Предмет и метод политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 07:35, лекция

Описание работы

Предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни. Политологи разных стран договорились о международном стандарте в понимании объекта и предметного поля политологии. Компонентами политологии согласно такому стандарту являются: а) политическая теория (теория политики и история политических идей); б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных); в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение); г) международные отношения (международные организации и мировая политика).

Содержание работы

1. Предмет политологии.

2. Метод политологии.

1. Предмет политологии

Файлы: 1 файл

Лекции по политологии.doc

— 874.50 Кб (Скачать файл)

 

Вместе с тем, влияние экономических  отношений на политику существует, хотя оно и не всегда бывает заметным в повседневной жизни:

 

1. Экономический фактор определяет  главные параметры социальной  стратификации общества: классовую,  профессиональную, имущественную, что  прямым образом сказывается на  политической жизни. Так, например, уровень политической стабильности напрямую зависит от соотношения богатых и бедных в структуре общества, от наличия в обществе значительного среднего класса.

 

2. Политические интересы людей  прежде всего детерминированы  их экономическими интересами. Определяющую роль играют отношения собственности и распределения. Это порождает различные политические требования, программы и лозунги. Одни хотят снизить налоги, другие - нет. Одни хотят сократить социальные расходы в бюджете, другие - нет. Экономическое интересы "заставляют" бизнес-элиту финансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений.

 

3. Экономическая нестабильность  и кризисы порождают кризисы  доверия к правительству, являются  причинами смены власти, роста протестных форм активности населения и революций.

 

4. Внешняя политика государства  строится с учетом интересов  национальной экономики. Об этом  свидетельствует практика давления  западных правительств на правительства  стран - экспортеров нефти с целью понижения цен на сырье, либо практика обеспечения в других регионах интересов собственных транснациональных корпораций.

 

Обратное влияние политики на экономику  проявляется в следующем:

 

- стабильность политической ситуации  влияет на стабильность экономической жизни, делает страну привлекательной для инвестиций, политическая нестабильность приводит к бегству капитала за рубеж, к "утечке мозгов";

 

- через научно-техническую политику  государство влияет на рост  производительности труда, воздействует  на условия и содержание труда работников;

 

- влияние государства проявляется  в реализации его экономической  функции;

 

- разрабатывая новые концепции  экономического развития, государство  воплощает их в экономических  реформах, тем самым изменяет  экономическую среду.

 

Вопрос о том, насколько политический фактор (в качестве которого в первую очередь выступает государство) может присутствовать в экономике  является спорным. Это влияние может  быть как позитивным, так и негативным. Командование экономикой с помощью директив оборачивается ростом теневой экономики, дефицитом, потерей экономической заинтересованности, что в конечном итоге заканчивается крахом социальной системы. С другой стороны, государство средствами политики должно поддерживать порядок и урегулированность экономических отношений, сдерживать негативные проявления рынка.

 

Основные понятия: политика, полис, потестарное общество, актор, электорат, политическая сфера, политизация.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

 

1. Возможно ли существование  общества без политики?

 

2. Чем политики отличается от  других сфер общественной жизни?

 

3. С чем связано происхождение  политики?

 

4. Прокомментируйте высказывание  М. Вебера о политике как  сплаве божественного и дьявольского  начал.

 

5. Нередко политику определяют  как специфическую форму деятельности, связанную с принятием решений на правительственном уровне. Можно ли согласиться с такой узкой трактовкой политики?

 

6. В чем сущность социологической  трактовки политики?

 

7. В чем проявляется политизация  общества?

 

8. Прокомментируйте высказывание В. И. Ленина о том, что политика - это "концентрированное выражение экономики".

 

9. Есть ли у политики границы?

 

10. Ф. Энгельс указывал, что воздействие  государственной власти (политики) на экономическое развитие может  быть троякого рода: 1) может действовать в том же направлении; 2) может действовать против экономического развития; 3) может ставить экономическому развитию преграды и толкать его в других направлениях. Спрогнозируйте, каким будет результат воздействия политики на экономику в каждом случае. Вспомните примеры из истории России, когда политический фактор активно воздействовал на экономику.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Бородкин Ф.М. Социальная политика: власть и перестройка. В кн.: Постижение: Социология. Социальная  политика. Экономическая реформа / Под ред. Ф.М. Бородкина. М.: Прогресс. 1989.

 

2. Ильин М.В., Мельвиль А.Ю., Федоров  Ю.Е. Основные категории политической  науки // Полис. 1996. № 4.

 

3. Ковалев А.М. Предмет, законы  и категории политики как науки  // Вестник Московского ун-та. Сер. 12: Политические науки. 1998. № 5.

 

4. Кривогуз И. О предмете политологии  // Общественные науки и современность. 1993. № 3.

 

5. Мухаев Р.Т. Политология: учебник  для вузов. М.: Изд-во ПРИОР. 2000.

 

6. Общая и прикладная политология  / Под общей ред. Жукова В.И., Краснова Б.И. М.: МГСУ. 1997. С. 59-97.

 

7. Халипов В.Ф. Власть: Кратологический  словарь. М.: Республика. 1997.

 

8. Политология. Автор / Авторский  коллектив: Г. М. Заболотная, В.  Г. Богомяков, 

А. Я. Кириницкий 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 4: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

 

 

1. Сущность власти: основные теоретические  подходы.

 

2. Формы власти, специфика политической  власти.

 

3. Структура и функции политической  власти.

 

4. Легитимность власти.

 

Сущность власти: основные теоретические подходы Власть - центральная ось, вокруг которой вращается вся политика. Она вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю организованность и иерархичность общественных отношений. В политологической теории не сложилось единого определения власти. Наиболее часто приводятся следующие определения:

 

o силовое, трактующее власть  как господство и принуждение  к повиновению;

 

o волевое, понимающее власть  как способность проводить свою  волю даже вопреки сопротивлению;

 

o власть как влияние. Суть  влияния заключается в способности  воздействовать на поведение  других. Такое взаимодействие описывается  формулой: "А имеет власть над  Б, если Б ведет себя так,  как того требовала А";

 

o телеологическое, в соответствии с которым власть - это достижение определенных целей;

 

o инструменталистское, трактующее  власть как способность мобилизовывать  ресурсы для достижения определенных  целей;

 

o конфликтное, сводящее власть  к позиции господства, связанную  со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;

 

o структуралистское, представляющее  власть как особый род отношений  между управляющим и управляемым.

 

Перечисленные определения не являются взаимоисключающими, а взаимно дополняют друг друга. Признавая факт, что на сегодняшний день в науке не сложилась общая теория власти, отечественные политологи систематизировали многочисленные теории власти. Было выделено несколько подходов в рассмотрении сущности власти. Реляционистские теории (от англ. relation - отношение) понимают власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Этот подход представлен несколькими вариантами:

 

а) теория сопротивления (Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен рассматривает власть как отношение, в котором субъект подавляет сопротивление объекта. Соответственно разрабатывается классификация разнообразных степеней и форм сопротивления, а также оснований власти. Вводится понятие "сила власти", которая понимается как максимальная потенциальная способность агента повлиять на другого;

 

б) теория обмена (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнигс) трактует власть как ситуацию обмена ресурсами. Ресурсы распределяются неравномерно: одни индивиды их лишены и нуждаются в них. В этом случае излишки ресурсов, которыми обладают другие, могут трансформироваться во власть. Излишки уступают тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. Авторы акцентируют внимание на асимметричном характере отношений власти;

 

в) теория раздела сфер влияния (Д. Ронг) ставит под сомнение вопрос относительно асимметричности отношения власти. Власть - это взаимодействие, где участники периодически меняются ролями. Например, профсоюз контролирует найм рабочей силы, наниматель же диктует время и место работы.

 

Системные теории власти рассматривают  власть как безличностное свойство, как атрибут системы. В рамках этой концепции выделяются три похода:

 

а) власть как атрибут макросоциальной  системы (Т. Парсонс, Д. Истон). Для Т. Парсонса власть - это обобщенный посредник в политической системе. Он сравнивал ее с деньгами, которые выступают обобщенным посредником экономического процесса. Власть понимается как реальная способность системы аккумулировать свои интересы, достигать поставленные цели;

 

б) мезоподход (М. Крозье) рассматривает власть на уровне подсистем (семья, организация). Указывается непосредственная связь власти с организационной структурой;

 

в) микроподход (М. Роджерс, Т. Кларк) трактует власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной среды. Власть определяется как способность индивида влиять на других и рассматривается через его роли и статусы в системе;

 

г) коммуникативный подход (Н. Луман, К. Дойч) понимает власть как средство социального общения, позволяющего регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

 

Бихевиоральные (поведенческие трактовки, от англ. behavior -поведение) концепции  власти, так же как и реляционистские  теории, рассматривают власть как  отношение между людьми. Главное внимание уделяется мотивам поведения в борьбе за власть. Выделяется несколько вариантов трактовок:

 

а) силовая модель (Г. Лассуэлл) считает, что первопричиной власти является импульс - стремление к власти. Из столкновений и взаимодействий индивидуальных воль к власти строится вся политическая материя. Сама же власть проявляется в принятии решений и в контроле над ресурсами;

 

б) рыночная модель (Дж. Кетлин) исходит  из аналогии между политикой и  экономикой. В политике действуют  законы рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, конкуренция;

 

в) игровая модель (Ф. Знанецкий) предполагает, что на политическом рынке субъекты различаются не только различными запасами власти, но и способностями, гибкостью  стратегии, азартом. Борьба за власть может мотивироваться "игровым" характером, доставляющим удовлетворение участникам. Политика - это поле игры, театр, где успех зависит от ловкости, от актерства и способности субъекта к перевоплощению.

 

Итак, подведем итоги: власть трактуется либо как характеристика индивидума (персональная власть), либо как ресурс или товар. Наиболее популярно рассмотрение власти как взаимодействия (отношения), структурными компонентами которого будут субъект и объект (субъект - активная сторона, выступающая причиной изменения действий другого - объекта). Отсутствие единого определения подтверждает многоаспектность этого явления.

 

Существуют разные точки зрения и относительно природы власти (первоисточника власти):

 

o психологические трактовки выводят  власть из психологии человека: воли к власти, комплекса неполноценности (в этом случае власть выступает средством компенсации ощущения собственной неполноценности);

 

o структурно-организационный подход  выводит власть за рамки психологии  и связывает ее с природой  организации (своеобразный "эффект" организации), со статусами и ролями индивидов в организации;

 

o юридический подход выводит  власть из норм и санкций,  с этой точки зрения власть - это способность создавать нормы  и требовать их исполнения;

 

o классовый подход (марксистский) обосновал классовую природу политической власти: власть выступает организацией экономически господствующего класса.

 

Категория "власть" имеет ряд  родственных понятий.

 

1) Власть связывают с господством,  под которым понимают принуждающее  насилие, приказание. Директивный момент (навязывание своей воли в форме приказа) присутствует во власти как обобщенный символ (возможность применить насилие, наказание) и как реальная власть по отношению к тем, кто нарушил законы. С другой стороны, категория господства уже категории власти, т.к. власть может выступать в форме влияния и авторитета и не прибегать к насилию.

 

2) Власть может осуществляться  в форме влияния. Но влияние  по содержанию шире власти. Говорить  о власти можно в том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения, что предполагает использование особых приемов манипулирования (воздействие на подсознание).

Информация о работе Предмет и метод политологии