Приоритеты, цели, основные направления и формы государственной семейной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:56, реферат

Описание работы

Интеграция в области социальной политики затрагивает и Россию. Вступив в 1996 г. в Совет Европы и подписав в сентябре 2000 г. Европейскую социальную хартию, Российская Федерация тем самым выразила готовность следовать со временем положениям Европейского кодекса социального обеспечения. Изучение опыта стран ЕС, в которых сложились и развиваются различные направления в области социальной поддержки семьи, анализ позитивного и негативного в этом опыте, могут помочь в решении многих проблем, которые уже имеются в России или возникнут в недалеком будущем. Концепции и программы демографического развития России должны учитывать достижения современной мировой науки и практики, накопивших большой опыт методологических разработок и огромный фактический материал для изучения и анализа проблем проведения семейной политики в отдельных странах, регионах и мира в целом.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие, цели, приоритеты семейной политики 5
§ 1. Понятие семейной политики в России и за рубежем 5
§ 2. Цели и задачи государственной семейной политики в России и за рубежем 11
Глава 2. Семейная политика в России и европейских странах 16
§ 1. Формирование и реализация государственной семейной политики в России 16
§ 2. Зарубежный опыт социальной защиты семьи 23
Заключение 30
Литература 32

Файлы: 1 файл

Семейная политика РФ.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

     Некоторые страны выплачивают пособие новобрачным  как перспективным родителям. К ним относятся, как ни странно, такие более бедные страны, как Португалия и Греция, а также Люксембург.

     В половине стран Европейского Союза  существует льгота для отцов семейств при призыве их на военную службу; от военной службы могут освободить либо отсрочить ее прохождение. Правда, при этой следует отметить, что в трех странах ЕС обязательной службы в армии вообще не существует (Ирландия. Люксембург, Великобритания).

     Для семей с детьми довольно распространены (в восьми странах из 12) льготы по проезду на городском, а кое-где и на железнодорожном транспорте. Таких льгот не имеют только англичане, португальцы, голландцы и датчане.

     Все страны ЕС выплачивают семейные пособия  на детей. Только в одних оно носит  универсальный характер, т.е. ничем не обусловлено, а в других при его выплате учитываются доходы семьи. Универсальный характер имеют пособия в восьми странах (Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Великобритания). "Полууниверсальный" характер выплат существует в Германии. Здесь платят пособия практически всем, но, начиная со второго ребенка, размер пособия зависит от дохода семьи. Установлен также общий потолок дохода, после которого с 1994 г. пособие совсем не выдается. Однако этот потолок так высок, что вряд ли имеет практическое значение.

     Только  в четырех странах размер пособий  автоматически индексируется (Бельгия, Люксембург, Греция, Португалия). В большинстве остальных индексация проводится ежегодно либо (как в Германии) происходит их периодический пересмотр.

     За  исключением Греции семейные пособия налогом не облагаются.

     В некоторых странах размер семейных пособий прогрессивно увеличивается  по мере взросления ребенка (Бельгия, Франция, Люксембург, Великобритания). В половине стран размер пособия зависит от очередности рождения ребенка. В большинстве случаев максимальная сумма выплачивается на третьего-четвертого ребенка27. То есть в европейских странах обязательно предусмотрены детские пособия, а в некоторых они зависят от уровня дохода семьи. К сожалению в России пособия на детей низкие и совсем не учитывают семейный доход.

     Возрастная  граница предоставления семейного  пособия на детей более чем  в половине стран установлена  в 18 лет. В четырех странах пособия  не получают дети с 16-17 лет, а в одной (Ирландия) - с 14лет. Во всех странах, кроме Дании и Испании, возрастная граница выплаты пособия может быть повышена, если ребенок продолжает учебу, в частности получает высшее образование. Такой возрастной предел в большинстве стран составляет от 24 до 27 лет (максимум в Германии и Люксембурге).

     В последние годы в странах Западной Европы и, особенно, в Германии, Франции и некоторых других, начала формироваться более всеобъемлющая концепция семейной политики. Ставится вопрос о создании такой социальной среды, которая бы более полно отражала потребности родителей и детей. Эта концепция имеет в виду улучшение условий труда для родителей, имеющих маленьких детей, в частности, увеличение продолжительности "родительского отпуска" с сохранением права возврата на прежнее место, более широкое распространение гибкого графика работы, неполной занятости, создание более удобных рекреационных возможностей в пригородах, улучшение работы общественного транспорта, более широкое вовлечение родителей в работу детских дошкольных учреждений, расширение системы налоговых льгот на детей28. Таким образом, выплачивая пособия европейские государства заботятся о демографической ситуации, то есть не возникает вопрос содержания ребенка.

     Подводя итог вышесказанному можно сделать  следующие выводы. Большинство развитых стран усиливают меры помощи семьям или вводят их, если их не было. Одна из целей семейной политики - увеличение рождаемости с одновременным созданием благоприятных условий для занятости женщин. Общее увеличение инвестиций варьируется от страны к стране, так же как и их направления. Страны различаются, в первую очередь, по помощи, которую они устанавливают в форме отпусков и услуг по уходу за детьми младше трех лет, чьи родители работают. Страны севера Европы более щедры, расходуя много средств и на такую помощь, и на общие инвестиции. Инвестиции ориентированы больше на детей дошкольного возраста (3-6 лет) и на семьи с низким доходом в англо-саксонских странах. Франция отличается относительно большей и разнообразной помощью, создающей, однако, противоположные побуждения в том, что касается совмещения работы и семейной жизни. Она способствует поддержанию полной занятости после рождения первого ребенка, и скорее, прекращению или сокращению активности при рождении следующих детей. 
 
 
 
 

                                              Заключение 

     Государственная семейная политика имеет особое значение в современной России, когда исторические процессы трансформации семьи, сами по себе протекающие болезненно и  противоречиво, переплетаются с  острейшими проблемами, вызванными мировым экономическим кризисом. Необходимость сильной государственной семейной политики обусловлена прежде всего общественными потребностями. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его коренных проблем, утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие.

     Однако  интересы и возможности семьи  реализуются сегодня крайне недостаточно. Становление полноценной семейной политики в стране осложняют неразвитость законодательной базы семейной политики, стратегий, практических механизмов и  технологий ее реализации; недооценка семейной политики как самостоятельного направления государственной деятельности, прежде всего на федеральном уровне; отсутствие среднесрочной программы стабилизации, укрепления и развития социального института семьи, соответствующих механизмов ее реализации; совокупность объективных и субъективных факторов, сохраняющих остаточный принцип финансового, материально-технического, кадрового обеспечения политики в отношении семьи.

     Важнейшей задачей семейной политики должна стать  разработка и реализация стратегий и механизмов, позволяющих активно развивать потенциал семьи на основе совершенствования ее отношений с государством, более полной реализации институциональных прав и потребностей. Семейная политика, дополняя и углубляя общесоциальные меры, призвана содействовать решению специфических проблем семьи, что имеет особое значение в период проведения реформ.

                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Литература 

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: Дашков и КО, 2002. – 40 с.
  2. Указ президента РФ "Об основных направлениях государственной семейной политики" от 14 мая 1996 года N 712 (электронный ресурс). Режим доступа:

http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=67997

  1. Алексеев, С.С. Государство и право / С.С. Алексеев. – М., 2003. – 176 с.
  2. Артюхов, А.В. Государственная семейная политика и ее особенности в России / А.В. Артюхов // Социологические исследования. – 2002. – № 7. – С. 108-115.
  3. Дармодехин, С.В. Государственная семейная политика: проблемы научной разработки / С.В. Дармодехин. – М., 2005. – 247 с.
  4. Егорова, Н.Ю. Принцип социального партнерства в семейной политике / Н.Ю. Егорова // Социальная политика социального государства  / под ред. З.Х. Саралиевой. – Н.: НИСОЦ, 2002. – 279 с.
  5. Куликов, В.В., Родик, В.Д. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики / В.В. Куликов, В.Д. Роик // Российский экономический журнал. – 2005. – №1. – C. 4-8.
  6. Пьянов, А.И. Основные концептуальные положения современной государственной семейной политики в Российской Федерации / А.И. Пьянов. – Ставрополь, 2008. – 236 с.
  7. Смирнов, C.Н., Сидорина, Т.Ю. Социальная политика: Учебное пособие. –М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 432 с.
  8. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов / М.В. Фирсов. - М.: Академический проект, 2007.- 432с.
  9. Холостова, Е.И. Социальная политика: учеб. Пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков, 2001. – 204 с.
  10. О концепции государственной семейной политики (электронный ресурс). – режим доступа:

http://www.garant.ru/action/interview/anons/242980/

  1. Российская газета – спецвыпуск №4786 от 6 ноября 2008 г. (электронный ресурс) режим доступа: http://www.rg.ru/gazeta/rg-spec/2008/11/06.html
  2. http://www.garant.ru/action/interview/anons/242980/
  3. 2008 год семьи (электронный ресурс). Режим доступа:

 http://www.semya2008.ru/


Информация о работе Приоритеты, цели, основные направления и формы государственной семейной политики