Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:41, реферат
Процесс правотворчества это не простое «сочинительство», направленное на упорядочение общественных отношений, а сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества.
Еще со времен становления государства, дабы установить хоть какой минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения.
Введение
1.Понятие, принципы и виды правотворчества ……………………………..5
2. Понятие и стадии законотворчества в России…………………………….12
3. Систематизация законодательства………………………………………..22
Заключение
Список источников
Принятый в первом чтении законопроект направляется Президенту, Правительству, в Совет Федерации, в комитеты нижней палаты, во фракции и депутатские группы, субъектам Российской Федерации (в том случае, если он касается предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов), а также высшим судебным органам (если законопроект затрагивает вопросы их ведения). У всех перечисленных структур и организаций появляется возможность для представления поправок. Государственная Дума, в свою очередь, устанавливает сроки подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение.
В редких ситуациях, когда обсуждаемый
текст не вызывает замечаний у
депутатов и не требует, по мнению
парламентариев, правовой экспертизы
и редакционной правки, Государственная
Дума, опираясь на результаты обсуждения
законопроекта в первом чтении, может
решить вопрос о принятии закона в
целом.
При этом, правда, необходимо
сначала решить вопрос об
Второе чтение законопроекта. Эта
стадия посвящена рассмотрению поправок
к законопроекту. Все начинается
с доклада представителя
После того, как рассмотрение возражений
против поправок завершено, на голосование
ставится вопрос о принятии законопроекта
за основу. Если это предложение
получает большинство голосов, депутаты
переходят к утверждению
Все упомянутые выше решения принимаются большинством голосов от общего числа депутатов палаты.
Если законопроект за основу не принят, то перед Государственной Думой открываются два пути: палата может либо продолжить его обсуждение, либо же отклонить законопроект.
18
Но и второе чтение - это еще далеко не все. Переживший его законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий и редакционной правки в связи с изменением текста законопроекта при втором чтении. После этого законопроект в очередной раз представляется в Совет Государственной Думы, который определяет дату его рассмотрения в третьем чтении.
Третье чтение законопроекта проходит обычно чрезвычайно легко; объясняется это тем, что на данной стадии не допускается обсуждение документа или же внесение в него поправок. Третье чтение заключается лишь в голосовании за или против законопроекта в целом. Вместе с тем, у противников закона и здесь остается лазейка - Регламент предусматривает, что в исключительных случаях по требованию фракций и депутатских групп, представляющих большинство депутатов палаты, возможно возвращение к процедуре второго чтения законопроекта.
Федеральный закон считается принятым,
если за него проголосовало большинство
от общего числа депутатов
В соответствии с законодательной процедурой, установленной Конституцией, принятый Государственной Думой федеральный закон, в отличие от федерального конституционного закона, может быть возвращен на повторное рассмотрение палаты в случае его отклонения Советом Федерации или Президентом.
19
3.Стадия официального
Доведение до всеобщего сведения в
установленном порядке принятых
парламентом и подписанных
В РФ порядок официального опубликования определен Федеральным законом 1994 г. “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”. Как видно уже из названия, закон не регламентирует порядка опубликования и вступления в силу указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ; частично это восполнено Указами Президента РФ.
20
Федеральные законы подлежат официальному
опубликованию в течение семи
дней после их подписания Президентом
РФ, при этом в официальном тексте
указываются даты принятия закона Государственной
Думой и Советом Федерации
и подписания его Президентом
РФ. Постановления палат
Также важно отметить, что подготовленные проекты должны быть подвергнуты всесторонней правовой, финансовой, экологической и иной специализированной экспертизе. Такая экспертиза, будучи постоянной и обязательной, призвана способствовать повышению качества подготавливаемых нормативных решений, эффективности правотворческой работы.
Таким образом
обычно обнародуются
21
Систематизация
Нормативные акты принимаются разными органами в разное время, в неодинаковых пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу законов и подзаконных актов, которые порой могут противоречить друг другу. Прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были приведены в соответствующую систему.
Систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.
Наличие значительного числа нормативных актов регулирующих один и тот же вид общественных отношении, обладающих разным уровнем официальности, часто противоречащих друг другу и содержащих устаревшие нормы, требует согласования и приведения этих актов в соответствие между собой, создания единого нормативного акта. Осуществлению этой задачи служит систематизация нормативно-правовых актов, которая представляет собой деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц по упорядочению и совершенствованию нормативных актов, приведению их в определенную внутренне согласованную систему.
Необходимость систематизации
обусловлена огромным количеством
источников права. Цели систематизации
заключается в устранении противоречий
в правовой системе, отмены или изменении
устаревших нормативно-правовых актов,
повышении эффективности
22
В ходе систематизации осуществляется
переработка и
Основными формами систематизации нормативно-правовых актов являются следующие. [1,стр. 118]:
1. Учет – деятельность по сбору, хранению и поддержанию нормативно-правовых актов в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет. Разновидности учета многообразны: журнальный, картотечный, компьютерный. Учет может производиться по хронологическому, алфавитному, предметному принципам всеми государственными органами и юридическими лицами либо для удовлетворения собственных потребностей, либо в коммерческих целях.
2. Инкорпорация – объединение
нормативно-правовых актов в единых сборниках.
Инкорпорация предполагает и опирается
на результаты учета нормативных актов.
Она может носить как официальный (предпринимается
по поручению правотворческих органов,
которые иногда утверждают или одобряют
инкорпорированные сборники), так и неофициальный
характер (сборники готовятся и издаются
научными учреждениями, издательствами,
частными лицами по собственной инициативе).
При разрешении юридических вопросов,
споров, конкретных дел можно ссылаться
только на издания официального характера.
Инкорпорация не затрагивает
содержание нормативных актов: нормы
права включаются в сборники в
том виде, в котором действовали
на момент систематизации. Однако определенная
внешняя обработка нормативно-
23
Она выражается в том, что:
– из текста удаляются все статьи, пункты, утратившие силу, включаются все последующие изменения и дополнения;
– из актов исключаются те части, которые не содержат нормативных материалов. [6, стр. 211]
В результате проведенной
инкорпорации издаются сборники законов
и иных нормативно-правовых актов, собрания
законодательства, своды законов. Сборники
и собрания могут объединять нормативные
акты в порядке официального принятия
(хронологическая инкорпорация), по предметному
признаку (систематическая инкорпорация),
а также в алфавитном порядке. Особой разновидностью
собрания законодательства является свод
законов – инкорпорированное издание
нормативных актов высших органов государственной
власти (законодательной и исполнительной)
без какого-либо исключения. Свод издается
по поручению правотворческих органов
с последующим одобрением ими текста и
имеет приоритет перед прежними публикациями
нормативных актов.
3. Консолидация – объединение нескольких (близких по содержанию) нормативно-правовых актов, сведение и группировка отдельных частей этих актов в новый единый нормативный акт. Укрупненный акт, появившийся на свет в результате консолидации, заново принимается правотворческим органом и поэтому полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты.
Таким образом, в отличие от учета и инкорпорации консолидация представляет собой разновидность правотворческой деятельности государственных органов. Однако при консолидации не изменяется содержание регулирования общественных отношений: нормы ранее принятых актов объединяются в консолидированных актах без изменения. Субъектом консолидации могут быть только правотворческие органы государственной власти.
24
4. Кодификация – правотворческий
вид систематизации нормативно-правовых
актов, результатом которого является
издание на основе упорядочения и переработки
действующего нормативного материала
нового правового акта (основ, кодекса
и т.д.). Кодификация представляет собой
наиболее сложную и совершенную форму
систематизации. В ее процессе происходит
не просто поглощение значительной части
актов действующего законодательства
новыми актами сводного характера, но
и установление новых правовых норм, совершенствование
законодательства.
Информация о работе Правотворческая деятельность государства