Предмет и метод политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 07:35, лекция

Описание работы

Предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни. Политологи разных стран договорились о международном стандарте в понимании объекта и предметного поля политологии. Компонентами политологии согласно такому стандарту являются: а) политическая теория (теория политики и история политических идей); б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных); в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение); г) международные отношения (международные организации и мировая политика).

Содержание работы

1. Предмет политологии.

2. Метод политологии.

1. Предмет политологии

Файлы: 1 файл

Лекции по политологии.doc

— 874.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Функции политической системы

 

 

Любая политическая система многофункциональна. К основным ее функциям, относятся  следующие: политическое руководство  обществом, в т.ч. определение стратегических целей и перспектив общественного  развития; консолидация общественно-политического строя на базе ценностей и идеалов; регулятивная функция, т.е. выработка определенных правил поведения, придерживаться которых обязаны субъекты политики; функция мобилизации ресурсов, которая призвана обеспечить максимальное использование ресурсов общества для осуществления поставленных целей, функция распределения материальных и духовных ценностей и др.

 

Есть и другие подходы. Г. Алмонд разделил функции политической системы  на два вида:

 

1) "входящие" функции:

 

а) политическая социализация (призвана сформировать определенный тип человека как участника политической жизни) и рекрутирование (подбор людей на заполнение ролей в политических институтах);

 

б) артикуляция интересов (артикуляция - процесс преобразования расплывчатых взглядов и мнений людей в конкретные формулы и требования организаций [1, с. 22];

 

в) агрегирование интересов, т.е. согласование частных требований, их обобщение;

 

г) политическая коммуникация - деятельность по согласованию, достижению компромиссов.

 

2) "исходящие" функции:

 

а) нормотворчество;

 

б) использование правил и норм;

 

в) контроль со стороны государства  за соблюдением правил и норм.

 

В осуществлении этих функций проявляется  механизм саморегуляции системы, позволяющей  ей сохранить устойчивость и единство.

 

Существуют и другие подходы к классификации функций политической системы [6]:

 

1) авторитарное распределение ценностей  предполагает контроль над процессом  распределения общественных ценностей  между различными общественными  группами;

 

2) упорядочение политических процессов (эта функция определена самой природой политики);

 

3) обновление (развитие) - приспособление  к изменениям в общественной  жизни;

 

4) стабилизация, сохранение социальной  целостности.

 

В литературе выделяют также такие  специфические функции политической системы, как экстракционная (извлечение из гражданского общества его ресурсов), политическое рекрутирование и символизация (формирование лозунгов, символов, правил, направляющих поведение людей в политике.

 

4. Типология политических систем

 

 

Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию. В зависимости от политического режима различают тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. По характеру взаимодействия с внешней средой говорят об открытых и закрытых системах. Примером закрытой является политическая система советского типа, сложившаяся в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании "железного занавеса" в отношениях между СССР и странами Запада. В историческом анализе используется описание систем как рабовладельческих, феодальных, капиталистических и социалистических. Весьма распространено выделение традиционных (доиндустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно неразвитое гражданское общество, подданническая или патриархальная политическая культура, власть, выступающая в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей. Выделяют политические системы переходного типа, которые включают в себя элементы нарождающейся модернизированной системы и элементы старой системы. Политическая система современной России носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, т.е. ответственной и компетентной бюрократии, в слабости институтов гражданского общества.

 

Существуют разные типологии политических систем, выделенные по типу политической культуры, доминирующей в обществе. Одна из них разработана Д. Алмондом и Д. Пауэллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярности (секулярность понимается как рациональность, склонность к экспериментам и компромиссам) выделяются примитивные, традиционные и современные системы. В примитивной системе преобладает "приходская культура", наблюдается минимум структурной дифференциации. Традиционные системы характеризуются дифференциацией политических структур и "культурой подчинения". Подчинясь власти, человек ожидает от нее благ, гарантий. Современные системы являются еще более дифференцированными в структурном плане, в этой системе функционирует культура участия, когда человек ориентирован на активное участие в политике. Такие системы могут быть демократическими, в которых доминируют автономные подсистемы и "культура участия", и авторитарными, в которых имеют место управление подсистемами и культура "подчинение - участие". В свою очередь, авторитарные системы могут быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными и авторитарно-модернизирующимися.

 

Основные понятия: политическая система, политическая жизнь, диффузная легитимность, институциональная легитимность, "вход", "выход", "петля обратной связи", структурная дифференциация, артикуляция интересов, агрегация интересов, секулярность.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

 

1. Что отличает политическую  систему от других подсистем общества?

 

2. В чем сущность системного  подхода в исследовании общества?

 

3. Докажите, что критерии системного  подхода могут использоваться  при анализе политической сферы  общества.

 

4. Чем отличается модель политической  системы Д. Истона от модели, предложенной Г. Алмондом?

 

5. Какие функции выполняют различные  подсистемы политической системы?  Заполните таблицу.

 

Подсистема Функции

 

Институциональная:

 

а) государство;

 

б) партии;

 

в) общественные организации,

 

объединения групп интересов.

 

Нормативная.

 

Коммуникативная.

 

Культурно-идеологическая.

 

Функциональная.

 

6. Что отличает в институциональном  аспекте политическую систему  современной России от политической  системы СССР 20-80-х годов?

 

7. Охарактеризуйте с точки зрения  типологии политическую систему современной России?

 

8. Приведите примеры традиционных  политических систем.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Введение в политологию: словарь-справочник / Под ред. В.П. Пугачева. М.: Аспект Пресс. 1996.

 

2. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология М.: РОССПЭН. 1993.

 

3. Краснов Б.И. Политическая система  // Социально-политический журнал. 1995. № 5.

 

4. Купряшин Г.Л. Политическое  развитие // Кентавр. 1994. № 2.

 

5. Политология в вопросах и  ответах (консультации политологов). М.: Наука. 1994.

 

6. Политология для юристов: курс  лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрист. 1999.

 

ЛЕКЦИЯ 6: НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ  ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ: ТОТАЛИТАРИЗМ И  АВТОРИТАРИЗМ

 

 

1. Понятие политического режима.

 

2. Тоталитарный и авторитарный режимы: основные черты.

 

3. Предпосылки установления тоталитарных  и авторитарных режимов.

 

1. Понятие политического режима

 

Функциональный и динамический аспекты политической системы раскрываются в политическом режиме. В самом  общем плане, это технология формирования и осуществления политической власти в стране. Политический режим представляет собой более широкое явление, чем государственный режим, под которым часто понимают форму правления (парламентская или президентская республика и др.). Политический режим включает в себя как политические институты, так и методы осуществления государственной власти (каким методам управления и господства отдается предпочтение - прямым или косвенным, насильственным или методам убеждения); объем прав и свобод человека; методы выработки политических решений; характер взаимоотношений между государством и гражданским обществом. Наряду с этим режим указывает на социальную природу власти: положение личности в обществе, какие группы господствующего класса находятся у власти, на поддержку каких социальных слоев опирается эта власть.

 

Исследование политического режима позволяет составить реальное представление  о политической власти в конкретной стране в определенный период времени. Провозглашенная республиканская  форма правления еще не означает установление реальной демократии. С другой стороны, конституционная монархия в Великобритании рассматривается как классическая модель либеральной демократии. Советская система выступала в разных обличьях в 30-х, в 70-х и в 80-х годах. Политическая система и режим современной России отличается от того, что было еще в середине 80-х годов.

 

Спектр политических режимов современного мира раскрывается в таких понятиях как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. При определении сущности режима акцент делается на противопоставлении государства и власти, с одной стороны, и общества и граждан - с другой. В условиях демократии гражданское общество имеет прочные рычаги давления на власть вплоть до замены на очередных выборах. В недемократических режимах государство контролирует и регламентирует гражданское общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм). Используются и другие критерии, позволяющие выявить сущностные различия политических режимов, например, плюрализм, идеология, формы общественной мобилизации, принципы политического руководства обществом [10, с.170], тип легитимности, способы урегулирования конфликтов.

 

2. Тоталитарные и авторитарные  политические режимы: основные черты

 

 

В переводе с позднелатинского "тоталитарный" означает " относящийся к целому". В политический лексикон этот термин был введен идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле, который призвал к тотальному подчинению человека государству и растворению индивида в политической истории. В дальнейшем оппоненты фашизма используют этот термин в негативном смысле - как противоположность демократии.

 

При определении признаков тоталитаризма  у ученых наибольшей популярностью  пользуется модель, предложенная американскими  политологами К. Фридрихом и З. Бжезинским, включающая в себя шесть базовых характеристик:

 

- централизованное руководство  и управление экономикой;

 

- всеобщий контроль над поведением  индивида в социальной сфере;

 

- признание руководящей роли  одной партии в политической  сфере и осуществление ею своей  диктатуры (государственные и партийные структуры сливаются и формируется феномен "партия-государство");

 

- господство официальной идеологии;

 

- сосредоточение в руках государства  и партии всех средств массовых  коммуникаций;

 

- концентрация в руках партии  и государства всех средств вооруженного насилия.

 

Таким образом, государство осуществляет тотальный контроль над всеми  сферами жизнедеятельности общества в целом и отдельного индивида в том числе. Среди политологов  утвердилось и более краткое  определение тоталитаризма - это закрытая система, в которой все - от воспитания детей до выпуска продукции - контролируется из единого центра.

 

Тоталитарные режимы традиционно  разделяют на "левые" и "правые" формы. Они различаются характером идеологий, т.ч. целями и задачами, которые ставят перед массами партии-гегемоны: "народный капитализм" и завоевание мирового господства (фашистская Италия и Германия); построение коммунистического общества и мировая революция (коммунистические режимы в СССР, странах Восточной Европы и Азии, на Кубе). Есть и другое отличие: левый тоталитаризм был более "достроен" т.е. партия обладала монополией не только на политическую, но и на экономическую власть (государственная собственность, планирование в экономике). В фашистских режимах существовала свобода предпринимательства, что не исключало прямого государственного вмешательства в экономическую сферу, подчинения ее задачам военного производства.

 

Авторитаризм (от лат. auctor - зачинатель, основатель, творец и auctoritas - мнение, решение, право) определяют как режим, смысл правления при котором заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Иногда тоталитаризм рассматривается как крайняя форма авторитарного режима. Но наличие ряда общих черт (произвол лидеров, значительный репрессивный аппарат, ограничение прав человека, использование силы при разрешении конфликтных ситуаций) не дает оснований для их отождествления. Остановимся на отличиях двух режимов.

Информация о работе Предмет и метод политологии