Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:56, реферат
Интеграция в области социальной политики затрагивает и Россию. Вступив в 1996 г. в Совет Европы и подписав в сентябре 2000 г. Европейскую социальную хартию, Российская Федерация тем самым выразила готовность следовать со временем положениям Европейского кодекса социального обеспечения. Изучение опыта стран ЕС, в которых сложились и развиваются различные направления в области социальной поддержки семьи, анализ позитивного и негативного в этом опыте, могут помочь в решении многих проблем, которые уже имеются в России или возникнут в недалеком будущем. Концепции и программы демографического развития России должны учитывать достижения современной мировой науки и практики, накопивших большой опыт методологических разработок и огромный фактический материал для изучения и анализа проблем проведения семейной политики в отдельных странах, регионах и мира в целом.
Введение 3
Глава 1. Понятие, цели, приоритеты семейной политики 5
§ 1. Понятие семейной политики в России и за рубежем 5
§ 2. Цели и задачи государственной семейной политики в России и за рубежем 11
Глава 2. Семейная политика в России и европейских странах 16
§ 1. Формирование и реализация государственной семейной политики в России 16
§ 2. Зарубежный опыт социальной защиты семьи 23
Заключение 30
Литература 32
Состояние государственной семейной политики в последнее десятилетие характеризуется рядом противоречий между:
- необходимостью современного научного обоснования управленческих решений в сфере семейной политики и недостаточной научной разработанностью проблем на региональном уровне;
- необходимостью усиления предметного и адресного подходов в социальной политике и отсутствием достаточных данных, характеризующих социально-демографическое положение семей;
- необходимостью отслеживания результативности управленческих решении в сфере семейной политики и отсутствием системного мониторинга положения семей;
- программно-целевым подходом в социальной политике на федеральном и региональном уровнях и недостаточной разработкой и реализацией целевых проектов и программ в сфере семейной политики в муниципальных образованиях;
- глобальным, основополагающим значением положения семьи в обществе и отстраненностью многих государственных структур и учреждений от реализации семейной политики;
- необходимостью комплексного и системного подходов в решении проблем семьи и отсутствием достаточного межведомственного взаимодействия в осуществлении семейной политики;
- возможностью повышения собственного потенциала семьи в решении социальных проблем на волонтерской основе и недостаточным уровнем деятельности общественных организаций в сфере семейной политики;
- сохранением патерналистской роли государства в отношении семьи и несостоятельностью данного подхода в современных условиях;
- потребностью повышения самостоятельности и активности личности в современных общественных отношениях и сформировавшейся у значительной части граждан откровенно иждивенческой позицией;
- необходимостью включения в сферу государственной семейной политики всех категорий семей и сложившейся установки государственных органов на работу только с отдельными категориями семей, прежде всего с социально неблагополучными;
- необходимостью направления вектора семейной политики на работу с благополучной семьей, способной самостоятельно справляться со своими функциями и быть поддержкой государству и сохраняющейся ориентацией на социальную поддержку и обслуживание семьи с иждивенческой ментальностью11. Таким образом, можно сделать вывод, что современная семейная политика в России имеет большое количество недостатков и недоработок. В основном они связаны с тем, что большая часть внимания уделяется наименее благополучным семьям.
Для преодоления этих противоречий необходимо четко обозначить цели и задачи семейной политики.
Целью реализации государственной семейной политики является обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи, укрепление и развитие социального института семьи, защита ее интересов и прав, выявление и решение специфических проблем семьи, затрудняющих ее жизнедеятельность12. Иными словами, целью является укрепление и развитие семьи как социального института.
Современная государственная семейная политика должна быть ориентирована не только на решение первоочередных задач в условиях глобального экономического кризиса, но прежде всего на долгосрочную перспективу укрепления и развития семьи, стабилизацию демографического положения.
Основные задачи государственной семейной политики:
- обеспечение социальной безопасности семьи на основе фамилистической экспертизы принимаемых областных целевых программ с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи;
- создание необходимых условий для выполнения семьей ее основных функций: репродуктивной, экономической, социокультурной, жизнеохранительной и др.;
- реформирование законодательной базы семейной политики;
- преодоление депопуляции населения через увеличение рождаемости, снижение смертности;
- решение проблем укрепления и развития института семьи через возрождение ее исконных традиций и устоев, поддержка ценностей семейного образа жизни;
- предоставление гарантий защищенности тем семьям, которые в силу объективных причин находятся в особых обстоятельствах и не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия (эта задача является приоритетной на современном этапе);
- создание условий для существования многообразия семейных структур, содействие их адаптации к происходящим социально-экономическим переменам, стимулирование саморазвития их жизненного потенциала, экономической самостоятельности;
- формирование полноценной системы социального обслуживания семьи, предоставляющей разнообразные, качественные и доступные социальные услуги;
- организация подготовки и переподготовки специалистов, занятых в реализации семейной политики: социальных работников, социальных педагогов, психологов;
- Формирование механизмов реализации семейной политики на ближайший, средний и долгосрочный периоды13. Таким образом, все задачи направлены на предоставление каких-либо гарантий и создание благополучных условий для семьи.
Эти интегральные задачи распадаются на множество более частных задач, направленных на решение самых различных проблем функционирования семей в социуме, осуществление ими социальных функций14.
На
основе изученных данных можно сделать
следующие выводы. Государственная семейная
политика, являясь важным направлением
современной социальной политики, представляет
собой комплекс целенаправленных мер,
реализуемых федеральными, региональными,
муниципальными органами управления в
отношении института семьи. Государственная
политика не сводится лишь к материальной
помощи семье в виде пособий, компенсаций
и льгот, а представляет собой комплекс
мер политического, правового, медико-социального,
информационно-
Текущие
социально-экономические
В СССР политика в отношении семьи была ограниченной, не носила системного характера, отождествлялась с социальной политикой. Институциональные интересы семьи специально не учитывались. Государство исходило из своих экономических, производственных, оборонных потребностей, демографической ситуации, необходимости обеспечения страны массовой и дешевой рабочей силой. При этом женщины максимально включались в общественное производство, дети - в систему общественного воспитания. Члены семьи проводили большую часть своего времени вне дома, занимаясь производственными и общественными делами.
В 90-е годы, в изменившихся политических и экономических условиях, происходила переоценка государственной политики в отношении семьи. Тенденция усиления внимания к семье получила отражение в Конституции, Семейном кодексе Российской Федерации, в отраслевом законодательстве. Принимались меры по законодательному закреплению семейных прав граждан (пособия на детей налоговые, другие льготы).
Важным этапом развития официальной парадигмы семейной политики стала разработка концепций семейной политики Комитетом по делам семьи, семейной и демографической политике при Совете Министров РСФСР (1991 г) и Национальным Советом по подготовке и проведению Международного года семьи (1993 г). В этих концепциях отражена идеология общечеловеческих ценностей, приоритет; интересов семьи и личности, партнерских отношений семьи и государства, его институтов, которые не подменяют семью, а разделяют с ней ответственность за создание условий ее функционирования. Однако указанные концепции не имели государственного статуса. Только в 1996 г. семейная политика получила государственное определение в Указе Президента "Об основных направлениях государственной семейной политики" (от 14 мая 1996 г. № 712), которым созданы предпосылки для выхода на новый уровень взаимодействия государства и семьи, формирования семейной политики как самостоятельного направления социальной политики15. То есть, после распада СССР, семейная политика встала на новый уровень, правильнее будет сказать, что семейная политика появилась в России. Но долгое время находилась лишь на стадии разработки.
Согласно Конституции Российской Федерации, семья, материнство, детство находятся под защитой государства. На сегодняшний день наиболее подробно вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства регламентируются нормами Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами "Об опеке и попечительстве", "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Концепцией государственной семейной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности, "Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 г. (Национальный план действий в интересах детей)", федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы, иными нормативными правовыми актами. Однако рост разводов, увеличение числа детей-сирот и рожденных вне брака, ухудшение экономического положения семей заставило государство задуматься о разработке новой стратегии государственной политики в данной области16. Таким образом, напрашивается мысль, что, невзирая на все принятые на федеральном уровне нормативно-правовые акты и целевые программы, положение семьи по-прежнему оставляет желать лучшего. То есть можно сказать об их низкой эффективности и необходимости дальнейшей работы в области семейной плитики.
2008
год был объявлен в России
годом семьи и призван
В настоящее время в России разработан проект Концепции государственной семейной политики до 2025 года, в которой будут прописаны социальные стандарты качества жизни, подходы к решению вопросов социального развития и защиты семьи, а также многие другие вопросы. Концепция должна служить ориентиром для федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов, социализации семей18. На мой взгляд, такая долгосрочность принятой концепции семейной политики является не самым лучшим вариантом. То есть, необходимо выбирать более короткие сроки для реализации политики. Так как ценностные ориентации молодых семей меняются довольно быстрыми темпами. К тому же данная концепция семейной политики не до 2025 года не учитывает уровень инфляции, точнее предполагает ее стабильный рост. В любом случае данную концепцию придется пересматривать каждый год, а это будет мешать эффективной реализации семейной политики.
Важным направлением государственной семейной политики в России является обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям19. Иными словами семейная политика рассчитана на повышение уровня жизни семей находящихся в плачевном положении.
В рамках данного направления проводятся меры по стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой, усиление социальной защиты работников, усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите путем стимулирования создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки, предоставления налоговых или иных льгот организациям, использующим их труд.
Реализуется поддержка развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства; обеспечения условий для установления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;
Информация о работе Приоритеты, цели, основные направления и формы государственной семейной политики