Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 23:07, реферат
Цель работы: исследовать политическую конфликтологию.
Задачи работы:
1. Изучить сущность и природу политических конфликтов;
2. Проанализировать типы политических конфликтов;
3. Рассмотреть способы разрешения политических конфликтов.
Введение……………………………………………………………………………...........2
1. Исторические концепции политических конфликтов…………………………...4
2. Место и роль конфликтов в политике…………………………………………….5
3. Типология политических конфликтов……………………………………………9
4. Предупреждение, регулирование и разрешение политических конфликтов конфликтами……………………………………....................................................12
5. Политический кризис……………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………………………………..29
- предупреждение
конфликта, нацеленное на
- урегулирование
конфликта, ориентированное на
полное или частичное снятие
остроты противоборства сторон,
а также на то, чтобы избежать
наиболее негативных
- разрешение
конфликта, предусматривающее
- вытеснение
конфликта, предполагающее
Наиболее
распространенными целями в сфере
политики является урегулирование и
разрешение конфликтов. Используемые
в рамках соответствующих стратегий
технологии контроля и управления неизбежно
опираются на необходимость выведения
всех теневых конфликтов в открытую
форму, на уменьшение неконтролируемых
процессов и последствий
Политической практикой и теорией выработаны некоторые всеобщие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения конфликтов. Среди них наиболее известные – компромисс и консенсус. Компромисс в словарях политических терминов определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью навязываются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашений по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. Понятие консенсуса (от лат. consentio – общность чувств и мыслей, взаимопонимание) означает соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социальных порядков, выраженное в действиях. В демократических системах обычно различают три объекта возможного соглашения:
- конечные
цели (свобода, равенство,
- правила игры, процедуры;
- конкретные
правительства и
Эти три объекта могут быть трансформированы в три уровня консенсуса:
а) консенсус на уровне сообщества или основной, ценностный;
б) консенсус на уровне режима или процедурный;
в) консенсус на уровне политики.
Первый
из этих уровней показывает, разделяет
ли данное общество одинаковые ценностные
представления и цели. Процедурный
или второй уровень устанавливает
правила игры, фиксируемые в конституциях.
Третий уровень консенсуса выдвигает
на передний план параллель “власть-оппозиция”,
когда несогласие по вопросам политики
у оппозиции обусловлено отношением
к членам правительства, а не к
форме управления. Во всех случаях
эффективность консенсуса зависит
от участия в распределении
Урегулирование конфликтов – понятие довольно широкое, но, прежде всего, включает в себя три направления:
- предупреждение
открытых форм проявления
- разрешение конфликтов, предполагающее устранение вызывающих их причин, формирование нового уровня отношений между конфликтующими сторонами;
- улаживание конфликтов (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, перевод конфликта в русло совместного решения проблемы).
Соответственно
этим трем направлениям урегулирования
можно выделить три группы методов,
облегчающих поиск мирного
К первой группе методов относятся ранняя диагностика и выявление причин с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания. Для этих целей часто используются стандартизированные процедуры, основанные на отслеживании конфликтных отношений с помощью ЭВМ. Однако основной акцент делается на развитие институтов и механизмов предупреждения насильственных форм развития конфликтов. К их числу относится создание широкой сети государственных и негосударственных консультационных служб.
Методы второй группы концентрируются на устранении причин возникновения конфликтов. В этом случае разрешение конфликта связывается с изменением его глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных методов в данном подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, а также посредством этого – на изменение отношения сторон друг к другу.
Третья группа методов включает в себя ряд приемов, которые предполагают перевод конфликта в рациональный план. Лишь очень немногие конфликты по своей природе являются конфликтами с нулевой суммой, то есть когда интересы конфликтующих сторон полностью противоположны. Придание же конфликту ненулевого характера открывает перспективы его решения. Иной вариант – диверсифицировать ценности и цели, то есть сделать так, чтобы разные группы стремились к разным, непересекающимся целям. Стороны могут сформировать цели более высокого порядка, позволяющие объединиться ради их достижения. Основная проблема при использовании методов, ориентированных на поиск взаимоприемлемого варианта решения, заключается в том, что конфликтующие стороны не всегда ведут себя рационально и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия. Несмотря на указанные ограничения, в рамках именно этой группы методов разрабатывается технология ведения переговоров и осуществления посреднических услуг.
Выбор пути
разрешения конфликта всецело зависит
от конфликтующих сторон, но решающую
роль в этом могут сыграть и
сопутствующие факторы. К примеру,
на выбор мирного пути урегулирования
конфликта могут оказать
- столкновение предпочтений (кооперация);
- столкновение интересов (конкуренция);
- столкновение основных ценностей (подлинный конфликт).
По мнению Д. Аптера, при разрешении конфликтов задача состоит в том, чтобы трансформировать конфликты ценностей в конфликты интересов, или, что еще лучше - в столкновение предпочтений, то есть в конкуренцию или кооперацию. Для ее реализации используют разные методы: переговорный процесс, посредничество, разъединение сторон и др. При этом необходимо соблюдать ряд условий:
а) согласие о правилах ведения переговоров обязательно для обеих сторон;
б) не идеологизировать конфликт;
в) выявить реальные причины конфликта и найти верные пути к его разрешению.
Е. Нордлинджер обосновал шесть основных принципов успешного урегулирования политических конфликтов:
В целом
же демократический процесс
- взаимный
и оперативный обмен
- сознательное
взаимное воздержание от
- объявление
взаимного моратория на
- подключение
арбитров, беспристрастный подход
которых гарантирован, а рекомендации
принимаются за основу
- использование
существующих или принятие
- создание
и поддержание атмосферы
Проблема окончания конфликтов:
Выход из конфликтной ситуации – наиболее сложная задача, которую приходится решать конфликтующим сторонам и привлеченным посредникам. Обычно в политологии рассматриваются два основных варианта окончания конфликта – достижение примирения сторон либо непримиримость, заканчивающаяся “самовыгоранием” конфликта, приводящим к исчезновению обоих субъектов. Между этими полюсами пролегает целый ряд вариантов эволюции конечной фазы конфликтных отношений. Примирение, например, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта (то есть изменения поведения одной или нескольких сторон конфликта без исчерпания предмета спорных отношений), а разрешение - привести к исчезновению самой причины конфликта. Не исключается и вариант, когда конфликт исчезает сам по себе из-за утраты актуальности предмета спора, усталости политических субъектов, истощения ресурсов или еще по какой-то причине.
Для достижения примирения субъекту управления конфликтом необходимо найти средства, способные обеспечить мирное развитие событий. Ж. Фаве считает, что добиваться примирения необходимо через соглашение, компромисс, подчинение, уступку и разрыв с прошлым. Среди принципов урегулирования, о которых говорит Е. Нордлинджер, можно отметить создание стабильной коалиции сил, соблюдение пропорциональности усилий, обеспечение взаимного права вето. Р. Даль, исключая тупиковый путь развития событий, предпочитает говорить о принудительных и мирных средствах примирения сторон. Р. Дарендорф считал благоприятными для разрешения конфликта такие условия, когда, во-первых, обе стороны стараются вдуматься в доводы друг друга, во-вторых, когда обе стороны организованы и, в-третьих, когда между ними есть согласие в отношении правил игры. Интересный опыт регулирования конфликтов был разработан специалистами школы государственного управления имени Дж. Кеннеди при Гарвардском университете, называемый ими методом “единого текста”. Посредническая сторона в этом случае вырабатывает проект договора и дает его одной из конфликтующих сторон. Этот проект можно критиковать, вносить в него поправки, даже предложить совей проект договора. То же самое предлагается проделать и другой стороне. В результате многократного возвращения обеими сторонами очередных вариантов договора посреднику достигается относительное согласие, вырабатывается приемлемый для всех текст договора.
Учитывая наиболее типичные средства, можно выделить два наиболее общих пути примирения сторон:
1) мирное урегулирование конфликта:
- путем
достижения компромисса на
- с помощью соглашения, основанного на взаимных уступках;
- из-за
истощения ресурсов одной или
нескольких сторон, что делает
невозможным продолжение
- в силу обретенного в ходе конфликта взаимоуважения сторон;
- в результате понимания прав и интересов соперника.
2) примирение
на основе принуждения, “
- явное
превосходство (сохраненных,
- изоляция
одной стороны конфликта,
- уничтожение,
“тотальное истребление
Информация о работе Предупреждение, регулирование и разрешение политических конфликтов