Предупреждение, регулирование и разрешение политических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 23:07, реферат

Описание работы

Цель работы: исследовать политическую конфликтологию.
Задачи работы:
1. Изучить сущность и природу политических конфликтов;
2. Проанализировать типы политических конфликтов;
3. Рассмотреть способы разрешения политических конфликтов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...........2
1. Исторические концепции политических конфликтов…………………………...4
2. Место и роль конфликтов в политике…………………………………………….5
3. Типология политических конфликтов……………………………………………9
4. Предупреждение, регулирование и разрешение политических конфликтов конфликтами……………………………………....................................................12
5. Политический кризис……………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 60.01 Кб (Скачать файл)

И, наконец, третьим источником политических конфликтов в политической науке рассматриваются  процессы идентификации граждан, осознания  ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что  определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе. Такого рода конфликты характерны прежде всего для нестабильных обществ, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с властью (как это, к примеру, происходит в современной России после распада Советского Союза). Такого же характера противоречия возникают и в тех странах, где напряженность в отношениях с правящими структурами вызывает защиту людьми культурной целостности своей национальной, религиозной и т.п. группы.

Основные элементы и функции  политического конфликта:

Специалисты - конфликтологи в качестве основополагающих элементов конфликта выделяют следующие:

  • источник (предмет) конфликта, выражающий существо разногласий между участниками спора;
  • повод, характеризующий конкретные события, которые послужили началом активных действий сторон по отстаиванию своих интересов, целей, позиций в отношениях с конкурентом;
  • стороны конфликта, подразумевающие численность субъектов, непосредственно и косвенно участвующих в борьбе за властные статусы и ресурсы в сфере политики;
  • восприятие и позиции субъектов, раскрывающие их цели в конкурентном взаимодействии, отношение к контрагентам, восприятие конфликта и иные субъективные характеристики поведения сторон;
  • средства конфликта, характеризующие типичные применяемые сторонами ресурсы, способы, приемы во взаимодействии друг с другом;
  • характер конфликта, раскрывающий наиболее типичные отношения конкурирующих сторон, жесткость или пластичность занимаемых ими позиций, способность к модификации предмета спора, вовлечение посредников и т.д.

Основными функциями конфликтов считаются:

    • позитивные
      • выполнение стабилизирующей роли в обществе. Общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей;
      • стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений;
      • способствует разрешению противоречий и обновлению общества;
      • функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества;
      • обеспечивает лучшее познание его участников. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе;
    • негативные
      • может привести к дезинтеграции и дестабилизации общества;
      • может повлечь гибель людей и уничтожение материальных ценностей;
      • может привести к неблагоприятным изменениям во властных отношениях.
  1. Типология политических конфликтов

Характер  изменений политических процессов, темпы и направленность эволюции системы правления самым непосредственным образом зависят от типа доминирующих политических конфликтов. В самом общем виде в политической науке принято классифицировать конфликты по следующим основаниям:

  1. С точки зрения зон и областей их проявления. Здесь, прежде всего, выделяются внешне- и внутриполитические конфликты, которые, в свою очередь, подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и противоречий. Так, среди международных конфликтов могут выделяться  кризисы типа «балансирования на грани войны» (Д. Даллес), отражающие выдвижение одним государством требований и притязаний к другому в надежде, что противник скорее уступит, чем будет бороться; «оправдания враждебности» (Р. Лебоу), характеризующие провокационную деятельность государства против потенциального противника с тем, чтобы использовать сложившуюся ситуацию для выдвижения ему неприемлемых требований и т.д. 

Внутриполитические конфликты также подразделяются на кризисы и противоречия, раскрывающие взаимодействие между различными субъектами власти (правящей и оппозиционной элитами, конкурирующими партиями и группами интересов, центральной и местной властью и т.д.), отражающие характер политических процессов, по которым разгорается спор групп и индивидов (в сфере государственного управления или массового участия граждан в политике) и т.д.;

  1. По степени и характеру их нормативной регуляции. В данном случае можно говорить о (целиком или частично) институализированных и неинституализированных конфликтах (Л. Козер), характеризующих способность или неспособность людей подчиняться действующим правилам политической игры.
  1. институализированные, предполагающие наличие правил ведения конфликтов, позволяющих избежать катастрофических последствий для цивилизации и находить оптимальные пути разрешения.
  1. неинституализированные, то есть протекающие без правил и без стремления противостоящих сторон найти консенсус;

 

  1. По их качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и прочее. Среди конфликтов данного типа можно выделить:
  1. «глубоко» и «неглубоко укорененные» (в сознании людей) конфликты (Дж. Бертон);
  1. конфликты «с нулевой суммой» (где позиции сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) и «не с нулевой суммой» (в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия — П. Шаран);
  2. антагонистические и неантагонистические конфликты (К. Маркс), разрешение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или — соответственно — сохранением противоборствующих субъектов и т.д.;
  1. С точки зрения публичности конкуренции сторон. Здесь имеет смысл говорить об открытых (выраженных в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов) и закрытых конфликтах, где доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий. Если первый тип подобных конфликтов хорошо различим в разнообразных формах массового участия граждан в политической жизни (например, в виде забастовок, участия в выборах и т.д.), то второй более характерен для скрытых от глаз обывателя процессов принятия решений (в частности взаимодействий правящей элиты, отношений между различными ветвями власти);
  1. По временным (темпоральным) характеристикам конкурентного взаимодействия сторон — долговременные и кратковременные конфликты. Так, возникновение и разрешение отдельных конфликтов в политической жизни может завершиться в течение предельно короткого времени (например отставка министра в связи с публикацией сведений о его предосудительных действиях), но может быть соотнесено с жизнью целых поколений (противоборство диссидентов с коммунистическими режимами в странах Восточной Европы и бывшем СССР, военно-политические конфликты между Израилем и рядом арабских государств и т.д.);
  2. В соотнесении со строением и организацией режима правления. В данном случае, как правило, выделяют конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти: между центральными и местными элитами, органами федерального и местного самоуправления и т.д.) и горизонтальные (раскрывающие связи одно-порядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между неправящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д.).

Каждый  тип конфликта, обладая теми или  иными свойствами и характеристиками, способен играть разнообразные роли в конкретных политических процессах, стимулируя отношения соревновательности и сотрудничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости.

4. Управление политическими конфликтами

В современной политической науке  первостепенное внимание уделяется  поиску форм и способов контроля за протеканием конфликтов, выработке эффективных технологий управления ими.

Контроль как форма сознательного воздействия на политический конфликт предполагает трехступенчатую программу действий:

- осуществление  мер для выявления основных  элементов в поле конфликта  (причин, состава не всегда очевидных  участников спора, позиций и  т.д.), анализа взаимодействия сторон  и мониторинга событий;

- выявление  факторов, как способствующих усилению  интенсивности конфликта (конфликтогенных факторов), таки препятствующих его эскалации, в результате чего проясняются основные направления действий субъектов контроля;

- предупреждение  перехода конфликтов из стадии  спора к стадиям, на которых  возможны насилие и рост политической  напряженности, минимизация степени  социального возбуждения, вызываемого  течением политического конфликта  в смежных областях политической (общественной) жизни, чтобы не  вызвать более широкие дополнительные  потрясения, на регулирование которых  будет необходимо тратить дополнительные  ресурсы и энергию. В результате  формируются определенные ограничения  деятельности контролирующих субъектов,  в рамках которых развитие  конфликта избегает трансформации  в кризисы и катастрофы.

К контролю за конфликтом стремятся даже те силы, которые заинтересованы не в урегулировании, а в перманентном его обострении, консервации, что, по их расчетам, могло бы породить ситуацию, которую можно использовать более эффективно, чем противники. В этом случае оппозиционные силы могут постоянно оспаривать предлагаемые властями правила игры, ставя их перед необходимостью ужесточать свои требования, что дает повод обвинить их в недемократизме. В свою очередь и правящие элиты нередко выдвигают неприемлемые условия для сотрудничества с оппозицией, надеясь на истощение ее сил или на компрометацию в глазах общественного мнения (как не стремящейся к общественному согласию).

Однако  в большинстве случаев политические силы стремятся к контролю за конфликтами именно с целью их урегулирования. При этом в качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как одна из его сторон, так и, условно говоря, третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании. Особым значением для политической жизни обладают те случаи, когда стремление управлять развитием конфликта исходит со стороны правящих структур, центральных властей государства.

В отличие  от контроля, управление конфликтами представляет собой форму целенаправленного влияния на различные компоненты конкурентного взаимодействия сторон, предполагающего повышение соответствия их состояния сознательным намерениям того или иного субъекта. В этом смысле управление – это не просто более сложный тип сознательного конструирования действительности, но и более затратный тип деятельности, требующий большего применения сил, энергии и ресурсов для достижения цели.

Более того, осуществление управленческого  взаимодействия на развитие конфликта  непосредственно зависит от той  модели соперничества, которой придерживается воздействующий на него субъект. В частности, в научной литературе выделяется несколько таких моделей, среди  которых присутствует так называемый “инженерный подход”, авторы которого трактуют конфликт как определенное изменение ситуации, требующее известной  “достройки” либо в области структуры, либо поведения той или иной стороны, либо иных компонентов. В том случае, если удается правильно определить этот критический для всей конструкции  элемент и добиться сознательной его модификации в нужную сторону, то можно уверенно управлять событиями.

Сторонники  “гуманистического подхода” отстаивают иную модель действий, согласно которой  управление конфликтом возможно только на основании постоянного сближения  позиций сторон при помощи проведения консультаций, экспертиз, деятельности посредников и арбитров. В “управленческой” модели упор делается на формулировке субъектом управления таких выдвигаемых  перед сторонами конфликта задач, решение которых позволит им сблизить свои позиции, цели и примирить интересы. На практике, как правило, используют те или иные сочетания подобных установочных моделей, на базе которых вырабатываются соответствующие технологии контроля и управления конфликтами.

Основные стратегии управления, контроля, урегулирования и разрешения конфликтов:

В качестве наиболее значимых стратегий, в рамках которых формируются собственные  технологии по сознательному воздействию  на конфликт, можно выделить следующие  характеризующие их цели:

- инициация  конфликта, имея в виду перманентное  обострение имеющихся в обществе  противоречий, усиление эскалации  конфликтов и консервацию остро  конкурентных отношений с целью  порождения ситуации, которую модно  было бы использовать более  эффективно, чем это сможет сделать  противник;

- рутинизация конфликта, означающая сознательное поддержание возникшей напряженности в отношениях сторон с целью использовать ее в собственных интересах;

Информация о работе Предупреждение, регулирование и разрешение политических конфликтов