Приоритеты, цели, основные направления и формы государственной семейной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:56, реферат

Описание работы

Интеграция в области социальной политики затрагивает и Россию. Вступив в 1996 г. в Совет Европы и подписав в сентябре 2000 г. Европейскую социальную хартию, Российская Федерация тем самым выразила готовность следовать со временем положениям Европейского кодекса социального обеспечения. Изучение опыта стран ЕС, в которых сложились и развиваются различные направления в области социальной поддержки семьи, анализ позитивного и негативного в этом опыте, могут помочь в решении многих проблем, которые уже имеются в России или возникнут в недалеком будущем. Концепции и программы демографического развития России должны учитывать достижения современной мировой науки и практики, накопивших большой опыт методологических разработок и огромный фактический материал для изучения и анализа проблем проведения семейной политики в отдельных странах, регионах и мира в целом.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие, цели, приоритеты семейной политики 5
§ 1. Понятие семейной политики в России и за рубежем 5
§ 2. Цели и задачи государственной семейной политики в России и за рубежем 11
Глава 2. Семейная политика в России и европейских странах 16
§ 1. Формирование и реализация государственной семейной политики в России 16
§ 2. Зарубежный опыт социальной защиты семьи 23
Заключение 30
Литература 32

Файлы: 1 файл

Семейная политика РФ.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

     Развивается система семейных пособий, охватывающая поддержкой все семьи с несовершеннолетними  детьми. Государство реализует контроль за своевременной и полной выплатой алиментов.

     Государство проводит укрепление в ходе жилищной реформы фонда государственного и муниципального жилья. Реализуются программы кредитования и частичного субсидирования семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья. Предоставляются льготы многодетным семьям, неполным семьям, семьям с инвалидами20. То есть, опять же видна направленность семейной политики, имеется ввиду улучшение условий для семей с низким качеством жизни, но отсутствуют шаги, направленные в сторону поддержания и повышения качества жизни семей не находящихся за чертой бедности или в плачевном положении.

     Другим  приоритетным направлением государственной  политики в России является обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, включая:

     1) распространение на отца прав  на льготы в связи с воспитанием  детей, предоставляемые в настоящее  время на производстве женщине-матери;

     2) усиление государственного контроля  за соблюдением законодательства  Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда

     3) введение экономических стимулов  и льгот, повышающих заинтересованность  организаций в приеме на работу  граждан с высокой семейной  нагрузкой, в том числе на  условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;

     4) бесплатную профессиональную переподготовку, повышение квалификации или переобучение  работниц, имеющих перерывы в  трудовой деятельности, вызванные  отпусками по беременности и  родам;

     5) обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети таких учреждений различных форм собственности.

     6) развитие сети доступных для  всех семей внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей  для школьников в целях обеспечения гармоничного художественного, духовно-нравственного и физического развития детей и подростков, а также надзора за детьми в то время, когда их родители заняты трудовой деятельностью21. Иными словами, большинство приоритетных направлений семейной политики направлены на трудовую сферу деятельности и образование.

     Социально-медицинская  поддержка семьи в России предполагает кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, в том числе:

     1) доступная для всех семей медицинская  помощь на основе сочетания  бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;

     2) бесплатная медицинская помощь  беременным, роженицам и детям  до 18 лет;

     3) профилактика врожденной инвалидности, развитие медикогенетической помощи  населению, совершенствование и  внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;

     4) улучшение медико-социальной помощи  детям-инвалидам, включая квалифицированное  восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря. Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;

     5) развитие учреждений социального  обслуживания семьи в целях  оказания услуг по уходу за  детьми, престарелыми и больными  членами семьи, материальной и  консультативной поддержки нуждающихся  в посторонней помощи семей,  отдельных членов семьи в кризисных ситуациях. Создание учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, а также обеспечение проживающих в указанных учреждениях правовой и психологической поддержкой, информацией и их социальное устройство;

     6) развитие системы охраны репродуктивного  здоровья семьи. Укрепление службы  планирования семьи. Высококачественное  санитарное просвещение, особенно  подростков, по вопросам полового  воспитания, безопасного материнства,  профилактики заболеваний, передающихся половым путем22. Иными словами социальная медицинская поддержка семей предполагает улучшение качества медицинских услуг и их доступности для семьи в целом, а значит практически для всего населения. 

     В целях усиления психолого-педагогической помощи семье в воспитании детей государство реализует следующие меры:

     1) государственная финансовая поддержка  издания массовым тиражом и  распространения книг по воспитанию  ребенка и уходу за ним, по  проблемам семейных отношений;

     2) распространение специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек;

     3) запрет на изготовление, распространение  и рекламирование печатных изданий,  изображений, видеокассет или  иных изделий, пропагандирующих  порнографию, культ насилия или жестокости;

     4) государственная координация и  финансовая поддержка нравственного,  этического и экологического  просвещения населения и введения  программ такого просвещения  для детей и молодежи в детских  дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;

     5) формирование и укрепление комиссий  по защите прав несовершеннолетних;

     6) создание системы специализированных  социальных служб для безнадзорных  детей и подростков;

     7) совершенствование деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов образования и здравоохранения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних23. Таким образом, психолого-педагогическая помощь семье, согласно вышесказанному, в основном направлена на несовершеннолетних и призвана оградить их от большинства социальных проблем.

     В конечном счете, можно сделать вывод: семейная политика сейчас находится  на уровне зарождения, то есть все принимаемые  законы и программы направлены на улучшение уровня жизни семей  находящихся за чертой бедности. При этом помощи семьям находящимся выше, государство практически не оказывает никакой поддержки. А семейная политика должна предполагать не только улучшение качества жизни, но и поддержания его на высоком уровне.  

§ 2. Зарубежный опыт социальной защиты семьи

 

     Семейная  политика в разных странах не одинакова. Помимо чисто социальных задач некоторые  страны (Франция) следуют демографические цели, которые, однако, в последние годы во главу угла не ставятся. Другие страны отдают приоритет защите детей из бедных семей. Такой подход (только бедным семьям) характерен для США, а также Голландии. Третья группа стран придерживается более современного подхода - они поддерживают все типы семей (Дания и некоторые другие). В исторической ретроспективе акценты семейной политики претерпевали изменения. Для семейной политики в целом характерны изменения в целях, в приоритетах, в ориентации, в методах ее осуществления. Семейная политика реагирует на многие факторы: экономическую конъюнктуру, социальные сдвиги, демографическую ситуацию. Сокращение государственных расходов может, хотя и не всегда, отражаться на расходах на семейную политику.

     Национальный  менталитет, выработанный в процессе историчен кого развития каждой страны, влиял на семейную политику в силу специфического национального понимания проблем, приоритета, социальных сдвигов. Так, Дания и другие Скандинавские страны первыми признали обоих родителей одинаково ответственными за воспитание детей и первыми ввели отпуска в связи с рождением и воспитанием детей, как для отца, так и для матери. Они также первым уравняли в правах на получение пособия внебрачных детей.

     Концепция предоставления отпусков обоим родителям  сейчас распространяется и на другие страны, включая те, где социальны  статус женщин более низок (Португалия, Греция), чем в странах Северной Европы24. Иными словами, в семейной политике европейских стран учитываются демографические, культурные, исторические особенности населения.

     Общим для всех европейских стран является тот факт, что семья является важнейшим социальным институтом, в котором рождаются и воспитываются Новые поколения, где происходит их социализация, где эти поколения получают экономическую и психологическую поддержки.

     В 70-х годах системы охраны материнства, пособий и льгот семьям с детьми действовали уже в большинстве стран Запада. Ныне в них как минимум в рамках социальной помощи проводятся следующие мероприятия: медицинское обслуживание женщин в период беременности и рождения ребенка, предоставление и оплата декретного отпусков, наблюдение за здоровьем младенцев и детей младшего возраста, предоставление права на отпуск по воспитанию детей (так называемый родительский отпуск), семейных пособий на детей, налоговых льгот, ссуд под низкие проценты (либо субсидий) для приобретения или аренды жилья и некоторые другие.

     Во  всех странах Запада действуют службы планирования семьи, а женщины получили право доступа к контрацептивам. Отношение к абортам варьирует  от полной либерализации до строгих  ограничений.

     Однако  эти общие положения имеют подчас сложную дифференциацию по странам, оговорены рядом условий, сроков, возрастных ограничений и т.п. Так, отпуск в связи с беременностью и родами полностью оплачивается работающим только в четырех странах (Германия, Франция, Люксембург, Нидерланды); от 50 до 90% заработка получают женщины в пяти странах (Бельгия, Дания, Испания, Ирландия, Италия), еще меньше компенсация декретного отпуска в Греции и Португалии. В Великобритании и США системы оплаты особые - зависят от ряда причин, в частности продолжительности работы на одном месте.

     В шести странах декретный отпуск, так или иначе, оплачивается не только работающим, но и самозанятым, а кое-где  и неработающим женщинам (Бельгия, Дания, Германия, Италия, Люксембург и отчасти Великобритания) в основном в виде единовременного пособия. Отпуска по воспитанию детей или так называемые "родительские", для всех категорий женщин оплачиваются только в Германии, а некоторым категориям работающих - в Италии. В остальных странах эти дополнительные отпуска не оплачиваются. Продолжительность отпуска по беременности и родам также отличается большим разнообразием. Минимальна она в Португалии - 13 недель и максимальна в Дании - 28 недель. В остальных странах от 14 до 20 недель25. То есть, в европейских странах много внимания уделяется поддержке материнства. И поддержкой обеспечены как беременные женщины, так и уже родившие.

     В некоторых странах установлена  общая продолжительность декретного отпуска, а его разделение на "до" и "после" родов носит гибкий характер. В Испании, например (крайний случай), можно совсем не брать дородового отпуска и все 16 недель использовать после рождения ребенка.

     Во  всех без исключения странах запрещено  увольнение беременной женщины, а ее место работы на период декретного отпуска сохраняется.

     Во  многих странах право возвращения  на прежнее место работы распространяется на более длительный период. В этом отношении выделяется Германия, где этот срок составляет 36 мес. В остальных странах - от двух до 12 мес.

     Почти во всех странах, кроме Ирландии, беременная женщина имеет право перехода на более легкую работу. Обязательное медицинское освидетельствование требуется от женщин в восьми странах из 12 (кроме Бельгии, Греции, Ирландии, Франции).

     Менее распространен такой вид поддержки  семьи, как пособие в связи  с рождением ребенка (родовое пособие). Его выдают всем женщинам только в четырех странах (Бельгия, Франция, Люксембург и Португалия). В Ирландии и Великобритании такое пособие могут получить только нуждающиеся семьи.

     В отношении отпусков по уходу за больными детьми страны Европейского Союза значительно отстали от бывших социалистических стран Европы и России. Такие отпуска предоставляются не во всех странах, а там, где они существуют, их продолжительность составляет от одного до десяти дней26. Таким образом, в Европе уделяется особое внимание беременным женщинам в сфере трудовых отношений, хотя в России беременным женщинам в сфере труда тоже уделяется много внимания, но на практике все складывается не так благополучно.

Информация о работе Приоритеты, цели, основные направления и формы государственной семейной политики