Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории права.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Правосознание: структура, свойства, функции…………………….
1.1. Понятие, свойства и функции правосознания……………………
1.2. Классификация видов правосознания и формы его деформации
1.3. Структура правосознания…………………………………………
Глава 2. Понятие и особенности правовой культуры ………………………
2.1. Понятие и структура правовой культуры………………………..
2.2. Функции и классификация правовой культуры………………….
2.3. Правовое воспитание………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 47.74 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..

Глава 1. Правосознание: структура, свойства, функции…………………….           

1.1. Понятие, свойства  и функции правосознания……………………           

1.2. Классификация  видов правосознания и формы  его деформации    

       1.3. Структура правосознания…………………………………………

Глава 2. Понятие и особенности  правовой культуры ………………………          

2.1. Понятие  и структура правовой культуры………………………..          

2.2. Функции и классификация  правовой культуры………………….          

2.3. Правовое воспитание………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………

3

4

4

9

13

17

17

20

23

27

29


 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ  

 

История показывает, что только тогда правотворческая  и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в  этих процессах, наряду с мощными  самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение? Чтобы разобраться в этих вопросах, в качестве темы курсовой работы я выбрала правосознание и правовую культуру.

Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов  органично связано с правом как  целостным социальным институтом, с  его возникновением, функционированием  и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами  правового бытия общества. Как  таковое правосознание и его  более крупная социальная форма  – правовая культура – изучаются  именно в теории права.

Тема правосознания  и правовой культуры, несомненно, остаётся актуальной в настоящее время.  В юридической литературе существует множество вопросов, касающихся правовой культуры и правосознания, на которые по-прежнему нет однозначного ответа, существует множество различных мнений, представлений и пр.

Цель настоящей  курсовой работы – раскрыть значение и особенности правосознания  и правовой культуры в современном  обществе, а также проследить связь  между ними.

 

ГЛАВА 1. ПРАВОСОЗНАНИЕ: СТРУКТУРА, СВОЙСТВА, ФУНКЦИИ

 

1.1. Понятие,  свойства и функции правосознания

Правосознание является одной из форм общественного сознания, содержащей взгляды и убеждения, идеи и традиции, то есть совокупность мысленных и чувственных оценок, которые относятся к праву  и связанным с ним явлениям. Правосознание представляет собой  объективное непреходящее явление, свойственное любой правовой системе, любому политическому устройству общества, организованного в государство, при этом от их вида непосредственно  зависит его уровень, а от его  уровня непосредственно зависит  их перспектива.

В правосознании  отражается не только позитивное право, но и история и тенденции развития права в целом, а в условиях современной глобализации в немалой  степени и правовые явления других обществ. Кроме того, правосознание  взаимообуславливается  не только с действительным, но и с желаемым правом. Поэтому существенная особенность правосознания заключается в том, что оно не только отражает окружающую правовую действительность, но и активно - прямо и косвенно - участвует в ее формировании и реализации. По большому счету, уровень развития права на конкретном этапе не может быть выше уровня развития правовой культуры и массового правосознания, поскольку они составляют его основу.

В различных теоретических  учениях сущность правосознания  выявлялась посредством подчинения его идее, главенствующей в той  или иной концепции: характеристике права в его позитивистском понимании, классовой структуре государства  в марксистской концепции, понятию  социальной справедливости в естественно-правовом подходе и т.д.

На взгляд автора, такие подходы правомерны не при  толковании сущности, а при анализе  факторов, влияющих на конкретный уровень  развития и характеристику правосознания  – и только в совокупности и  взаимодействии. Правосознание обуславливается  как общими факторами: особенностями  государственного устройства и правовой идеологии государства, политической обстановкой в стране и в мире, экономической ситуацией и т.д., так и индивидуальными: уровнем  культуры субъекта, его классовым  положением, благосостоянием, религиозными взглядами и т.д. Правосознание  взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Принципиально важно также не только текущее состояние этих факторов, но и историческое их развитие, а также его ожидаемые перспективы. По мнению автора, все эти факторы в перспективе имеют равновеликое значение и влияние на особенности правосознания и лишь в отдельные периоды под влиянием социальных, культурных, политических и т.п. воздействий один или несколько из них занимают преимущественное значение, становятся движущей силой права и могут характеризовать правовое устройство.

Из российских ученых, занимавшихся разработкой концепции  правосознания, следует, по мнению автора, выделить, прежде всего, И.А. Ильина (1882-1954), хотя его концепция правосознания  и отличается от широко распространенного  понимания правосознания как  рефлексии закрепленных в законодательстве правовых норм. В работах этого  русского философа и правоведа правосознание  выступало как важнейшая категория  права. Поскольку мировоззрение  этого ученого сформировалось в  императорской России, то согласно его концепции здоровое правосознание  российского общества неминуемо  приведет – или должно привести – к реставрации монархии в  стране. «Республику, все равно - унитарную  или федеративную, мы не считаем  государственною формою, способною  восстановить Россию, дать ей творческую свободу и культурно-духовный расцвет» - писал он. Вынужденный к эмиграции, И.А. Ильин имел возможность анализировать  политическое и правовое состояние  в современном ему Советском  Союзе. В 50-е годы он писал об антиправовом характере тоталитарного режима в стране, являющимся «социально-гипнотической  машиной», о подавлении правосознания. «Правовое государство покоится всецело на признании человеческой личности - духовной, свободной, полномочной, управляющей собою в душе и  в делах, т. е. оно покоится на лояльном правосознании. Тоталитарный режим, напротив того, покоится на террористическом внушении» [7].

Если абстрагироваться от политического аспекта его  учения, не являющегося предметом  нашего исследования, то с большинством его выводов относительно роли уровня правосознания в становлении  правового государства можно, на взгляд автора, согласиться. По мнению И.А. Ильина, правосознание является «естественным чувством права и  правоты», а «человек, имеющий здоровое правосознание, - есть свободный субъект  прав; он имеет волю к лояльности (законопослушанию), он умеет блюсти и свои, и чужие полномочия, обязанности  и запретности; он есть живая опора  правопорядка, самоуправления, армии  и государства».

Таким образом, И.А. Ильин указывал  на естественный характер происхождения правосознания, и так как цель права в его концепции состоит «прежде всего, в том, чтобы сделать возможным мирное сожительство людей» [7], то он подчеркивал непреходящую социальную, культурную и политическую ценность правосознания.

Рассмотрим остальные  ключевые свойства правосознания и  его особенности как одной  из форм общественного сознания (помимо нравственного, национального, религиозного и т.п.):

- Правосознание  находится во взаимодействии  с другими формами общественного  сознания, моралью, политическими  взглядами, они являются относительно  взаимообусловленными.

- Правосознание  характеризуется устойчивостью  и преемственностью.

Правосознание представляет собой довольно инертный механизм: для него характерно сопротивление  новым идеям и принципам, для  преодоления прочно вошедших в сознание правовых взглядов и предрассудков  требуется гораздо больше времени, чем для обновления нормативно-правовых актов. Практика показывает, что даже при самой бюрократизированной  схеме организации законодательного процесса трансформация системы  позитивного права (законодательства как такового) может осуществляться в сравнительно более короткие сроки, нежели изменение уже сформировавшегося  правового сознания.

Как пишет В.В. Сорокин, правосознанию «присуща некоторая  константа, которая при всех изменениях экономики и политики воспроизводит  некий тип отечественного правового  мышления» [14]. Это свойство правосознания  является одновременно и негативным, и положительным с точки зрения задачи реформирования правовой сферы. С одной стороны, инертность правосознания  является фактором, тормозящим реализацию правовых реформ в правоприменительной  сфере. С другой стороны, устойчивость и преемственность правосознания  является стабилизирующим фактором, нивелирующим неблагоприятные последствия  значительных колебаний в правовой сфере, характерных для переходных периодов.

Правосознание касается не только реализации правовых норм в  общественной жизни, но и процесса их создания.

Правосознание не ограничивается правоприменительной  сферой – оно активно воздействует на процесс нормотворчества (с эффективностью, зависящей от уровня развития правовой системы государства). Кроме того, следует помнить и о том, что  у законодателя также есть свое правосознание. Как правило, оно по объективным  и субъективным причинам отличается массового правосознания, что в  значительной степени обуславливает  трудности в правовой сфере. Здоровое правосознание представителей власти рассматривалось И.А. Ильиным в  качестве необходимого условия создания правового государства. В его  концепции идеальная государственная  власть выступает в роли творца и  хранителя позитивного права, в  основу которого лишенным недугов правосознанием властвующего положено естественное право.

Особенность правосознания  выражается также в способе вынесения  суждений относительно явлений общественной жизни.

Для правосознания  характерно осознание правовых явлений  посредством специальных юридических  понятий и категорий, таких как  правомерность и неправомерность, правонарушение и юридическая ответственность, правоотношение и законность и т.п. Специфика правовой сферы требует  от правосознания более четкого  и однозначного вынесения суждений, чем это допустимо в других формах общественного сознания.

Выделяется три  основные функции правосознания  как направления его взаимодействия с общественными отношениями: гносеологическая, регулятивная, и оценочная.

Гносеологическая (познавательная) функция правосознания  заключается в том, что посредством  сознания субъект права (индивид, группа, общество в целом) приобретает знания (и на эмпирическом, и на научном  или идеологическом уровнях) о явлениях в окружающей правовой действительности.

Оценочная функция  связана с формированием у  субъекта отношения к отражаемой правовой действительности: как психологического (на уровне правовой психологии), так  и рационального (на уровне правовой идеологии).

Регулятивная  функция правосознания двойственна. С одной стороны, она заключается  в том, что субъект, пропуская  окружающую действительно через  призму своего правосознания, определяет конкретный вариант своего правового  поведения в той или иной ситуации. С другой стороны, правосознание  выступает в качестве относительно самостоятельного правообразующего фактора, являясь источником правовых идей, требующих закрепления в позитивном праве.

Иногда в теории права функции правосознания  условно делятся на две категории. Это, во-первых, внешние или социальные функции, которые характеризуют  основные направления и способы  взаимодействия правосознания с  окружающей правовой действительностью. И, во-вторых, это внутренние функции  или функции механизма правосознания, где под механизмом правосознания  понимается специфическая система  обработки поступающей правовой информации и формирования правового  поведения.

 

1.2. Классификация  видов правосознания и формы  его деформации

Правосознание представляет собой довольно объемную и многозначительную  категорию, отдельные его особенности  в теории и на практике могут существенно  отличаться в зависимости от субъекта правосознания, от точки зрения, с  которой проводится анализ. Это приводит к необходимости классификации  видов правосознания для конкретизации  понятий в исследованиях.

Основными применяемыми критериями видов правосознания  являются: субъекты правосознания, его  уровень, направленность и степень  осознанности.

1. По уровню (глубине)  отражения правовой действительности  правовое сознание классифицируется  на следующие виды:

- Научное (теоретическое)  правосознание характерно преимущественно  для исследователей, научных работников, занимающихся концептуальными вопросами  правового регулирования общественных  отношений и, в частности, формированием  (разработкой) правовой идеологии  общества.

Информация о работе Правовая культура