Проблемы функционирования политических партий на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

В России партийная оппозиция активизировалась к середине 80-ых годов. Показательным является тот факт, что основой для возникновения партий также стали «общественно-политические кружки» - неформальные клубы политического характера, возникшие в 1986-1987 годах. Первые партийные организации были созданы в 1988 году. Это были Социал-демократический союз и Демократический союз. В то же время были созданы первые надпартийные структуры — народные фронты, в 1988 годы был создан Московский народный фронт. В период выборов и работы I Съезда народных депутатов СССР началось формирование партий в их современном виде.

Содержание работы

Введение

1.Понятие и структура правового статуса политических партий»

1.1. Правосубъектность политических партий;

1.2. Правовые принципы статуса политических партий;

1.3. Права и обязанности политических партий;

1.4. Правовые гарантии прав политических партий;

1.5. Юридическая ответственность политических партий.


2.Проблемы функционирования политических партий на современном этапе

Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая наша.docx

— 72.03 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Юридическая  ответственность политических партий рассматриваются основания и содержание различных видов ответственности партий. Диссертант исследует этот вопрос сквозь призму положения о троякой сущности партий, выделяя и анализируя ответственность

 «партии во власти»,  ответственность «партии как  особой организации» и ответственность  «партии как формы реализации  прав индивида». Так, в состав  правового статуса «партии во  власти» диссертант включает  конституционно-правовую и административную  ответственность. Элементом правового  статуса «партии как организации»  представляется ответственность  конституционно-правового, административного,  гражданско-правового и трудового  (материальная ответственность работодателя) характера. Правовой статус «партии  как формы реализации прав  индивида» характеризуется возможностью  включения в него уголовной  и трудовой (дисциплинарной) ответственности,  применяемой к членам партии. Диссертант подробно рассматривает  меры ответственности, каждой  из перечисленных выше групп.

На основе подробного анализа  трех названных уровней ответственности  политических партий, диссертант делает вывод о том, что произошло  расширение конституционно-правового  института политических партий, в  результате включения в него норм иных отраслей права, в том числе  гражданского и уголовного. Наряду с многообразием прав и обязанностей партий, действие которых также не ограничивается рамками конституционного права, факт отраслевого расширения ответственности партий, позволяет  диссертанту высказать мнение о  том, что идет процесс становления  института политических партий как  комплексного института, включающего  в себя как нормы конституционного права, так и нормы практически  всех иных отраслей - административного, финансового, трудового, гражданского, уголовного права. Комплексность института  политических партий во многом основывается на комплексном характере правового  регулирования данного института. Учитывая это, можно сделать два  вывода, во-первых, комплексность указанного института не является перманентной характеристикой, во-вторых, процесс становления комплексности института зависит от развития правового регулирования трех составляющих сущности политических партий. Когда существует только правовое регулирование «партий во власти», нельзя говорить не только о комплексности, но и о существовании самого института политических партий. Формирование института происходит

одновременно с развитием  правового регулирования «партий  как организаций». Расширение регулирования  «партий во власти» и «партий  как организаций», а также включение  в правовое пространство третьей  составляющей - «партий как формы  реализации прав индивида» - приводит не только к выделению политических партий как обособившегося института, но и к приобретению этим институтом комплексного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Проблемы функционирования  политических партий на современном этапе

 

 

 

 

Государство и  политические партии в системе властных отношений: опыт современной России

 

Григорьева  Людмила Александровна,

аспирантка  кафедры Мировой и российской политики

Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

Как уже указывалось в  данной работе в  настоящее время Россия переживает сложный период становления новой системы взаимоотношений между государством и политическими партиями. Законодательные нововведения последних нескольких лет, прежде всего, принятие ФЗ «О политических партиях» (с учётом изменений, внесенных Федеральным законом от 02.04 2012 г), и новой редакции ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» призваны вывести взаимоотношения государства и партий на качественно новый уровень, наполнить их реальным содержанием, сделать необходимыми направлениями в работе органов власти и политических партий. Достижение этих целей стало возможным благодаря реализации государственной политики, направленной на формирование массовых, общефедеральных партий, способных принимать активное участие в политической жизни страны.

В последнее время усиливается  влияние партий на парламентскую деятельность, укрепляются их контакты с исполнительными органами власти и наблюдается постепенное расширение полномочий партий в избирательном процессе.  Именно в этих областях, по нашему мнению осуществляются наиболее значимые и интенсивные взаимоотношения государства и партий. При выборе данных направлений во взаимоотношении власти и партий мы учитываем наличие их законодательной регламентации и практический опыт взаимодействия государства и политических объединений.

В соответствии с действующим  законодательством только политические партии из общественных объединений  обладают правом выдвигать кандидатов и их списки на выборах федерального и регионального уровней[1]. Становление партий в качестве важного субъекта избирательного процесса связано также с переходом к пропорциональному принципу формирования Государственной Думы и не менее половины депутатского корпуса региональных парламентов[2]. Помимо этого за политическими партиями официально закреплены права на составление избирательного списка, отзыв кандидатов, проведение предвыборной агитации[3]. Велико влияние партий и на определение итогового списка прошедших в парламент кандидатов. Зачастую получившие мандаты кандидаты по согласованию с руководством партии отказываются от них в пользу следующих по списку. Причем от выборов к выборам число «отказников» неизменно растет.  При этом партии в современной России выступают не только в качестве участников, но и в роли организаторов выборов. Наряду со специализированными органами государственной власти они участвуют в проведении выборов. Партии создают систему публичного контроля за соблюдением избирательных прав граждан. Эффективное выполнение партиями своих организаторских полномочий на выборах значительно демократизирует избирательный процесс, делает его более открытым и прозрачными  для общества, повышает доверие населения к избранным органам власти.

По мере укрепления партий в избирательном процессе растет их влияние и в парламентской  деятельности. Деятельность партии в  парламенте в основном реализуется через ее фракцию, которая принимает активное участие в законотворчестве, формировании и работе руководящих структур, комитетов и комиссий представительного органа. Укрепление влияния партий на парламентскую деятельность в значительной степени происходит под воздействием централизации организационной структуры политических объединений и усиления партийного контроля парламентской работы. Партийный контроль парламентской деятельности имеет различные организационные формы. По территориальному признаку можно выделить федеральный и региональный контроль. В зависимости от предмета регулирования следует различать общий и специальный партийный контроль. С точки зрения органов, осуществляющих надзорные функции, различается внутренний и внешний партийный контроль. Рассмотрение временных параметров позволяет говорить о существовании плановых и внеочередных  форм партийного контроля.  Усиление влияния партий на своих депутатов обусловлено также переходом к полусвободному депутатскому мандату, сочетающему ограничение свободы политического поведения члена фракции в части перехода в иное депутатское объединение и отсутствие прямого принуждения к пребыванию в составе политической партии[4].  Указанное законодательное нововведение призвано обеспечить гармоничное сочетание партийной ответственности и самостоятельности депутата в парламентской деятельности.

Постепенно укрепляются  взаимоотношения политических партий с исполнительными органами государственной  власти. Так, в конце 2005 года партии получили возможность участвовать  в выборе глав субъектов Федерации[5]. В законе закрепляется право победивших на региональных выборах партий представлять Президенту кандидатуру на должность главы региона. Также партии уполномочены выдвигать кандидата в Президенты РФ. Дальнейшее усиление контактов между исполнительными органами и политическими партиями связывается также с обеспечением Правительства РФ и остальных структур исполнительной власти кадровым резервом политических объединений. Это наиболее перспективное взаимодействие исполнительной власти и партий начинает постепенно практиковаться. Все чаще представители партий получают приглашение войти в состав исполнительных органов власти. Достаточно вспомнить назначение в октябре 2007 года главы комитета по образованию, члена партии «Единая Россия» Н.И.Булаева, на должность руководителя Федерального агентства по образованию, а члена фракции «Справедливая Россия – «Родина» (народно-патриотический союз)» Д.О.Рогозина - постоянным представителем России в НАТО. При этом с 2004 года членам российского Правительства  позволено занимать руководящие должности в общественных объединениях, в том числе в  политических партиях. Представляется, что принятое В.В.Путиным весной 2008 года решение возглавить «Единую Россию» также послужит импульсом к дальнейшему укреплению кадрового взаимодействия между исполнительной властью и партиями. Помимо кадрового можно выделить еще ряд практикуемых в настоящее время видов взаимоотношений исполнительной власти и партий. Сотрудничество органов власти и партий  по вопросам государственной политики осуществляется также в рамках «круглых столов», совещаний и иных совместных мероприятий. Помимо этого распространение получил вид сотрудничества, предполагающий совместное участие представителей исполнительной власти и партий в деятельности рабочих групп, комиссий и советов, образуемых как государственными структурами, так и политическими партиями. Важнейшими направлениями в их  взаимоотношениях признаются также финансирование партий и государственный контроль за деятельностью партий. Несмотря на постепенное расширение участия партий в деятельности исполнительной власти, их взаимоотношения еще недостаточно структурированы. Во многом это связано с обоюдной неподготовленностью исполнительных органов и политических партий к системному сотрудничеству. 

Закрепление за партиями определенных прав и обязанностей в избирательном  процессе, в работе исполнительной и законодательной властей дополняется  усилением системы государственного регулирования их создания и деятельности. В соответствии с действующим  законодательством для сохранения своего политико-правового статуса  партия должна соответствовать определенным требованиям численного, территориального и идеологического характера[6]. Эти два взаимосвязанных процесса расширения полномочий и усиления государственного регулирования укрепляют и систематизируют государственно-партийные взаимоотношения.

Предпринимаемые государством действия по совершенствованию системы  взаимоотношений с политическими  партиями способствуют формированию в  политическом процессе страны определенных тенденций.  За последние 7 лет количество партий в стране уменьшилось более чем в 10 раз. По состоянию на июнь 2008 года в России официально зарегистрировано 15 партий[7]. Постепенное сокращение партий не приводит к департизации общества. Напротив, все больше граждан изъявляет желание получить партийный билет. В результате действующие в стране партии постепенно расширяют свои ряды, приобретая статус массовых общероссийских политических объединений. Таким образом, сокращение количества официально зарегистрированных партий сопровождается увеличением доли партийных граждан в избирательном корпусе России. Расширение участия избирателей в деятельности партий со временем поможет сократить разрыв власти с обществом, обеспечит более эффективное представительство интересов граждан в органах власти.

По мере становления партии в качестве важнейшего политического  института современной России расширяются  влияние и полномочия законодательных  органов власти. По сравнению с  первым и вторым созывами Государственной  Думы,  количество отклоняемых  из принятых нижней палатой законопроектов сократилось более чем в 10 раз[8]. Это свидетельствует о значительном возрастании коэффициента полезного действия Государственной Думы в законотворческой деятельности. Укрепление позиций парламента обусловлено также введением в 2005 году института парламентского расследования, регламентирующего контрольные функции депутатов, в частности, по отношению к органам исполнительной власти. Расширение полномочий парламента связывается и с принятием положения, предусматривающего участие законодательных органов в избрании глав субъектов Федерации. Представляется, что дальнейшее укрепление политического статуса парламента окажет положительное воздействие на правосознание и работу депутатского корпуса.

Расширение сферы сотрудничества государства и партий, вовлечение партий в механизм властных отношений, как и предсказывали П. Мэир и  Р. Кац, оказало определенное  воздействие на организационную структуру последних, делая партии картельного типа наиболее востребованными в современной России[9]. Подтверждением этому служит удачный опыт создания и деятельности таких отечественных картельных партий, как «Единая Россия» и «Справедливая Россия». Однако теория и практический опыт свидетельствуют о том, что переход к картельным партиям сопровождается установлением регулируемой электоральной конкуренции, что создает определенные препятствия для демократического развития страны. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование системы взаимоотношений государства и партий. Только в этом случае удастся избежать проявления авторитарных тенденций в политическом процессе. При этом не исключено, что  после завершения реформирования партийной системы взаимосвязь между государством и партиями станет менее жесткой. Это, в свою очередь, создаст необходимые условия для формирования и эффективного функционирования в России партий различных организационных типов.

В целом реализуемая в  стране политика систематизирует и  укрепляет взаимоотношения государственной  власти и политических партий. Тем  не менее, становление этих отношений  протекает достаточно сложно. Зачастую нормотворчество «опережает» реальные процессы, происходящие в обществе. Несмотря на развитую нормативную базу, политические партии еще не готовы в полной мере выполнять свои кадровые, представительские и управленческие функции.  Во многом это связано с недостатком времени, выделяемого для адаптации партий к роли одного из ведущих институтов политической системы страны.           

Совершенствование системы  взаимоотношений власти и общества, помимо последовательной государственной  политики, требует роста политической активности и гражданского правосознания  населения. В этой связи большое  значение приобретает способность  общества к самоорганизации и  проявлению инициативы. При этом партии нуждаются в реформировании в  сторону открытых для дискуссий  и мнений избирателей политических объединений. Для этого им следует  постепенно совершенствовать внутреннюю структуру, демократизируя процесс  принятия решений. Существенную пользу также может принести активное применение таких технологий, как праймериз  и использование в избирательном  списке специальных квот  для молодежи. Только в этом случае потребности и предпочтения граждан будут услышаны и воплощены в конкретных государственных программах. В конечном счете, структурированные и системные взаимоотношения государственной власти с партиями создадут благоприятные условиях для стабильного развития всех сфер жизни российского общества.

Информация о работе Проблемы функционирования политических партий на современном этапе