Правотворческая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:41, реферат

Описание работы

Процесс правотворчества это не простое «сочинительство», направленное на упорядочение общественных отношений, а сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества.
Еще со времен становления государства, дабы установить хоть какой минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения.

Содержание работы

Введение
1.Понятие, принципы и виды правотворчества ……………………………..5
2. Понятие и стадии законотворчества в России…………………………….12
3. Систематизация законодательства………………………………………..22
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

Ministerstvo_obrazovanotia_i_nauki_Rossyskoy.docx

— 58.43 Кб (Скачать файл)

Принятый в первом чтении законопроект направляется Президенту, Правительству, в Совет Федерации, в комитеты нижней палаты, во фракции и депутатские  группы, субъектам Российской Федерации (в том случае, если он касается предметов  совместного ведения Федерации  и ее субъектов), а также высшим судебным органам (если законопроект затрагивает  вопросы их ведения). У всех перечисленных  структур и организаций появляется возможность для представления  поправок. Государственная Дума, в  свою очередь, устанавливает сроки  подачи поправок к законопроекту  и внесения его на второе чтение.

В редких ситуациях, когда обсуждаемый  текст не вызывает замечаний у  депутатов и не требует, по мнению парламентариев, правовой экспертизы и редакционной правки, Государственная  Дума, опираясь на результаты обсуждения законопроекта в первом чтении, может  решить вопрос о принятии закона в  целом.                                                                                                       17                   

 При этом, правда, необходимо  сначала решить вопрос об изменении  порядка рассмотрения законопроекта  - он предварительно ставится  на голосование. Таким путем  принимаются в первую очередь  законы о ратификации международных  договоров Российской Федерации. 

Второе чтение законопроекта. Эта  стадия посвящена рассмотрению поправок к законопроекту. Все начинается с доклада представителя ответственного комитета, который сообщает обо всех поступивших поправках и итогах их рассмотрения в комитете. Затем  слово предоставляют полномочному представителю Президента в Государственной  Думе или же полномочному представителю  Правительства (в тех случаях, когда  законопроект затрагивает вопросы, относящиеся к ведению Правительства). После этого возможность выступить  получает инициатор законопроекта  либо его официальный представитель. Если у фракций, депутатских групп  или отдельных депутатов есть возражения против поправок, внесенных  в текст законопроекта, либо же включенных в таблицу одобренных комитетом  поправок, то им позволяется дать краткое  обоснование своего мнения, после  чего проводится голосование об одобрении  или отклонении поправки.

После того, как рассмотрение возражений против поправок завершено, на голосование  ставится вопрос о принятии законопроекта  за основу. Если это предложение  получает большинство голосов, депутаты переходят к утверждению рекомендаций комитета по отклоненным поправкам. Если и здесь палата и комитет  единодушны, то проводится голосование  о принятии законопроекта во втором чтении.

Все упомянутые выше решения принимаются  большинством голосов от общего числа  депутатов палаты.

Если законопроект за основу не принят, то перед Государственной Думой  открываются два пути: палата может  либо продолжить его обсуждение, либо же отклонить законопроект.

18

Но и второе чтение - это еще  далеко не все. Переживший его законопроект направляется в ответственный комитет  для устранения с участием Правового  управления Аппарата Государственной  Думы возможных внутренних противоречий и редакционной правки в связи  с изменением текста законопроекта  при втором чтении. После этого  законопроект в очередной раз  представляется в Совет Государственной  Думы, который определяет дату его  рассмотрения в третьем чтении.

Третье  чтение законопроекта проходит обычно чрезвычайно легко; объясняется это тем, что на данной стадии не допускается обсуждение документа или же внесение в него поправок. Третье чтение заключается лишь в голосовании за или против законопроекта в целом. Вместе с тем, у противников закона и здесь остается лазейка - Регламент предусматривает, что в исключительных случаях по требованию фракций и депутатских групп, представляющих большинство депутатов палаты, возможно возвращение к процедуре второго чтения законопроекта.

Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство  от общего числа депутатов Государственной  Думы. Напомним, что с федеральным  конституционным законом дело обстоит  чуть-чуть иначе: его необходимо одобрить большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов  нижней палаты. Принятый Думой закон  вместе с соответствующим постановлением палаты в течение пяти дней направляются в Совет Федерации для его  дальнейшего рассмотрения.

В соответствии с законодательной  процедурой, установленной Конституцией, принятый Государственной Думой  федеральный закон, в отличие  от федерального конституционного закона, может быть возвращен на повторное  рассмотрение палаты в случае его  отклонения Советом Федерации или  Президентом.

 

19

3.Стадия официального опубликования  закона.

Доведение до всеобщего сведения в  установленном порядке принятых парламентом и подписанных главой государства законов (промульгация), а также иных нормативных актов, принимаемых уполномоченными на то органами государственной власти. Официальное опубликование имеет  важное юридическое значение. Только официально опубликованный текст закона считается аутентичным (то есть именно тем, который принят законодателем). Суд и иные органы, применяющие  закон, должны ссылаться только на официальный  источник его опубликования. Официальное  опубликование - необходимая предпосылка  вступления закона в силу (действие). Этот важный принцип закреплен в  части 3 статьи 15 Конституции РФ: “Законы  подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются”. Если бы законы и другие нормативные  акты не публиковались, то известный  правовой принцип “незнание закона не оправдывает” потерял бы смысл. Официальным считается опубликование  текста закона в печатных органах, наделенных статусом органа официального опубликования  закона. Все иные органы печати не имеют  права публиковать текст принятого  закона до его официального опубликования. Они могут давать информацию о  новом законодательстве, излагать его  содержание, но все это не считается  официальным опубликованием. Датой  опубликования закона считается  день выхода в свет официально издания, в котором помещен его текст.

В РФ порядок официального опубликования  определен Федеральным законом 1994 г. “О порядке опубликования и  вступления в силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  палат Федерального Собрания”. Как  видно уже из названия, закон не регламентирует порядка опубликования  и вступления в силу указов Президента РФ и постановлений Правительства  РФ; частично это восполнено Указами  Президента РФ.

 

20

Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом  РФ, при этом в официальном тексте указываются даты принятия закона Государственной  Думой и Советом Федерации  и подписания его Президентом  РФ. Постановления палат Федерального Собрания публикуются не позднее  десяти дней со дня их принятия. Международные  договоры, ратифицированные Федеральным  Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

        Также важно отметить, что  подготовленные проекты должны быть подвергнуты всесторонней правовой, финансовой, экологической и иной специализированной экспертизе. Такая экспертиза, будучи постоянной и обязательной, призвана способствовать повышению качества подготавливаемых нормативных решений, эффективности правотворческой работы.

 

 

     Таким образом  обычно обнародуются законодательные  акты, нормативные решения Президента  и Правительства. Во многих  странах установлено правило,  согласно которому неопубликованный  в официальном издании акт  (кроме актов, содержащих государственную  или военную тайну) не влечет  правовых последствий, т.е. лицо (орган) не несет юридической  ответственности за нарушение  его предписаний. Так, в соответствии  с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской  Федерации неопубликованные законы  не применяются. Любые нормативные  правовые акты, затрагивающие права,  свободы и обязанности человека  и гражданина, не могут применяться,  если они не опубликованы официально  для всеобщего сведения.

    

 

21

 

Систематизация законодательства

Нормативные акты принимаются  разными органами в разное время, в неодинаковых пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу законов  и подзаконных актов, которые  порой могут противоречить друг другу. Прежде чем общественные отношения  будут упорядочены, необходимо, чтобы  сами нормативные акты были приведены  в соответствующую систему.

 

Систематизация — это  упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности  законодательства, удобства пользования  им, устранения устаревших и неэффективных  норм права, разрешения юридических  конфликтов, ликвидации пробелов.

 

Наличие значительного числа  нормативных актов регулирующих один и тот же вид общественных отношении, обладающих разным уровнем  официальности, часто противоречащих друг другу и содержащих устаревшие нормы, требует согласования и приведения этих актов в соответствие между  собой, создания единого нормативного акта. Осуществлению этой задачи служит систематизация нормативно-правовых актов, которая представляет собой деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц по упорядочению и совершенствованию нормативных актов, приведению их в определенную внутренне согласованную систему.

Необходимость систематизации обусловлена огромным количеством  источников права. Цели систематизации заключается в устранении противоречий в правовой системе, отмены или изменении  устаревших нормативно-правовых актов, повышении эффективности реализации права в ходе правоприменения.

22

В ходе систематизации осуществляется переработка и совершенствование  всей системы права, ее упорядочение, устранение коллизий, недостатков, пробелов. По субъектному критерию систематизация может быть официальной и неофициальной. В первом случае речь идет о деятельности компетентных государственных органов, во втором - о систематизации, осуществляемой частными лицами в собственных интересах.                                                           

Основными формами систематизации нормативно-правовых актов являются следующие. [1,стр. 118]:

1. Учет – деятельность по сбору, хранению и поддержанию нормативно-правовых актов в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет. Разновидности учета многообразны: журнальный, картотечный, компьютерный. Учет может производиться по хронологическому, алфавитному, предметному принципам всеми государственными органами и юридическими лицами либо для удовлетворения собственных потребностей, либо в коммерческих целях.

2. Инкорпорация – объединение нормативно-правовых актов в единых сборниках. Инкорпорация предполагает и опирается на результаты учета нормативных актов. Она может носить как официальный (предпринимается по поручению правотворческих органов, которые иногда утверждают или одобряют инкорпорированные сборники), так и неофициальный характер (сборники готовятся и издаются научными учреждениями, издательствами, частными лицами по собственной инициативе). При разрешении юридических вопросов, споров, конкретных дел можно ссылаться только на издания официального характера.                                                                                                                 

Инкорпорация не затрагивает  содержание нормативных актов: нормы  права включаются в сборники в  том виде, в котором действовали  на момент систематизации. Однако определенная внешняя обработка нормативно-правового  материала при его инкорпорации все же происходит.

23

Она выражается в том, что:

– из текста удаляются все статьи, пункты, утратившие силу, включаются все последующие изменения и дополнения;

– из актов исключаются те части, которые не содержат нормативных материалов. [6, стр. 211]

В результате проведенной  инкорпорации издаются сборники законов  и иных нормативно-правовых актов, собрания законодательства, своды законов. Сборники и собрания могут объединять нормативные  акты в порядке официального принятия (хронологическая инкорпорация), по предметному признаку (систематическая инкорпорация), а также в алфавитном порядке. Особой разновидностью собрания законодательства является свод законов – инкорпорированное издание нормативных актов высших органов государственной власти (законодательной и исполнительной) без какого-либо исключения. Свод издается по поручению правотворческих органов с последующим одобрением ими текста и имеет приоритет перед прежними публикациями нормативных актов.                                                                      

3. Консолидация – объединение нескольких (близких по содержанию) нормативно-правовых актов, сведение и группировка отдельных частей этих актов в новый единый нормативный акт. Укрупненный акт, появившийся на свет в результате консолидации, заново принимается правотворческим органом и поэтому полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты.

Таким образом, в отличие  от учета и инкорпорации консолидация представляет собой разновидность  правотворческой деятельности государственных  органов. Однако при консолидации не изменяется содержание регулирования  общественных отношений: нормы ранее  принятых актов объединяются в консолидированных  актах без изменения. Субъектом  консолидации могут быть только правотворческие  органы государственной власти.

 

24

4. Кодификация – правотворческий вид систематизации нормативно-правовых актов, результатом которого является издание на основе упорядочения и переработки действующего нормативного материала нового правового акта (основ, кодекса и т.д.). Кодификация представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации. В ее процессе происходит не просто поглощение значительной части актов действующего законодательства новыми актами сводного характера, но и установление новых правовых норм, совершенствование законодательства.                                                                     

Информация о работе Правотворческая деятельность государства