Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:31, курсовая работа
В России партийная оппозиция активизировалась к середине 80-ых годов. Показательным является тот факт, что основой для возникновения партий также стали «общественно-политические кружки» - неформальные клубы политического характера, возникшие в 1986-1987 годах. Первые партийные организации были созданы в 1988 году. Это были Социал-демократический союз и Демократический союз. В то же время были созданы первые надпартийные структуры — народные фронты, в 1988 годы был создан Московский народный фронт. В период выборов и работы I Съезда народных депутатов СССР началось формирование партий в их современном виде.
Введение
1.Понятие и структура правового статуса политических партий»
1.1. Правосубъектность политических партий;
1.2. Правовые принципы статуса политических партий;
1.3. Права и обязанности политических партий;
1.4. Правовые гарантии прав политических партий;
1.5. Юридическая ответственность политических партий.
2.Проблемы функционирования политических партий на современном этапе
Заключение
План
Введение
1.Понятие и структура правового статуса политических партий»
1.1. Правосубъектность политических партий;
1.2. Правовые принципы статуса политических партий;
1.3. Права и обязанности политических партий;
1.4. Правовые гарантии прав политических партий;
1.5. Юридическая ответственность политических партий.
2.Проблемы функционирования
политических партий на
Заключение
Введение
В России партии как явление
социальной реальности возникли достаточно
поздно - только на рубеже XIX-XX веков. Основой
возникновения российских партий стали
общественно-политические кружки, возникшие
в 20-ых — 30-ых годах XIX века. Появившиеся
партии действовали, в основном, нелегально.
Первой возникла РСДРП в 1898 году, затем
в 1901 году — партия социалистов-революционеров.
Всплеск образования партий произошел
после событий 1905 года, в начале XX
века было создано более 80 партий. Однако,
до февраля 1917 года свободная организация
и деятельность партий были запрещены.
Легальная деятельность партийной
политической оппозиции была разрешена
после Февральской революции. После
Октябрьской революции
В России партийная оппозиция
активизировалась к середине 80-ых годов.
Показательным является тот факт,
что основой для возникновения
партий также стали «общественно-
Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности.
«В большинстве конституций мира признаётся идеологический и политический плюрализм через закрепление соответствующих прав и свобод человека и гражданина. Но Конституция России возводит принцип идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя. Помимо прочего, это сделано из-за опасности возврата к тоталитарному прошлому, тем более, что силы , заинтересованные в подобной реставрации , стране легально существует. Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории , концепции об экономическом, социальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т.д. » Баглай с. 172
Российское общество в настоящем – общество без официальной идеологии, хотя совсем недавно оно было тотально заидеологизированным. Особую опасность представляет установление одной идеологии в качестве государственной и обязательной, что как раз и запрещается в ч. 2 ст. 13 Конституции РФ. В этом одна из главных гарантий против сползания государства к тоталитаризму.
История ясно показала, что тоталитарное государство не может допустить идеологического плюрализма.
Продолжением идеологического многообразия является политическое многообразие, многопартийность, которые также закрепляются в Конституции РФ ( ч.3 ст.13) В демократическом государстве признаётся, что политические партии выражают интересы основных социальных групп населения.
Партии разрабатывают и представляют избирателям альтернативные варианты наиболее оптимальных, по их мнению, решений проблем общественного развития. Всеобщие выборы, выражающие волю народа, имеют смысл только в том случае, если на суд избирателей выносятся различные программы, обычно разрабатываемые политическими партиями. Следовательно, многопартийность выступает форма политической демократии и важнейшая предпосылка формирования органов государственной власти.
Как уже было отмечено, основой правового статуса политических партий в Российской Федерации служат несколько статей действующей Конституции РФ.
В качестве одной из основ
конституционною строя в
«Конституция России
отвергает однопартийность , и любые
попытки ликвидировать
По мнению известного российского учёного Баглая М.В. « не все политические права и свободы , принадлежащие как человеку, так и гражданину, пользуются равной судебной защитой, т.е. гарантируются государством, хотя по содержанию многие из них предполагают критику, инакомыслие, оппозицию правительству и прямые антиправительственные действия (демонстрации, митинги и др.) Конституция РФ закрепляет политические права и свободы весьма скупо. Они, в сущности, только обозначены, и нет никаких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы возможных ограничений. Наглядным примером служит вопрос о политических партиях, значение которого вред ли кому-либо ясно. В зарубежной конституционной практике ( ФРГ, Франция, Македония и др.) партиям уделяется большое внимание, что важно для их дальнейшей законодательной институционализации. Но в Конституции РФ нет даже слов « политические партии», и только в 2001 году был принят Федеральный закон « О политических партиях». с.249-250
Статья 30 Конституции РФ непосредственно не упоминает право на свободу граждан объединяться в политические партии, а говорит только о свободе объединений в целом.
Но как установил
Как уже упоминалось, специальное законодательное регулирование политические партии получили только в середине 2001 года с принятием Федерального закона «О политических партиях» (с последующими изменениями по состоянию на 02.04.2012 года). Данное событие повлекло за собой существенные изменения в правовом статусе политических партий в России.
С принятием данного Федерального закона стал возможен пересмотр места группы норм, регулирующих статус политических партий в системе конституционного права Российской Федерации.
В целом, политические партии
как социальное явление достаточно
изучены соответствующими социологическими,
политологическими и
Правовое регулирование положения политических партий, решающих задачи развития партийной системы, поставленные государством, с учетом особенностей статуса партий, являющихся также и общественными объединениями, свободны также и в этом качестве выбирать методы своей деятельности в соответствии с уставными целями.
Объектом настоящего исследования является правовой статус политических партий в Российской Федерации, основные его понятия и институты, их изменение и взаимосвязь, а также нормативные правовые акты и практика их применения в сфере регулирования политических партий.
Целью исследования является комплексное исследование правового статуса политических партий как самостоятельного института конституционного права, а также оценка его изменений и анализ его содержания, прослеживание тенденций изменения российского законодательства о политических партиях.
1.Понятие и структура правового статуса политических партий»
В юридической науке под правовым статусом партий понимаются все основные стороны юридического бытия партий и их взаимоотношений с государством. Правовой статус политических партий является самостоятельным явлением конституционного права. Он также включает в себя ряд подчиненных институтов, определяющих место и роль политических партий в государстве и обществе, и строится из ряда элементов, обязательными из которых являются права и обязанности, а также предпосылки их возникновения.
Правовой статус партий включает в себя следующие элементы:
- правосубъектность политических партий;
- правовые принципы статуса политических партий;
- права и обязанности политических партий;
- правовые гарантии прав политических партий;
- юридическая ответственность политических партий.
По мнению Баковой Т.К. « правовой статус партий рассматривается как вид правового статуса коллективных субъектов конституционного права и как вид правового статуса общественных объединений. При этом статус партий соотносится со статусом общественных объединений как особенное и общее, а статус общественных объединений соотносится со статусом коллективных субъектов как часть и целое.
Особенностью содержания правового статуса партий является его многоуровневость. Причиной этого служит троякая сущность партий. Следовательно, содержание правового статуса партии зависит от того, рассматриваем ли мы «партию во власти», «партию как организацию» либо «партию как форму реализации прав индивида» ( найти ссылку
По мнению данного автора правовой статус партий характеризуется:
-единством содержания, которое выражается в единстве правового режима регулируемых отношений. При этом соответствующие нормы направлены на урегулирование конкретной проблемы: определение правового положения партий берет начало в правовых принципах (например, «территориальности»), в специфической совокупности используемых правовых понятий («политическая партия», «цели политической партии» и другие), в специфических правах и обязанностях (например, право на государственное финансирование, право самостоятельно выдвигать кандидатов на выборах и другие). Это позволяет говорить о юридическом единстве правовых норм, составляющих статус партий. Специфичность же регулируемых отношений служит причиной обособления данной группы норм;
- правовой статус партий включает в себя различные виды правовых норм: дефинитивные, управомочивающие, обязывающие, запрещающие и прочие, которые регулируют все основные аспекты правового положения партий в России. Указанная функция не дублируется иными структурными компонентами системы права, последние могут лишь участвовать в регулировании отдельных правомочий партий;
- наличие в конституционном праве ряда специальных нормативных актов, определяющих правовое положение партий, характеризует качественную обособленность этой совокупности норм. Так, в настоящее время принят ряд подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих государственную регистрацию партий, участие партий в процедурах консультирования и так далее.
На основании изложенного следует придти к выводу о наличии в конституционном праве России самостоятельного института политических партий. Поскольку абсолютное большинство правомочий партий носит административный, международный, финансовый, гражданско-правовой, а не только конституционно-правовой характер, данный институт является комплексным. Институт политических партий органично входит в систему конституционного права Российской Федерации.
В связи с этим Байкова, Т. К. (Татьяна
Константиновна).
Конституционно-правовой статус политических
партий в
Российской Федерации
1.1.«Правосубъектность» политических партии
В содержании такой составляющей правового статуса политических партий как правосубъектность следует выделить материальный и процедурный элементы, что соответственно законодательно определяет политические партии, как материальный элемент, и обязательно, законодательно закрепляет процедуру создания политической партии, как элемента процедурного характера.
Оба этих элемента одинаково необходимы для возникновения политических партий как субъекта конституционного права Российской Федерации.
Рассматривая материальный
элемент правосубъектности
Согласно ст. 3 ФЗ «О политических партиях» (с изм. от 02.04.2012 г.)
Политическая партия - это
общественное объединение, созданное
в целях участия граждан
Информация о работе Проблемы функционирования политических партий на современном этапе