Предупреждение, регулирование и разрешение политических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 23:07, реферат

Описание работы

Цель работы: исследовать политическую конфликтологию.
Задачи работы:
1. Изучить сущность и природу политических конфликтов;
2. Проанализировать типы политических конфликтов;
3. Рассмотреть способы разрешения политических конфликтов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...........2
1. Исторические концепции политических конфликтов…………………………...4
2. Место и роль конфликтов в политике…………………………………………….5
3. Типология политических конфликтов……………………………………………9
4. Предупреждение, регулирование и разрешение политических конфликтов конфликтами……………………………………....................................................12
5. Политический кризис……………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 60.01 Кб (Скачать файл)

Ориентация  субъекта управления конфликтом на те или иные средства примирения сторон должна корректироваться и спецификой политических процессов, в которых протекают конфликты. Например, ограниченность во времени и периодичность возобновления избирательных кампаний заставляет многие партии, стремящиеся использовать выборы для реального проникновения в сферу принятия государственных решений, образовывать различные коалиции, идти на компромиссы даже со своими политическими оппонентами. В этом случае компромисс выступает более предпочтительной целью стратегии, чем конфронтация. В условиях же радикального преобразования общества, выбора качественно новых путей будущего развития ориентация исключительно на согласительные методы взаимодействия со своими соперниками вряд ли приведет к устранению напряженности и примирению идейных позиций. В этих случаях целесообразно применять более изощренную тактику поведения, включающую методы как мирного, так и принудительного примирения сторон.

Некая общая  схема регулирования и разрешения конфликтов может состоять из следующих  моментов:

- правильное  определение действительных интересов  сторон, лежащих в основе конфликтных  событий;

- оптимальная  оценка возникшего конфликта,  для чего необходимо:

а) наличие  объективной исчерпывающей информации о происходящих событиях;

б) выявление  в процессе анализа этой информации основных параметров конфликтного процесса – характеристик участников, особенности  предмета конфликта, его размеров и  глубины противоречий, степени остроты;

в) определение  ответа на вопрос, кому этот конфликт выгоден, что позволит понять внутренние причины  конфликта и предугадать развитие предстоящих событий;

г) вычленение экстремистских сил, деятельность которых  может привести к резкой дестабилизации существующего положения;

д) анализ прессы, выражающей интересы конфликтующих сторон;

- поиск  третейского судьи (судей) для  разрешения конфликта;

- сбор  и концентрация сил, чтобы показать  сопернику возможные последствия  его нежелания идти по пути  мирного решения проблемы;

- игнорирование  провокаций со стороны соперника,  последовательное проведение своей  линии с определением тех уступок  для достижения компромисса, которые  существенно не влияют на реализацию  коренных интересов;

- вовлечение  в переговоры как можно большего  числа участников, что позволяет  получить дополнительные варианты  выхода из конфликтной ситуации;

- проявление  внимания к действиям и намерениям  не только соперника, но и  поведению союзников как своей,  так и противоположной стороны.

Наиболее  распространенным средством достижения примирения сторон в технологиях  управления конфликтами являются переговоры. В процессе переговоров стороны  обмениваются мнениями, что неизбежно  снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы оппонента и, следовательно, более адекватно оценить истинное соотношение сил, условия перемирия. Переговоры дают возможность уравнять уступки, спокойно рассмотреть альтернативные ситуации, продемонстрировать открытость позиций, ослабить эффективность “нечестных трюков” соперника. Именно в этих условиях легче найти так называемую срединную точку конфликта, обозначающую суть взаимных претензий. Американские специалисты М. Дейч и С. Шикман считают, что эффективность переговоров, а равно и взаимное удовлетворение сторон, повышаются, если:

- последовательно  отделять существующие проблемы  от субъективной заинтересованности  участвующих в споре людей; 

- фокусировать  внимание не на принципах, а  на реальных противоречиях; 

- вырабатывать  несколько возможных вариантов  решений; 

- учитывать  по преимуществу объективные  критерии соотношения сил, а  не партийные или идеологические  позиции. 

Новейшая  политическая история человечества подтверждает возможность разрешения крупномасштабных конфликтных ситуаций в международных и межобщинных отношениях с помощью политических компромиссов, создания систем взаимного контроля над выполнением принятых обязательств. Баланс страха и подозрительность в конфликтных ситуациях вытесняются балансом достаточной безопасности и появлением доверия оппонентов, подкрепляемого позитивными политическими решениями и действиями.

5. Политический кризис.

Всякий  кризис в принципе является определенной ступенькой развития конфликтной ситуации. Термин происходит от греческого krisis – перелом, тяжелое переходное положение, исход. В научной литературе рассматриваются такие конкретные формы кризисов, как общий кризис системы, экономический, продовольственный, правительственный, парламентский и другие кризисы. Важнейшим моментом общего кризиса системы является политический кризис:

- это,  прежде всего, основанное на  нерешенности конфликтных ситуаций  всеобщее недовольство и возмущение  деятельностью правящих кругов, которые продемонстрировали свою  неспособность решать стоящие  перед страной, народом важнейшие  вопросы их жизнедеятельности; 

- это  потеря доверия масс к своим политическим и государственным лидерам, правительству, правящей партии;

- это  отчуждение народных масс от  государства, органов власти, от  самоуправления. В политологии под  политическим кризисом понимается  особое состояние в развитии  и функционировании политической  системы общества и, прежде  всего, его властных структур, характеризующееся нестабильностью,  разбалансированностью деятельности  политических институтов, снижения  уровня управляемости всеми сферами  жизни общества, нарастанием социально-политической  активности масс.

Политическая  наука выделяет внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный, кризис партии и др.).

Правительственный кризис – особо частое явление, выражается в потере кабинетом министров авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в доверии и отравить отставку.

Парламентский кризис – это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результатом может стать роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе и это мешает принятию решений, парализует работу законодателей.

Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия “Основного закона” страны. Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.

Кризис партии состоит в утрате ею своих социально-политических идеалов, программных целей и ориентиров, потере авторитета и влияния в массах, в отрыве партийных лидеров от реальной жизни и интересов масс, в организационном и идеологическом распаде. Выход из кризиса может состоять лишь в обновлении партии, чему всегда противодействуют консервативные.

Политический  кризис как таковой характеризуется  делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.п.). В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в политологии выделяют такие его формы, как:

  • кризис легитимности, который возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах  и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.;
  • кризис идентичности, возникающий тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой;
  • кризис политического участия, характеризующийся созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности. национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами;
  • кризис проникновения, проявляющийся в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение обычно связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительственными целями;
  • кризис распределения, который означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.

Политический  кризис в своем развитии проходит ряд этапов:

а) предкризисное  состояние общества или его политической системы, когда социальные противоречия уже не могут быть разрешены путем  компромиссов;

б) возникновение  кризиса, означающее неспособность  правительства решать стоящие перед  обществом проблемы политическими  методами, характерными для нормального  функционирования политической системы;

в) развитие и обострение кризиса, выражающиеся в распаде существующих политических структур, в возникновении анархии  или многовластия.

Обострение  кризиса может стать началом  его разрешения, состоящего в устранении конфликтной ситуации, а также  дальнейшим его развитием, нарастанием  возможности политической катастрофы.

Политический  кризис обычно является производным  от противоречий и конфликтов в обществе, не снятых в силу различных причин обычными средствами политического  управления обществом. Такие противоречия можно разделить на функциональные, структурные и системные.

Первая  группа противоречий приводит к функциональному расстройству общественно-политических механизмов, к несоответствию форм и методов деятельности институтов власти изменившимся внутренним и внешним условиям жизни. Для их преодоления обычно достаточно реформ. Но если правящие группы проявляют неспособность к реформированию, то функциональные противоречия способны перерастать в структурные, то есть вести к дальнейшему углубления кризиса.

Развитие  структурных противоречий означает, что формы государственного устройства не соответствуют социально-экономическим и другим условиям жизни общества. Начинается кризис структур власти, ее легитимности. Объективно это означает, что общество на этом этапе исчерпало возможности своего развития в рамках данной организации и созрело для его перехода в качественно новую стадию. Структурные кризисы сопровождаются бурными социальными потрясениями, но могут протекать и сравнительно мирно. Для их разрешения необходимы структурные реформы, означающие глубокие преобразования в экономической и политической сферах.

Системные противоречия означают, что основные элементы общества пришли в такое взаимное несоответствие, что его уже невозможно преодолеть в рамках существующей политической системы. Они разрешимы только в ходе ее смены – революционным или ненасильственным путем. Обычно на стадии системного кризиса возникает революционная ситуация, когда налицо полная потеря властью своей легитимности. В борьбу вступают новые субъекты политического процесса. И если ситуация выходит из-под их контроля, то кризис переходит в социальную катастрофу.

Социальная катастрофа представляет собой такую ситуацию, когда важнейшие экономические и политические системы и институты перестают функционировать, граждане оказываются беззащитными перед лицом неконтролируемой и резко растущей преступности. Социальная катастрофа отбрасывает страну и общество на многие годы назад, требует для своего преодоления чрезвычайных мер и усилий всех сил общества.

Общим условием выхода из политического кризиса  является доступность системы для  критики со стороны общества, ее открытость к источникам информации, гибкость, подвижность системы, ее способность  изменяться применительно к новым  вызовам мирового развития. Анализ развития политических конфликтов и кризисов показывает, что продуманные усилия, направленные на их преодоление и регулирование, достигают своей цели. Люди могут и должны научиться разрешать конфликты и кризисные ситуации, раз уж они неизменные и неизбежные участники их жизни.

Заключение

Информация о работе Предупреждение, регулирование и разрешение политических конфликтов