Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:31, курсовая работа
В России партийная оппозиция активизировалась к середине 80-ых годов. Показательным является тот факт, что основой для возникновения партий также стали «общественно-политические кружки» - неформальные клубы политического характера, возникшие в 1986-1987 годах. Первые партийные организации были созданы в 1988 году. Это были Социал-демократический союз и Демократический союз. В то же время были созданы первые надпартийные структуры — народные фронты, в 1988 годы был создан Московский народный фронт. В период выборов и работы I Съезда народных депутатов СССР началось формирование партий в их современном виде.
Введение
1.Понятие и структура правового статуса политических партий»
1.1. Правосубъектность политических партий;
1.2. Правовые принципы статуса политических партий;
1.3. Права и обязанности политических партий;
1.4. Правовые гарантии прав политических партий;
1.5. Юридическая ответственность политических партий.
2.Проблемы функционирования политических партий на современном этапе
Заключение
Из данного определения четко выделяются материальный элемент её правосубъектности
- это общие признаки политической партии как общественного объединения, родовые признаки, присущие политическим партиям как политическим организациям;
- специальные признаки, характеризующие исключительно политические партии согласно Федеральному закону «О политических партиях».
При рассмотрении процессуального элемента правосубъектности партий необходимо отметить процедуру создания политической партии, состоящей из нескольких этапов, включающих учреждение партии и её государственную регистрацию.
В Российской Федерации Федеральный закон « О политических партиях» (в редакции от 02.04.2012 г.) установил требования к партиям:
- политическая партия
должна иметь региональные
- в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учетом требований, которые пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях закона. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;
- руководящие и иные органы
политической партии, ее региональные
отделения и иные структурные подразделения
должны находиться на территории Российской
Федерации.
В соответствии с Конституцией (ч. 5 ст. 13) и ст. 9 ФЗ « О политических партиях» запрещено создание и деятельность партий, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Не допускается создание структурных подразделений партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах, в правоохранительных и иных государственных органах, на предприятиях и в учреждениях, вмешательство партий в ученый процесс.
Закон устанавливает порядок создания и регистрации партий , внутреннее устройство, а также государственную поддержку и государственное финансирование партий, их участие в выборах и референдумах. Регламентирован порядок приостановления деятельности и ликвидации политических партий.
Закон выделяет особый вид
политической партии – парламентская
партия . Это политическая партия, представленная
в Государственной Думе Федерального
собрания, федеральный список кандидатов
которой допущен к
1.2.Правовые принципы статуса политических партий
Правовое положение партий (институционализация) в каждой стране имеет особенности. В некоторых странах (Германия, Испания, Португалия, Греция, США) место и роль партий фиксируется в Конституциях или судебных решениях.
В России с принятием Федерального Закона « О политических партиях» был широко регламентирован круг вопросов, связанных с образованием и деятельностью партий, а в ст. 8 закреплены основные принципы деятельности политических партий, как
одного из составляющих элементов их правового статуса:
1. Деятельность политических
2. Деятельность политических
партий не должна нарушать
права и свободы человека и
гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
3. Политические партии
действуют гласно, информация об
их учредительных и
4. Политические партии
должны создавать мужчинам и
женщинам, гражданам Российской
Федерации разных
Байкова Т.К. в своей работе ? исследуют три уровня принципов правового положения российских партий, подразделяя их на :
-общие принципы положения коллективных субъектов права,
- принципы положения общественных объединений ;
-и принципы положения политических партий.
Исследуя конституционный уровень закрепления принципов правового статуса политических партий, нельзя не согласиться с её выводом о том, что конституционное регулирование положения партий в России ограничивается закреплением единственного его элемента - принципа многопартийности, однако анализируя Федеральный закон «О политических партиях» Байкова Т.К. предлагает выделять новый принцип правового статуса партий - принцип территориальности (или принцип национального характера)., с чем также нельзя не согластся. с ?
1.3 Права и обязанности политических партий
Предоставляемые политическим
партиям права, должны, с одной
стороны, обеспечить им свободу деятельности
и выполнение предусмотренных законом
общественных задач, а с другой стороны
- гарантировать существование и
нормальное функционирование многопартийной
системы. Федеральный закон Российской
Федерации «О политических партиях»
содержит главу V, которая посвящена данному
вопросу. В порядке, предусмотренном законодательством
России политическая партия вправе:
а) свободно распространять информацию
о своей деятельности, пропагандировать
свои взгляды, цели и задачи;
б) участвовать в выработке решений органов
государственной власти и органов местного
самоуправления в порядке и объеме, установленных
настоящим Федеральным законом и иными
законами;
в) участвовать в выборах и референдумах
в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
г) создавать региональные, местные и первичные
отделения, в том числе с правами юридического
лица, принимать решения об их реорганизации
и ликвидации;
д) организовывать и проводить собрания,
митинги, демонстрации, шествия, пикетирования
и иные публичные мероприятия;
е) учреждать издательства, информационные
агентства, полиграфические предприятия,
средства массовой информации и образовательные
учреждения дополнительного образования
взрослых;
ж) пользоваться на равных условиях государственными
и муниципальными средствами массовой
информации;
з) создавать объединения и союзы с другими
политическими партиями и иными общественными
объединениями без образования юридического
лица;
и) защищать свои права и представлять
законные интересы своих членов;
к) устанавливать и поддерживать международные
связи с политическими партиями и иными
общественными объединениями иностранных
государств, вступать в международные
союзы и ассоциации;
л) осуществлять предпринимательскую
деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации и уставом политической
партии.
На этом закон не ограничивает
деятельность политической партии, она
правомочна осуществлять и иного
рода действия, установленные российским
законодательством. Уставы политических
партий могут содержать и другие
положения.
Предоставляя политическим партиям широкие
права и свободы, законодательство в то
же время возлагает на них и обязанности.
Чаше всего в законодательстве зарубежных
стран они формулируются в самом общем
виде, в ФЗ Российской Федерации «О политических
партиях» они носят более конкретный характер.
В соответствии с 27 статьёй политическая
партия обязана:
а) соблюдать в своей деятельности
Конституцию Российской Федерации,
федеральные конституционные
б) допускать представителей уполномоченных
органов на открытые мероприятия (в том
числе на съезды, конференции или общие
собрания), проводимые политической партией,
ее региональными отделениями и иными
структурными подразделениями;
в) извещать заблаговременно избирательную
комиссию соответствующего уровня о проведении
мероприятий, связанных с выдвижением
своих кандидатов (списков кандидатов)
в депутаты и на иные выборные должности
в органах государственной власти и органах
местного самоуправления, и допускать
представителей избирательной комиссии
соответствующего уровня на указанные
мероприятия.
2. Политическая партия
один раз в три года
Региональное отделение политической
партии один раз в три года представляет
в территориальный орган информацию о
продолжении своей деятельности с указанием
численности членов политической партии
в региональном отделении и места нахождения
своего постоянно действующего руководящего
органа, а также информацию о структурных
подразделениях политической партии в
соответствующем субъекте Российской
Федерации, не наделенных правами юридического
лица, но обладающих в соответствии с уставом
политической партии правом принимать
участие в выборах и (или) референдумах.
Иное структурное подразделение политической
партии с правами юридического лица (далее
- зарегистрированное структурное подразделение)
один раз в три года представляет в территориальный
орган информацию о продолжении своей
деятельности с указанием места нахождения
своего постоянно действующего руководящего
органа.
3. Пункт утратил силу с 4 апреля 2012 года - Федеральный закон от 2 апреля 2012 года N 28-ФЗ
4. Политическая партия
и ее региональные отделения
ежегодно представляют в
5. Политическая партия, ее региональные
отделения и иные
Решение о направлении соответствующих
документов в регистрирующий орган принимается
федеральным уполномоченным органом или
его территориальным органом не позднее
чем через 14 рабочих дней со дня получения
указанных документов в том же порядке,
что и решение о государственной регистрации
политической партии или ее регионального
отделения.
Указанные обязанности носят
далеко не декларативный характер,
за их несоблюдение предусматривается
юридическая ответственность в
виде приостановления деятельности
политической партии, которая может
привести к ликвидации.
Все права политических партий являются
коллективными, хотя многие из них совпадают
с индивидуальными конституционными правами
граждан, данные права принадлежат не
отдельным индивидам, а их объединениям
- политическим партиям - как специфическим
субъектам права и могут быть реализованы
только ими.
По мнению диссертанта»….. Элемент правового статуса как права и обязанности политической партии носит ярко выраженный комплексный характер. Так, права и обязанности «партии во власти», в основном, можно охарактеризовать как конституционно-правовые. Однако, некоторая часть прав и обязанностей «партии во власти» носит международный характер, например, права парламентской фракции в сфере международного общения. Другая часть носит финансово-правовой характер, например, права и обязанности, связанные с правом партии на государственное финансирование. Права и обязанности «партии как организации» включают две большие группы - права и обязанности конституционного й гражданско-правового характера, а также несколько более мелких групп - права и обязанности административного, например, права и обязанности, связанные с процедурой государственной регистрации, международного, например, права и обязанности, связанные с осуществлением международных связей, а также финансового характера, например, обязанности по финансовой отчетности. Права и обязанности «партии как формы реализации прав индивида» включают в себя, помимо конституционных, права и обязанности уголовно-процессуального и гражданско-процессуального характера, например, права, возникающие при защите партией интересов своих членов».с.?
Информация о работе Проблемы функционирования политических партий на современном этапе