Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:41, реферат
Процесс правотворчества это не простое «сочинительство», направленное на упорядочение общественных отношений, а сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества.
Еще со времен становления государства, дабы установить хоть какой минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения.
Введение
1.Понятие, принципы и виды правотворчества ……………………………..5
2. Понятие и стадии законотворчества в России…………………………….12
3. Систематизация законодательства………………………………………..22
Заключение
Список источников
Это основной вид правотворчества.
Им занимаются практически все
9
III. Правотворчество должностных лиц.
В современном российском
законодательстве нет универсального
определения должностного лица, которое
бы в полной мере отражало правовой
статус руководящих работников государственных
и негосударственных
Правотворчеством является лишь деятельность должностных лиц по подготовке и принятию нормативных правовых актов. Их правоприменительные акты к правотворчеству, естественно, отношения не имеют.
Должностными лицами являются: министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений, командный состав Вооруженных Сил, депутаты и т.д.
По содержанию издаваемых каждым органом правотворчества нормативных правовых актов
По содержанию издаваемые
органами правотворчества нормативные
правовые акты подразделяются, прежде
всего, на законы и подзаконные акты.
Закон – это нормативный
Законы подразделяются на
федеральные и законы субъектов
РФ. В свою очередь среди федеральных
законов особое место занимают федеральные
конституционные законы и законы
о поправках в Конституцию
РФ. И те и другие принимаются
в особом порядке. При этом федеральные
законы не могут противоречить
Особенности правотворчества субъектов Федерации заключаются в следующем:
11
Понятие и стадии законотворчества в России
Законотворческий процесс —
главная составная часть
Законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов вносить предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения [1.ч. 1 ст. 104].
Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:
1.Стадия реализации права
То есть реализация права официального внесения законопроекта в высший представительный орган страны, который в таком случае обязан рассмотреть данный законопроект.
Первым этапом законодательного процесса
является внесение проекта закона в
парламент. Разумеется, законодательный
орган не должен, да и не может, рассматривать
в качестве законопроектов предложения,
поступающие от любых лиц. В связи
с этим Конституция четко определила
круг субъектов, которые наделяются
законодательной инициативой, то есть
правом официального внесения законопроектов
на суд депутатов. Этому праву
соответствует обязанность
12
Важно отметить, что перечисленные
властные институты могут вносить
законопроекты по всем вопросам, отнесенным
Конституцией к ведению Федерации,
а также к совместному ведению
Федерации и ее субъектов. Кроме
того, право законодательной
Интересно, что в сравнении с
Конституцией России 1978 г. перечень субъектов
законодательной инициативы сократился.
Сегодня из него исключены постоянные
комитеты и комиссии обеих палат
парламента, Генеральный прокурор,
а также общероссийские общественные
организации. Тем не менее, и ныне
наш перечень шире, чем в большинстве
зарубежных конституций. За рубежом, как
правило, правом законодательной инициативы
наделены лишь депутаты парламента и
правительство. Российская же Конституция
предоставила реальную возможность
участия в законодательной
Раздумывая о
13
Президент России обладает преимуществом перед прочими субъектами законодательной инициативы - его законодательные предложения могут быть заявлены в качестве первоочередных. И хотя действующая Конституция, в отличие от прежней, не содержит соответствующей нормы, парламент, следуя сложившейся практике, обычно рассматривает их вне очереди.
Президент, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы лично принимают решение о выступлении с законодательной инициативой. Все прочие структуры, обладающие таким правом, принимают данное решение коллегиально.
Важно отметить, что законопроекты
в порядке законодательной
Конституция и законодательство Российской Федерации не устанавливает, по каким конкретно вопросам законодательная инициатива осуществляется по преимуществу Президентом, а по каким - Правительством и парламентариями. Исключение составляет лишь проект закона о федеральном бюджете, представление которого является прерогативой Правительства. Теоретически возможна совместная законодательная инициатива Президента и Правительства, но на сегодняшний день на практике такое не применялось.
Порядок внесения законопроектов определен
Регламентом Государственной
14
Кроме того, его сопровождает перечень
законов и иных нормативных актов,
которые в случае принятия закона
нужно отменять или изменять, а
также финансово-экономическое
При внесении так называемых финансовых
законопроектов - налоговых, законопроектов,
связанных с финансовыми
2.Стадия обсуждения
Обсуждение законопроектов в Российской Федерации происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии вносятся поправки, изменения, дополнения или исключаются из законопроекта ненужные положения.
Свой нынешний облик
В настоящее время основные тяготы законотворческой деятельности возлагаются на Государственную Думу - нижнюю палату. Верхней палате - Совету Федерации, формируемому из представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставлено право одобрять или не одобрять законы, принимаемые Государственной Думой.
Российская Конституция
15
Федеральные конституционные законы принимаются обеими палатами. Обусловлено это особой значимостью последних в системе российского законодательства.
Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе производится в трех чтениях, каждое из которых, как правило, проходит на отдельных заседаниях палаты, т.е. не в один и тот же день. Вместе с тем, допускается, что применительно к конкретному законопроекту может быть принято иное решение; под занавес каждой сессии депутаты зачастую злоупотребляли этой возможностью, принимая законы десятками и в двух-трех чтениях одновременно.
Процедуре первого чтения предшествует
обсуждение внесенного законопроекта
в комитете палаты, назначенном по
нему ответственным. Данный комитет
готовит рассмотрение вопроса на
заседании палаты и в дальнейшем
совместно с инициатором
Во время первого чтения законопроекта обсуждаются вопрос о необходимости его принятия, основные положения внесенного документа, а также дается общая оценка его концепции.
Если законопроект внесен Президентом,
Правительством, Советом Федерации,
законодательным органом
Если на заседании рассматриваются
законопроекты, предусматривающие
расходы из средств федерального
бюджета, то в обязательном порядке
заслушивается заключение Правительства.
При благоприятном для авторов законодательной инициативы исходе Государственная Дума решает принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных депутатами предложений и замечаний.
Более грустный вариант означает отклонение законопроекта. Отклоненный в первом чтении законопроект передается в ответственный комитет для доработки, которая осуществляется совместно с его инициатором. После этого он повторно может быть внесен на рассмотрение палаты.
Для того, чтобы принять любое из этих решений, достаточно простого большинства голосов от общего числа депутатов палаты.
Иногда в Государственную Думу
вносятся сразу несколько
Информация о работе Правотворческая деятельность государства