Порядок проведения республиканских референдумов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Референдум - это голосование граждан того или иного государства, какой-либо территории, имеющих избирательные права, для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни. В нашей республике могут проводиться как республиканские, так и местные референдумы в зависимости от решения вопросов, затрагивающих существенные интересы населения республики и соответствующей территории. [2,161]

Содержание работы

Введение
1. Понятие и назначение референдумов. Виды и принципы их организации
1.1. Понятие
1.2. Виды
1.3. Принципы
2. Порядок проведения республиканских референдумов
2.1. Право инициативы
2.2. Голосование и подведение итогов
3. Характеристика республиканских референдумов проведенных в республике Беларусь. Итоги
3.1. Характеристика
3.2. Итоги
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая Липская Анастасия 2 курс.docx

— 174.07 Кб (Скачать файл)

План

Введение

  1. Понятие и назначение референдумов. Виды и принципы их организации
    1. Понятие
    2. Виды
    3. Принципы
  2. Порядок проведения республиканских референдумов
    1. Право инициативы
    2. Голосование и подведение итогов
  3. Характеристика республиканских референдумов проведенных в республике Беларусь. Итоги
    1. Характеристика
    2. Итоги

            Заключение

            Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Референдум - это голосование граждан того или иного государства, какой-либо территории, имеющих избирательные права, для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни. В нашей республике могут проводиться как республиканские, так и местные референдумы в зависимости от решения вопросов, затрагивающих существенные интересы населения республики и соответствующей территории. [2,161]

Выносимые на референдум вопросы могут иметь обязательный или консультативный характер.

В соответствии со статьёй 73 Конституции Республики Беларусь и статьёй 111 Избирательного кодекса Республики Беларусь референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Согласно статье 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь на республиканский референдум могут выноситься вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь. На местные референдумы могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесённые к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей, Совету республики и гражданам Республики Беларусь. [4,19 ст74]

Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинства голосов от полного состава каждой из палат и вносится на рассмотрение Президенту Республики Беларусь. Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесённого не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска. [3,138]

В случае, если с инициативой проведения республиканского референдума выступают граждане, ими образуется группа по проведению референдума из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска.

Выносимый на республиканский референдум вопрос должен быть сформулирован инициативной группой чётко и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ.

Документы, представленные инициативной группой о проведении республиканского референдума, и вопрос, предлагаемый на референдум, направляются центральной комиссией на заключение в Министерство юстиции и Прокуратуру Республики Беларусь, которые проверяют соответствие вопроса требованиям законодательства Республики Беларусь и соблюдение порядка образования инициативной группы. Этот вопрос с учётом заключения Министерства юстиции и Прокуратуры Республики Беларусь, и состав инициативной группы регистрируется Центральной комиссией. [3,139]

В регистрации отказывается в случае нарушения требований законодательства Республики Беларусь. Отказ может быть обжалован в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь. [2,165]

Президент Республики Беларусь назначает референдум в двухмесячный срок после внесения на его рассмотрение в соответствии с Избирательным кодексом предложений палат Национального собрания Республики Беларусь, либо граждан.

Если на референдум выносится законопроект, то он прилагается к указу Президента Республики Беларусь о назначении референдума.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее 3-х месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума.

Принципы проведения референдумов закреплены в Избирательном кодексе. Референдум проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В референдумах не участвуют те же лица, что и в выборах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и назначение референдумов. Виды и принципы их организации
    1. Понятие

Слово "референдум" происходит от лат. "referendum", переводится как "то, что должно быть сообщено". Референдум - это одна из форм непосредственной демократии народа. Считается, что он впервые был проведен еще в 1439 г. в Швейцарии в кантоне Берн Разновидность референдума - плебисцит, от лат. "plebs" - "простой народ" и "scitum" - "решение", который обычно проводится для решения территориальных и других наиболее важных вопросов государственной жизни. [14, с.258]

В широком смысле слова референдум понимается как обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо общенационального или местного вопроса. Это обращение может происходить как от органов государственной власти, так и от части граждан.

Основное отличие референдума от выборов состоит в том, что объектом волеизъявления граждан при выборах является кандидат на какую-либо избираемую государственную должность, а при проведении референдума волеизъявление граждан направлено на отношение к вопросу, по которому так же, как и на выборах, проводится тайное голосование. Кроме того, при проведении референдума не образуются избирательные округа.

Согласно ст.111 Избирательного кодекса Республики Беларусь референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Конституция СССР 1936 г. в ст.49 предусматривала референдума по инициативе Президиума Верховного Совета или по требованию одной из союзных республик. Однако референдум рассматривался как "всенародный опрос", а не как "всенародное голосование" с обязательным для всех решением. В Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г. вопросу референдума было посвящено несколько статей, однако отсутствовал закон (механизм) его проведения.

Лишь в 1990 г. был принят Закон СССР о референдуме, а в марте 1991 г. проведен всесоюзный референдум о сохранении СССР на новых договорных условиях. Более 70% граждан бывших союзных республик высказались за его сохранение. Однако уже в декабре воля народа была нарушена беловежскими соглашениями лидеров России, Украины и Белоруссии о создании СНГ. [14, с.259]

Референдум - достояние всего человечества. Референдум - выражение воли народа, средство привлечения его к управлению делами государства. На референдуме можно принять, изменить, дополнить конституцию, любой другой закон, принять любое решение.

Опыт проведения референдумов свидетельствует, что институт референдума активно используется и реакционными силами, так как общественное мнение неустойчиво, противоречиво, недостаточно компетентно. Общественным мнением легко манипулировать через средства массовой информации. Говорят: "глас народа - глас божий, истина в последней инстанции". Тем не менее, значение референдума не следует преувеличивать.

Референдум эффективен лишь в сочетании с другими формами демократии - представительной и непосредственной, тогда, когда он ставит перед собой гуманную цель. Агитация по референдуму должна проводиться свободно как противниками, так и его сторонниками, на равных условиях. На референдум должны выноситься простые, ясные и доступные для понимания каждого гражданина вопросы. Демократичность или реакционность института референдума зависит во многом от реальных политических условий и обстоятельств, в которых он проводится.

    1. Виды

Референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. В силу ст.112 Избирательного кодекса на республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь. На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Классификация решений референдумов по характеру актов, выносимых на всенародное голосование: обязательные и консультативные.

Решения, принятые в порядке обязательного референдума, обладают наивысшей юридической силой по сравнению с решениями, принятыми любыми государственными органами. Решение, принятое таким референдумом, может быть изменено или отменено позорным народным голосованием. [8, с.69]

Консультативный референдум позволяет выяснить мнение граждан по тому или иному вопросу. Решение консультативного референдума имеет рекомендательный характер для органов государственной власти и управления. [8, с.69]

 

 

На республиканский референдум не могут выноситься вопросы



Которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь


 

Связанные с избрание и освобождением Президента Республики Беларусь


 

Связанные с назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь


 

О принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов


 

Об амнистии, о помиловании



 

На местный референдум не выносятся вопросы

Связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа, либо его руководителя


 

Классификация решений референдумов по силе нормативного правового акта



 

Конституционные

Законодательные


 

Предметом конституционного референдума является либо проект новой конституции, либо изменения и дополнения к действующей. Предметом законодательного референдума является принятие проекта нового закона или принятие изменений и дополнений к уже действующему закону, либо их отмена. [8, с.70]

Существуют и другие, более подробные классификации референдумов.    Помимо Избирательного кодекса, регулирующего отношения по поводу подготовки и проведения референдума, в Республике Беларусь действует Закон от 2 февраля 1988 г. "О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни Республики Беларусь". [8, с.70]

    1. Принципы

Основное различие между референдумом и всенародным обсуждением состоит в том, что при проведении референдума участвует больше населения, - граждане, обладающие избирательным правом, и они могут выразить свое мнение по тому или иному вопросу тайным голосованием "за" или "против" как при обязательном, так и при консультативном референдуме. [8, с.71]

При всенародном обсуждении тех или иных вопросов все исходит несколько иначе. В нем участвует не все население, а только отдельные группы граждан. Проекты законов, другие вопросы, вынесенные на народное обсуждение, могут обсуждаться на сессиях местных Советов депутатов, собраниях трудовых коллективов, собраниях граждан по месту жительства, в печати, по телевидению, на радио и другими способами. [8, с.71]

Граждане могут направлять предложения и замечания по проектам законов, другим вопросам, вынесенным на народное обсуждение, непосредственно в государственные органы, инициировавши их. При обсуждении граждане не участвуют непосредственно в голосовании, они высказывают лишь свои замечания и вносят предложения по проекту закона, иному вопросу, которые рассматриваются и учитываются при доработке проекта соответствующими государственными органами. [8, с.71]

 

Принципы организации и проведения референдумов



Право на участие

(ст.4 Избирательного кодекса)

Свободное участие

(ст.5 Избирательного кодекса)


 

Равное право на участие (ст.6 Избирательного кодекса)

Прямое волеизъявление

(ст.7 Избирательного кодекса)


 

Тайное голосование (ст.9 Избирательного кодекса)

Гласность

(ст.13 Избирательного кодекса)

Информация о работе Порядок проведения республиканских референдумов