Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:31, курсовая работа
В России партийная оппозиция активизировалась к середине 80-ых годов. Показательным является тот факт, что основой для возникновения партий также стали «общественно-политические кружки» - неформальные клубы политического характера, возникшие в 1986-1987 годах. Первые партийные организации были созданы в 1988 году. Это были Социал-демократический союз и Демократический союз. В то же время были созданы первые надпартийные структуры — народные фронты, в 1988 годы был создан Московский народный фронт. В период выборов и работы I Съезда народных депутатов СССР началось формирование партий в их современном виде.
Введение
1.Понятие и структура правового статуса политических партий»
1.1. Правосубъектность политических партий;
1.2. Правовые принципы статуса политических партий;
1.3. Права и обязанности политических партий;
1.4. Правовые гарантии прав политических партий;
1.5. Юридическая ответственность политических партий.
2.Проблемы функционирования политических партий на современном этапе
Заключение
1.5 Юридическая
ответственность политических
«партии во власти»,
ответственность «партии как
особой организации» и
На основе подробного анализа
трех названных уровней
одновременно с развитием
правового регулирования «
2.Проблемы функционирования политических партий на современном этапе
Государство и политические партии в системе властных отношений: опыт современной России
Григорьева Людмила Александровна,
аспирантка кафедры Мировой и российской политики
Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
1
Как уже указывалось в данной работе в настоящее время Россия переживает сложный период становления новой системы взаимоотношений между государством и политическими партиями. Законодательные нововведения последних нескольких лет, прежде всего, принятие ФЗ «О политических партиях» (с учётом изменений, внесенных Федеральным законом от 02.04 2012 г), и новой редакции ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» призваны вывести взаимоотношения государства и партий на качественно новый уровень, наполнить их реальным содержанием, сделать необходимыми направлениями в работе органов власти и политических партий. Достижение этих целей стало возможным благодаря реализации государственной политики, направленной на формирование массовых, общефедеральных партий, способных принимать активное участие в политической жизни страны.
В последнее время усиливается
В соответствии с действующим законодательством только политические партии из общественных объединений обладают правом выдвигать кандидатов и их списки на выборах федерального и регионального уровней[1]. Становление партий в качестве важного субъекта избирательного процесса связано также с переходом к пропорциональному принципу формирования Государственной Думы и не менее половины депутатского корпуса региональных парламентов[2]. Помимо этого за политическими партиями официально закреплены права на составление избирательного списка, отзыв кандидатов, проведение предвыборной агитации[3]. Велико влияние партий и на определение итогового списка прошедших в парламент кандидатов. Зачастую получившие мандаты кандидаты по согласованию с руководством партии отказываются от них в пользу следующих по списку. Причем от выборов к выборам число «отказников» неизменно растет. При этом партии в современной России выступают не только в качестве участников, но и в роли организаторов выборов. Наряду со специализированными органами государственной власти они участвуют в проведении выборов. Партии создают систему публичного контроля за соблюдением избирательных прав граждан. Эффективное выполнение партиями своих организаторских полномочий на выборах значительно демократизирует избирательный процесс, делает его более открытым и прозрачными для общества, повышает доверие населения к избранным органам власти.
По мере укрепления партий в избирательном процессе растет их влияние и в парламентской деятельности. Деятельность партии в парламенте в основном реализуется через ее фракцию, которая принимает активное участие в законотворчестве, формировании и работе руководящих структур, комитетов и комиссий представительного органа. Укрепление влияния партий на парламентскую деятельность в значительной степени происходит под воздействием централизации организационной структуры политических объединений и усиления партийного контроля парламентской работы. Партийный контроль парламентской деятельности имеет различные организационные формы. По территориальному признаку можно выделить федеральный и региональный контроль. В зависимости от предмета регулирования следует различать общий и специальный партийный контроль. С точки зрения органов, осуществляющих надзорные функции, различается внутренний и внешний партийный контроль. Рассмотрение временных параметров позволяет говорить о существовании плановых и внеочередных форм партийного контроля. Усиление влияния партий на своих депутатов обусловлено также переходом к полусвободному депутатскому мандату, сочетающему ограничение свободы политического поведения члена фракции в части перехода в иное депутатское объединение и отсутствие прямого принуждения к пребыванию в составе политической партии[4]. Указанное законодательное нововведение призвано обеспечить гармоничное сочетание партийной ответственности и самостоятельности депутата в парламентской деятельности.
Постепенно укрепляются взаимоотношения политических партий с исполнительными органами государственной власти. Так, в конце 2005 года партии получили возможность участвовать в выборе глав субъектов Федерации[5]. В законе закрепляется право победивших на региональных выборах партий представлять Президенту кандидатуру на должность главы региона. Также партии уполномочены выдвигать кандидата в Президенты РФ. Дальнейшее усиление контактов между исполнительными органами и политическими партиями связывается также с обеспечением Правительства РФ и остальных структур исполнительной власти кадровым резервом политических объединений. Это наиболее перспективное взаимодействие исполнительной власти и партий начинает постепенно практиковаться. Все чаще представители партий получают приглашение войти в состав исполнительных органов власти. Достаточно вспомнить назначение в октябре 2007 года главы комитета по образованию, члена партии «Единая Россия» Н.И.Булаева, на должность руководителя Федерального агентства по образованию, а члена фракции «Справедливая Россия – «Родина» (народно-патриотический союз)» Д.О.Рогозина - постоянным представителем России в НАТО. При этом с 2004 года членам российского Правительства позволено занимать руководящие должности в общественных объединениях, в том числе в политических партиях. Представляется, что принятое В.В.Путиным весной 2008 года решение возглавить «Единую Россию» также послужит импульсом к дальнейшему укреплению кадрового взаимодействия между исполнительной властью и партиями. Помимо кадрового можно выделить еще ряд практикуемых в настоящее время видов взаимоотношений исполнительной власти и партий. Сотрудничество органов власти и партий по вопросам государственной политики осуществляется также в рамках «круглых столов», совещаний и иных совместных мероприятий. Помимо этого распространение получил вид сотрудничества, предполагающий совместное участие представителей исполнительной власти и партий в деятельности рабочих групп, комиссий и советов, образуемых как государственными структурами, так и политическими партиями. Важнейшими направлениями в их взаимоотношениях признаются также финансирование партий и государственный контроль за деятельностью партий. Несмотря на постепенное расширение участия партий в деятельности исполнительной власти, их взаимоотношения еще недостаточно структурированы. Во многом это связано с обоюдной неподготовленностью исполнительных органов и политических партий к системному сотрудничеству.
Закрепление за партиями определенных
прав и обязанностей в избирательном
процессе, в работе исполнительной
и законодательной властей
Предпринимаемые государством
действия по совершенствованию системы
взаимоотношений с
По мере становления партии в качестве важнейшего политического института современной России расширяются влияние и полномочия законодательных органов власти. По сравнению с первым и вторым созывами Государственной Думы, количество отклоняемых из принятых нижней палатой законопроектов сократилось более чем в 10 раз[8]. Это свидетельствует о значительном возрастании коэффициента полезного действия Государственной Думы в законотворческой деятельности. Укрепление позиций парламента обусловлено также введением в 2005 году института парламентского расследования, регламентирующего контрольные функции депутатов, в частности, по отношению к органам исполнительной власти. Расширение полномочий парламента связывается и с принятием положения, предусматривающего участие законодательных органов в избрании глав субъектов Федерации. Представляется, что дальнейшее укрепление политического статуса парламента окажет положительное воздействие на правосознание и работу депутатского корпуса.
Расширение сферы
В целом реализуемая в
стране политика систематизирует и
укрепляет взаимоотношения
Совершенствование системы
взаимоотношений власти и общества,
помимо последовательной государственной
политики, требует роста политической
активности и гражданского правосознания
населения. В этой связи большое
значение приобретает способность
общества к самоорганизации и
проявлению инициативы. При этом партии
нуждаются в реформировании в
сторону открытых для дискуссий
и мнений избирателей политических
объединений. Для этого им следует
постепенно совершенствовать внутреннюю
структуру, демократизируя процесс
принятия решений. Существенную пользу
также может принести активное применение
таких технологий, как праймериз
и использование в
Информация о работе Проблемы функционирования политических партий на современном этапе