Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории права.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Правосознание: структура, свойства, функции…………………….
1.1. Понятие, свойства и функции правосознания……………………
1.2. Классификация видов правосознания и формы его деформации
1.3. Структура правосознания…………………………………………
Глава 2. Понятие и особенности правовой культуры ………………………
2.1. Понятие и структура правовой культуры………………………..
2.2. Функции и классификация правовой культуры………………….
2.3. Правовое воспитание………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 47.74 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Понятие   и структура правовой культуры

Правосознание, будучи элементом правовой жизни общества, активно взаимодействует с другими  элементами правовой системы: юридическими нормами, принципами, институтами, совокупностью  правовых учреждений; процессами правотворчества  и правореализации; правовыми отношениями. В совокупности все эти ценности, созданные обществом в области  права, формируют правовую культуру.

Основой правовой культуры является правосознание, но как  самостоятельная категория она  включает в себя также юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества  и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.

Правовая культура – весьма ёмкая по своему содержанию социальная категория. В специальной  юридической литературе встречаются  различные её определения. Е. В. Аграновская  определяет правовую культуру как «элемент общей культуры общества, представляющий специфический способ человеческого  существования в правовой сфере: способы правового регулирования  отношений, формы взаимодействия субъектов  общественных отношений, их социальное отношение к явлениям правового  порядка» [1]. Т.А. Артеменко считает, что правовая культура – «это не просто отношение к праву (правосознанию), а, прежде всего уважение правовых норм и принципов.» Следовательно, не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Отсюда, по мнению И.Г. Смолиной правовая культура – «это глубокое знание и понимание  права, высокосознательное исполнение его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности (это единство правовых знаний, оценок и поведения)». Ещё в одном из определений правовая культура определяется как качество правовой жизни общества и степень гарантированности  государством и обществом прав и  свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права  каждым отдельным членом общества [2].

Итак, можно сказать, что правовая культура – определенное «качество» правовой жизни общества, которое наиболее полно можно  охарактеризовать только при рассмотрение всех его элементов.

Во-первых, правовую культуру определяет степень развитости правосознания населения. Правосознание  – это отношение людей к  праву, правовым явлениям, основанное на знаниях о праве и чувствах (восприятие на субъективном уровне). Правосознание  – очень важный элемент правовой культуры. Велико его влияние на организацию общественной жизни. Недаром  российский правовед И. А. Ильин обращал  внимание на то, что человек без  правосознания будет жить собственным  произволом и терпеть произвол от других. Также И. А. Ильин считал, что правосознание необходимо рассматривать не только как совокупность воззрений на право, а ещё и как взгляды на государство, на всю организацию общественной жизни. От того, каким будет уровень, качество правосознания, зависит и то, каким будет поведение человека в обществе [7].

Во-вторых, правовую культуру определяет уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность подразделяется на теоретическую (деятельность учёных-юристов), образовательную (деятельность студентов и слушателей юридических  образовательных учреждений и пр.) и практическую (правотворческая  и правореализующая деятельность).

От правотворческой  деятельности, её уровня развития и  качества существенно зависит правовая культура. При осуществление правотворчества  должны соблюдаться принципы: законности, научности, демократизма, системности.

Соответственно  влияет на правовую культуру и правореализация, а в частности правоприменение  – властная деятельность компетентных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений, имеющая своей целью воплотить  содержание правовых норм в жизнь. На качество правоприменительной деятельности оказывает влияние множество  факторов: структура государственного аппарата, порядок взаимодействия его  органов, профессионализм правоприменителя, его культура и многое другое.

Высокий уровень  правовой деятельности предполагает:

- наличие сильной  юридической науки;

- качественное  преподавание юридических дисциплин  в учебных  заведениях;

- вовлечение широких  слоёв населения в деятельность, связанную с правом;

- высокий профессионализм  и качество законотворческой  деятельности;

- соблюдение демократических  и юридических процедур при  правотворчестве;

- развитость и  совершенство государственного  аппарата;

- авторитет суда, как в системе органов государственной  власти, так и среди населения;

- наличие гарантий  независимости судебной власти;

- демократичность  правосудия, его понятность и  близость обществу, учёт приоритета  прав и свобод человека при  рассмотрении судебных споров;

- высокое качество  правоприменительной деятельности.

В-третьих, правовую культуру определяет степень совершенства всей системы нормативно-правовых актов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Важен  уровень любого нормативно-правового  акта каждый из них должен правовым. Нормативно-правовой акт должен отвечать всем необходимым  требованиям, с точки зрения его формы: быть по возможности кратким и что, особенно важно, понятным для населения, т. е. обладать ясностью, а вся необходимая дополнительная информация (определения, термины и пр.) должны быть доступны для населения; также должен отвечать всем необходимым требованиям с точки зрения содержащегося в нём механизма его реализации.

Важно и состояние  правоприменитильных правовых актов (например: решение и приговор судов, акты прокуроров) и правореализационных (например: договоры в хозяйственном  обороте).

При оценке вышеуказанных  нормативно-правовых актов, а также  таких текстов правового характера, как научные и публицистические тексты на правовые темы, можно судить об уровне развития правовой культуры.

Совершенство  системы нормативно правовых актов  можно достигнуть благодаря:

- наличию в  государстве демократичной, отвечающей  высоким правовым стандартам  и интересам общества, эффективной  конституции;

- соответствию  конституции законов, а всех  иных нормативно-правовых актов  (подзаконных) – законам;

- чёткой иерархии  нормативно-правовых актов;

- высокому правовому  и технико-юридическому качеству  законов и подзаконных актов,  актов применения права.

2.2. Функции  и классификация правовой культуры

Правовая культура выполняет одновременно несколько  функций:

1)   Познавательно-преобразовательная функция связана с созданием гарантий (как правовых, так и нравственных) человеческого достоинства, свободы выбора, морального самоконтроля, порядочности, честности и др. общечеловеческих ценностей. Призвана помочь согласованию личных, групповых и общественных интересов; призвана поставить человека в центр общественного развития. Эта функции связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию гражданского общества и правового государства;

2)   Праворегулятивная функция направлена на то, чтобы все элементы правовой системы функционировали максимально эффективно, динамично и слаженно. Этой функцией правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения. Реализация этой функции осуществляется через  социальные нормы (в том числе конечно и через правовые);

3)   Ценностно-нормативная функция проявляется в различных фактах, приобретающих ценностное значение, отражаясь в сознании, поступках, социальных институтах;

4)   Правосоциализаторская функция заключается во влиянии на формирование правовых качеств личности;

5)   Прогностическая функция заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей;

6)   Коммуникативная функция, т.е. правовая культура, обеспечивает общение граждан в юридической сфере; передает сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации новым поколениям, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого и др.;

7)   Интегративная функция правовой культуры заключается в объединении всех слоев, классов и наций общества на основе общегражданских норм, принципов, идей и традиций.

Необходимо помнить  о невозможности существования  всех составных частей правовой культуры без своего носителя-субъекта, а  именно: отдельного человека, группы людей, населения в целом. На основании  этого принято выделять соответственно правовую культуру личности, групповую  правовую культуру и правовую культуру населения. Рассмотрим каждый вид более подробно:

1)   Правовая культура личности – это то, как личность осознаёт, понимает, оценивает, осуществляет права, свободы и выполняет обязанности. А сама реализация прав, свобод и обязанностей и особенно степень активности при реализации находятся в существенной зависимости от того, насколько правильно они осознаются и оцениваются личностью. Правовая активность является высшим уровнем правовой культуры личности. Она проявляется в готовности личности к активным сознательным, творческим  действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, а также в законности поведения. Согласно концепции Д. Б. Богоявленского существует три уровня правовой активности (если рассматривать её как интеллектуальную активность личности):

а) если субъект  права при самой добросовестной и энергичной работе остаётся в рамках заданного или первоначально  найденного способа действия, его  интеллектуальная активность относится  к пассивному уровню, что подчёркивает не отсутствием умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием  какого-то внешнего стимула;

б) если субъект  права, имея достаточно надёжный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру  своей деятельности, сопоставляет между  собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более  остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой уровень  интеллектуальной активности называется эвристическим (более характерен для  следователей и пр. подобных профессий);

в) самый высокий  уровень интеллектуальной активности носит название творческого; отличается самостоятельной постановкой проблемы.

Не следует  путать правовую активность с правомерным  поведением. Критериями разграничения  здесь могут выступать цель, средства достижения такой активности и общественно  значимый результат деятельности в  правовой сфере. Также следует отличать от правовой активности просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным  лицом, т.к. оно (исполнение) является профессиональным долгом.

2) Групповая правовая  культура – это уровень и  степень правовой образованности, правового воспитания того или  иного класса, общественного слоя, особых социальных групп;

3) Правовая культура  населения – это уровень правосознания  и правовой активности всего  населения, степень прогрессивности  юридических норм и юридической  деятельности.

Оценивая правовую культуру важно обращать внимание на  уровень познания правовых явлений, овладение ими. На основании этого можно выделить следующие уровни правовой культуры:

1)   Обыденный уровень – для него не характерны глубокие обобщения, т.е. для него характерна поверхностность. Проявляется в повседневной жизни людей при использовании субъективных прав, соблюдении юридических обязанностей. Но важно понимать, что он отнюдь не является второстепенным;

2)   Профессиональный уровень – присущ лицам, специально занимающимся правовой деятельностью. Для данного вида характерна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, целей, задач, а также профессионального поведения, которая складывается ввиду постоянного и непосредственного соприкосновения с правовыми понятиями и явлениями;

3)   Теоретический (научный) уровень – представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, механизма правового регулирования в целом, а не просто отдельно взятых направлений. Вырабатывается она общими усилиями ученых-философов, юристов, социологов, общественным опытом практических работников.

Эти уровни правовой культуры очень тесно взаимосвязаны  между собой.

 

2.3. Правовое  воспитание

Высокая правовая культура и лояльное правосознание  присущи не любому обществу, они  не являются лишь следствием объективной  потребности. Правовая культура повышается в процессе целенаправленной деятельности по правовому воспитанию субъектов  права, обязанность осуществлять которые  лежит на государстве и всех остальных  институтах политической и правовой системы общества.

Правовое воспитание предполагает осуществление комплекса  мероприятий воспитательного, учебного и информационного характера, направленных на создание надлежащих условий для  обретения гражданами определенного  объема правовых знаний и навыков  в их применении, необходимых для  реализации гражданами своих прав и  свобод, а также выполнения возложенных  на них обязанностей.

Правовое воспитание как целенаправленные действия по повышению  правовой культуры и укреплению правосознания, формированию комплекса специфических  качеств личности в правовой сфере  жизнедеятельности призвано решить три основные задачи.

Первая задача – формирование системы правовых знаний. Безусловно, такая составная  часть правовой культуры как знание гражданами своих прав и свобод, своих обязанностей перед государством и обществом, общих сведений о  позитивном праве имеет критическое  значение. Однако этим правовое воспитание не исчерпывается.

Вторая задача – формирование правовой убежденности у гражданина в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо  требует от него выполнения возложенных  обязанностей и что он равен перед  законом и судом в правах с  другими гражданами.

Информация о работе Правовая культура