Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 07:35, лекция
Предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни. Политологи разных стран договорились о международном стандарте в понимании объекта и предметного поля политологии. Компонентами политологии согласно такому стандарту являются: а) политическая теория (теория политики и история политических идей); б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных); в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение); г) международные отношения (международные организации и мировая политика).
1. Предмет политологии.
2. Метод политологии.
1. Предмет политологии
- каких-то иных качествах. Л.
Гумелев, к примеру,
Другие настаивают на том, что лидеров "делают" окружающие их люди (теория определяющей роли последователей). Лидер трактуется как человек, который наиболее успешно осуществляет ориентацию на других людей.
Третьи считают, что лидеров формирует ситуация (ситуационная теория). Каждая ситуация выдвигает на передний план тех людей, которые способны ее разрешить.
Наконец еще одна группа ученых отстаивает
точку зрения, согласно которой, лидерство
есть результат совокупного
Не меньше разногласий вызывает и вопрос о том, кого следует относить к лидерам. По мнению одних, лидерами являются все крупные политические деятели, выполняющие управленческие функции: государственные чиновники высшего уровня, назначенные на свои должности (например, министры) или выбранные на них (губернаторы, парламентарии, президент). Другие авторы, в противоположность высказанной позиции заявляют, что лидерство - это форма признания авторитета не всех руководителей, а лишь наиболее выдающихся. С этой целью они делят всех политических деятелей на великих и обычных, либо вообще не признают последних таковыми. Другим вариантом является деление политиков на зависящих от власти (номенклатурщики), зависящих от масс (вожаки) и независимых. Именно последние и трактуются как лидеры. Число реальных лидеров, таким образом, становится значительно меньшим. Оно становится еще меньшим, если подходить к вопросу о сущности лидерства с позиций третьей группы ученых, которые считают, что лидерство есть неформальный (основанный сугубо на авторитете) аспект управления и как таковой противостоит формальному руководству (управлению посредством отправления официальных должностей). Согласно данной точке зрения, реально лидерами признаются лишь крупные общественные, не связанные с государственным аппаратом деятели (А. Сахаров, М. Ганди).
Неопределенность в понимании феномена лидерства заставляет ученых обращать особое внимание на выявление неких универсальных качеств, которые бы способствовали облегчению задачи отнесения к данной группе того или иного конкретного человека. В частности, к качествам, необходимым для лидера, принято относить следующие способности:
1) аккумулировать и адекватно отражать в своей деятельности интересы широких масс (например, Ленин сумел в 1917 г. уловить и выразить чаянья низших слоев населения России);
2) подчинять своей воле
3) брать на себя инициативу
и ответственность за
4) постоянно выдвигать новые
политические идеи, комбинировать
и совершенствовать ранее
5) выстраивать из разрозненных идей целостные программы политических действий;
6) бороться за реализацию своей программы;
7) извлекать выгоду из любых
изменений политической
8) принимать нужные решения в
нужное время (в случае с
Лениным - выбор даты большевистского
восстания, многократные
Естественно, что у каждого крупного политического лидера обозначенный комплекс общих качеств проявляется сугубо индивидуально. Отдельные черты приобретают доминирующий характер, другие отходят на задний план. Кроме того, лидеров отличает наличие множества чисто индивидуальных (присущих только им) черт. В совокупности все присущие лидеру универсальные и индивидуальные черты формируют то, что принято называть стилем лидерства.
2. Стили и типы лидерства
Стиль лидерства как устойчиво воспроизводимые отличительные черты осуществления лидером своих функций фиксирует своеобразие его поведения; характер взаимодействия с окружением и массами; ценностные ориентации; уровень культуры и множество других факторов. Политика характеризуется многообразием стилей лидерства, поддающимся, впрочем, определенной типологизации.
При рассмотрении стиля сквозь призму отношения политика к своим обязанностям (критерий предложен Дж. Баубером при исследовании стилей президентства в США) представляется возможным выделить четыре типа:
- активно-позитивный стиль, который ориентирован на продуктивную, результативную деятельность на общее благо (Ф. Рузвельт и его "Новый курс");
- активно-негативный стиль
- пассивно-позитивный стиль,
- пассивно-негативный стиль - минимальная
степень выполнения лидером
Если рассматривать стиль
- параноидальный стиль (лидер - хозяин: Петр I, И.В. Сталин);
- демонстративный стиль (лидер-
- депрессивный стиль (лидер-
- шизоидный стиль (лидер-одиночка: Павел I).
В зависимости от характера взаимодействия политика с окружением выделяют:
- авторитарный стиль (он
- демократический стиль (в данном случае для лидера характерен учет интересов и мнений окружающих его людей, привлечение их к управлению).
На основании такого критерия как
методы осуществления лидером
- консервативный стиль.
- инициативный стиль
- реформационное лидерство (в
этом случае лидер ставит
- революционное лидерство (
Формирование того или иного стиля политического лидерства, помимо субъективных факторов (личностных качеств политика как человека), обуславливается также и рядом объективных социальных (не зависящих от него) факторов. К таковым относят:
1. Политико-исторические факторы.
2. Культурологические факторы.
Речь идет о влиянии на
- стремление бюрократии иметь арбитра, который гасил бы ее корпоративные конфликты;
- стремление населения иметь защитника от бюрократии.
Важнейшим же следствием культа является огромная концентрация политической, духовной, экономической и прочих типов власти в руках одного человека, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности начальства. Складывающийся культ того или иного политического деятеля неминуемо приводит к трансформации как всей политической жизни страны, так и самого лидерства.
3. Административно-
4. Ситуационные факторы. Роль
ситуации обуславливается ее
влиянием на условия
Социальные детерминанты лидерства
позволяют проводить
Природа социального авторитета лидера. Выделяют:
а) традиционное лидерство (в данном случае лидеры выявляются в соответствии с обычаями. Так, после смерти монарха новым лидером становится его сын);
б) харизматическое лидерство (влияние лидера базируется на вере населения в его исключительные качества. В качестве примера можно указать на веру населения Ирака в возможность Саддама Хусейна противостоять США);
в) рациональное лидерство (влияние лидера в данном случае базируется на факте назначения или избрания его на определенную должность, сам лидер является чиновником).
Масштаб полномочий и характер деятельности лидера. Основополагающими типами являются:
а) лидер малой группы, объединенной политическими интересами (высший слой элиты, руководящий аппарат любого уровня управления). Здесь роль лидера заключается в сплочении участников, направлении их деятельности. От него требуется умение налаживать и поддерживать контакты с соратниками; оперативно принимать решения; брать на себя инициативу и ответственность;
б) лидер большой социальной группы, объединенной политическими интересами (политические партии, общественные движения, слои, классы). От такого лидера ожидают умения выражать групповые интересы; разрабатывать стратегию и тактику политического действия;
в) лидер общенационального
Отношение лидера к существующей политической системе. Типы лидерства: функциональный или дисфункциональный лидер, лидер-комформист или лидер-нонкомформист.
3. Современные тенденции
Роль лидеров в процессе функционирования политической системы существенно различается в зависимости от эпохи и страны. Влияние их на политику в патриархальном и современном обществе, в жестко централизованной и свободной системе, в период стабильного и кризисного состояния государства могут быть сопоставимы лишь на общем теоретическом уровне. Выявление более глубинных тенденций требует учета политического, исторического и социального контекста.