Правотворческая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:41, реферат

Описание работы

Процесс правотворчества это не простое «сочинительство», направленное на упорядочение общественных отношений, а сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества.
Еще со времен становления государства, дабы установить хоть какой минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения.

Содержание работы

Введение
1.Понятие, принципы и виды правотворчества ……………………………..5
2. Понятие и стадии законотворчества в России…………………………….12
3. Систематизация законодательства………………………………………..22
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

Ministerstvo_obrazovanotia_i_nauki_Rossyskoy.docx

— 58.43 Кб (Скачать файл)

Это основной вид правотворчества. Им занимаются практически все государственные  органы, каждый на своем уровне. Уровень  и объем полномочий государственного органа определяют соответственно и юридическую силу принимаемого им нормативного правового акта.                                                    

9

 

III. Правотворчество должностных  лиц.

В современном российском законодательстве нет универсального определения должностного лица, которое  бы в полной мере отражало правовой статус руководящих работников государственных  и негосударственных организаций. Определение же должностного лица в  ныне действующем уголовном законодательстве (примечание 1 к ст. 285 УК Российской Федерации) имеет строго целевое  назначение - определить круг лиц, подлежащих уголовной ответственности за совершение преступлений против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления. В более широком  плане должностное лицо - это гражданин, занимающий определенную должность  в органах государственной власти, управления либо в иной государственной  организации, наделенный правом принимать  для осуществления возложенных  на него функций правовые акты и  обеспечивать их реализацию.

Правотворчеством является лишь деятельность должностных лиц  по подготовке и принятию нормативных  правовых актов. Их правоприменительные  акты к правотворчеству, естественно, отношения не имеют.

Должностными лицами являются: министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений, командный  состав Вооруженных Сил, депутаты и  т.д.

По содержанию издаваемых каждым органом правотворчества  нормативных правовых актов

По содержанию издаваемые органами правотворчества нормативные  правовые акты подразделяются, прежде всего, на законы и подзаконные акты. Закон – это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения  и обладающий высшей юридической  силой. Все остальные действующие  в стране нормативные правовые акты являются подзаконными. Подзаконный  нормативный правовой акт – это  акт, изданный в соответствии с законом  и ему не противоречащий.                                                                                                   10

Законы подразделяются на федеральные и законы субъектов  РФ. В свою очередь среди федеральных  законов особое место занимают федеральные  конституционные законы и законы о поправках в Конституцию  РФ. И те и другие принимаются  в особом порядке. При этом федеральные  законы не могут противоречить федеральным  конституционным законам и, следовательно, подчинены последним. Конституцией РФ провозглашено, что федеральные  конституционные законы принимаются  по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

 

Особенности правотворчества субъектов  Федерации заключаются в следующем:

  • расширены полномочия в сфере правотворчества — регионы впервые получили право принимать законы как акты высшей юридической силы. Это связано с обшей тенденцией децентрализации российской государственности, укреплением в ней подлинно федеративных начал. За последние годы субъектами Федерации принято несколько сотен законов;
  • все большее место в правотворчестве регионов занимают соглашения и договоры между субъектами Федерации или даже отдельными администрациями, которые регулируют вопросы, возникающие в социально-экономической и культурной сферах;                                                                   
  • правотворчество субъектов Федерации отличает самобытность, отражающая специфику и статус того или иного региона (например, в республиках чаще принимаются кодифицированные акты — кодексы, на Северном Кавказе особую роль играют национальные и религиозные обычаи). Перед субъектами Федерации стоят цели учитывать в правовом регулировании местные, региональные природные и национальные особенности, осуществлять поиск оптимальных путей развития и конкретизации положений федерального законодательства;

 

 

11

 

Понятие и стадии законотворчества в России

Законотворческий процесс —  главная составная часть правотворческого процесса, его ядро. Он включает в себя следующие стадии:

Законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов вносить предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам  Государственной Думы, Правительству  РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему  Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения [1.ч. 1 ст. 104].

Выделяют следующие стадии законодательной  процедуры:

1.Стадия реализации права законодательной  инициативы.

То есть реализация права официального внесения законопроекта в высший представительный орган страны, который  в таком случае обязан рассмотреть  данный законопроект.

Первым этапом законодательного процесса является внесение проекта закона в  парламент. Разумеется, законодательный  орган не должен, да и не может, рассматривать  в качестве законопроектов предложения, поступающие от любых лиц. В связи  с этим Конституция четко определила круг субъектов, которые наделяются законодательной инициативой, то есть правом официального внесения законопроектов на суд депутатов. Этому праву  соответствует обязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии полученных таким образом документов к рассмотрению.

12

Важно отметить, что перечисленные  властные институты могут вносить  законопроекты по всем вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Федерации, а также к совместному ведению  Федерации и ее субъектов. Кроме  того, право законодательной инициативы предоставлено также и самым  главным судам страны - Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему  Арбитражному Суду. Но тут данное право  имеет ограничения, поскольку использовать его названные судебные органы могут  только по вопросам своей компетенции.

Интересно, что в сравнении с  Конституцией России 1978 г. перечень субъектов  законодательной инициативы сократился. Сегодня из него исключены постоянные комитеты и комиссии обеих палат  парламента, Генеральный прокурор, а также общероссийские общественные организации. Тем не менее, и ныне наш перечень шире, чем в большинстве  зарубежных конституций. За рубежом, как  правило, правом законодательной инициативы наделены лишь депутаты парламента и  правительство. Российская же Конституция  предоставила реальную возможность  участия в законодательной деятельности, как главе государства, так и  трем ветвям государственной власти - законодательной, исполнительной и  судебной.

Раздумывая о совершенствовании  того или иного закона, субъект  законодательной инициативы не может  ограничиться лишь предложением о принятии соответствующего закона. Инициатива должна быть оформлена в виде законопроекта. Внесению законопроекта в парламент  предшествует весьма кропотливая работа: нужно подготовить текст, отточив  формулировки и вписав его в общий  контекст действующих законов. По этой причине тут не обойтись без помощи различных специалистов и всевозможных профильных учреждений. Так, например, разработка законопроектов, вносимых Правительством, как правило, осуществляется министерствами или специальными рабочими группами.

 

13

Президент России обладает преимуществом  перед прочими субъектами законодательной  инициативы - его законодательные  предложения могут быть заявлены в качестве первоочередных. И хотя действующая Конституция, в отличие  от прежней, не содержит соответствующей  нормы, парламент, следуя сложившейся  практике, обычно рассматривает их вне очереди.

Президент, члены Совета Федерации  и депутаты Государственной Думы лично принимают решение о  выступлении с законодательной  инициативой. Все прочие структуры, обладающие таким правом, принимают  данное решение коллегиально.

Важно отметить, что законопроекты  в порядке законодательной инициативы вносятся только в Государственную  Думу. Это обусловлено тем, что, разграничивая  компетенцию обеих палат, Конституция  отнесла процесс принятия законов  к ведению нижней палаты, предоставив  верхней палате - Совету Федерации  право одобрить или отклонить  принятый Государственной Думой  закон.

Конституция и законодательство Российской Федерации не устанавливает, по каким  конкретно вопросам законодательная  инициатива осуществляется по преимуществу Президентом, а по каким - Правительством и парламентариями. Исключение составляет лишь проект закона о федеральном  бюджете, представление которого является прерогативой Правительства. Теоретически возможна совместная законодательная  инициатива Президента и Правительства, но на сегодняшний день на практике такое не применялось.

Порядок внесения законопроектов определен  Регламентом Государственной Думы в мельчайших деталях. К каждому  документу прикладывается несколько  сопутствующих бумаг: он должен сопровождаться обоснованием необходимости его  принятия, включающим характеристику целей и основных положений законопроекта, а также определением места будущего закона в системе действующего законодательства.

14

Кроме того, его сопровождает перечень законов и иных нормативных актов, которые в случае принятия закона нужно отменять или изменять, а  также финансово-экономическое обоснование.

При внесении так называемых финансовых законопроектов - налоговых, законопроектов, связанных с финансовыми обязательствами  государства, а также иных, предусматривающих  расходы из федерального бюджета, необходимо заключение Правительства. При этом отрицательное заключение отнюдь не означает, что законопроект нужно  прятать под сукно - даже в этом случае он может быть вынесен на рассмотрение палаты.

2.Стадия обсуждения законопроекта  и стадия принятия законопроекта  .

Обсуждение законопроектов в Российской Федерации происходит на заседании  Государственной Думы. На этой стадии вносятся поправки, изменения, дополнения или исключаются из законопроекта  ненужные положения.

 Свой нынешний облик законодательный  процесс в Российской Федерации  приобрел после принятия Конституции  1993 г., учредившей двухпалатную структуру  Федерального Собрания - парламента  и наделившей каждую палату  собственной компетенцией.

В настоящее время основные тяготы законотворческой деятельности возлагаются  на Государственную Думу - нижнюю палату. Верхней палате - Совету Федерации, формируемому из представителей законодательных  и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, предоставлено право одобрять или  не одобрять законы, принимаемые Государственной  Думой.

Российская Конституция предусматривает, что Федеральное Собрание может  принимать законы двух видов - федеральные  законы и федеральные конституционные  законы. Разница между ними заключается  в следующем: в то время как  федеральные законы принимаются  только Государственной Думой (а  Советом Федерации одобряются или не одобряются).

15

Федеральные конституционные законы принимаются обеими палатами. Обусловлено это особой значимостью последних в системе российского законодательства.

Рассмотрение законопроектов в  Государственной Думе производится в трех чтениях, каждое из которых, как  правило, проходит на отдельных заседаниях палаты, т.е. не в один и тот же день. Вместе с тем, допускается, что  применительно к конкретному  законопроекту может быть принято  иное решение; под занавес каждой сессии депутаты зачастую злоупотребляли этой возможностью, принимая законы десятками  и в двух-трех чтениях одновременно.

Процедуре первого чтения предшествует обсуждение внесенного законопроекта  в комитете палаты, назначенном по нему ответственным. Данный комитет  готовит рассмотрение вопроса на заседании палаты и в дальнейшем совместно с инициатором законопроекта  осуществляет всю работу, связанную  с прохождением законопроекта в  Государственной Думе. Выработанная комитетом позиция по законопроекту  впоследствии излагается на пленарном  заседании Государственной Думы. Подготовленный к первому чтению законопроект вместе с сопроводительными  материалами направляется ответственным  комитетом в Совет Государственной  Думы для внесения на рассмотрение палаты.

Во время первого чтения законопроекта  обсуждаются вопрос о необходимости  его принятия, основные положения  внесенного документа, а также дается общая оценка его концепции.

Если законопроект внесен Президентом, Правительством, Советом Федерации, законодательным органом субъекта Российской Федерации или высшим судебным органом, с докладом от их имени выступают официальные  представители.

Если на заседании рассматриваются  законопроекты, предусматривающие  расходы из средств федерального бюджета, то в обязательном порядке  заслушивается заключение Правительства.                                                         16

При благоприятном для авторов  законодательной инициативы исходе Государственная Дума решает принять  законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных  депутатами предложений и замечаний.

Более грустный вариант означает отклонение законопроекта. Отклоненный в первом чтении законопроект передается в ответственный  комитет для доработки, которая  осуществляется совместно с его  инициатором. После этого он повторно может быть внесен на рассмотрение палаты.

Для того, чтобы принять любое  из этих решений, достаточно простого большинства голосов от общего числа  депутатов палаты.

Иногда в Государственную Думу вносятся сразу несколько законопроектов, касающихся одной и той же тематики (так называемые альтернативные законопроекты). В такой ситуации они в ходе первого чтения рассматриваются  одновременно. По результатам рассмотрения выносится решение о том, какой  из альтернативных законопроектов взять  за основу для дальнейшей работы.

Информация о работе Правотворческая деятельность государства