Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:56, реферат
Интеграция в области социальной политики затрагивает и Россию. Вступив в 1996 г. в Совет Европы и подписав в сентябре 2000 г. Европейскую социальную хартию, Российская Федерация тем самым выразила готовность следовать со временем положениям Европейского кодекса социального обеспечения. Изучение опыта стран ЕС, в которых сложились и развиваются различные направления в области социальной поддержки семьи, анализ позитивного и негативного в этом опыте, могут помочь в решении многих проблем, которые уже имеются в России или возникнут в недалеком будущем. Концепции и программы демографического развития России должны учитывать достижения современной мировой науки и практики, накопивших большой опыт методологических разработок и огромный фактический материал для изучения и анализа проблем проведения семейной политики в отдельных странах, регионах и мира в целом.
Введение 3
Глава 1. Понятие, цели, приоритеты семейной политики 5
§ 1. Понятие семейной политики в России и за рубежем 5
§ 2. Цели и задачи государственной семейной политики в России и за рубежем 11
Глава 2. Семейная политика в России и европейских странах 16
§ 1. Формирование и реализация государственной семейной политики в России 16
§ 2. Зарубежный опыт социальной защиты семьи 23
Заключение 30
Литература 32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Реферат
Приоритеты,
цели, основные направления
и формы государственной
семейной политики.
В последнее время в мире произошли глубокие социально-экономические и демографические перемены. Низкая рождаемость, не обеспечивающая простого воспроизводства населения, старение населения и рост иждивенческой нагрузки, возрастающая роль миграции, трансформация модели брака и рождаемости, изменение статуса женщины и движение к гендерному равенству, проблема совмещения занятости и семейных обязанностей, либерализация законов, касающихся контрацепции, абортов и разводов - все это характеристики социально-демографической ситуации в мире. Следствием этих изменений стала эволюция во взглядах на политику в области народонаселения, в том числе на политику, направленную на положение семей.
Негативные тенденции в развитии социально-демографических процессов в развитых демократических странах обусловили формирование семейной политики как самостоятельного направления в социальной политике. Несмотря на то, что в мире накоплен значительный опыт в развитии различных направлений и мер семейной политики, современные политико-экономические условия и социально-демографические процессы ставят новые проблемы.
Интеграция
в области социальной политики затрагивает
и Россию. Вступив в 1996 г. в Совет
Европы и подписав в сентябре 2000 г. Европейскую
социальную хартию, Российская Федерация
тем самым выразила готовность следовать
со временем положениям Европейского
кодекса социального обеспечения. Изучение
опыта стран ЕС, в которых сложились и
развиваются различные направления в
области социальной поддержки семьи, анализ
позитивного и негативного в этом опыте,
могут помочь в решении многих проблем,
которые уже имеются в России или возникнут
в недалеком будущем. Концепции и программы
демографического развития России должны
учитывать достижения современной мировой
науки и практики, накопивших большой
опыт методологических разработок и огромный
фактический материал для изучения и анализа
проблем проведения семейной политики
в отдельных странах, регионах и мира в
целом.
Проводимые
в 90-е годы в России реформы оказали
на семью неоднозначное
Кризис состояния социального института семьи требует усиления внимания к ней со стороны государства по ее укреплению и развитию.
Опыт мирового сообщества показывает, что институциональные проблемы семьи эффективнее решаются с помощью специально организованной государственной семейной политики.
Сам термин в отечественной научной литературе используется относительно недавно, с конца 80-х годов. Распространению термина, прежде всего в литературе, средствах массовой информации, способствовала разработка и одобрение в 1994 г. Национальным Советом по подготовке и проведению Международного года Семьи Концепции государственной семейной политики. Использование термина "семейная политика" в названии документа (хотя и негосударственного по статусу), направление его от имени правительства в регионы, безусловно, сыграли важную роль в его утверждении1. Таким образом, можно сделать вывод, что относительно недавно появившийся термин семейной политики явился основой для ее реализации в нашей стране.
В то же время этот термин получил широкое распространение на международном уровне, в документах ООН и других международных организаций, государственных актах многих стран мира. В 1991 г. в Москве была проведена конференция Международного союза семейных организаций. "Глобальная семейная политика и права семьи". Это была первая конференция в России на национальном уровне, в названии которой использовался рассматриваемый термин2. То есть Россия довольно своевременно присоединилась к ведущим мировым лидерам.
Государственная
семейная политика - часть социальной
политики, комплекс мер, направленных
на оказание того или иного воздействия
на семью, процессы семейных изменений
или семейное поведение. Семейная политика
представляет собой комплекс целенаправленных
мер экономического, политического, правового,
медико-социального, информационно-
Государственная семейная политика призвана системно решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, обеспечения ее интересов в процессе общественного развития; создания необходимых условий для реализации семьей своих функций на основе собственной трудовой деятельности; организации субъектной роли семьи в процессе осуществления государственной семейной политики; обеспечения защиты социально уязвимых семей4. То есть государство признает социальные права семьи и необходимость их законодательного закрепления. Семье (а не только индивиду) предоставляется полноценный социальный статус, ее интересы целенаправленно учитываются в процессе социально-экономического и культурного развития общества, деятельности органов власти, осуществления федеральных и региональных программ. В законодательство включается комплекс правовых норм, регулирующих не только отношения между членами семьи, но и отношения семьи и государства.
Государство гарантирует макроэкономические и социальные стандарты, необходимые для самостоятельного функционирования семей в обществе; осуществляет целенаправленный учет и способствует реализации институциональных прав и интересов семей в процессе их жизнедеятельности; создает условия для обеспечения суверенитета семей и развития их функций субъекта социальных отношений; обеспечивает защиту социально уязвимых семей5. Таким образом, государство, осуществляя семейную политику является гарантом прав и интересов семьи.
Семейная
политика формируется как
По своему содержанию семейная политика является комплексной и отражает отношения государства и семьи в основных сферах жизнедеятельности общества. В то же время она сосредоточена на специфических проблемах семьи, связанных с реализацией ее основных социальных функций (репродуктивной, экономической, жизнеохранительной, воспитательной). В связи с этим принципиальное значение имеет четкая дифференциация семейной и социальной политики на основе разделения общесоциальных и специфических проблем семьи.
Государство обеспечивает целенаправленный учет и реализацию институциональных прав и интересов семьи в различных областях общественной жизни, в деятельности органов власти, при планировании, разработке и реализации социально-экономических программ, прогнозировании развития страны. Реализация цели и принципов государственной семейной политики контролируется на основе проведения экспертизы принимаемых на различных уровнях власти решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи.
Государство взаимодействует с семьей на основе партнерских отношений, обеспечивает баланс прав и ответственности государственных институтов и семьи, создает необходимые условия для активизации социально-экономического потенциала семьи. Этому будет способствовать формирование и развитие общественного семейного движения, лоббирующего интересы института семьи6. Иными словами государственная семейная политика охватывает все области жизнедеятельности семьи, при этом, выделяет наиболее важные проблемы.
Государство не ограничивает семейную политику социальной защитой семей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Она составляет лишь одну из функций семейной политики и выполняет вспомогательную роль. Должны быть обоснованы рациональные объемы социальной защиты и соответствующие адаптационные механизмы, исключающие патернализм. При этом особое значение придается социальному обслуживанию, правовой, психологической, информационной поддержке семей.
Важным условием эффективности семейной политики является дифференцированный подход, учитывающий особенности социально-экономического развития страны, исторического этапа трансформации института семьи, моделей и структуры семей, их доходов, потребностей и интересов. Задачи стабилизации и развития института семьи обусловливают необходимость системного подхода к анализу происходящих в нем процессов, выявления характерных, устойчивых черт жизнедеятельности семьи, закономерностей ее развития, оценки наиболее болезненных процессов7. Иными словами, особенности развития страны, семей являются важным фактором при реализации семейной политики и от учета этих факторов зависит эффективность семейной политики в стране.
Государство обеспечивает единство реализации цели и принципов семейной политики на федеральном, региональном, местном уровнях. Субъекты Федерации, органы местного самоуправления дополняют и развивают меры семейной политики на основе установленных семье государственных гарантий функционирования, обеспечивают координацию действий негосударственных субъектов семейной политики.
В области управления вопросами семейной политики государство реализует принцип межведомственного подхода к ее проведению, создает систему федеральных и региональных органов власти, координирующих разработку и практическое осуществление государственной семейной политики.
Усиление государственной семейной политики сопровождается расширением и углублением воздействия государства на семью. Поэтому должны быть созданы механизмы, обеспечивающие правовые гарантии суверенитета семьи, баланс семейных и общественных интересов (развитие соответствующего законодательства, обеспечение информационного пространства, создание общественного движения семьи и др.)8. То есть, при осуществлении семейной политики могут быть задеты суверенитеты семьи, в таком случае государство должно быть гарантом свободы для семей.
Принципы семейной политики определяются историческими, этническими, религиозными, культурными традициями, материальными возможностями общества, социально-демографической ситуации. Основным является принцип суверенитета семьи, недопустимости навязывания ей того или иного образа жизни. Семья несет ответственность за свою судьбу, благосостояние, содержание и воспитание детей, поддержку престарелых. Благополучие семьи должно быть результатом усилий ее членов, их труда.
Другим важнейшим принципом семейной политики является принцип базисности, комплексности семьи. Он означает постановку семьи в Центр общественной системы, повышение ее статуса, роли структурного базисного образования, преодоление обыденного приятия этого феномена как нуждающегося только в защите, курировании, помощи. В современных условиях необходимо создание механизмов самореабилитации семьи, превращение ее в движущую силу социальных преобразований. Семейная политика должна стать ядром, определяющим звеном социальной политики в целом. Состояние института семьи, степень ее устойчивости - важнейший индикатор адекватности социальной политики закономерностям социального развития в целом, показатель эффективности "водимых реформ9. Таким образом, основными принципами семейной политики являются суверенитет и комплексность семьи. То есть семья должно стать главным звеном в построении социальной политики.
Таким образом, следует вывод: благополучие семьи является приоритетным критерием оценки общественных явлений, социальных преобразований, а семья должна выступать в качестве обязательного объекта государственной политики, федеральных и региональных программ. Это поставит проблемы семьи в центр общественного и государственного внимания, даст импульс для их решения, ресурсного обеспечения. Речь идет не о механическом перераспределении бюджета, а об органическом включении семейного аспекта в финансовую политику.
Традиционно семейная политика была подчинена экономическим целям и ресурсно ее реализация обеспечивалась по остаточному принципу, как и вся социальная сфера. Согласно идеологии ООН "политика и соответствующее законодательство, содействующее укреплению семьи, должны стать приоритетными направлениями деятельности национальных правительств и межправительственных организаций".
Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие "благополучие", которое в отличие от понятия "благосостояние" выражает не только "материальную обеспеченность", "имущественное благополучие", но и "счастливую жизнь"10. То есть целью семейной политики является достижение благополучия семьи во всех сферах ее жизнедеятельности.
Информация о работе Приоритеты, цели, основные направления и формы государственной семейной политики