Правотворческая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:41, реферат

Описание работы

Процесс правотворчества это не простое «сочинительство», направленное на упорядочение общественных отношений, а сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества.
Еще со времен становления государства, дабы установить хоть какой минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения.

Содержание работы

Введение
1.Понятие, принципы и виды правотворчества ……………………………..5
2. Понятие и стадии законотворчества в России…………………………….12
3. Систематизация законодательства………………………………………..22
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

Ministerstvo_obrazovanotia_i_nauki_Rossyskoy.docx

— 58.43 Кб (Скачать файл)

Поэтому субъектом кодификации  могут быть только компетентные государственные  органы. Результатом кодификации  является издание кодификационного акта, отличающегося юридической  и логической целостностью, сводным  характером, значительным объемом и  сложной структурой. Наиболее известной  разновидностью кодифицированного  акта являются кодексы – систематизированные законодательные акты, в которых содержатся нормы какой-либо отрасли права. [1,стр. 119]

Самую известную попытку  систематизации законодательства (многие историки не совсем корректно называют ее кодификацией) в России предпринял в конце 1820-х – начале 1830-х гг. выдающийся государственный деятель  М.М. Сперанский.                                                                                                    

Необходимость систематизации российского законодательства давно  не вызывала сомнений: попытки создать  единое Уложение предпринимались на протяжении всей второй половины XVIII – первой четверти XIX вв. Освобождение законодательства от устаревших норм, устранение накопившихся за долгие годы (со времени издания Соборного Уложения 1649 г.) противоречий, обеспечение возможности свободного использования правовых актов государственными органами и подданными – все эти задачи делали ту или иную систематизацию законодательства одним из приоритетов внутренней политики тогдашнего самодержавия. Предложенный М.М. Сперанским план кодификационных работ включал в себя три стадии:

25

а) собрать и издать все  принятые после 1649 г. законы (хронологическая инкорпорация);

б) расположить действующие  законы по тематическому принципу и  опубликовать такой свод для практических нужд чиновничества (систематическая  инкорпорация);

в) подготовить и издать систему кодексов по отдельным отраслям законодательного регулирования, объединенных в новое общероссийское Уложение (собственно кодификация в узком  смысле слова).

Только последняя стадия должна была носить правотворческий  характер и содействовать развитию российского права. [6,стр. 216]

Рассматривая основные виды систематизации нормативных актов, следует обратить внимание ещё на одну специфическую разновидность  упорядочивания, приведения  в определенную систему нормативно-правовой информации. Это введение в строй электронной  системы классификации правовых актов( «Консультант Плюс», Гарант» и т.п.), обеспечивающей правовую информированность государственных и общественных структур, а также каждого гражданина, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц.

Такая классификация совершенствует и содействует процессу систематизации законодательства, ибо системность  расположения материала позволяет  определить оптимальный состав наиболее важных кодифицированных актов, их соподчиненность  и последовательность разработки. Создание автоматизированных информационно-поисковых  систем по законодательству имеет преимущества по сравнению с  традиционными  видами учета нормативных актов [9, стр.109]:

-учитывая, что в них  закладывается неограниченный объем  нормативно-правовой информации( законодательство  страны и других государств, законопроекты,  решения судебных органов и  .т.п.), при обращении к ним можно получить любую справку, оперативность получения требуемой информации и т.д.                                                                                                                            27

Заключение

Правотворчество является важнейшей  составной частью всего процесса правообразования. Последний включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость  существования последнего обусловливается  постоянно возникающей потребностью повышения качества издаваемых актов. Оно зависит не только, а зачастую – и не столько от уровня самой  собственно правотворческой деятельности государственных органов, сколько  от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ.

Для того чтобы принимаемый  акт в максимальной степени отвечал  потребностям жизни общества и был  эффективен, весьма важно заранее  разрешить круг проблем, касающихся его характера, формы, внутренней структуры, места и роли в системе других нормативно-правовых актов. Важно также  определить круг факторов, способствующих и, наоборот, препятствующих подготовке и принятию того или иного нормативно-правового  акта. Необходимо четко спрогнозировать  позитивные и возможные негативные (побочные) последствия реализации требований и установок, содержащихся в различных нормативно-правовых актах.

В заключение работы можно  подвести некоторые итоги:

Процесс правообразования может  быть сведен к трем основным стадиям. Сначала выделяются отдельные случаи, способы решения, одним словом - казусы, уже ставшие или только еще  становящиеся типичными. Обобщение  типичного, превращение его в  традицию, передаваемую от поколения  к поколению, закрепляется в обычае. Завершает процесс закон - результат  нормотворческой (санкционирующей) деятельности государства. Казус - обычай - закон, - вот  путь, которым шла действительная история права.

 

28

Но, создав значительное количество правовых актов, необходимо и качественно систематизировать, прежде всего, для удобного их использования и для эффективности правотворческой деятельности, это способствует ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.

Генеральной линией совершенствования  российского законодательства в  будущем следовало бы избрать курс на постепенное осуществление его дальнейшей кодификации и обновления. К такой кодификации следует стремиться уже сейчас, продолжая обновлять и укрупняя наше законодательство, создавая крупные кодификационные "блоки", которые не только бы отвечали задачам текущего упорядочения законодательства, но и были рассчитаны на включение в качестве составных частей в будущий кодификационный свод. Текущие акты уместно составлять так, чтобы их, по возможности не расчленяя на части, можно было бы включать в более крупные кодификационные подразделения - в кодексы, единые тома свода. Кроме кодификации правотворческая деятельность в нашей стране будет направлена на принятие «специального» законодательства. Так, своего времени ждут ряд специальных законов. Среди них некоторые ученые выделяют необходимость принятия специального закона «О Законах», который бы четко определил не только ряд важных понятий о правотворческой деятельности, но и прекратил многочисленные споры.

Мы выяснили, что правотворческой  деятельностью занимаются следующие  органы:  

-         высшие (на уровне федерации и  ее субъектов) и местные органы

государственной власти и  управления;

-         непосредственно сам народ, путем  проведения референдума

-         субъекты федерации;

-         высшие судебные органы.

29

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сказать, что правотворчество  играет значительную роль в жизни  личности и общества. Каждое государство  устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего  воздействия на общественные отношения  по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей  в их общении друг с другом. Перечисленные  выше основополагающие принципы предполагают знание прежде всего, того, каким образом  создается закон или подзаконные  акты, формируется и развивается, в чем суть законодательства. Без  такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов  и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения  свободы личности и прогресса  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

Список используемых источников

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1июня 2000 г. №53 // Экспресс-Закон, август 2000 г., №30.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  5. Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г.
  6. Большой юридический словарь издательский дом «Инфра-М»
  7. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2002. – 224 с.
  8. Правоведение: Учебник для неюридических вузов / Под ред. О.Е. Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 408 с.
  9. Правоведение: Учеб. пособие для студентов неюридических высших учеб. заведений / В.И. Шкатулла, В.В. Надвикова, М.В. Сытинская; Под ред. В.И. Шкатуллы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – 352 с.
  10. Правоведение: Учеб. пособие / Е.В. Магницкая, Е.Н. Евстигнеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004. – 544 с.
  11. Правоведение: Учеб. пособие для студентов экономических вузов и факультетов./Городилов А.А., Куликов А.В., Мнацаканян А.Г.: Издательство КноРус,2010.-255с.
  12. Правоведение: Учеб. для студентов высших учеб. заведений / Под ред. проф. Е.С. Кувшинова, Н.И. Хлюпина. – М.: Владос, 2003. – 464 с.
  13. Румынина В.В. Основы права: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.: ФОРУМ-М, 2006. – 256 с.
  14. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2005. – 478 с.

 

  1. Теория государства и права; Учеб. пособие / Под ред. В.В. Надвикова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 390 с.
  2. Теория государства и права./ Под ред.Карельского В.М., Перевалова В.Д. – М.: Инфа-М-Норма, 2002г. – 616с.

Информация о работе Правотворческая деятельность государства