Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 07:35, лекция
Предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни. Политологи разных стран договорились о международном стандарте в понимании объекта и предметного поля политологии. Компонентами политологии согласно такому стандарту являются: а) политическая теория (теория политики и история политических идей); б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных); в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение); г) международные отношения (международные организации и мировая политика).
1. Предмет политологии.
2. Метод политологии.
1. Предмет политологии
2. Военная элита - генералитет
и высшее офицерство, оказывающие
влияние на власть в силу
концентрации в своих руках
значительного количества
3. Бюрократическая элита - чиновники
государственного аппарата. Их роль
и влияние обуславливаются
4. Идеологическая элита - выдающиеся деятели культуры, науки, формирующие идеологию государства и сознание масс.
5. Собственно политическая элита,
Исходя из трактовки политической элиты как одного из элементов властвующей элиты, ей можно дать следующее определение: это определенная группа, слой общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и, занимая командные посты, отвечает за выработку стратегии развития всей системы.
Сущность элиты вызывает значительные споры среди ученых. Первые трактовки были даны еще в древности. Конфуций, Платон, Аристотель заложили основы ценностного подхода к пониманию элиты. Согласно этой версии, элита представляет собой лучших из лучших. Значительное влияние на формирование современных интерпретаций оказали также разработки Н. Макиавелли и Т. Карлейля. Современное понимание проблемы, складывается в конце XIX - начале XX веков. Это было сделано усилиями Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса.
Г. Моска в работе "Элементы политической науки" вводит понятие "господствующего класса" для определения той группы людей, которая, обладая определенными качествами и ресурсами (высокое положение в обществе, наличие военной силы, наличие средств производства, наличие знаний и опыта управления), монополизирует власть в своих руках. Наличие такого класса, по мнению Моска, это - закон: "общество всегда управляется меньшинством", "даже когда происходит смена власти, то она передается из рук одного меньшинства в руки другого меньшинства". К заслугам Моска следует отнести также первую попытку обоснования элитарной сущности демократии.
В. Парето ("Трактат по общей социологии") определил элиту как группу лиц, обладающих высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности. Выдвижению людей в элиту способствует наличие у них специфических психологических качеств, например, умение предвидеть и выражать скрытые влечения масс. По мнению Парето, в обществе наряду с элитой всегда существует "контрэлита" - лица, которые по своим психологическим качествам могли бы войти в элиту, но не вошли в нее в силу своего социального положения. Когда контрэлита достигает определенных показателей в своем развитии, она занимает место правящей элиты, происходит смена элит. Подобный круговорот элит Парето описал как "закон циркуляции элит".
Р. Михельс в своем труде "Социология политических партий в условиях демократии", исследовав социальные механизмы, порождающие элитарность общества, сделал вывод, что причины кроются в самой организации общества (любая организованная система требует элитарности и закономерно воспроизводит ее), а не в качествах людей. Неизбежное выявление элитарных слоев в современном обществе, где значительную роль играют партии, он назвал "железным законом олигархиизации". Сама элита, в понимании Михельса, это активное меньшинство.
Работы Моска, Парето, Михельса составили основу элитистского (макиавеллистского) подхода к анализу элиты. Их общими чертами являются следующие идеи:
- признание элитарности любого общества;
- деление всех людей в
- рассмотрение элиты как группы лиц, обладающих определенными ресурсами.
Сегодня на позициях макиавеллистской школы стоят Р. Уильямс (элита - люди, занимающие высшие места в обществе благодаря своему происхождению), Дж. Бернхейм (элита - лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере).
В противоположность
Ценностный подход представлен в работах В. Ропке, Х. Ортеги-и-Гассета. Элита трактуется как слой общества, сплоченный на основе заботы об общем благе. В элиту входят выдающиеся личности, доказавшие свое умение ставить общественное выше личного. Элита строится не на принципе "голубой крови", а выдвигается самим обществом, которое занято постоянным совершенствованием своих руководителей.
Своеобразным продолжением ценностной теории является выдвинутая еще в начале ХХ в. М. Вебером теория демократического элитизма. Элита, согласно трактовке Вебера, - это слой профессиональных политиков, облеченных доверием народа. Элита через систему выборов зависит от населения, а потому стремится завоевать симпатии тех, кем руководит. Идеи Вебера о демократическом элитизме нашли в дальнейшем развитие в трудах Р. Даля, С. Липсета, О. Зигнера.
Во второй половине ХХ в. к дискуссиям о сущности элит добавились дискуссии об их составе. Выделилось два подхода: обеспечивается наличием властных полномочий и богатства.
1. Концепции плюрализма элит (С.
Келлер, Д. Рисмен, О. Штаммер), исходящие
из наличия в обществе не
одной, а нескольких элитарных
групп. Влияние каждой из них
ограничивается четко
2. Леволиберальные концепции элит
(Р. Миллс), выдвигающие в качестве
основной идеи тезис об
2. Причины элитизма. Функции и типы элит
Существенные различия в понимании сущности элиты компенсируются общим для всех направлений и школ взглядом на неё как неотъемлемый атрибут любой (вне зависимости от исторической эпохи) политической системы. В качестве наиболее общих причин, всегда и с неизбежностью воспроизводящих элитные группы в сфере политики, в литературе чаще всего выделяют:
1. Биологическое и социальное
неравенство людей: различия в
способностях и возможности
2. Закон разделения труда,
3. Престижность управленческого труда, возможность получения высокого морального (награды, звания) и материального (деньги, подарки) вознаграждения за свою деятельность.
4. Отсутствие эффективных
5. Психологическая
Эти и другие причины, порождающие элитизм, дают основание трактовать его в качестве извечного спутника человечества.
Являясь компонентом политической системы, элита выполняет определенные функции. К важнейшим из них относятся:
1. Функция социального
2. Стратегическая функция,
3. Интегративная функция - объединение
общества на базе
4. Организационная функция - создание
действенного механизма
Эффективность выполнения элитой обозначенных функций напрямую зависит от степени внутренней сплоченности входящих в нее групп. В рамках внешне единой элиты поддаются выделению:
1. Группы, различающиеся по объему своих полномочий и уровню компетенции:
- высшая элита - ведущие политические
руководители (президент, глава
- средняя элита (примерно 3 - 5% населения страны) - люди, занимающие выборные общественные должности (парламентарии, сенаторы, губернаторы, мэры и т.д.);
- административная элита - высший
слой государственных служащие (чиновники
министерств, департаментов,
2. Группы, различающиеся по степени
своей интегрированности в поли
- правящая элита,
- оппозиционная элита - при интегрированности
в систему власти выражает
взгляды, расходящиеся со
- контрэлита - исключена из системы
властных отношений, ставит
3. Группы, различающиеся по характеру своего влияния на массы:
- наследственная элита, имеющая
влияние в силу фактора "крови"
- ценностная элита - базирует свое влияние на обладании ресурсами;
- функциональная элита - в качестве источника влияния выступает должность.
4. Группы, различающиеся по способу своего формирования:
- открытая элита;
- закрытая элита.
Отношения между отдельными секторами элиты могут носить самый различный характер: конфронтационный, конкурентный, партнерский. Сплочению различных групп в единое целое способствует наличие у них общей для всех идеологии и мировоззрения. В основу элитной идеологии кладутся универсальные идеи о собственном миссионизме (моральном праве и долге управлять государством, определять судьбу народа) и власти как высшей ценности, обладание которой необходимо заслужить. Таковыми, в частности, являлись идеология российского дворянства (просвещенного класса в "мужицкой" стране), идеология советских коммунистов (сплоченного меньшинства, обязанного привести народ к "светлому будущему").
3. Каналы и способы
Под рекрутированием в политологии понимается процесс вовлечения людей в активную политическую жизнь. Существенное место среди различных уровней процесса рекрутирования занимает рекрутирование элиты. Формирование элиты в каждой конкретной стране, на каждом конкретном этапе ее развития отличается значительным своеобразием.
Существуют, однако, общие закономерности процесса вхождения людей в правящую группу. Универсальными для всех стран являются каналы рекрутирования элиты - те социальные институты, включенность в которые дает людям возможность достичь власти. К таковым относят:
1. Политические партии (особенно
велика их роль в
2. Бюрократический аппарат (
3. Церковь и околоцерковные религиозные организации (исламские страны, страны с сильным влиянием католицизма).
4. Профсоюзы (профсоюзные лидеры
играют заметную роль в
5. Экономические институты,
6. Армия (Латинская Америка,
7. Система образования - играет
существенную роль во всех
странах. По отзывам
Универсальным являются и основные способы формирования элиты. В наиболее общем виде они, в форме демократической и аристократической тенденций, были сформулированы еще Г. Моска. Современная наука трактует их соответственно как антрепренерскую (предпринимательскую) систему и систему гильдий.
Система гильдий предполагает медленное продвижение кандидатов вверх по ступеням власти. Отбор осуществляется из определенных (весьма ограниченных) социальных групп или партий. Само рекрутирование носит закрытый и неконкурентный характер, осуществляется достаточно узким кругом лиц. По отношению к кандидатам выдвигается множество формальных требований, призванных подтвердить не столько их компетентность, сколько лояльность. Подобный тип формирования элиты характерен для традиционных обществ (элита - каста в древней Индии, элита - аристократия в средневековой Европе). В ХХ в. наиболее четко система гильдий проявилась в тоталитарных (элита - партия в СССР) и авторитарных (элита - корпорация в Чили, Иране) государствах. Длительное использование системы гильдий ведет к вырождению господствующей группы, к потере ею способностей к управлению государством.