Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:30, реферат
Цель:
Раскрыть актуальность проблемы сиротства и безнадзорности.
Задачи:
1)Выяснить причины сиротства и безнадзорности.
2)Доказать, что сиротство и безнадзорность – беда нашего общества.
3)Обратить особое внимание общественности на проблему в России детского неблагополучия.
I. Введение.
Актуальность проблемы
II. Основная часть.
Предыстория проблемы и причины возникновения сиротства и безнадзорности.
Понятие «Сиротство» и «Безнадзорный».
Семья как дезадаптирующий фактор.
Сегодня безнадзорный – завтра сирота.
Профилактика детской безнадзорности.
III. Заключение.
Список литературы.
IV. Приложение.
На первый
взгляд может показаться, что
названные проблемы –
В современном
обществе ребенок часто
Чтобы воспитать
достойного человека с
Безнадзорный ребенок, в отличие от сироты, как правило, живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой разрушения. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.
Для более четкого представления о детской безнадзорности следует определить понятие «надзора» за ребенком. Если под детской безнадзорностью понимать только отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, то при этом упускается очень важный момент – отчуждение самих детей от семьи, детского коллектива, отсутствие эмоциональной взаимосвязи между детьми и родителями.
А это очень важно потому, что постоянный контроль над ребенком практически невозможен, да и не нужен, другое дело, когда подросток, оказываясь без родительского надзора, соотносит свои действия и поступки с тем, как к ним отнесутся его родители (воспитатели). При отсутствии эмоциональной связи поколений, взаимоуважения и любви ребенок, освобождаясь от контроля взрослых, чувствует себя свободным и, как он считает, волен делать то, что хочет, не оглядываясь на то, как к этому отнесутся родители. Таким образом, состояние безнадзорности помимо перечисленных в вышеприведенных определениях признаков характеризуется также отсутствием внутренней связи между детьми и родителями или лицами, их заменяющими. Говоря о несовпадении терминов «сирота» и «безнадзорный», следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью правил педагогики. Не случайно его сущность, признаки входят в сферу внимания педагогической науки, обращающей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетними, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком, такой связи, которая позволяет сохранять даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора приводит ребенка в такую ситуацию, из которой он часто не может найти выход социально одобряемыми способами и средствами.
Таким образом, между безнадзорностью и сиротством, несомненно, существует прочная связь, поскольку по общему правилу безнадзорность служит благоприятной почвой для сироты. Начальную фазу этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости становится сиротство как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он приобретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди них главенствует безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц.
Безнадзорный ребенок (подросток), в отличие от сироты, как правило, живет с родителями, сохраняет связи с семьей, но лишен любви, внимания, понимания, влияния, контроля близких ему людей.
3. Семья как дезадаптирующий фактор.
По-видимому, есть условия, в которых повышается риск того, что семья не будет справляться с функциями заботы о новом поколении и управление их нравственным, эмоциональном, интеллектуальным и физическим развитием, в число таких условий входят следующие:
Социальные системы, разрушающие привычные условия существования и социального взаимодействия (миграция, безработица, военные конфликты).
Особая структура семьи (неполные семьи, семья с приемными родителями), как правило, в сочетании с бедностью, повышает риск открытой агрессии по отношению к детям или их заброшенности.
Представления о родительских функциях, как о жестком контроле над ребенком и неумении воспринимать его как личность со своими особыми переживаниями и потребностями.
Высокая степень изолированности семьи от общества, закрытость ее для контроля или вмешательства со стороны органов социальной защиты и правопорядка, понижающая возможности интервенции.
Низкая ценность родительского вклада в ребенка в главе общества, не мобилизованность общественного мнения на предотвращение детской заброшенности и насилия.
Неэффективная деятельность государственных социальных контрольных институтов (милиции, органов юстиции, школы, системы медицинского контроля, социальной защиты).
Раскрывая эти факторы, необходимо, на наш взгляд, главным образом остановиться на семье - как на источнике детской безнадзорности. Обратить внимание на проблемы взаимоотношений родителей и детей, на невыполнение родительскими семьями своих функций - как немаловажный фактор возникновения безнадзорности.
Общеизвестно: семья - это тот самый первичный коллектив, где, прежде всего, происходит воспитание и социализация ребенка. Современная наука рассматривает семью двояко: как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, и как малую группу, члены которой связаны между собой родственными связями, брачными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.
Для нормального воспитания ребенка нужно знать следующие факторы, и стараться их соблюдать:
«Во-первых, наличие семьи, как единого целого и психологической общности. Во-вторых, нормальный семейный климат, хорошие отношения между взрослыми членами семьи. В-третьих, оптимальный воспитательный климат, благоприятствующие развитию ребенка отношения между родителями и детьми. В-четвертых, четкая система воспитательных воздействий, целенаправленное применение методов воспитания»
Искусство строить, корректировать, развивать семейные отношения как раз заключаются в том, чтобы накапливать совершенствовать положительные тенденции воспитательной практики в каждой отдельно взятой семье, гасить, нивелировать тенденции отрицательные, избавляться от негативного опыта.
Формирование личности под влиянием семьи, ее психологической организации, имеет обычно длительную, включающую ряд этапов, историю, уходящую, как правило, в детство ребенка.
Именно на ранних стадиях развития, под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажутся малозначительными факторов, возникает и неблагоприятное для дальнейшего развития психологическое новообразование, которое впоследствии может привести к безнадзорности несовершеннолетнего подростка. Попадая в стихию неупорядоченных влияний, патологическая форма личности все более отклоняется от нормы, и аномальное качество, укрепляясь в системе личности, продолжает прогрессивность уже даже при отсутствии тех факторов, которые первоначально вызвали его к жизни.
Дело заключается в той атмосфере, которая окружает детей, характере общения с родителями, в психологических характеристиках этих отношений, а именно - атмосфере непонимания и неприятия.
Действительно, для
современной семьи особенное
значение имеет сфера
При выявлении
личностных склонностей к
Неблагоприятные
черты личности возникают при
недостатке любви, когда
В городе Рубцовске проблема безнадзорности стоит очень остро. Ведь заводы закрыты, работать людям негде, они ничем не заняты. Вследствие этого растет число больных алкоголизмом, наркоманией. А ведь от этого всего в первую очередь страдают дети. Они вынуждены болтаться по улицам в поисках пропитания, потому что дома находиться нельзя.
Нищенствующие родители есть фактор детского озлобления, жестокой детской ненависти по отношении ко всему прочему и без всякого разбора, прав ты. Детство не умеет формулировать и защищаться. Оно действует, а действует очень просто – выбирает такую жизнь, которую может выбрать. Но в том – то вся и беда, что, выбирая дно, детский мир создает ярко выраженную угрозу обществу.
Раненные нищетой родители, спившиеся, совершившие преступление, ставшие бомжами, продавшие собственные квартиры, детей вынуждено отторгают от самих себя. И этих детей забирают органы опеки и попечительства, одних направляя в детские дома и школы интернаты, а других, устраивая в семьи, как правило, родных бабушек, тоже нищих и бессильных, родственников разного рода, где жизнь ребенка хоть и не блещет, но все же проходит как бы в близком кругу. В России 720 тысяч детей – сирот и детей, лишенных родительского попечения. И потом, когда беспризорные сами станут родителями, они будут применять на своих детях точно такие же «методы воспитания».
4. Сегодня безнадзорный – завтра сирота.
Такие явления, как сиротство, начинаются с безнадзорности. Не всегда безнадзорность является результатом отвратного поведения родителей. Иногда дети просто предоставлены сами себе из–за того, что их родители подолгу задерживаются на работе, не обращают внимания на посещаемость уроков в школе. Дети просто опускаются. Это говорит о том, что, прежде всего, ослаблена роль семьи, как гаранта экономической безопасности и развития детей.
С ростом
безнадзорности растет и
Зачастую
дети, особенно из неблагополучных
семей, предоставлены сами
Дети
гуляют сами по себе там,
где за ними нет присмотра.
Ведь родители порой
5. Профилактика детской безнадзорности.
Профилактика безнадзорности субъектами взаимодействия решается на разных уровнях: на федеральном, региональном, муниципальном, местном уровнях. На федеральном уровне в качестве субъектов взаимодействия в процессе профилактики безнадзорности могут быть: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел. На муниципальном (местном) уровне субъектами взаимодействия могут быть: центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социальные приюты; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центры социального обслуживания семьи и детей; психоневрологические и наркологические диспансеры; комиссии по делам несовершеннолетних; центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей; государственные учреждения дополнительного образования; образовательные учреждения; Детские Дома; школы-интернаты; детские дошкольные учреждения; библиотеки и др.