Предмет и метод политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 07:35, лекция

Описание работы

Предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни. Политологи разных стран договорились о международном стандарте в понимании объекта и предметного поля политологии. Компонентами политологии согласно такому стандарту являются: а) политическая теория (теория политики и история политических идей); б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных); в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение); г) международные отношения (международные организации и мировая политика).

Содержание работы

1. Предмет политологии.

2. Метод политологии.

1. Предмет политологии

Файлы: 1 файл

Лекции по политологии.doc

— 874.50 Кб (Скачать файл)

 

При рассмотрении формы государственного устройства Н. Макиавелли отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а лучшим для поддержания  государственной власти является "смешанная форма государства", в которой сочетаются демократический, аристократический и монархический элементы власти.

 

4. Политическая мысль Нового  времени

 

 

Новое время в Европе - это эпоха  буржуазных революций. Впервые у  людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства.

 

Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588-1679) в  работе "Левиафан" рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию "войны всех против всех", для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства.

 

Иная позиция представлена в  работах другого английского философа Джона Локка (1632-1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственных интересов, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Г. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи "общественного договора" - принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Г. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договорами, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами - на жизнь, свободу, собственность. Государство обязано не нарушать, а защищать эти права. Индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

 

Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали  работы французского философа Шарля  Луи Монтескье (1689-1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей  на законодательную, судебную и исполнительную. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной.

 

В радикально-демократическом направлении  политической мысли особое место  занимает французский философ и  писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778). С  именем Руссо связывают смену гражданской концепции политики на социальную; в которой отправной точкой является не отдельный человек, а группы, классы, нации. С одной стороны, люди создают государство, а с другой - сами являются его продуктом. Человек, по мнению Руссо, должен подчиняться общей воле. Однако, для эффективного действия общей воли необходимо социальное равенство, фундаментальное политическое единство и прямая форма демократии. Руссо выдвигает принцип народного суверенитета как основополагающий принцип республиканского строя.

 

Значителен вклад в развитие политической мысли внесли представители  утопического социализма XVI-XIXвв., родоначальником  которого был английский мыслитель  Томас Мор (1478-1535). В своей книге "Утопия" он представил картину  идеального общества в котором господствует общественная собственность на основе коллективной организации труда и распределения, демократическое управление, равенство и справедливость, созданы условия для всестороннего развития личности.

 

В середине XIХв. Карл Маркс (1818-1883) создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в.

 

Основные компоненты политической теории марксизм.

 

- принцип экономической обусловленности  политической жизни;

 

- идея классовой борьбы как  движущей силы исторического  и политического прогресса;

 

- рабочий класс - носитель всеобщего  политического интереса; во главе  других трудящихся классов он  должен совершить социалистическую  революцию и уничтожить эксплуататорское  государство, открыть путь к  строительству бесклассового общества-коммунизма;

 

- диктатура пролетариата - это период  господства рабочего класса, в  ходе которого создаются предпосылки  бесклассового общества, происходит  отмирание классов и государства.

 

5. Политическая мысль XIX-XX веков

 

 

Современный облик политической науки  с такими ее чертами, как интерес к изучению мотивов и последствий политической деятельности, использование методов конкретной социологии, стремление не строить проекты политического переустройства, но анализировать конкретные политические события и процессы, складывался под влиянием работ ряда социологов и философов.

 

Итальянский социолог и политолог  Вильфредо Парето (1848-1923), следуя за Н. Макиавелли, видел два реальных средства управления людьми: силу и  хитрость, поэтому эффективно действующие  политики делились на "львов" и "лис". Невысоко оценивая результаты участия масс в политике, он считал демократию крайне несовершенной формой организации политических отношений, т.к. в ее рамках неразумная масса получает доступ к принятию политических решений. Реальная власть в обществе принадлежит и должна принадлежать элите - узкому кругу лиц, знаниями, способностями, успехами доказавших свою избранность.

 

Немецкий историк, философ и  социолог Макс Вебер (1864-1920) предложил  разделить все типы власти на аффективный (эмоциональный), религиозный и определяемый заинтересованностью. Его по праву считают основателем современной теории бюрократии, которую он рассматривал в качестве рациональной, обезличенной системы управления, осуществляемой как посредством следования правилам и предписаниям.

 

Мощное воздействие на методы современной  политологии и весь спектр ее проблем  оказали идеи австрийского психиатра  и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939) и его последователей. В их трудах было обращено внимание на принципиально  новый объект интереса теоретиков политики - роль бессознательного в детерминации политических процессов. Политика все чаще оценивается как некий вид психопатологии, сфера, влекущая людей с неосознаваемыми психическими отклонениями.

 

Современная политология характеризуется разнообразием школ и направлений исследования. Центральное место в современной политологии занимают вопросы власти и демократизации общественной жизни в условиях перехода цивилизации к постиндустриальному обществу. Среди представителей этого направления видное место занимает Олвин Тоффлер (род. в 1928). Он утверждает, что в условиях постиндустриального общества человечество вступило в эру смещения власти, когда постепенно распадаются все существовавшие в мире властные структуры и зарождаются принципиально новые. Ведущим фактором формирования власти становятся знание, наука, а не сила и богатство.

 

Анализируя смещение власти на мировом  уровне, Тоффлер выделяет три наиболее значительных структурных сдвига. Первый - распад монолитного Советского блока  и смещение сконцентрированной в Москве огромной власти в независимые ныне страны Восточной Европы. Второй - крупная трансформация в группе развивающихся стран. Они делятся по уровню развития на несколько подгрупп: аграрные общества (африканские страны); индустриальные общества "второй волны" (Бразилия, Индия и др.) и, наконец, прошедшие стадию индустриализации и стремительно развивающие технологию "третьей волны" (Сингапур, Южная Корея и т.д.). Третьей - сформировавшиеся новые развитые страны, в результате чего США получили сильных конкурентов в лице Японии и объединяющейся Европы. Таким образом, структура отражавшая господство индустриальной мощи "второй волны", распадается в условиях становления суперсимволической экономики. Приоритет знания диктует новые принципы классификации стран: в качестве основного критерия выступают темпы развития. По мнению Тоффлера, власть от стран с богатыми природными ресурсами перейдет к тем, кто контролирует знания, необходимые для создания новых ресурсов.

 

Основные имена: Платон, Аристотель, Цицерон, св. Иоганн Златоуст, Августин Аврелий, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Т. Мор, К. Маркс, В. Парето, М. Вебер, З. Фрейд, О. Тоффлер.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

 

1. На какие вопросы, как правило,  отвечает в своих трудах политический мыслитель, в какую бы эпоху он не жил?

 

2. В чем Аристотель был не  согласен с политическими идеями  Платона?

 

3. В чем, по вашему мнению, состоит вклад Н. Макиавелли  в политическую науку?

 

4. Хотели ли бы вы жить в  идеальном государстве Платона?  Аргументируйте свой ответ.

 

5. В чем разница понимания  общественного договора Т. Гоббсом  и Дж. Локком?

 

6. О каких новейших глобальных  политических тенденциях пишет  в своих работах Тоффлер?

 

7. В чем специфика марксистского  анализа политики?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 3: ПОЛИТИКА КАК  ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

 

1. Происхождение политики.

 

2. Сущность политики: основные теоретические  подходы.

 

3. Функции политики и ее виды.

 

4. Политика и другие сферы  общественной жизни.

 

5. Политика и экономика.

 

1. Происхождение политики

 

 

Термин "политика" в научный  оборот ввел Аристотель в IV в до н.э. Греческий философ определил  ее как искусство управления государством, под которым понимался полис (город - государство). Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические, социальные отношения и мораль.

 

С чем был связан генезис политики?

 

Одним из распространенных подходов в истории политической мысли  стала антропологическая трактовка  необходимости политики. Так в  трактовке античных мыслителей Платона  и Аристотеля политика призвана обуздать эгоистическое, животное начало в человеке и воплотить общую пользу и справедливость. Аристотель прямо утверждал, что человек есть существо политическое, вне политики он либо животное, либо божество, ибо животное и бог не нуждаются в законах и правах. Близкую мысль в ХVII в. выскажет английский мыслитель Т. Гоббс, который трактовал природу человека как эгоистическую и жадную, что порождает в обществе "войну всех против всех". Инстинкт самосохранения и естественный разум подсказывают людям необходимость создания такого политического института как государство. Таким образом, политика формируется благодаря возвышению человека над собственным звериным состоянием.

 

Согласно другому подходу, политика формируется в ходе исторической эволюции общества вместе с ростом его социальной неоднородности и  сложности организации. Первобытное общество было социально-однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было и политики, хотя была власть, осуществляемая всеми взрослыми членами рода. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновения государства, а вместе с ним и политики. Политика возникает как деятельность по организации совместной жизни людей в социально-неоднородном обществе. Общественные изменения были производными от неолитической революции, которая изменила все формы хозяйства и образ жизни людей. С неолитической революцией связывают появление металлических орудий труда, переход от присваивающего типа хозяйства (охота и собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), к оседлому образу жизни, появление городов. В конечном счете, это привело к изменениям во властных отношениях. Логику появления политики можно представить следующим образом:

 

1. Рост продуктивной деятельности  человека сделал возможным прибавочный  продукт, который трансформируется в частную собственность. Частная собственность способствовала:

 

- дальнейшему разделению труда  и развитию экономики, в частности  росту обмена, торговли, появлению  ремесел, городов. Тем самым  складываются различные социальные  группы, усложняются формы экономических взаимоотношений;

 

- росту автономии личности, ее  независимости от власти "целого" (рода, племени). Политолог Р.Т. Мухаев  указывает на то, что с тех  пор социальный статус обособленного  человека определяется не родственными связями, а экономическими возможностями и богатством. Это потребовало формирования институтов, направленных на обеспечение прав и самостоятельности личности [5];

 

- усилению имущественного расслоения, складыванию различных классов  и групп с противоположными интересами и конфликтными формами взаимоотношений.

 

2. Углубление социальной дифференциации  по этническому и религиозному  признаку.

 

3. Рост плотности населения и  потребности расширения сферы  земледелия и скотоводства породили  территориальные притязания племен друг к другу. Появляется проблема сохранения территориальной целостности и независимости от внешних посягательств.

 

Таким образом, политика формируется  как результат неравного распределения  богатства, различия статусов, несовпадающих  интересов социальных групп, неизбежности противоречий и конфликтов в обществе. Ее появление было связано с тем, что классовые, этнические и религиозные проблемы, межплеменные конфликты, с которыми столкнулось общество, уже не могли быть решены с помощью прежних регуляторов - традиций, обычаев, нравственных норм. Для решения этих проблем потребовались новые регуляторы (административно-правовые и политические) и новые организационные структуры - государство.

Информация о работе Предмет и метод политологии