Предупреждение, регулирование и разрешение политических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 23:07, реферат

Описание работы

Цель работы: исследовать политическую конфликтологию.
Задачи работы:
1. Изучить сущность и природу политических конфликтов;
2. Проанализировать типы политических конфликтов;
3. Рассмотреть способы разрешения политических конфликтов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...........2
1. Исторические концепции политических конфликтов…………………………...4
2. Место и роль конфликтов в политике…………………………………………….5
3. Типология политических конфликтов……………………………………………9
4. Предупреждение, регулирование и разрешение политических конфликтов конфликтами……………………………………....................................................12
5. Политический кризис……………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 60.01 Кб (Скачать файл)

М И Н О  Б Р Н А У К И  Р О  С С И И

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет истории, философии и права

Кафедра философии

 

 

Реферат

Предупреждение, регулирование и разрешение политических конфликтов

Направление 040300.62 «Конфликтология»

 

 

                                                                                      Выполнил: студент

                                                                                       группы 4КФ

                                                                                       Бербека Мария Алексеевна

 

                                                                                      Проверил:

                                                                                      Грачев Анатолий Викторович

                                                                                       к.ист.н., доцент

 

 

 

 

                                                                

 

 

 

 

Омск, 2013

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...........2

  1. Исторические концепции политических конфликтов…………………………...4
  2. Место и роль конфликтов в политике…………………………………………….5
  3. Типология политических конфликтов……………………………………………9
  4. Предупреждение, регулирование и разрешение политических конфликтов конфликтами……………………………………....................................................12
  5. Политический кризис……………………………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………………….28

Библиографический список……………………………………………………………..29

 

Введение

Конфликт (лат. "конфлитус" - столкновение) - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.

Конфликтами пронизана вся жизнь  человека, конфликты охватывают все  сферы общества. Однако в период построения социалистического государства  изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социалистическое общество может  развиваться и развивается бесконфликтно, гармонично. На самом же деле конфликты  не гасились, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность  в обществе (принцип сжатой пружины). Из всех сфер общества самой насыщенной различными видами конфликтов является политическая сфера, в которой развертываются многообразные властные отношения, представляющие собой отношения  господства и подчинения.

Основным объектом политического  конфликта выступает политическая власть как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над  другим. Интересы же людей, принадлежащих  к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые  обладают властью, заинтересованы в  ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти. Именно поэтому они и вступают в конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которых выступает  политический конфликт.

Задачи изучения значимости конфликта  для общественного развития, социального  управления, гармонизации общественных отношений создали предпосылки  для возникновения самостоятельной  отрасли знания на стыке социологии, политологии и политической психологии, называемой "конфликтология''. Один из важнейших ее разделов ориентирован на изучение закономерностей возникновения и предотвращения  развития и разрешения политических конфликтов во избежание расколов, конфронтации и тупиков, ведущих к ожесточению, нетерпимости и насилию. Важнейшая проблема современной конфликтологии состоит в прогнозировании неизбежности конфликта и в поиске путей снижения их негативных последствий.

Цель  работы: исследовать политическую конфликтологию.

Задачи работы:

  1. Изучить сущность и природу политических конфликтов;
  2. Проанализировать типы политических конфликтов;
  3. Рассмотреть способы разрешения политических конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Исторические концепции политических конфликтов

Проблема  политического конфликта стара, как мир. Древние философы, изучая общество, пытались определить источник развития. Китайские и древнегреческие  философы видели источник всего сущего в противоположностях, в их взаимодействии, в борьбе противоположностей. В той  или иной форме подобные мысли  высказывали Анаксимандр, Сократ, Платон, Эпикур и др. Впервые попытку анализа  конфликта, как социального явления, предпринял А. Смит в своей работе "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776 г.). В основе конфликта, считал А. Смит, лежат деление  общества на классы и экономическое  соперничество, которое рассматривалось  им как важнейшая движущая сила общества.

Важное  значение для исследования конфликтов имело учение Гегеля о противоречиях и борьбе противоположностей.

Это учение легло в основу теории К. Маркса о причинах политических конфликтов. В соответствии с теорией Маркса политические разногласия обусловлены  социально-экономическими структурами. Общество делится на неравноправные классы, это неравенство порождает  глубокий антагонизм; в свою очередь, антагонизм является основой политической борьбы. Политическая борьба есть борьба классовая.

Во времена  Маркса его теория была достаточно точным описанием главных тенденций  политического конфликта. Великие  политические битвы 19-го - начала 20-го веков  были в основном классовыми в марксистском понимании термина "класс". Другие же факторы - расовые, религиозные, национальные - были лишь маскировкой классовых  интересов и имели второстепенное значение, считали марксисты.

Во второй половине XX-го века наибольшую известность получили взгляды на конфликт М. Дюверже (Франция), Л. Козера (США), Р. Дарендорфа (Германия) и К. Боулдинга (США).

Морис Дюверже построил свою теорию на единстве конфликта и интеграции. По его мнению, в любом обществе существуют как конфликт, так и интеграция, и эволюция интеграции никогда не снимет все общественные конфликты.

Льюис Козер считает, что обществу всегда присуще неравенство и психологическая неудовлетворенность его членов. Это приводит к напряженности, выливающейся в конфликт.

Ральф Дарендорф обосновал "конфликтную модель общества" Согласно этой теории конфликт вездесущ, пронизывает все сферы общества, и изменения в обществе происходят под воздействием конфликтов. Структурные изменения в обществе происходят из-за неравенства социальных позиций людей по отношению к власти, что вызывает трения, антагонизмы, конфликты.

Кеннет Боулдинг считает, что конфликт неотделим от общественной жизни. Стремление к борьбе с себе подобными, к росту насилия лежит в природе человека. То есть сущность конфликта лежит в стереотипных реакциях человека. В связи с этим Боулдинг полагает, что конфликт можно преодолевать и разрешать, манипулируя ценностями, влечениями, реакциями индивидуумов, не прибегая к радикальному изменению существующего общественного строя.

  1. Место и роль конфликтов в политике

Политический конфликт – разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов. Конфликт является одним из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различия во взглядах и иные формы несовпадения позиций, чаше всего именно конфликт лежит в основе поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов.

Важно также  и то, что конфликты, означая соперничество  тех или иных субъектов (институтов) с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Тем самым политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил, что благоприятно воздействует на рационализацию и структуризацию всего политического процесса.

 Конфликты,  сигнализируя обществу и властям  о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадении позиций граждан, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе. Поэтому дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникают не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия, а то и просто элементарного игнорирования этих коллизий. Как справедливо считает немецкий ученый Р. Дарендорф, человеческая свобода и свобода политического выбора в частности «существует лишь в мире регулируемого конфликта». Поэтому только непрерывное выявление и урегулирование конфликтов может считаться условием стабильного и поступательного развития общества. (Конфликтологи подметили: если энергия людей распылена на решение множества властно значимых задач, а не концентрируется на каком-либо одном конфликте, такие социальные и политические системы, как правило, сохраняют больше возможностей поддерживать стабильность своего развития. Л. Козер полагал: неоднородные внутренние конфликты, налагаясь друг на друга, способны предотвратить глобальный раскол общества, чреватый для последнего полной утратой жизнестойкости.)

Таким образом, можно утверждать, что только отдельные  разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для общества характер. В основном же (и прежде всего в странах с гибкой, развитой системой социального представительства) выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы, сохранять приоритет центростремительных тенденций над центробежными.

Источники политических конфликтов:

Источники политических конфликтов ученые, как правило, видят в действии либо внесоциальных, либо социальных факторов. Чаще всего к внесоциальным факторам относятся многочисленные — в духе К. Лоренца — интерпретации различных видов политической напряженности, базирующиеся на признании сходства внутривидовой враждебности животных и агрессивности человека. Однако данные современной науки не подтвердили, что люди обладают повышенной склонностью именно к конфликтам, а не к, положим, альтруизму или солидарности с себе подобными.

Более достоверно объясняет природу политических конфликтов признание ведущей роли социальных факторов. Среди данного рода детерминант, как правило, выделяют три основные причины, лежащие в основе политической конфронтации. Прежде всего — это разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов и т.д. Эти, условно говоря, объективные источники политических конфликтов чаще всего детерминируют противоречия между правящей и контрэлитой, различными группами давления, представляющими интересы определенных сил и ведущими борьбу за части государственного бюджета, а равно и между всеми иными политическими субъектами системы власти. Внешнюю напряженность такого рода конфликтов, как правило, удается погасить достаточно легко. Однако искоренить источники конфликтной диспозиции сторон, различным образом включенных в политическую игру, можно только путем преобразований, либо меняющих саму организацию власти в обществе, либо реформирующих социально-экономические основания политической деятельности конкурирующих субъектов.

Ко второму  основному источнику политических конфликтов относятся расхождения  людей (их групп и объединений) в  базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий, а также в других субъективно значимых представлениях о политических явлениях. Такие конфликты наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса. В разрешении таких конфликтов найти компромисс порой весьма трудно.

В последние  годы ряд западных теоретиков (Дж. Бертон, К. Ледерер, Дж. Девис и др.) выдвинули еще одну версию, объясняющую природу политических конфликтов – так называемую теорию человеческих потребностей. Эта концепция утверждает, что конфликты возникают в результате ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей, составляющих саму человеческую личность. Сторонники этой позиции относят к базовым источникам конфликтов разные ценности: О. Надлер – идентичность, экономический рост, трансценденцию (внутреннее самораскрытие); Р. Инглхарт – безопасность, общественное признание, нравственное совершенствование и прочее. Удовлетворение такого рода стремлений не может быть предметом купли-продажи, торга с властью, которая должна видоизменять и совершенствовать политические структуры в целях наиболее полного и адекватного удовлетворения этих универсальных человеческих потребностей.

Информация о работе Предупреждение, регулирование и разрешение политических конфликтов