Порядок проведения республиканских референдумов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Референдум - это голосование граждан того или иного государства, какой-либо территории, имеющих избирательные права, для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни. В нашей республике могут проводиться как республиканские, так и местные референдумы в зависимости от решения вопросов, затрагивающих существенные интересы населения республики и соответствующей территории. [2,161]

Содержание работы

Введение
1. Понятие и назначение референдумов. Виды и принципы их организации
1.1. Понятие
1.2. Виды
1.3. Принципы
2. Порядок проведения республиканских референдумов
2.1. Право инициативы
2.2. Голосование и подведение итогов
3. Характеристика республиканских референдумов проведенных в республике Беларусь. Итоги
3.1. Характеристика
3.2. Итоги
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая Липская Анастасия 2 курс.docx

— 174.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

  1. Порядок проведения республиканских референдумов
    1. Право инициативы

 

Право инициативы на проведение республиканского референдума

(ст.74 Конституции, ст.113 Избирательного  кодекса)



Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит

Президенту Республики Беларусь

Палате представителей и Совету Республики

Гражданам Республики Беларусь


 

Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, и вносится Президенту Республики Беларусь. [12, с.183]

Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и города Минска. [12, с.183]

В силу ст.114 избирательного кодекса, в случае, если с инициативой о проведении республиканского референдума выступают граждане, ими образуется группа по проведению референдума (далее - инициативная группа) из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме. Количеством не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска. [12, с.183]

Инициативная группа обращается в Центральную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проекта решения), предлагаемого ею на референдум. К заявлению прилагаются протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об образовании группы, выдвижении инициативы о проведении референдума, вопросе (проекте решения), предлагаемом на референдум, избрании председателя группы и координаторов по областям и городу Минску. Список участников собрания, подписанный председателем и секретарем собрания, а также список членов инициативной группы, давших согласие на участие в работе инициативной группы, что должно быть подтверждено их собственноручными подписями, подлинность которых подлежит нотариальному засвидетельствованию. [12, с.184]

Собрание инициативной группы правомочно, если в нем приняло участие более половины состава инициативной группы. Решения собрания принимаются большинством голосов его участников.

В списке инициативной группы указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности каждого члена группы. На собрании инициативной группы из ее состава избираются председатель группы, а также координаторы по областям и городу Минску. [12, с.184]

Выносимый на республиканский референдум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован инициативной группой четко и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ. Формулировка вопроса (проекта решения), предлагаемого на референдум, может быть уточнена с согласия инициативной группы, о чем должен быть представлен протокол собрания группы.

Документы, представленные инициативной группой о проведении республиканского референдума, и вопрос (проект решения), предлагаемый на референдум, направляются Центральной комиссией на заключение в Министерство юстиции и Прокуратуру Республики Беларусь. Которые проверяют соответствие вопроса (проекта решения) требованиям законодательства Республики Беларусь и соблюдение порядка образования инициативной группы.

Вопрос (проект решения), предлагаемый на республиканский референдум с учетом заключения Министерства юстиции и Прокуратуры Республики Беларусь, и состав инициативной группы регистрируются Центральной комиссией. [12, с.185]

 

В регистрации отказывается

В случае нарушения требований законодательства Республики Беларусь

Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован

В месячный срок

В верховный Суд Республики Беларусь



Жалоба должна быть подписана большинством состава инициативной группы


 

После регистрации инициативной группы Центральная комиссия выдает ей свидетельство о регистрации и образец листа для сбора подписей граждан под предложением о проведении республиканского референдума (далее - подписной лист), а членам инициативной группы - соответствующие удостоверения. [12, с.185]

Материальное обеспечение агитации по инициированию республиканского референдума гражданами и сбору подписей граждан осуществляется за счет средств инициативной группы, которая открывает для этого счет в банке. В этих целях инициативная группа может использовать добровольные пожертвования организаций (за исключением государственных), политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан Республики Беларусь. Контроль над поступлением и расходованием этих средств осуществляется Центральной комиссией.

На подготовку и проведение референдума использование яств иностранных государств, предприятий, организаций, иностранных граждан и международных организаций, предприятий Республики Беларусь с иностранными инвестициями не допускается. [12, с.185]

          Сбор подписей граждан ст. 115 Избирательного  кодекса осуществляется только  членами инициативной группы, в 2-месячный  срок со дня регистрации инициативной  группы.

Подписные листы должны содержать формулировку зарегистрированного вопроса, предлагаемого на референдум, и (или) изложение существа предлагаемого решения (законопроекта), а также фамилию, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, с указанием номера свидетельства о регистрации инициативной группы и органа, выдавшего его. Член инициативной группы, проводящий сбор подписей, обязан по требованию гражданина представить для ознакомления полный текст решения (законопроекта), предлагаемого на референдум. [12, с.186]

В подписной лист могут быть включены только подписи граждан, проживающих в одном населенном пункте, а в городах с районным делением - в одном районе города.

В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности гражданина Республики Беларусь, обладающего избирательным правом, поддерживающего предложение о проведении референдума. Данные о гражданине вносятся в подписной лист рукописным способом. Гражданин собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются. [12, с.186]

Гражданин имеет право подписаться в поддержку предложения о проведении референдума только один раз. Каждый подписной лист заверяется подписью члена инициативной группы, осуществлявшего сбор подписей, в присутствии руководителя либо заместителя руководителя местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого проводился сбор подписей, и немедленно удостоверяется печатью этого органа. На каждом подписном листе производится запись об общем числе заверенных подписей и дате такого заверения. [12, с.187]

Принуждение граждан Республики Беларусь с целью получения подписи в подписном листе, а также использование противоправных форм сбора подписей запрещается.

Ответственность за достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей.

 

Рассмотрение инициативы граждан о проведении республиканского референдума (ст.116 Избирательного кодекса)



Подписные листы сдаются инициативной группой

 

Не позднее истечения срока, установленного для сбора подписей



В районный, городской исполнительный комитет, в районную администрацию в городе



Которые в 10-дневный срок проверяют достоверность подписей граждан в подписных листах



При этом должно быть проверено не менее 20% подписей граждан в подписных листах, сданных инициативной группой


 

Определение порядка проверки и учета подписей граждан в подписных листах, представленных в органы, указанные в ч.1 ст.116 Избирательного кодекса, а также признание недостоверными подписей граждан проводятся в порядке предусмотренном ч.13 и 14 ст.61 Избирательного кодекса. Недостоверными считаются также подписи граждан, собранные до регистрации инициативной группы.

В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же гражданина достоверной считается только одна подпись, а остальныеe подписи считаются недостоверными.

Если количество обнаруженных при проверке недостоверных подписей граждан составит более 15% от количества проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 15% подписей от количества подписей в подписных листах, сданных членом (членами) инициативной группы в соответствующий районный, городской исполнительный комитет, районную администрацию в городе. [12, с.188]

В случае, если суммарное количество недостоверных подписей граждан, выявленных при проверках, составит более 15% от общего количества проверенных подписей в подписных листах, дальнейшая проверка подписей в подписных листах районным, городским исполнительным комитетом, районной администрацией в городе прекращается, и все подписи граждан в сданных подписных листах не учитываются при определении результата сбора подписей в районе, городе, районе в городе. [12, с. 188 ]

О результатах сбора подписей граждан в подписных листах в поддержку инициативы о проведении республиканского референдума принимается решение соответствующего районного, городского исполнительного комитета, районной администрации в городе, которое направляется соответственно в областной, Минский городской исполнительный комитет. В решении указываются общее количество подписей в подписных листах, принятых от инициативной группы; количество подписей, достоверность которых проверялась; количество подписей, признанных достоверными, и количество подписи, признанных недостоверными.

Подписные листы должны находиться на хранении в соответствующих районных, городских исполнительных комитетах, районных администрациях в городах.

Областной, Минский городской исполнительный комитет при необходимости в пятидневный срок может также проверить достоверность подписей граждан в подписных листах. На основании решений районных, городских, исполнительных комитетов, районных администраций в городах об установлении количества граждан, поставивших свои подписи в подписных листах, в поддержку инициативы о проведении референдума, и результатов проведенных областным, Минским городским исполнительным комитетом проверок достоверности подписей граждан в подписных листах областной, Минский городской исполнительный комитет, подводит итоги сбора подписей по области, городу Минску. Принимает об этом решение и направляет его в Центральную комиссию. В решении указываются данные, предусмотренные частью 6 ст.116 Инвестиционного кодекса. Копия решения передается координатору инициативной группы. [12, с.189]

После принятия решений областными и Минским городским исполнительными комитетами, инициативная группа составляет заключительный акт, о сборе подписей, и представляет его в Центральную комиссию.

 

Центральная комиссия

 
     

---►

Проверяет соответствие заключительного акта инициативной группы и поступивших решений областных, Минского городского исполнительных комитетов требованиям ИК и иных актов законодательства Республики Беларусь

   

---►

Составляет заключение о соблюдении инициативной группой требований ИК и протокол о результатах сбора подписей, подтверждающий наличие не менее 450 тысяч подписей граждан, в том числе не менее 30 тысяч подписей граждан от каждой из областей и города Минска


 

Заключительный акт инициативной группы вместе со своим заключением и протоколом, если отсутствуют основания для отклонения предложения о проведении референдума, Центральная комиссия передает Президенту Республики Беларусь.

 

Центральная комиссия отклоняет предложение о проведении референдума и сообщает об этом инициативной группе и Президенту Республики Беларусь в случаях:

Нарушения срока для сбора подписей граждан

 

Отсутствия требуемого количества подписей

 

Выявления нарушений принципа добровольности в ходе сбора подписей, зафиксированных в установленных Центральной комиссией порядке

 

Представления инициативной группой более 15% недостоверных подписей от общего количества проверенных подписей граждан в подписных листах



Установления в представленных документах других нарушений требований Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь


 

Решение Центральной комиссии об отклонении предложения по проведению референдума может быть обжаловано

В месячный срок

В Верховный Суд Республики Беларусь

 

Жалоба должна быть подписана большинством состава инициативной группы


 

Повторное инициирование гражданами проведения референдума по одному и тому же вопросу допускается не ранее чем через год после отклонения предложения о проведении референдума и не ранее чем через 3 года после проведения референдума по этому вопросу. [12, с. 190]

Информация о работе Порядок проведения республиканских референдумов