Прокуратура Российской Федерации: история, современность, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее изучение основных этапов истории развития российской прокуратуры и особенностей формирования и деятельности российской прокуратуры на современном этапе.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю образования и становления прокуратуры;
- выявить особенности формирования и деятельности прокуратуры на современном этапе;
- рассмотреть перспективы развития органов прокуратуры РФ.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 56.75 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования обусловлена теоретической  и практической значимостью вопросов, связанных с совершенствованием органов российской прокуратуры. В  этой связи актуальность исследуемой  проблемы состоит, прежде всего, в объективном  исследовании исторических предпосылок  создания и развития российской прокуратуры, начиная с царствования Петра I до конца 90-х годов XX в. С тех пор  прокуратура прошла несколько непростых  исторических этапов своей деятельности. И результаты каждого отдельного этапа организации, становления, развития, совершенствования и реорганизации  российской прокуратуры представляет большую актуальность и значимость.

Актуальность  исследования определяется острой необходимостью детального изучения позитивных и негативных сторон деятельности прокуратуры до распада СССР и в 90-е годы XX в., так как реформы органов прокуратуры  настоятельно требуют творческого  использования опыта прошлых  лет для совершенствования деятельности прокуратуры РФ в настоящее время. В многогранной деятельности российской прокуратуры были недостатки и упущения. Однако в постсоветский период, после  ряда демократических реформ, она  имела и положительные черты - четкость структуры, унификацию, последовательность прокурорской деятельности, позволившие  ей в новых условиях Российской Федерации  достаточно успешно справляться  с теми целями и задачами, которые  в 90-е годы были на нее возложены  государством. Именно поэтому для  современной России является актуальным и необходимым исторический анализ развития прокурорской системы, получившей начало с принятием Верховным  Советом 15 ноября 1991 года постановления  «Об образовании единой системы  прокуратуры РСФСР». Актуальность работы обусловлена также общественно-политической значимостью затрагиваемых в  дипломной работе проблем в свете качественного преобразования государственной жизни Российской Федерации, где большая роль принадлежит органам прокуратуры.

В этой связи  необходимо особо подчеркнуть, что  эффективная деятельность государства  предполагает наличие хорошо отлаженной, действенной системы государственного контроля и надзора за соблюдением  Конституции Российской Федерации, исполнением федеральных конституционных  законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и  решений ее Правительства. Актуальность исследования основных этапов деятельности российской прокуратуры предполагает необходимость рассматривать ее в качестве важнейшей составной  части государственных реформ, что  имеет большое позитивное значение.

Целью курсовой работы является всестороннее изучение основных этапов истории развития российской прокуратуры и особенностей формирования и деятельности российской прокуратуры на современном этапе.

Для реализации данной цели были поставлены следующие  задачи:

- изучить  историю образования и становления прокуратуры;

- выявить  особенности формирования и деятельности прокуратуры на современном этапе;

- рассмотреть  перспективы развития органов  прокуратуры РФ.

Объектом  исследования является история становления  и деятельности института российской прокуратуры в начальный период своего учреждения и в условиях трансформации  российского общества после распада  СССР.

Предметом исследования выступают теоретические  концепции деятельности российской прокуратуры, историко-правовая практика и процессы развитии и реформирования органов прокуратуры.

 Использовалась  литература, в которой систематизированы,  представлены правовые документы,  рассматривающие вопросы права  и законности, даются соответствующие  комментарии.

Теоретические аспекты определения места и  роли прокуратуры в системе правовых институтов российского государства  и общества исследованы в работах С.В, Бабенко, В.Г. Бессарабова, В.В. Бобырева, А.Н. Ванькаева, О.В. Павлова и других ученых и прокурорских работников.

Вышеназванные цели и задачи предопределили структуру  представленного исследования, которое  включает в себя введение, три параграфа, состоящие в свою очередь из семи подпунктов, и заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История развития прокуратуры

 

Для того чтобы лучше уяснить  предназначение и роль прокуратуры, ее место в системе государственных  органов, понять функции, которые она  выполняет, сначала важно изучить  историю возникновения прокуратуры  как государственного органа, ее организации  и деятельности, создания органов  прокуратуры в дореволюционной  России, а затем в СССР и в  Российской Федерации.

Считается, что прокуратура появилась  в XIII-XIV вв. во Франции в связи с  борьбой королевской власти против своеволия феодалов и сепаратизма (ордонанс короля Филиппа IV 1302 г.). Она  была инструментом становления и  укрепления абсолютизма. С первых лет  существования это был сугубо обвинительный, карательный орган. Поэтому не случайно, что именно прокуратура Франции послужила  образцом для создания аналогичных  правовых институтов в других странах, в том числе в России. [10, С.45]

Основателем прокуратуры как органа надзора за соблюдением законности в России является Петр I, который  проводил активное реформирование всей структуры государственного управления, целенаправленную деятельность по созданию единого централизованного государства. Конец XVII в. и начало XVIII в. веков характеризовались  значительным ростом должностных злоупотреблений, казнокрадства и взяточничества, неисполнением царских указов со стороны органов государственного управления, всемерным возрастанием всякого рода поборов и усилением  бесправия населения. Это вызывало насущную потребность в создании государственной службы по борьбе с  подобными негативными явлениями

12 января 1722 года в соответствии  с Именным Высочайшим Указом  Петра I Правительствующему Сенату  была учреждена Российская прокуратура  — "Надлежит быть при Сенате  Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла  Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть".

Эта же мысль нашла свое отражение  и в Указе от 27 апреля 1722 года "О  должности Генерал-прокурора": «И понеже сей чин — яко око  наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности  и полномочия Генерал-прокурора  по надзору за Сенатом и руководству  подчиненными органами прокуратуры.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного  Министерства юстиции, а Министр  юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые  по множеству и трудности возлагаемых  на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране — Советом Народных Комиссаров — был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной  адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.[13, c.96]

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе  Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

- осуществление надзора от имени  государства за законностью действий  всех органов власти, хозяйственных  учреждений, общественных, частных  организаций и частных лиц  путем возбуждения уголовного  преследования против виновных  и опротестования нарушающих  закон постановлений;

- непосредственное наблюдение  за деятельностью следственных  органов     дознания в  области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов  государственного политического  управления;

- поддержание обвинения на суде;

- наблюдение за правильностью  содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура  Верховного суда Союза ССР, которой  предоставили широкие полномочия —  право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а  также право приостанавливать решения  и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК  и СНК Союза ССР принято  решение об учреждении прокуратуры  Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

- надзор за соответствием постановлений  и распоряжений отдельных ведомств  Союза ССР и союзных республик  и местных органов власти Конституции  и постановлениям правительства  Союза ССР;

- наблюдение за правильным и  единообразным применением законов  судебными учреждениями союзных  республик с правом истребования  любого дела в любой стадии  производства, опротестования приговоров  и решений судов в вышестоящие  судебные инстанции и приостановления их исполнения;

- возбуждение уголовного преследования  и поддержание обвинения во  всех судебных инстанциях на  территории Союза ССР;

- надзор на основе особого  положения за законностью и  правильностью действий ОГПУ, милиции,  уголовного розыска и исправительно-трудовых  учреждений;

- общее руководство деятельностью  прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза  ССР» определило правовой статус Прокуратуры  СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза  ССР назначался ЦИК СССР и был  подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР  был подотчетен и СНК СССР. Это  обеспечивало независимость Прокурора  Союза ССР от каких-либо государственных  органов и должностных лиц.

Первым прокурором Союза ССР  был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза  ССР» были определены отрасли прокурорского  надзора, ставшие традиционными: общий  надзор, надзор за правильным и единообразным  исполнением законов судебными  органами; надзор за исполнением законов  органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В  Положении были определены система  и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений  в Прокуратуру входили военная  и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции  центрального аппарата Прокуратуры  СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении  руководства нижестоящими прокуратурами  путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний  подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих  прокуратур, получение регулярных отчетов  об их деятельности. На Прокуратуру  СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в  существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации  органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего  надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР.[8, C.15]

Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное  выделение органов прокуратуры  из системы юстиции в самостоятельную  единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны  деятельность органов Прокуратуры  была подчинена общей задаче —  победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как  военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской  дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная  градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное  и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях  повышения престижа, авторитета и  влияния органов прокуратуры  на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Информация о работе Прокуратура Российской Федерации: история, современность, перспективы