Предмет и метод политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 07:35, лекция

Описание работы

Предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни. Политологи разных стран договорились о международном стандарте в понимании объекта и предметного поля политологии. Компонентами политологии согласно такому стандарту являются: а) политическая теория (теория политики и история политических идей); б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных); в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение); г) международные отношения (международные организации и мировая политика).

Содержание работы

1. Предмет политологии.

2. Метод политологии.

1. Предмет политологии

Файлы: 1 файл

Лекции по политологии.doc

— 874.50 Кб (Скачать файл)

 

Основные понятия: власть, политическая власть, авторитет, господство, влияние, субъект и объект власти, ресурс, лобби, мобилизация, легитимность, легальность, легитимация, делегитимация, харизма, рациональная легитимность, традиционная легитимность.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

 

1. Существует ли единая теория  власти?

 

2. В чем смысл конфликтного  определения власти?

 

3. Какие критерии могут лежать  в основе типологии субъектов  политической власти?

 

4. Что такое "скрытая" власть?

 

5. Что такое лоббизм?

 

6. Приведите примеры лоббистских групп в современной России.

 

7. Проанализируйте историю России  с точки зрения смены типов  легитимности.

 

8. Какие типы легитимности характерны  для современной России?

 

9. Что приводит к делегитимации  власти?

 

10. Какие факторы лежат в основе  легитимности демократического режима?

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Власть: очерки современной политической  философии / Под ред. В.В. Мшвениерадзе, И.И. Кравченко. М.: Наука, 1989.

 

2. Дегтярев А.А. Политическая  власть // Полис. 1996. № 3.

 

3. Ледяев В.Г. Формы власти: типологический анализ // Полис. 2000. № 1-2

 

4. Общая и прикладная политология.  Учебное пособие / Под ред. В.И.  Жукова, Б.И. Краснова. М.: МГСУ: изд-во "Союз". 1997.

 

5. Политология: Учебник для вузов  / Под ред. М.А. Василика. М.: Юрист. 1999.

 

6. Пугачев В.П. Информационная  власть и демократия // Общественные  науки и современность. 1999. № 4.

 

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение  в политологию: Учебное пособие.  М.: Аспект-Пресс. 1999.

 

8. Фетисов А.С. Политическая власть: проблемы легитимности // Социально-политический журнал. 1995. № 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 5: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  ОБЩЕСТВА

 

 

1. Теоретические модели политических  систем.

 

2. Структура политической системы.

 

3. Функции политической системы.

 

4. Типология политических систем.

 

1. Теоретические модели политических  систем

 

 

Через понятие политической системы  раскрывается характерное устройство политической власти в конкретном обществе. Ее можно определить как совокупность государственных и негосударственных  общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власть и управление в данном обществе.

 

По отношению к понятию "политическая система" более широким является понятие "политическая жизнь". Последнее охватывает все политические связи, явления и процессы, имеющие место в обществе и на всех уровнях. Политическая система - это лишь часть политической жизни [7, с.75].

 

Понятие "система" пришло в общественные науки из биологии и кибернетики. В социологии его впервые использует американский исследователь Т. Парсонс, а в политологии - Д. Истон, который ввел и само понятие "политическая система". Парсонс подошел к рассмотрению общества как сложной открытой системы, состоящей из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию. Выполнение каждой подсистемой своей функции обеспечивает устойчивость и единство общества как целого:

 

1) экономическая подсистема играет  роль связующего звена между  обществом и природой (функция  адаптации);

 

2) политическая подсистема, которая  включает в себя все формы  принятия решений, определяет  коллективные цели и обеспечивает  мобилизацию ресурсов для их  достижения (функция целеполагания);

 

3) социетальная ("общностная") подсистема  поддерживает устоявшийся образ жизни и включает в себя все институты социального контроля от законов до неформальных правил (функция интеграции);

 

4) подсистема социализации (культурная) позволяет включить человека  в существующую культурную систему  и содержит в себе культуру, религию, семью и школу (функция устойчивости и самосохранения).

 

Значение теории Парсонса для развития политологии заключается в том, что он заложил основы системного и структурно-функционального подходов к исследованию политической системы.

 

С позиций системного подхода политическая сфера общества может быть рассмотрена как система. Как и любая система, она будет обладать следующими признаками:

 

1) система состоит из множества  взаимосвязанных структурных элементов,  взаимосвязь обеспечивает свойство целостности, единства системы;

 

2) любая система существует в  рамках внешнего окружения или  среды. Такой внешней средой  являются остальные подсистемы  общества, природа, другие государства,  разнообразные международные институты;

 

3) система имеет границы распространения и выделенность по отношению к внешней среде;

 

4) система носит открытый характер, т.е. подвержена воздействиям, идущим  из внешней среды;

 

5) система характеризуется такими  свойствами, как стремление к  равновесию и устойчивости, к  адаптации и интеграции.

 

В политологии разработано несколько  теоретических моделей функционирования политических систем. Впервые это  сделал американский политолог Д. Истон  в работах "Политическая система" (1953), "Структура политического  анализа" (1965), "Системный анализ политической жизни" (1965). Политическая система, по Истону, поддерживает отношение обмена с внешней средой. Она сохраняет устойчивость, если достигнут определенный баланс между "входящими" импульсами, идущими из среды, и "выходящими" импульсами, которые представляют собой реакциею системы на полученную информацию (схема 1).

 

"Вход" представлен двумя видами  импульсов: требования (повышения  заработной платы, расширение  социальных программ, права и  свободы граждан) и поддержка.  Поддержка может проявляться как в материальной форме (выплата налогов, воинская служба), так и в виде соблюдения законов, почтения к органам власти, к государственной символике, в активном участии в политической жизни. решения и действия. Переработав информацию, политическая система принимает конкретные решения и действия по их реализации ("выход"). В этих действиях и решениях проявляется главная функция политической системы - распределение ценностей в обществе. Если "исходящие" импульсы соответствуют ожиданиям населения, то общественная поддержка политической системы усиливается. "Вход" и "выход" составляют непрерывный цикл, который называют "петлей обратной связи".

 

Поддержка со стороны народа решений  и действий системы является условием ее легитимности. Истон выделяет два  вида легитимности:

 

1) диффузная (эмоциональная) легитимность  является более устойчивой и  может проявляться в поддержке  системы даже в условиях кризисов;

 

2) инструментальная (специфическая)  легитимность более кратковременна  и ориентирована на результат,  поощрение.

 

И, наоборот, отсутствие поддержки  может привести к кризису политической системы. Дестабилизирующим фактором могут стать ошибочные решения  власти, принятые либо в силу слишком  слабых импульсов (система не имеет  достаточной информации для принятия оптимальных решений), либо в силу слишком сильных требований, что вызывает перенасыщенность системы информацией.

 

Иной подход к анализу политической системы предложил американский политолог Г. Алмонд. Он рассмотрел поведенческие аспекты государственных  и негосударственных структур, входящих в политическую систему. Анализ системы, по его мнению, должен осуществляться на двух уровнях: институциональном (исследование политических институтов) и ориентационном (исследование политической культуры).

 

На основе сравнительного анализа политических систем разных стран Алмонд пришел к следующим выводам:

 

а) все политические системы имеют  собственную структуру;

 

б) политическая система многофункциональна;

 

в) все политические системы выполняют  аналогичные универсальные функции, необходимые для социальной жизни. Функции выполняются разными структурами системы (суды, законодательный орган, партии) и с разной частотой;

 

г) все политические системы являются смешанными в культурном смысле;

 

д) отличие между простыми (традиционными) и развитыми системами заключается в дифференциации функций и специализации структур. Эти системы похожи по функциям, но различаются по структурным характеристикам.

 

Американский политолог К. Дойч предложил кибернетическую модель политической системы. Используя положения и терминологию, разработанные в кибернетике, автор рассматривает политическую систему через потоки информации. Функция системы заключается в координации усилий людей для достижения поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется с учетом результатов предыдущих действий и на основе информации о положении в обществе и о расстоянии, которое осталось до цели.

 

2. Структура политической системы

 

 

Политическая система имеет  собственную структуру, которую  можно представить в виде следующих подсистем (элементов):

 

- институциональная подсистема, состоящая  из различных государственных  и общественно-политических институтов  и неполитических организаций,  СМИ (применительно к этой подсистеме  ряд исследователей использует  понятие "политическая организация общества");

 

- коммуникативная подсистема, представляющая  собой совокупность отношений  между субъектами политической  системы, принципы взаимоотношений  между институтами. Отношения  по форме могут выступать как  принуждение, конфликт, нейтрализация, изоляция или сотрудничество;

 

- нормативная подсистема, выступающая  как совокупность различных политико-правовых  норм и других средств регулирования  взаимосвязей между субъектами  политической системы (Конституция,  законы, исторические и национальные традиции и обычаи, мораль);

 

- культурно-идеологическая подсистема, включающая в себя совокупность  политических взглядов, теорий, и  концепций: политическое сознание, политическую и правовую культуру. Политическая культура оказывает  огромное влияние на функционирование политической системы. На ее основе формируются политические взгляды и убеждения личности, от которых зависит участие человека в политической жизни. Политическая культура, с одной стороны, определяет устойчивость и жизнеспособность любой политической системы, с другой, - придает своеобразие политическим системам, делая нормативно одинаковые формы политического устройства многовариантными;

 

- функциональная подсистема объединяет  способы реализации власти, которые  определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности.

 

Подобное структурное рассмотрение политической системы является традиционным в политологии. Однако встречаются  и другие подходы. Так, индийский  политолог П. Шаран выделяет такие элементы системы как власть, интересы, политику и политическую культуру, и политическую роль. Совокупность политических ролей составляет ролевую структуру или подсистему (например, судья - роль, а суды - ролевая структура).

 

Ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует нормативно-правовую базу и другие средства воздействия на общество. Если политические системы прошлого были представлены минимальным количеством институтов (большая часть функций была сосредоточена в руках монарха), то современная политическая система отличается более сложной структурной дифференциацией, т.е. выделением разных структур (институтов) по функциональному признаку. Составляющие эту подсистему институты и организации условно подразделяются на следующие группы. Собственно политические: государство (стержневой элемент системы), политические партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер (причем сюда включаются и оппозиционные партии и организации). Они имеют непосредственную связь с политикой, а политические цели и осуществление власти является непосредственной целью их создания и функционирования. С партиями связаны функции выявления интересов различных групп общества и преобразование их в конкретные программы действий. Несобственно-политические: профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы, экологические движения и др. Хотя политика не является прямой целью их создания, они выступают как группы давления на партии и государственную власть и оказывают существенное влияние на избирательные кампании. Активную политическую роль в обществе может выполнять церковь. Неполитические организации, представлены обществами различного любительского свойства (культурные, спортивные общества и другие). Незначительно политический оттенок в своей деятельности они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и иных политических организаций, так и в силу своей способности оказывать давление на власть.

Информация о работе Предмет и метод политологии