Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 23:07, реферат
Цель работы: исследовать политическую конфликтологию.
Задачи работы:
1. Изучить сущность и природу политических конфликтов;
2. Проанализировать типы политических конфликтов;
3. Рассмотреть способы разрешения политических конфликтов.
Введение……………………………………………………………………………...........2
1. Исторические концепции политических конфликтов…………………………...4
2. Место и роль конфликтов в политике…………………………………………….5
3. Типология политических конфликтов……………………………………………9
4. Предупреждение, регулирование и разрешение политических конфликтов конфликтами……………………………………....................................................12
5. Политический кризис……………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………………………………..29
Ориентация субъекта управления конфликтом на те или иные средства примирения сторон должна корректироваться и спецификой политических процессов, в которых протекают конфликты. Например, ограниченность во времени и периодичность возобновления избирательных кампаний заставляет многие партии, стремящиеся использовать выборы для реального проникновения в сферу принятия государственных решений, образовывать различные коалиции, идти на компромиссы даже со своими политическими оппонентами. В этом случае компромисс выступает более предпочтительной целью стратегии, чем конфронтация. В условиях же радикального преобразования общества, выбора качественно новых путей будущего развития ориентация исключительно на согласительные методы взаимодействия со своими соперниками вряд ли приведет к устранению напряженности и примирению идейных позиций. В этих случаях целесообразно применять более изощренную тактику поведения, включающую методы как мирного, так и принудительного примирения сторон.
Некая общая
схема регулирования и
- правильное
определение действительных
- оптимальная оценка возникшего конфликта, для чего необходимо:
а) наличие
объективной исчерпывающей
б) выявление в процессе анализа этой информации основных параметров конфликтного процесса – характеристик участников, особенности предмета конфликта, его размеров и глубины противоречий, степени остроты;
в) определение
ответа на вопрос, кому этот конфликт выгоден,
что позволит понять внутренние причины
конфликта и предугадать
г) вычленение экстремистских сил, деятельность которых может привести к резкой дестабилизации существующего положения;
д) анализ прессы, выражающей интересы конфликтующих сторон;
- поиск третейского судьи (судей) для разрешения конфликта;
- сбор
и концентрация сил, чтобы
- игнорирование
провокаций со стороны
- вовлечение
в переговоры как можно
- проявление
внимания к действиям и
Наиболее
распространенным средством достижения
примирения сторон в технологиях
управления конфликтами являются переговоры.
В процессе переговоров стороны
обмениваются мнениями, что неизбежно
снижает остроту конфликта, помогает
понять аргументы оппонента и, следовательно,
более адекватно оценить
- последовательно
отделять существующие
- фокусировать внимание не на принципах, а на реальных противоречиях;
- вырабатывать несколько возможных вариантов решений;
- учитывать
по преимуществу объективные
критерии соотношения сил, а
не партийные или
Новейшая политическая история человечества подтверждает возможность разрешения крупномасштабных конфликтных ситуаций в международных и межобщинных отношениях с помощью политических компромиссов, создания систем взаимного контроля над выполнением принятых обязательств. Баланс страха и подозрительность в конфликтных ситуациях вытесняются балансом достаточной безопасности и появлением доверия оппонентов, подкрепляемого позитивными политическими решениями и действиями.
5. Политический кризис.
Всякий кризис в принципе является определенной ступенькой развития конфликтной ситуации. Термин происходит от греческого krisis – перелом, тяжелое переходное положение, исход. В научной литературе рассматриваются такие конкретные формы кризисов, как общий кризис системы, экономический, продовольственный, правительственный, парламентский и другие кризисы. Важнейшим моментом общего кризиса системы является политический кризис:
- это,
прежде всего, основанное на
нерешенности конфликтных
- это потеря доверия масс к своим политическим и государственным лидерам, правительству, правящей партии;
- это
отчуждение народных масс от
государства, органов власти, от
самоуправления. В политологии под
политическим кризисом
Политическая наука выделяет внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный, кризис партии и др.).
Правительственный кризис – особо частое явление, выражается в потере кабинетом министров авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в доверии и отравить отставку.
Парламентский кризис – это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результатом может стать роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе и это мешает принятию решений, парализует работу законодателей.
Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия “Основного закона” страны. Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.
Кризис партии состоит в утрате ею своих социально-политических идеалов, программных целей и ориентиров, потере авторитета и влияния в массах, в отрыве партийных лидеров от реальной жизни и интересов масс, в организационном и идеологическом распаде. Выход из кризиса может состоять лишь в обновлении партии, чему всегда противодействуют консервативные.
Политический кризис как таковой характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.п.). В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в политологии выделяют такие его формы, как:
Политический кризис в своем развитии проходит ряд этапов:
а) предкризисное состояние общества или его политической системы, когда социальные противоречия уже не могут быть разрешены путем компромиссов;
б) возникновение кризиса, означающее неспособность правительства решать стоящие перед обществом проблемы политическими методами, характерными для нормального функционирования политической системы;
в) развитие и обострение кризиса, выражающиеся в распаде существующих политических структур, в возникновении анархии или многовластия.
Обострение кризиса может стать началом его разрешения, состоящего в устранении конфликтной ситуации, а также дальнейшим его развитием, нарастанием возможности политической катастрофы.
Политический кризис обычно является производным от противоречий и конфликтов в обществе, не снятых в силу различных причин обычными средствами политического управления обществом. Такие противоречия можно разделить на функциональные, структурные и системные.
Первая группа противоречий приводит к функциональному расстройству общественно-политических механизмов, к несоответствию форм и методов деятельности институтов власти изменившимся внутренним и внешним условиям жизни. Для их преодоления обычно достаточно реформ. Но если правящие группы проявляют неспособность к реформированию, то функциональные противоречия способны перерастать в структурные, то есть вести к дальнейшему углубления кризиса.
Развитие структурных противоречий означает, что формы государственного устройства не соответствуют социально-экономическим и другим условиям жизни общества. Начинается кризис структур власти, ее легитимности. Объективно это означает, что общество на этом этапе исчерпало возможности своего развития в рамках данной организации и созрело для его перехода в качественно новую стадию. Структурные кризисы сопровождаются бурными социальными потрясениями, но могут протекать и сравнительно мирно. Для их разрешения необходимы структурные реформы, означающие глубокие преобразования в экономической и политической сферах.
Системные противоречия означают, что основные элементы общества пришли в такое взаимное несоответствие, что его уже невозможно преодолеть в рамках существующей политической системы. Они разрешимы только в ходе ее смены – революционным или ненасильственным путем. Обычно на стадии системного кризиса возникает революционная ситуация, когда налицо полная потеря властью своей легитимности. В борьбу вступают новые субъекты политического процесса. И если ситуация выходит из-под их контроля, то кризис переходит в социальную катастрофу.
Социальная катастрофа представляет собой такую ситуацию, когда важнейшие экономические и политические системы и институты перестают функционировать, граждане оказываются беззащитными перед лицом неконтролируемой и резко растущей преступности. Социальная катастрофа отбрасывает страну и общество на многие годы назад, требует для своего преодоления чрезвычайных мер и усилий всех сил общества.
Общим условием выхода из политического кризиса является доступность системы для критики со стороны общества, ее открытость к источникам информации, гибкость, подвижность системы, ее способность изменяться применительно к новым вызовам мирового развития. Анализ развития политических конфликтов и кризисов показывает, что продуманные усилия, направленные на их преодоление и регулирование, достигают своей цели. Люди могут и должны научиться разрешать конфликты и кризисные ситуации, раз уж они неизменные и неизбежные участники их жизни.
Заключение
Информация о работе Предупреждение, регулирование и разрешение политических конфликтов