Предупреждение, регулирование и разрешение политических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 23:07, реферат

Описание работы

Цель работы: исследовать политическую конфликтологию.
Задачи работы:
1. Изучить сущность и природу политических конфликтов;
2. Проанализировать типы политических конфликтов;
3. Рассмотреть способы разрешения политических конфликтов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...........2
1. Исторические концепции политических конфликтов…………………………...4
2. Место и роль конфликтов в политике…………………………………………….5
3. Типология политических конфликтов……………………………………………9
4. Предупреждение, регулирование и разрешение политических конфликтов конфликтами……………………………………....................................................12
5. Политический кризис……………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 60.01 Кб (Скачать файл)

- предупреждение  конфликта, нацеленное на недопущение  перехода противоречий в открытую  фазу противоборства  и нарастания  политической напряженности;

- урегулирование  конфликта, ориентированное на  полное или частичное снятие  остроты противоборства сторон, а также на то, чтобы избежать  наиболее негативных последствий  для себя, государства, общества  в целом;

- разрешение  конфликта, предусматривающее либо  устранение причин конфликта,  исчерпание самого предмета спора,  либо такое изменение ситуации  и обстоятельств, которое породило  бы бесконфликтные отношения  сторон, исключило опасность рецидива разногласий, сняло вероятность нового обострения уже урегулированных отношений;

- вытеснение  конфликта, предполагающее перенесение  ответственности за различные  способы завершения конфликта  на иной уровень политической  системы (например, с федерального на региональный или наоборот).

Наиболее  распространенными целями в сфере  политики является урегулирование и  разрешение конфликтов. Используемые в рамках соответствующих стратегий  технологии контроля и управления неизбежно  опираются на необходимость выведения  всех теневых конфликтов в открытую форму, на уменьшение неконтролируемых процессов и последствий данного  взаимодействия, на сокращение возможности  внезапных, обвальных потрясений, на которые нельзя будет правильно  и оперативно отреагировать. Базовыми принципами этих стратегий являются также постепенность, предполагающая исключение скоропалительных мер, к  которым стороны не готовы. Необходимо также придерживаться требований последовательного  снижения уровня противостояния сторон, расширения системы коммуникаций между  ними, выполнения сторонами своих  взаимных обязательств.

Политической  практикой и теорией выработаны некоторые всеобщие формы и способы  предотвращения, регулирования и  разрешения конфликтов. Среди них  наиболее известные – компромисс и консенсус.  Компромисс в словарях политических терминов определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью навязываются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашений по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. Понятие консенсуса (от лат. consentio – общность чувств и мыслей, взаимопонимание) означает соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социальных порядков, выраженное в действиях. В демократических системах обычно различают три объекта возможного соглашения:

- конечные  цели (свобода, равенство, справедливость  и т.д.), которые составляют структуру  системы представлений;

- правила  игры, процедуры;

- конкретные  правительства и государственная  политика.

Эти три  объекта могут быть трансформированы в три уровня консенсуса:

а) консенсус  на уровне сообщества или основной, ценностный;

б) консенсус  на уровне режима или процедурный;

в) консенсус  на уровне политики.

Первый  из этих уровней показывает, разделяет  ли данное общество одинаковые ценностные представления и цели. Процедурный  или второй уровень устанавливает  правила игры, фиксируемые в конституциях. Третий уровень консенсуса выдвигает  на передний план параллель “власть-оппозиция”, когда несогласие по вопросам политики у оппозиции  обусловлено отношением к членам правительства, а не к  форме управления. Во всех случаях  эффективность консенсуса зависит  от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.

Урегулирование конфликтов – понятие довольно широкое, но, прежде всего, включает в себя три направления:

- предупреждение  открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными  действиями (войнами, массовыми беспорядками  и т.д.);

- разрешение  конфликтов, предполагающее устранение  вызывающих их причин, формирование  нового уровня отношений между  конфликтующими сторонами;

- улаживание  конфликтов (снижение уровня враждебности  конфликтующих сторон, перевод конфликта  в русло совместного решения  проблемы).

Соответственно  этим трем направлениям урегулирования можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта. Каждая из этих групп  методов, как и сами методы, обладают рядом достоинств, недостатков и  ограничений. Обычно наиболее эффективным  является комплексное применение различных  методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта.

К первой группе методов относятся ранняя диагностика и выявление причин с тем, чтобы не допустить его  дальнейшего разрастания. Для этих целей часто используются стандартизированные  процедуры, основанные на отслеживании конфликтных отношений с помощью ЭВМ. Однако основной акцент делается на развитие институтов и механизмов предупреждения насильственных форм развития конфликтов. К их числу относится создание широкой сети государственных и негосударственных консультационных служб.

Методы  второй группы концентрируются на устранении причин возникновения конфликтов. В  этом случае разрешение конфликта связывается  с изменением его глубинных структур. Правильно организованное общение  между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных  методов в данном подходе. Оно  направлено на изменение характера  восприятия, а также посредством  этого – на изменение отношения  сторон друг к другу.

Третья  группа методов включает в себя ряд  приемов, которые предполагают перевод  конфликта в рациональный план. Лишь очень немногие  конфликты по своей природе являются конфликтами  с нулевой суммой, то есть когда  интересы конфликтующих сторон полностью  противоположны. Придание же конфликту  ненулевого характера открывает  перспективы его решения. Иной вариант  – диверсифицировать ценности и  цели, то есть сделать так, чтобы  разные группы стремились к разным, непересекающимся целям. Стороны могут  сформировать цели более высокого порядка, позволяющие объединиться ради их достижения. Основная проблема при использовании  методов, ориентированных на поиск  взаимоприемлемого варианта решения, заключается в том, что конфликтующие  стороны не всегда ведут себя рационально  и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия. Несмотря на указанные ограничения, в рамках именно этой группы методов разрабатывается  технология ведения переговоров  и осуществления посреднических услуг.

Выбор пути разрешения конфликта всецело зависит  от конфликтующих сторон, но решающую роль в этом могут сыграть и  сопутствующие факторы. К примеру, на выбор мирного пути урегулирования конфликта могут оказать влияние  таких факторов, как наличие в  обществе равновесия сил, соответствующего исторического опыта, гласности, институциональных  условий для консультаций и переговоров.  Один из ведущих представителей англосаксонской  политологии Д. Аптер, исходя из теории равновесия общества, считает, что существуют три стадии развития общественных конфликтов:

- столкновение  предпочтений (кооперация);

- столкновение  интересов (конкуренция);

- столкновение  основных ценностей (подлинный  конфликт).

По мнению Д. Аптера, при разрешении конфликтов задача состоит в том, чтобы трансформировать конфликты ценностей в конфликты интересов, или, что еще лучше - в столкновение предпочтений, то есть в конкуренцию или кооперацию. Для ее реализации используют разные методы: переговорный процесс, посредничество, разъединение сторон и др. При этом необходимо соблюдать ряд условий:

а) согласие о правилах ведения переговоров  обязательно для обеих сторон;

б) не идеологизировать конфликт;

в) выявить  реальные причины конфликта и  найти верные пути к его разрешению.

Е. Нордлинджер обосновал шесть основных принципов успешного урегулирования политических конфликтов:

    • стабильная коалиция;
    • принцип пропорциональности;
    • деполитизация;
    • взаимность права вето;
    • компромисс;
    • концессия, то есть предоставление права урегулирования конфликта третьей стороне.

В целом  же демократический процесс контроля над конфликтными ситуациями включает следующие процедуры:

- взаимный  и оперативный обмен достоверной  информацией об интересах, намерениях  и очередных шагах сторон, участвующих  в конфликте;

- сознательное  взаимное воздержание от применения  силы, способной придать неуправляемость  конфликтной ситуации;

- объявление  взаимного моратория на действия, обостряющие конфликт;

- подключение  арбитров, беспристрастный подход  которых гарантирован, а рекомендации  принимаются за основу компромиссных  действий;

- использование  существующих или принятие новых  правовых норм, административных  и иных процедур, способствующих  сближению конфликтующих сторон;

- создание  и поддержание атмосферы делового  партнерства, а затем и доверительных  отношений как предпосылок исчерпания  текущего конфликта и предотвращения  подобных конфликтов в будущем.

Проблема  окончания конфликтов:

Выход из конфликтной ситуации – наиболее сложная задача, которую приходится решать конфликтующим сторонам и  привлеченным посредникам. Обычно в политологии рассматриваются два основных варианта окончания конфликта – достижение примирения сторон либо непримиримость, заканчивающаяся “самовыгоранием” конфликта, приводящим к исчезновению обоих субъектов. Между этими полюсами пролегает целый ряд вариантов эволюции конечной фазы конфликтных отношений. Примирение, например, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта (то есть изменения поведения одной или нескольких сторон конфликта без исчерпания предмета спорных отношений), а разрешение - привести к исчезновению самой причины конфликта. Не исключается и вариант, когда конфликт исчезает сам по себе из-за утраты актуальности предмета спора, усталости политических субъектов, истощения ресурсов или еще по какой-то причине.

Для достижения примирения субъекту управления конфликтом необходимо найти средства, способные  обеспечить мирное развитие событий. Ж. Фаве считает, что добиваться примирения необходимо через соглашение, компромисс, подчинение, уступку и разрыв с прошлым. Среди принципов урегулирования, о которых говорит Е. Нордлинджер, можно отметить создание стабильной коалиции сил, соблюдение пропорциональности усилий, обеспечение взаимного права вето. Р. Даль, исключая тупиковый путь развития событий, предпочитает говорить о принудительных и мирных средствах примирения сторон. Р. Дарендорф считал благоприятными для разрешения конфликта такие условия, когда, во-первых, обе стороны стараются вдуматься в доводы друг друга, во-вторых, когда обе стороны организованы и, в-третьих, когда между ними есть согласие в отношении правил игры. Интересный опыт регулирования конфликтов был разработан специалистами школы государственного управления имени Дж. Кеннеди при Гарвардском университете, называемый ими методом “единого текста”. Посредническая сторона в этом случае вырабатывает проект договора и дает его одной из конфликтующих сторон. Этот проект можно критиковать, вносить в него поправки, даже предложить совей проект договора. То же самое предлагается проделать и другой стороне. В результате многократного возвращения обеими сторонами очередных вариантов договора посреднику достигается относительное согласие, вырабатывается приемлемый для всех текст договора.

Учитывая  наиболее типичные средства, можно  выделить два наиболее общих пути примирения сторон:

1) мирное  урегулирование конфликта: 

- путем  достижения компромисса на основе  сохранения исходных позиций; 

- с помощью  соглашения, основанного на взаимных  уступках;

- из-за  истощения ресурсов одной или  нескольких сторон, что делает  невозможным продолжение соперничества; 

- в силу  обретенного в ходе конфликта  взаимоуважения сторон;

- в результате  понимания прав и интересов  соперника.

2) примирение  на основе принуждения, “командного  стиля” (П. Шаран), которое может  обеспечиваться:

- явное  превосходство (сохраненных, приобретенных)  сил и ресурсов, с одной стороны,  и их дефицит – с другой;

- изоляция  одной стороны конфликта, понижение  ее статуса, а также другие  состояния. Свидетельствующие об  ослаблении ее позиций, о поражении,  нанесенном ей в соответствии  с правилами игры;

- уничтожение,  “тотальное истребление противника”  (Х. Шпейер), в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.

Информация о работе Предупреждение, регулирование и разрешение политических конфликтов