Предмет и метод политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 07:35, лекция

Описание работы

Предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни. Политологи разных стран договорились о международном стандарте в понимании объекта и предметного поля политологии. Компонентами политологии согласно такому стандарту являются: а) политическая теория (теория политики и история политических идей); б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных); в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение); г) международные отношения (международные организации и мировая политика).

Содержание работы

1. Предмет политологии.

2. Метод политологии.

1. Предмет политологии

Файлы: 1 файл

Лекции по политологии.doc

— 874.50 Кб (Скачать файл)

 

- путь "сверху". В данном случае члены партии рекрутируются из чиновников государственного аппарата, членов политической элиты;

 

- путь "снизу". Существенную роль  играют массы, ориентирующиеся  на ту или иную доктрину  или лидера;

 

- комбинированный путь, совмещающий черты двух первых способов.

 

Существенное влияние партий на политику стало ощущаться лишь к  середине XIX века. В это время формируются  первые массовые партии в таких странах  как США (1828 г. - Демократическая партия, 1854 г. - Республиканская) и Великобритания (1850 г. - Либеральная партия, 1867 г. - Консервативная партия). В других странах партии появляются позднее. Общей тенденцией развития партий в Европе и США являлось формирование первоначально буржуазных и лишь затем рабочих партий. Иначе ситуация складывалась в России. Здесь первой возникает рабочая партия (РСДРП). Она была образована в 1898 году. Буржуазные партии появляются лишь после царского манифеста от 17 октября 1905 г., легализовавшего общественные организации в стране.

 

Усилению роли партий в политическом процессе в XIX - XX вв. способствовало несколько причин:

 

- формирование элементов демократизма  в сфере общественного управления; только система, допускающая разноголосицу  мнений (идеологический плюрализм), могла стать основой для политических партий;

 

- осознание большими социальными  группами (буржуазия, пролетариат,  крестьянство, интеллигенция, жители  колоний, нации и т.д.) общности  своих внутренних интересов и  стремление их реализовать;

 

- расширение избирательных прав  граждан, оформление политического плюрализма, а также, необходимость проведения избирательных кампаний и агитации за конкретных кандидатов.

 

Обозначенные факторы способствовали тому, что партии, обретя совершенно новые черты (обзаведясь управленческим аппаратом, местными организациями, институтом фиксированного членства, уставами и программами), превратились из второстепенных вспомогательных организаций в один из значимых элементов политических отношений. Они занимают центральное место в организации избирательных кампаний, в мобилизации электората (избирателей) в поддержку конкретных лидеров и программ. В целом, к середине 90-х гг. XX в. в более чем 100 государствах мира действовало свыше 550 партий. Стран, где партии как субъекты политики отсутствуют, единицы (Ливия, Иран).

 

Значимость партий для политической жизни раскрывается в функциях, которые они выполняют в отношении общества и государства. В их числе:

 

- активизация и интеграция крупных  общественных слоев;

 

- формулирование и обоснование  групповых интересов;

 

- формирование общественного мнения;

 

- политическое воспитание;

 

- разработка политической идеологии  и политических доктрин;

 

- рекрутирование новых членов  партии;

 

- формирование политической элиты  (во многих государствах правительства  и представительные органы формируются из членов крупных политических партий);

 

- участие в борьбе за государственную  власть;

 

- осуществление государственного  управления с приходом к власти.

 

Говоря о столь значительной роли партий в политической жизни  общества, следует отметить, что  часть западных исследователей уже с начала 70-х гг., прогнозируют снижение их влиятельности. Так, по мнению американского исследователя Д. Бродера, с течением времени все явственнее становится факт исчезновения низовых партийных организаций (партия перестает объединять); партийной печати (партия перестает формировать общественное мнение); падает влияние партий на избирательный процесс (люди голосуют за "имидж" лидера, а не за партию). Падению роли партий способствует ряд факторов:

 

- объективные: снижение количества социальных конфликтов; размывание классов; появление новых средств, облегчающих объединение.

 

- субъективные: часть политиков  (консерваторы, традиционалисты) считают  партии злом и провозглашают  программы борьбы с ними (Ш.  де Голь). Однако представить ситуацию полного исчезновения партий как субъекта политики в ближайшем будущем невозможно. Ряд авторов полагают, что партии будут существовать и далее, подстраиваясь под общество, изменяясь вместе с ним [11].

 

Существенное влияние на определение  роли партий в политике оказывает государство. Оно может либо поднимать, либо принижать статус партий, упрощать или усложнять их существование. Отношения партий и государства регулируются законом, гарантирующим их взаимные права и обязанности. В наиболее общем виде к правам партий относят:

 

- право выдвигать кандидатов  на выборные должности;

 

- право критики правительства;

 

- право свободно распространять  информацию о своей деятельности;

 

- право на свободу внутрипартийной  жизни;

 

- право на государственные дотации и компенсации в период избирательных кампаний;

 

- право на обладание имуществом.

 

Наиболее общими обязанностями  партий являются:

 

- обязанность признавать легальность  существующего строя;

 

- обязанность соблюдать конституцию;

 

- обязанность соблюдать правила, регламентирующие деятельность партий.

 

В структурном плане партия представляет собой сложный организм, состоящий  из следующих компонентов:

 

- высший лидер и штаб, которые  выполняют руководящую роль: принимают  важнейшие решения; концентрируют  в своих руках всю информацию о деятельности партии; манипулируют сознанием и поведением партийных масс;

 

- бюрократический аппарат, осуществляющий  связи между выше- и нижестоящими  партийными структурами и исполняющий  приказы руководства (иногда бюрократический  аппарат может обосабливаться от прочих звеньев партии и даже брать партийное руководство в свои руки. Классический пример: выдвижение в 20-е гг. в РКП (б) секретариата ЦК во главе со Сталиным на первое место в структуре партии);

 

- активные члены партии, участвующие в ее жизни, способствующие реализации партийной программы, но не входящие в бюрократию;

 

- пассивные члены партии, которые,  входя в ее состав, практически  не участвуют в жизни организации,  не способствуют реализации партийной  программы;

 

- социальная база партии, т.е. те слои населения, которые ориентируются на нее. Часть социальной базы партии, которая не только поддерживает ее программу, но и постоянно голосует за нее на выборах, называется электоратом данной партии.

 

2. Типы партий

 

 

Мир партий многообразен. Они отличаются не только названиями, но и более существенными признаками, что позволяет выделить разные их типы.

 

В зависимости от социальной базы различают: партии моносредные, состоящие  исключительно из представителей каких-то отдельных групп, слоев, классов (например, партии женские, националистические, рабочие, буржуазные и т.д.); партии промежуточные, включающие в себя представителей нескольких социальных групп, слоев, классов; партии универсальные, объединяющие все общество вне зависимости от наличия групповых и классовых преград. Общей тенденцией развития партий является размывание моносредных партий и превращение их в универсальные. Основной причиной этого является общее размывание классов, которое стало проявляться во второй половине ХХ в. В результате, рабочие, голосовавшие прежде исключительно за социал-демократов, сегодня могут поддерживать и либералов, и консерваторов.

 

В зависимости от организационной  структуры партии могут быть разделены  на кадровые и массовые:

 

- кадровые представляют собой объединение небольшой по количеству группы значимых людей (политтехнологов, финансистов, популярных личностей и т.д.) вокруг конкретных политиков. Для такого рода партий типичны свободное членство и нестабильность состава. Активность кадровых партий проявляется преимущественно во время выборов и направлена на организацию поддержки избирателей. Примерами кадровых партий являются республиканская и демократическая партии США; ЛДПР, "Яблоко" в современной России;

 

- массовые партии отличаются  от кадровых гораздо большим  количеством членов; более высокой  степенью организованности; наличием  определенной партийной дисциплины  и идеологии; фиксированным членством.  Эти партии, работающие на постоянной  основе, имеют разветвленный управленческий аппарат и многочисленную сеть местных организаций. Примером состоявшейся партии такого типа в современной России является КПРФ. Сами массовые партии, как полагает Е. Вятр, различаются по жесткости своей структуры и могут быть разделены на партии с рыхлой структурой и партии с прочной структурой.

 

В зависимости от места, занимаемого  партией в политической системе, выделяют:

 

- правящие партии - партии, получившие  в результате выборов в законодательный  орган страны право формировать  правительство и реализовывать политическую программу развития общества в соответствии со своими целями. Правящих партий может быть одна или несколько;

 

- оппозиционные партии - партии, потерпевшие  поражение на выборах или не  допускавшиеся к выборам существующим режимом и, в силу этого, сосредоточившие свою деятельность на разработке программ, альтернативных выдвигаемым правящей партией. Оппозиционные партии, в свою очередь, могут быть разделены на легально действующие и нелегальные; играющие существенную роль в обществе и не играющие существенной роли (после выборов 7 ноября 2001 г. в США - республиканцы - правящая партия; демократы - оппозиционная партия, играющая существенную роль; партия реформ и компартия США - оппозиционные партии, играющие несущественную роль).

 

В зависимости от отношения партий к социальной реальности они подразделяются на: революционные (направлены на слом существующей системы); реформистские (нацелены на реформирование системы  эволюционным путем); консервативные (их цель - сохранение существующего статус-кво либо возвращение к ранее существовавшей системе); реакционные (нацелены на слом созданной системы).

 

Наконец, в зависимости от отношения  к идеологии и ее направленности выделяют следующие типы партий: идейно-политические, которые строятся на базе идеологии (коммунистические, социал-демократические, либеральные, конфессиональные, монархические, националистические); прагматические (электоральные) партии, которые строятся не вокруг идеологии, а вокруг конкретной задачи, идеология при этом может и не использоваться.

 

3. Партийные системы

 

Осуществляя взаимосвязь между  гражданами и государством, партии вступают в контакт не только с  органами власти, но и друг с другом. Для обозначения способа этой взаимосвязи партий используется термин "партийная система". В наиболее общем виде, партийная система - это совокупность партий, реально претендующих на обладание властью в стране. Для определения типа партийной системы нередко используется количественный критерий (одно-, двух- и многопартийные системы). К количественному критерию часто добавляют такие показатели, как наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции, уровень соревновательности между партиями. Так, западный политолог Дж. Сартори предлагает семиступенчатую классификацию:

 

Однопартийные системы (Куба, Северная Корея) предполагают срастание партийного и государственного руководства; запрещение других партий; подмену государственной идеологии партийной. Характерны для тоталитарных режимов.

 

Система с партией-гегемоном (Китай) означает сосредоточение реальной власти в руках одной партии, поддерживаемой правящим режимом, при формальном разрешении деятельности других партий. Так, не смотря на то, что в Китае помимо КПК существует еще 8 партий, реально коммунисты не дадут ни одной из них прийти к власти.

 

Система с доминирующей партией (Индия, Япония) отличается тем, что при равных возможностях, создаваемых государством для всех партий, население в течение  длительного времени отдает предпочтение лишь одной партии.

 

Двухпартийная система (США, Великобритания) характеризуется наличием двух главных партий, с которыми не в состоянии конкурировать другие; при этом возможно возникновение ситуации, когда в правительстве доминирует одна партия, а в парламенте - другая. Вариантом двухпартийной системы следует считать модифицированную систему "2 + 1" (Германия). В данном случае одна из двух ведущих партий страны, победив на выборах, может сформировать правительство лишь блокируясь с третьей партией.

 

Умеренно многопартийные системы (Бельгия, Нидерланды) отличаются от других ориентированностью всех существующих партий на сотрудничество; незначительностью идеологических разногласий между партиями. Реально в борьбе за власть участвует 3-5 партий.

Информация о работе Предмет и метод политологии