Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 19:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение основных этапов истории развития российской прокуратуры и особенностей формирования и деятельности российской прокуратуры на современном этапе.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю образования и становления прокуратуры;
- выявить особенности формирования и деятельности прокуратуры на современном этапе;
- рассмотреть перспективы развития органов прокуратуры РФ.
Введение
Актуальность
темы исследования обусловлена теоретической
и практической значимостью вопросов,
связанных с совершенствованием
органов российской прокуратуры. В
этой связи актуальность исследуемой
проблемы состоит, прежде всего, в объективном
исследовании исторических предпосылок
создания и развития российской прокуратуры,
начиная с царствования Петра I до
конца 90-х годов XX в. С тех пор
прокуратура прошла несколько непростых
исторических этапов своей деятельности.
И результаты каждого отдельного
этапа организации, становления, развития,
совершенствования и
Актуальность
исследования определяется острой необходимостью
детального изучения позитивных и негативных
сторон деятельности прокуратуры до
распада СССР и в 90-е годы XX в.,
так как реформы органов
В этой связи
необходимо особо подчеркнуть, что
эффективная деятельность государства
предполагает наличие хорошо отлаженной,
действенной системы
Целью курсовой работы является всестороннее изучение основных этапов истории развития российской прокуратуры и особенностей формирования и деятельности российской прокуратуры на современном этапе.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю образования и становления прокуратуры;
- выявить особенности формирования и деятельности прокуратуры на современном этапе;
- рассмотреть перспективы развития органов прокуратуры РФ.
Объектом исследования является история становления и деятельности института российской прокуратуры в начальный период своего учреждения и в условиях трансформации российского общества после распада СССР.
Предметом исследования выступают теоретические концепции деятельности российской прокуратуры, историко-правовая практика и процессы развитии и реформирования органов прокуратуры.
Использовалась
литература, в которой систематизированы,
представлены правовые
Теоретические аспекты определения места и роли прокуратуры в системе правовых институтов российского государства и общества исследованы в работах С.В, Бабенко, В.Г. Бессарабова, В.В. Бобырева, А.Н. Ванькаева, О.В. Павлова и других ученых и прокурорских работников.
Вышеназванные цели и задачи предопределили структуру представленного исследования, которое включает в себя введение, три параграфа, состоящие в свою очередь из семи подпунктов, и заключение.
1. История развития прокуратуры
Для того чтобы лучше уяснить
предназначение и роль прокуратуры,
ее место в системе
Считается, что прокуратура появилась в XIII-XIV вв. во Франции в связи с борьбой королевской власти против своеволия феодалов и сепаратизма (ордонанс короля Филиппа IV 1302 г.). Она была инструментом становления и укрепления абсолютизма. С первых лет существования это был сугубо обвинительный, карательный орган. Поэтому не случайно, что именно прокуратура Франции послужила образцом для создания аналогичных правовых институтов в других странах, в том числе в России. [10, С.45]
Основателем прокуратуры как органа
надзора за соблюдением законности
в России является Петр I, который
проводил активное реформирование всей
структуры государственного управления,
целенаправленную деятельность по созданию
единого централизованного
12 января 1722 года в соответствии
с Именным Высочайшим Указом
Петра I Правительствующему Сенату
была учреждена Российская
Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть".
Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года "О должности Генерал-прокурора": «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.
С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.
Судебная реформа 1864 года установила
"Основные начала судебных преобразований",
которые в части, касающейся судоустройства,
определяли, что "при судебных местах
необходимы особые прокуроры, которые
по множеству и трудности
В ноябре 1917 года высшим органом власти
в стране — Советом Народных Комиссаров
— был принят Декрет о суде №
1, согласно которому упразднялись существовавшие
до революции суды, институты судебных
следователей, прокурорского надзора,
а также присяжной и частной
адвокатуры. Их функции взяли на
себя вновь созданные народные суды,
а также революционные
В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:
- осуществление надзора от
- непосредственное наблюдение
за деятельностью следственных
органов дознания в
области раскрытия
- поддержание обвинения на суде;
- наблюдение за правильностью
содержания заключенных под
В ноябре 1923 года была образована Прокуратура
Верховного суда Союза ССР, которой
предоставили широкие полномочия —
право законодательной
В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:
- надзор за соответствием
- наблюдение за правильным и
единообразным применением
- возбуждение уголовного
- надзор на основе особого
положения за законностью и
правильностью действий ОГПУ, милиции,
уголовного розыска и
- общее руководство
Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.
Первым прокурором Союза ССР
был назначен Иван Алексеевич Акулов.
В «Положении о Прокуратуре Союза
ССР» были определены отрасли прокурорского
надзора, ставшие традиционными: общий
надзор, надзор за правильным и единообразным
исполнением законов судебными
органами; надзор за исполнением законов
органами дознания и предварительного
следствия; надзор за законностью и,
правильностью действий ОГПУ, милиции,
исправительно-трудовых учреждений. В
Положении были определены система
и структура органов
Проведение в жизнь «Положения
о Прокуратуре Союза ССР» в
существенной мере способствовало укреплению
единства и строгой централизации
органов прокурорского надзора.
Конституция СССР, принятая в декабре
1936 г., впервые в истории
Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное
выделение органов прокуратуры
из системы юстиции в
В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче — победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.
С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.
Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».
Информация о работе Прокуратура Российской Федерации: история, современность, перспективы