Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории права.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Правосознание: структура, свойства, функции…………………….
1.1. Понятие, свойства и функции правосознания……………………
1.2. Классификация видов правосознания и формы его деформации
1.3. Структура правосознания…………………………………………
Глава 2. Понятие и особенности правовой культуры ………………………
2.1. Понятие и структура правовой культуры………………………..
2.2. Функции и классификация правовой культуры………………….
2.3. Правовое воспитание………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 47.74 Кб (Скачать файл)

Третья задача – формирование мотивов и привычек правомерного социально активного  поведения. Эта задача является стратегической и состоит в культивировании  у граждан правовых потребностей, интересов, установок, ценностной ориентации, которые в значительной мере будут  предопределять выбор соответствующих  действий и поступков, то есть в правовой мотивации.

Правовое воспитание осуществляется в разных направлениях и имеет богатый инструментарий. Можно выделить следующие основные направления и средства правового  воспитания.

- Непосредственное  правовое воспитание органами  государственной власти. Так, например, для воспитания высокой правовой  культуры граждан в налоговой  сфере были созданы отделы  информации и общественных связей  при инспекциях Министерства  по налогам и сборам, аналогичная  структура была создана и при  Федеральной службе налоговой  полиции.

- Правовое воспитание  через средства массовой информации: печатные издания, телевидение  и т.п. Средства массовой информации  образуют важнейший институт  формирования и распространения  различных представлений и мнений  в общественном сознании. Их влияние  на динамику и структуру развития  правового просвещения открывает  широкие возможности для проведения  активной государственной политики  в данной области. В налоговой  сфере этот метод получил очень  широкое распространение. Так,  налоговыми органами учреждены  и курируются целый ряд печатных  изданий, специализирующихся на  вопросах налогообложения («Российский  налоговый курьер», «Московский  налоговый курьер», «Налоговый  вестник» и т.п.). Не секрет также,  что налоговыми органами оказывается  определенное давление и на  содержание относительно независимых  печатных изданий («Главбух»,  «Финансовая газета» и др.). В  последнее время большая роль  в деле воспитания налогоплательщиков  и повышения уровня их налоговой  культуры стала отводиться и  телевидению: специалисты по налогообложению  участвуют в телепрограммах,  приняла массовый характер социальная реклама, направленная на воспитание законопослушных налогоплательщиков, формирование у общественности негативного отношения к недобросовестным налогоплательщикам.

- Правовое воспитание  посредством культуры и искусства.  Этот метод менее заметен, но  не менее важен и эффективен: правосознание, основанное на  культуре и искусстве, является  более органичным, естественным, менее  подверженным колебаниям. Его использование  осложняется, во-первых, недопустимостью  непосредственного влияния государственных  правовых интересов на культуру, ее подавления этими интересами, а во-вторых, невовлеченностью органов  государственной власти в культурную  сферу. Пока о каких-либо серьезных  попытках применения этого метода  в области налогообложения автору  неизвестно. Впрочем, к этой категории  методов правового воспитания  можно отнести взаимодействие  налоговых органов с Русской  православной церковью (например, в  отношении известной ситуации  недовольства отдельных православных  россиян введением индивидуального  номера налогоплательщика).

- Правовое воспитание  в сфере образования. Правовое  воспитание подрастающего поколения  имеет стратегический характер  и объективно необходимо. В деле  правового воспитания в налоговой  сфере детей уже сделаны отдельные  попытки. Так, Минобразование  России на основе специально  подготовленного учебника проводит  в некоторых регионах эксперимент  по введению в школьный образовательный  курс основ налоговых знаний  об истории налогообложения, налоговом  законодательстве, основных правах  и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов  и органов налоговой полиции  и даже о налоговых преступлениях.  Насколько известно автору, аналогичный  эксперимент проводится и в  Ростовской области под эгидой местного УМНС. Более того, существует даже мнение, что «все учебные программы многоуровневой системы образования должны содержать элементы налоговой культуры» [5].

Максимальная  эффективность повышения правового  сознания и правовой культуры достигается  путем рационального использования  всего доступного инструментария в  совокупности. При этом, по мнению автора, не следует забывать о таком важнейшем  аспекте правового воспитания, как  наглядный пример со стороны государственных  органов и должностных лиц. Нарушение  законодательства, игнорирование правовых и этических норм самими органами власти, демонстрируя политику двойных  стандартов, приводит к правовому  нигилизму, сводит на нет все усилия по правовому воспитанию общества.

 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего  общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п.

Правосознание в  своих пластах, уровнях, видах «работает» на устранение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство. В правоприменительной деятельности развитое правосознание направляют гражданина для разрешения спора в суд, а не в редакцию газеты, что, впрочем, тоже иногда полезно.

«Если человек  обладает развитым правосознанием, - писал  французский юрист Ж. Карбонье, - то так ли уж нужна ему информация о законе. При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным».

Вся история  культурного  человечества   свидетельствует   о том, что право  и  государство  периодически  вступают в состояние глубокого кризиса. Причина этих кризисов состоит в том, что человечество, строя правопорядок, теряет из вида единую, безусловную цель политического единения и превращают его в орудие для условных, малых заданий  и  частных вожделений. Отсюда вырождение правовой и государственной жизни,  - безыдейность власти и умаление ее авторитета, отсутствие солидарности  между гражданами и классами, гражданская война внутри государств  и  постоянные  вспышки  открытых войн между  народами. По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства;  в осуществлении же  оно  слишком часто прикрывает  собой  ложь  и  насилие, раздор, бунт и войну.

Как подтверждает практика и результаты исследований, работа системы правоохранительных органов, уровень профессионального  правосознания значительной части  лиц, действующих в правоохранительной сфере еще не соответствует современным  требованиям. В сфере работников правоохранительных органов сохраняются  правовой нигилизм, нацеленность на личное усмотрение при разрешении юридических  дел, ориентация не на требования закона, а на позиции руководителей. Следовательно, повышение уровня правовой культуры лиц, работающих в этой системе, да и  вообще должностных лиц является первостепенной задачей.

Нельзя не обратить внимания и на другую крайность, которая  заметна в обществе, а именно на переоценку силы роли права. Она проявляется  в том, что некоторая часть  людей связывает решение определенных проблем только с принятием соответствующих  законов. Им представляется, что достаточно принять закон и соответствующая  проблема автоматически решится. Это  глубокое заблуждение свидетельствует  о неразвитости правосознания.

Таким образом, повышение  уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, преодоление  правового нигилизма, с другой –  преодоление правового идеализма. И то, и другое вызывает необходимость  в осуществлении большой работы по повышению юридической грамотности всех слоев населения, а также по надлежащему кадровому обеспечению государственных учреждений, осуществляющих юридическую деятельность.

Уровень юридической  грамотности, правовой культуры членов общества зависит в первую очередь  от характера, духа социальной практики, складывающейся в сфере правового  регулирования, функционирования власти. Но следует признать, что немаловажное значение имеет и целенаправленная работа по правовому воспитанию населения, если она будет осуществляться в  условиях благоприятной для права  социально-политической практики.

Развитие правосознания  гражданина, общества способствует преодолению  отсталых взглядов, отклоняющегося поведения  людей, предотвращению случаев произвола  и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью  являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское  общество и правовое государство [16].

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аграновская  Е.В. «Правовая культура и обеспечение  прав личности». М.: Наука, 1988.

2. Бабаев В.К.  «Теория государства и права»  М.: Юрист, 2007.

3. Байниязов Р.С.  Мировоззренческие основы общероссийской  правовой идеологии // Журнал российского  права. 2001. №11.

4. Байниязов Р.С.  Правосознание: психологические  аспекты // Правоведение. 1998. №3.

5. Дробязко С.Г., Козлов В.С. Общая теория права:  Учебное пособие. –Мн.: НО ООО  «БИП-С», 2003.

6. Иванников И.А.  Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. №3.

7. Ильин И.А.  Общее учение о праве и государстве  (фрагменты) // Правоведение. 1992. №3.

8. Калинина Э.А., Калинина И.Ф., Старжинская А.А.  Общая теория государства и  права: Краткий элементарный учебный  курс. –Практ. пособие по ред.  Э.А. Калининой –Мн.: Молодежное  научное общество, 2005.

9. Коваленко А.И.  Теория государства и права  (в вопросах и ответах), 2001.

10. Лукьянова Е.А.  Указное право как российский  политический феномен // Журнал  российского права. 2001. №10.

11. Нерсесянц В.С.  Современное правопонимание: основные  концепции. // Центр «Право и средства  массовой информации», серия «Журналистика  и право», выпуск 16, 1999.

12. Петражицкий  Л.И. Теория права и государства  в связи с теорией нравственности. – М., 2000.

13. Саудабекова  Э.К. Трансформация правосознания  как условие становления правового  государства// Сборник материалов  конференции, Алматы, КГЮА, 2000.

14. Сорокин В.В.  Правосознание в переходный период  общественного развития // Журнал  российского права. 2002. №10.

15. Тепляшин И.В.  Становление российской правовой  государственности и правовая  активность граждан // Журнал российского  права. 2002. №1.

16. Трахименок  С.А. Общая теория права: Учеб. пособие. – Мн.: Частн. ин-т управ. и предпр., 2004.

17. Фарбер И.Е.  Правосознание как форма общественного  сознания. М., 1963.


Информация о работе Правовая культура