Проблемы функционирования политических партий на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

В России партийная оппозиция активизировалась к середине 80-ых годов. Показательным является тот факт, что основой для возникновения партий также стали «общественно-политические кружки» - неформальные клубы политического характера, возникшие в 1986-1987 годах. Первые партийные организации были созданы в 1988 году. Это были Социал-демократический союз и Демократический союз. В то же время были созданы первые надпартийные структуры — народные фронты, в 1988 годы был создан Московский народный фронт. В период выборов и работы I Съезда народных депутатов СССР началось формирование партий в их современном виде.

Содержание работы

Введение

1.Понятие и структура правового статуса политических партий»

1.1. Правосубъектность политических партий;

1.2. Правовые принципы статуса политических партий;

1.3. Права и обязанности политических партий;

1.4. Правовые гарантии прав политических партий;

1.5. Юридическая ответственность политических партий.


2.Проблемы функционирования политических партий на современном этапе

Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая наша.docx

— 72.03 Кб (Скачать файл)

 
Диссертант

Глава третья «Проблемы законодательного регулирования правового статуса политических партий в Российской Федерации» направлена на выявление недостатков Федерального закона «О политических партиях» и отыскание путей их устранения. С этой целью диссертант уделяет внимание истории создания данного Федерального закона, а затем, используя метод логического и семантического анализа, выделяет несколько основных блоков проблем:

- статус непартийных политических  объединений;

- статус региональных  политических объединений;

- требования к политическим  партиям по численности членов  и количеству региональных отделений;

- исключительное право  политических партий на выдвижение  кандидатов на выборах;

- государственное финансирование  политических партий;

- преобразование существующих  общероссийских политических объединений.

Особенное беспокойство у  диссертанта вызывает «избирательная монополия» партий, а также отсутствие законодательного закрепления статуса  непартийных политических объединений. Отсюда также вытекает проблема политического  представительства интересов общества на региональном и местном уровне. Теоретически данную функцию могут  успешно выполнять непартийные  политические объединения, но с исключением  их из правового пространства регионы  будут вынуждены добиваться реализации своих интересов через партии, которые согласно Федеральному закону «О политических партиях» носят федеральный  характер. В ходе анализа нормативной  правовой базы у диссертанта

22

также возник вопрос об эффективности  представительства региональных и  местных интересов федеральными партиями. Диссертантом также был  рассмотрен и ряд менее глобальных проблем, связанных с обязательным наличием региональной структуры партии. Например, автор отмечает как недоработку  законодателя возможность вступления в партию только по месту постоянного  или преимущественного проживания.

В заключении автор отмечает новый подход российского законодательства к закреплению правового статуса  политических партий.

Между тем, подчеркивает диссертант, несмотря на ряд безусловно положительных  и отрадных новелл российского законодательства о политических партиях, в нём  по-прежнему существует целый ряд  проблем и недоработок. Последующие  шаги в этом направлении должны стремиться устранить существующие недоработки  и обеспечить практическое обеспечение  развития в Российской Федерации  эффективных политических партий.

 

 

 

 

Заключение

 

Основные выводы можно  изложить следующим образом.

 

 

Вставить число партий Путина и Медведева 

 

С формированием сложноорганизованного  гражданского общества с его разнообразными и противоречивыми потребностями  политические партии стали наиболее эффективными выразителями этих потребностей, выразителями социального заказа. Они  стали играть роль посредников между  государственной машиной, принимающей  конкретные решения, и гражданским  обществом, несущим груз этих решений. Фактически политические партии проводят информацию в обе стороны —  как от гражданского общества к государству, так и от государства к гражданскому обществу.

«Для формирования здоровых партий и партийных систем в их современном понимании, по нашему мнению, необходимы, как минимум, три условия  — существование сложноорганизованного социума, наличие развитого гражданского общества и наличие в этом обществе более или менее четко выраженных разнообразных интересов. Степень эффективности партий находится в прямой зависимости от степени реализации вышеуказанных условий. Данное утверждение в значительной мере объясняет проблемы современных российских политических партий. Слабость и неэффективность российской партийной системы порождена, в основном, двумя факторами:

- негативное влияние на  формирование партий в России  оказывает слабость гражданского  общества как такового, но  при  этом нельзя отрицать существования  и обратной связи, когда благодаря  воздействию партийной деятельности  происходит развитие гражданского  общества;

- слабость гражданского  общества порождает и другую  важную проблему — отсутствие  связи между политической элитой  и обществом. Это объясняется  тем, что российские политические  партии являются не представителями  гражданского общества, в силу  несформированности такового, а  представителями той же политической  элиты. В силу этого необходимости  в осуществлении связи между  обществом и политической элитой  у них просто не может возникнуть.

Фактически политические партии России находятся на уровне развития, соответствующем уровню развития европейских партий в XVII — XVIII веках, когда они представляли собой  узкие клубы экономических и  политических элит без местной структуры  и партийной дисциплины.

 

-другим фактором, объясняющим  слабость российских партий, является  вотсутствие в обществе четко  выраженных интересов более или  менее значительных социальных  групп.  Чтобы стать представителями  общества в отношениях с государством, партия должна знать, какие  интересы ей нужно представлять. Формирование подобных социальных  интересов в российском обществе  находится на стадии инстинктивного  ощущения. Интересы недостаточно  четко выражены, чтобы можно было  использовать для их реализации такое мощное орудие, как политическая партия.»

 

 

 

 

Сегодня в Российской Федерации действует  множество общественных объединений, которые представляют собой определенную систему, политические партии занимают центральное место в этой системе  негосударственных организаций. В  сложившихся демократических политических системах партии выступают в качестве выразителей различных политических курсов в рамках существующего конституционного строя и общепризнанных правил общественного  поведения. 
Данная работа преследует следующую цель – разобраться каков правовой статус политических партий на сегодняшний день. Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях» является основным источником в этой работе. Его принятие было долгожданным и важным событием. 
Настоящий закон, прежде всего, ввел юридическое понятие «политическая партия», раньше все вопросы, касающиеся деятельности политических партий рассматривались в рамках Федерального закона «Об общественных объединениях». В настоящее время, в связи с принятием специального закона, происходит процесс превращения политических партий в правовой институт путем все более широкого регулирования правом комплекса отношений, связанных с образованием, организацией и деятельностью партий. Этот правовой феномен в отечественной и зарубежной науке конституционного права называется правовая институционализация политических партий. 
Вместе с тем следует отметить, что нередко институционализация политических партий непосредственно связывается только с их правовым регулированием. Нельзя, однако, забывать, что партия – это прежде всего политический институт, то есть формализованная организация со всеми присущими ей признаками (определенная структура отношений, иеархия власти различных уровней, дисциплина членов и так далее). 
В Конституции Российской Федерации не упоминается понятия «политической партии», оно включено в один из видов общественных объединений. На мой взгляд нет особой необходимости,  регламентации института политической партии в рамках основного закона. Достаточным является факт наличия специального закона. 
Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях» установил достаточно высокие требования к политическим партиям. Особенно в вопросах об образовании новых политических партий, а так же о реорганизации существующих партий. 
На мой взгляд эти требования обоснованы, ибо, как показал опыт, без них в России существовало сотни политических объединений, которые по сути не представляли собой политические партии, а лишь носили такое наименование. Это были «карликовые партии», которые засоряли «политический олимп». Что касается  крупных партий, то пока многие из них не соответствуют требованиям закона, это «Союз правых сил», «Яблоко», «Аграрная партия России» и другие. Но закон им дает время на приведение структуры, уставов, программ этих партий в соответствии с нормами закона. Этот срок определяется в Федеральном законе «О политических партиях» в десятой главе «Заключительные и переходные положения»: он равен двум годам со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. 
В законе «О политических партиях» чётко прослеживается взятый правительством курс на укрепление вертикали власти. В частности, в нём выдвигается ряд жёстких требований к политическим партиям, которые значительно усложняют равно как финансовую, так и обществ

 

 

Партийная система России: новый этап

Конституция и Закон "О политических партиях" нуждаются в корректировке

2012-07-06 / Владимир Яковлевич Швейцер - доктор исторических наук, руководитель Центра партийно-политических исследований Института Европы РАН.

 

При всех очевидных нарушениях, допущенных на выборах в Госдуму  и на пост президента России, их результаты подтвердили отсутствие персональной альтернативы вновь избранному президенту, а также лидерство, хотя и не столь  очевидное, как в недавнем прошлом, партии «Единая Россия». На повестке дня стоит задача выработки стратегии противоборства ползучему авторитаризму, выхолащиванию норм и принципов демократии, свойственных современным европейским государствам.

Налицо насущная необходимость  переформулирования, а в ряде случаев  и пересмотра важных положений Конституции  РФ и Закона «О политических партиях». Без этих новаций нельзя, на наш  взгляд, говорить о существовании  в России партийно-политической системы. Главным критерием последней, и  об этом свидетельствует опыт и практика всех без исключения стран Западной и Восточной Европы, является полная интеграция партий в структуру законодательной  и исполнительной власти. Именно политические партии, выражающие интересы различных  слоев и групп населения, а  не искусственно созданная вертикаль  власти являются несущими опорами демократического строя.

Текст нынешней Конституции  в разделах, посвященных формированию органов законодательной и исполнительной власти, содержит ряд противоречий, в лучшем случае – неувязок. Так, из ст. 3 (п. 2 и 3), казалось бы, вытекает, что именно результаты референдумов и свободных выборов являются «выражением власти народа». Что  касается органов государственной  власти и органов местного самоуправления, то они, согласно логике вышеизложенного, создаются по итогам свободных выборов. Но в таком случае непонятно, почему президент, избранный волей народа, лишь согласует с Государственной  Думой (см. ст. 83а), также избранной  всенародным голосованием, кандидатуру  председателя правительства РФ. Выходит, что голос, отданный президенту, имеет  больший вес, чем голоса за народных избранников. Однако в тексте Конституции  нет указаний на приоритетность именно президентских выборов. То обстоятельство, что президент является гарантом Конституции, определяет основные направления  внутренней и внешней политики, обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти, делает его лишь первым среди  равных во властной иерархии. Это, кстати говоря, вытекает и из ст. 11 (п. 1), где  в одной строчке обозначены и  президент, и Федеральное собрание, и правительство РФ, и судебная власть.

В связи с вышеизложенным была бы логична формулировка: «Президент РФ назначает председателя правительства  РФ, опираясь на итоги выборов в  Госдуму РФ». Данное положение не следует понимать таким образом, что президент обязан отдать мандат на формирование правительства лидеру победившей партии. Данный вариант  возможен лишь в том случае, если соответствующая партия получила более 50% голосов. Европейский опыт показывает, что правилом является именно отсутствие у какой-либо партии абсолютного  большинства. И здесь президент  – как гарант функционирования основных ветвей власти – имеет право после  соответствующих консультаций с  лидерами основных парламентских фракций назначить премьером лидера той партии, которая сформирует коалицию с устойчивым большинством в Госдуме.

Ключевым элементом партийно-политической системы России является сама партия. В Закон «О политических партиях» уже был внесен ряд поправок, причем достаточно существенных. Наверное, можно  согласиться с цифрой в 500 человек  для регистрации политической партии. Однако регистрация – это не самоцель для данного политического образования. Поэтому надо установить численный  критерий для партий, желающих участвовать  в парламентских выборах. Здесь, думается, планка может быть повышена до 10 тыс. членов, исходя при этом из округленной цифры в 100 млн. граждан  России, имеющих право голоса. Что  касается выборов в региональные и местные органы власти, то здесь  можно сохранить планку на искомых 500 членах. Для тех же, кто хочет  выступать от имени региональных движений или местных инициативных групп, можно установить для регистрации  планку в 100 человек.

Нельзя, однако, исключить  корыстных методов у стремящихся  провести в различные органы власти своих представителей, поэтому следует  тщательно продумать механизм противодействия  различного рода фальсификациям. В  Уголовный кодекс должны быть внесены  статьи, карающие за подкуп ради стимулирования к вступлению в партию. Сам процесс  регистрации членов партии для ее участия в выборах должен быть индивидуальным, по месту жительства при предъявлении не только членского  билета партии, но и паспорта. Таким  образом можно будет избежать многочленства в партиях тех, кто желает заработать путем многократной регистрации.

Сам Закон «О политических партиях» должен быть освобожден от многих, абсолютно абсурдных по своей  сути ограничений. Ни в одной европейской  стране нет запрета на партийную  деятельность на производстве либо в  учебных и общеобразовательных  учреждениях. С другой стороны, вполне оправданна позиция, зафиксированная  в п. 5 ст. 13 Конституции РФ, где  указаны ограничения на создание партий, проповедующих «насильственное  изменение основ конституционного строя», «нарушение целостности Российской Федерации», «разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». Однако Закон «О политических партиях» в его нынешней редакции по существу искажает данное положение, ибо в этом документе уже запрещается создание партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Если бы в современной Европе власти руководствовались подобной доминантой, то там не осталось бы аграрных или рабочих партий, партий, представляющих интересы национальных меньшинств, а также конфессионально ориентированных партий. Между тем партии подобного рода распространены в Европе повсеместно, не угрожая своей деятельностью основам конституционного строя соответствующих государств.

В целом формирование партийно-политической системы в России должно идти по пути творческого, а не догматического использования европейского опыта, с учетом той реальной ситуации, в которой находится наша страна в начале второго десятилетия XXI века. 


2. Политическая партия  правомочна осуществлять иную  деятельность, установленную законодательством  Российской Федерации. В собственности  политической партии может находиться  любое имущество, необходимое  для обеспечения ее деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным  законом и уставом политической  партии. Собственником имущества  политической партии, в том числе  имущества ее региональных отделений  и иных структурных подразделений,  является политическая партия  в целом. Члены политической  партии не имеют прав в отношении  имущества политической партии. Региональные отделения и иные  структурные подразделения с  правами юридического лица (далее  - зарегистрированные структурные  подразделения) политической партии  обладают правом оперативного  управления имуществом, закрепленным  за ними собственником, имеют  самостоятельный баланс или смету.  Имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии. Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении имуществом. При недостаточности указанного имущества субсидиарную ответственность по обязательствам регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии несет политическая партия.

 

3. Ответственность за  осуществление финансовой деятельности  политической партии, ее региональных  отделений и иных зарегистрированных  структурных подразделений несут  назначаемые в соответствии с  уставом политической партии  уполномоченные лица. Денежные средства  политической партии формируются  за счет: а) вступительных и  членских взносов, если их уплата  предусмотрена уставом политической  партии; б) средств федерального  бюджета; в) пожертвований;

г) поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными  отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов  от предпринимательской деятельности; д) поступлений от гражданско-правовых сделок; е) других не запрещенных законом  поступлений.

 

4. В законодательстве  целесообразно закрепить понятие  финансирования партии как финансового  и поддающегося финансовой оценке  материального обеспечения ее  деятельности, выгод, полученных  в результате освобождения от  возникающих по общему правилу  обязательств и других действий, прямо или косвенно направленных  на достижение партийных целей.

 

 

5. Законодательство и  практика многих зарубежных стран  тяготеют к одной из «крайних»  моделей финансирования партий, ни одна из которых не свободна  от недостатков по существу: «англосаксонской»  с частноправовым регулированием  преимущественно негосударственного  финансирования и «континентально-европейской»  с преобладанием государственной  поддержки, гарантируемой законодательством,  которое детально регламентирует  и частное финансирование.

 

6. Оптимальной и создающей  справедливые условия политической  конкуренции представляется модель  смешанного финансирования с  разумным сочетанием публичного  и частного финансирования, при  которой партии не ставятся  в чрезмерную зависимость от  жертвователей, но и не стимулируется  их «иждивенческая» позиция.

Правовое регулирование  партийных финансов, исходя из отечественного и зарубежного опыта, может быть эффективным лишь в случае использования  комплексного подхода, решающего проблему в целом, то есть регламентации всех финансовых аспектов деятельности партий и создаваемых ими организаций, с которыми связана опасность  любых форм злоупотреблений. При  этом финансирование текущей партийной  деятельности и избирательных кампаний требует в своей принципиальной основе единообразного регулирования  в рамках конституционного законодательства с использованием преимущественно  публично-правовых норм.

 

7. Необходимо расширение  сферы правового регулирования  текущего финансирования партий, введение запрета материальной  поддержки, минуя расчетный счет  партии, с подкреплением соответствующих  положений закона юридической  ответственностью. В перспективе  целесообразно распространить на  расчетный счет партии правовой  режим специального избирательного  счета.

 

8. Объем бюджетного финансирования  партий целесообразно определять  исходя из минимальной «корзины»  наиболее важных партийных затрат  и необходимости выравнивания  шансов различных партий в  политической борьбе (что, вероятно, потребует его увеличения). При  этом нельзя не учитывать и  действительной роли партий в  развитии и функционировании  российской демократии, хотя эти  критерии могут находиться в  противоречии друг с другом.

Бюджетное финансирование избирательных  кампаний партий правильнее осуществлять путем дифференцированного выделения  средств в избирательные фонды. Целесообразно постепенно переходить к предоставлению партиям бесплатного  эфирного времени с учетом полученных голосов избирателей, предоставляя его также в межвыборный период и (или) гарантируя им доступ к эфиру  на равных условиях по расценкам, одинаковым для всех партий.

 

9. Думается, что необходимо  согласование лимитов пожертвований  и расходов на выборы и текущую  деятельность, уменьшение предельного  размера пожертвований граждан,  в особенности для текущего  финансирования, исходя из среднего  уровня доходов граждан, закрепление  лимита общей суммы используемых  пожертвований юридических лиц.

 

10. В законе следует  закрепить систему обязательных, внутренне согласованных финансовых  и иных показателей сводного  финансового отчета, позволяющих  проверить его правильность и  достоверность.

Статус специально уполномоченных органов финансового контроля на выборах необходимо сохранить за избирательными комиссиями, но одновременно расширить компетенцию и перечень объектов контроля налоговых органов  в этой сфере, установить порядок  взаимодействия комиссий с налоговыми и другими государственными органами. В законе нужно предусмотреть  конкретные формы и процедуры  осуществления налоговыми органами контроля за текущим финансированием партий, гарантирующие его эффективность и защиту от возможных злоупотреблений.

 

11. В законе необходимо  закрепить конкретные составы  конституционных деликтов, нарушающих  установленный порядок финансирования  партий (использование материальной  поддержки минуя расчетный счет  и др.), и порядок реализации  мер ответственности. Прежде всего,  целесообразно распространить действие  конституционно-правовых и административно-правовых  санкций за нарушения, посягающие  на установленный порядок финансирования  избирательных кампаний, на финансирование  текущей партийной деятельности, расширить перечень санкций конституционно-правовой  ответственности.

 
 

 

Литература 

 

1.                  Борисов И.Б., Заславский С.Е. Партии на будущих выборах. Новое законодательство. М.: Издательство «Европа», 2005. С. 85-94.

2.                  Заславский С.Е. Политические партии России: Проблемы правовой институционализации. М.: Институт права и публичной политики, 2003. С.104-116; С. 221-296.

3.                  Зотова З.М. Власть и общество: проблемы взаимодействия. М. 2001. С. 72-78. 

4.                  Исаев Б.А. Мир политической мысли: хрестоматия по партологии. Кн.3 Современные партологи о политических партиях. / Под ред. Б.А.Исаева и др.  СПб.: БГТУ, 2005. С. 81-87.

5.                  Официальный  сайт Федеральной Регистрационной службы России. Список зарегистрированных политических партий.http://www.rosregistr.ru/index.php?menu=3010000000.

Информация о работе Проблемы функционирования политических партий на современном этапе