Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:20, курсовая работа
Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории права.
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Правосознание: структура, свойства, функции…………………….
1.1. Понятие, свойства и функции правосознания……………………
1.2. Классификация видов правосознания и формы его деформации
1.3. Структура правосознания…………………………………………
Глава 2. Понятие и особенности правовой культуры ………………………
2.1. Понятие и структура правовой культуры………………………..
2.2. Функции и классификация правовой культуры………………….
2.3. Правовое воспитание………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………
- Профессиональное
(специализированное) – характерно
для профессиональных юристов,
занимающихся практической
- Обыденное (житейское,
эмпирическое) – присуще, как
правило, прочим
2. По субъектам
правовое сознание
- Индивидуальное
– правосознание индивида, гражданина
как члена общества, которое складывается
под влиянием как внутренних (индивидуальных
особенностей субъекта), так и
внешних факторов, в т.ч. в немалой
степени группового и
- Групповое –
представляет собой
- Общественное
– правосознание
3. По направленности правовое сознание классифицируется на следующие виды:
- Ретроспективное
- Адекватное
- Перспективное
Как уже отмечалось
ранее, конкретные характеристики правосознания
обуславливаются не только действующей
правой системой, но и историческим
правовым опытом, ожидаемыми и (или) желаемыми
перспективами ее развития, что в
зависимости от степени влияния
того или иного аспекта и формирует
классификацию видов
4. По степени
осознанности правовое
- с преобладанием сознательного
- с преобладанием бессознательного
Данный критерий
классификации правосознания
Правосознание может быть также классифицировано по степени его адекватности действующей правовой системе, по оценке роли права в жизни общества и правовых отношениях граждан. Существенные отклонения уровня правосознания от его идеала, неизбежно возникающие в процессе развития права и являющиеся его актуальным состоянием, называются деформацией правосознания и классифицируются в зависимости от причин и проявления такой деформации на правовой нигилизм, «перерождение» правосознания, правовой негативизм, правовой инфантилизм и правовой идеализм.
Формы деформации правосознания отличаются в зависимости от распространения юридической некомпетентности (отсутствия правовых знаний), особенностей неадекватной оценки права (его позитивной роли как способа регулирования общественных отношений), степени распространенности навыков и стереотипов неправового и противоправного поведения.
Промежуточным состоянием правосознания является правовой инфантилизм, представляющий собой несформированность и пробельность правовых представлений применительно к новым правовым условиям, недостаточность правовых знаний и установок. Впоследствии такое правосознание в достаточно короткий срок трансформируется в другую форму, зависящую от внешних факторов и индивидуальных особенностей субъекта.
Правовой нигилизм представляет собой скептическое и негативное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений вплоть до полного неверия в их потенциальные возможности решать социальные проблемы. Важно, что речь идет именно о потенциале права, а не об актуальном его состоянии, хотя недостатки действующего законодательства и могут стать причиной правового нигилизма
Основная опасность правосознания, характеризующегося правовым нигилизмом, заключается в его способности к перерождению или, более конкретно, к «вырождению». Если при правовом нигилизме исключается преступный умысел, то в «переродившемся» правосознании наблюдается не только негативное отношение к позитивному праву, но и осознанное игнорирование принципов права, других социальных норм и общественной морали.
В качестве деформации
правосознания выделяется также
правовой негативизм. На взгляд автора,
эта форма правосознания
Правовой идеализм,
называемый также иногда правовым фетишизмом
или правовым романтизмом, заключается
в преувеличении реальных регулятивных
возможностей права, переоценке роли и
места права в жизни общества.
Такая форма правосознания
1.3. Структура правосознания
Правосознание как
сложное структурное
Правовая идеология
в соответствии с традиционным подходом
представляет собой систематизированное,
научное выражение правовых взглядов,
требований, идей субъектов правосознания,
которые выражаются в юридических
понятиях и категориях. Правовая идеология
это научно-теоретический
Основная роль
в разработке правовой идеологии
принадлежит специалистам соответствующей
квалификации: ученым-правоведам, практическим
работникам юридических учреждений,
и, в немалой степени, политическим
деятелям, которые, опираясь на накопленные
знания и обобщая наличный опыт правовой
жизни общества, анализируют потенциальные
позитивные и негативные последствия
принимаемых юридических актов,
структурных изменений в
Правовая психология в соответствии с традиционным подходом представляет собой крупный сложно структурированный слой правосознания, объединяющий в себе духовный комплекс чувств, настроений, эмоций, переживаний, иллюзий, воли, фантазии, воображения, совести, интуиции, связанных с осмыслением и обратным влиянием на правовую деятельность. Правовая психология это практическое правосознание, основанное на правовых чувствах, переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их оценкой, выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках [4].
Этот уровень
правосознания в существенной степени
определяется привычкам, традициями, предрассудками,
убеждениями, свойственными отдельным
социальным группам и индивидам,
а также обществу в целом, накопленными
на определенный момент времени в
результате непосредственного опыта
участия людей в правовых отношениях,
практического участия в
В формировании правовой
психологии социальной группы или общества
принимают участие все члены
этой группы, всего общества, и, по большому
счету, от конкретного уровня правосознания
этих членов, как правило, не зависит
степень такого участия и влияния
(функция зависимости
В процессе реализации нормативно-правовых актов происходит выявление существенной функции правовой психологии: правовая идеология и (или) законодательная воля в этом случае соизмеряются с психологическим правосознанием субъектов права. Будучи проведенным через призму правовой психологии с ее конкретными особенностями позитивное право может в определенной степени изменить свои функции, а иногда и вовсе потерпеть неудачу в своей реализации [4].
Приведенный подход
к определению правовой идеологии
и психологии был назван автором
традиционным, поскольку именно он
развивался советской правовой мыслью
изначально, что было обусловлено
традиционным идеологическим преимуществом
общественного правосознания
Правовая идеология в контексте индивидуального правосознания представляет собой рациональный компонент структуры правосознания. Это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, то есть правовая идеология связана с логическим мышлением, а не с чувственным опытом.
В отличие от правовой идеологии, правовая психология представляет собой эмоциональный компонент структуры правосознания. Она отражает правовую реальность при помощи проявлений нравов, чувств, эмоций и представляет собой совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Правовая психология связана не столько с логикой и теорией, сколько с эмоциональной составляющей права и особенностями его практической реализации.
Правовые эмоции
являются одной из важнейших характеристик
психологического правосознания. Так,
например, в концепции права известного
российского правоведа Л.И.