее исполнительное звено. Среднее звено не хочет за те же деньги брать на себя больше ответственности, и помимо прочего может быть не заинтересовано в вашем проекте в силу договорённостей с конкурирующими организациями, от которых оно (среднее звено), в тайне от своего руководства, получают ежемесячные откаты. Таким образом, даже если проект понравится руководству, его всегда может запороть среднее звено, когда оно будет давать отзыв на ваше предложение.
Резюмируя анализ лоббизма на федеральном
уровне важно помнить, что классическая
форма взяток в реальности наличествует
лишь на нижнем уровне государственной
власти. На уровне министерств используется
принцип "дружбы" чиновника с
отдельным бизнесменом или
Специфика лоббизма на региональном уровне.
Реформа местного самоуправления ещё
не дала видимых результатов и
поэтому сложно предвидеть её влияние
на региональный лоббизм в будущем.
Предлагаю рассмотреть лишь современную
специфику регионального
С учётом новой системы организации Администрации Президента РФ - существенное место в региональном лоббистском процессе заняли аппараты Полпредов и Федеральных инспекторов. Именно от этих людей на стол Президента поступает информация из регионов. Региональным лоббистам следует больше сосредоточить своё внимание именно на них, а не на приёмных главы Администрации или членов Совета Федерации.
Если анализировать
Система пропорционального
Пожалуй, наиболее ярким феноменом
российского регионального
Вопреки представлению о российском Парламенте, как о подконтрольном административному давлению учреждению, лоббисты зачастую лоббируют региональные интересы власть даже сильнее, чем раньше. Совет Федерации называют "палатой лоббистов" из-за того, что больше половины его состава - это представители регионального бизнеса.
Что мешает формированию отечественного лоббизма
Тема лоббизма в нашей стране,
еще сравнительно недавно являвшаяся
запретной, сегодня вновь оказалась
в эпицентре внимания российских
ученых и политических деятелей. И
это закономерно. Рыночные реформы
в экономике вызвали серьезные
изменения в социальной структуре
общества, явились причиной появления
новых групп с четко
Осознание индивидами схожести интересов приводит к структурированию единого общегруппового интереса и как следствие -- к формированию в недрах социальной группы инициативного ядра, которое разрабатывает стратегию и тактику активного действия, выступающего в качестве идеолога этого интереса и локомотива для его отстаивания в органах государственной власти. В зависимости от характера этих интересов, поставленных целей, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении той или иной группы, в качестве такого ядра могут выступать как организационно неоформленные группы, так и организации, различные по своей организационно-правовой форме. Большинство из них активно пытается оказывать организованное воздействие на нормотворческую и административно-управленческую деятельность государственных органов с целью реализации групповых интересов. Эта цель может быть достигнута как за счет делегирования своих представителей в систему органов государственной власти (главным образом посредством выборов), так и путем влияния на процесс принятия решений в структурах государственной власти.
Группы интересов и “группы
давления” существуют на протяжении
всей истории человечества, т. е. с
тех пор как стали складываться
системы власти. Деятельность групп
интересов можно проследить еще
в условиях античной полисной демократии
(например, в практике судопроизводства
афинских судебных органов, в собраниях
граждан древнегреческих
В США уже с 1946 г. лоббизм регламентировался
“Законом о регулировании лоббизма”.
В 1995 г. вступил в силу “Закон о
раскрытии лоббистской
Для России вопрос лоббизма весьма проблематичен, так как он может возродить недобрую память о кураторстве, которое под видом контроля пытался осуществить Верховный Совет в 1991-1993 гг. Вот, к примеру, некоторые документы, принятые Верховным Советом РФ: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22.05.92 (№ 2819-1) “О финансировании республиканских расходов Российской Федерации в мае-июне 1992 г. ”; Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 14.07.92 (№ 3296-1) “Об основах градостроительства в Российской Федерации”; Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.93 (№ 5090-1) “Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации” (контроль за ходом реализации постановления должна была осуществить Комиссия Совета Национальностей). Примером может служить также борьба за СМИ между ветвями власти, которая сыграла весьма важную роль в углублении конфликта между ними.
Лоббизм не является для России новым явлением, которое появилось только с рыночными реформами 90-х гг. На сегодняшний день в нашей стране существуют лишь попытки регламентировать лоббистскую деятельность. Многие проблемы, с которыми сталкивается отечественный бизнес в практике взаимодействия с государственными структурами, в дореволюционной России получили свое успешное разрешение еще на рубеже XX в. С. Е. Заславский, Т. И. Нефедова, статья в журнале "Право и политика" №2, 2000 - с. 67
«Лоббизм и GR в современной России»
Комитет по связям с органами государственной власти представляет результаты нового исследования
Большинство экспертов отмечали, что понимание лоббизма на Западе и в России, скорее, различно.
Основания для различий следующие:
- На Западе лоббизм действует
в строгих законодательных
- На Западе и в России
- В России лоббизм носит
- На Западе лоббизм носит цивилизованный характер, тогда как в России все зачастую сводится к коррупции, взяткам и откатам.
- В России отсутствует рынок
лоббизма и GR, отсутствует прозрачное
ценообразование, нет здоровой
конкуренции и общепринятой
- Лоббизм на Западе и в
России воспринимается по-
Большинство экспертов отмечало, что чаще всего в связи с лоббизмом возникают негативные ассоциации, и в первую очередь, -- коррупция, подкуп, откат. Однако некоторые эксперты говорили и о положительных ассоциациях, в основном, это коммуникация, информация, взаимодействие.
Наиболее распространенным является мнение экспертов о том, в массовом сознании российских граждан лоббизм и коррупция воспринимаются как синонимы. Поэтому отсюда можно сделать важный вывод о необходимости ухода от термина «лоббизм» к термину «отношения с государственными органами (GR). Часть экспертов полагает, что эту ситуацию менять нет необходимости, т.к. затраты могут быть несопоставимы с результатом, нужно просто хорошо и честно работать. Другие эксперты убеждены, что ситуацию необходимо менять, и в частности отказавшись от использования скомпрометировавшей себя в общественном сознании терминологии. http://www.rian.ru