Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 19:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение основных этапов истории развития российской прокуратуры и особенностей формирования и деятельности российской прокуратуры на современном этапе.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю образования и становления прокуратуры;
- выявить особенности формирования и деятельности прокуратуры на современном этапе;
- рассмотреть перспективы развития органов прокуратуры РФ.
Конституцией РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» Генеральному прокурору РФ дано право на образование, реорганизацию и ликвидацию органов и учреждений прокуратуры. В соответствии с Регламентом Генеральной прокуратуры РФ, утвержденного приказом Генеральной прокуратуры РФ N 2 от 15 января 2003 г. принимается решение и порядок об образовании или реорганизации органов и учреждений прокуратуры, одновременно определяет их статус.
2.7. Деятельность прокуратуры
Прокурорский надзор является главным направлением деятельности всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.
Прокурорский надзор осуществляется
от имени государства – Российской
Федерации. В этом его главное
отличие от других видов надзора,
осуществляемого иными
Прокурорский надзор не включает граждан
в качестве субъектов, на которых
он распространяется. При обнаружении
в действиях граждан признаков
преступления прокурор осуществляет функцию
уголовного преследования. При осуществлении
прокурорского надзора прокурор
не вмешивается в хозяйственную,
управленческую и оперативную деятельность
предприятий, организаций и учреждений.
Прокурор не обладает административными
полномочиями, не управляет поднадзорными
предприятиями и организациями,
не вправе применять санкции
В соответствии с Законом "О прокуратуре РФ" выделяются четыре направления прокурорского надзора:
1) надзор за исполнением законов
федеральными министерствами и
ведомствами,
2) надзор за соблюдением прав
и свобод человека и
3) надзор за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-
4) надзор за исполнением законов
администрацией органов и
Общий надзор (надзор за исполнением законов и законностью правовых актов).
Предметом первой отрасли прокурорского
надзора, так называемого "общего"
надзора, является исполнение законов
федеральными министерствами и ведомствами,
представительными и
Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам; вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий; при необходимости вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона. Должностные лица, от которых зависит выполнение требований прокурора, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии.[19, с.289]
Актами прокурорского
- принесение протеста на
- внесение представления об устранении нарушений;
- обращение в суд или
- вынесение постановления о
возбуждении уголовного дела, производства
об административном
- письменное требование о
Протест приносится на противоречащий закону правовой акт, содержит требование отменить или изменить его и направляется органу или должностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее 10-дневного срока с момента получения, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста прокурору незамедлительно сообщается в письменном виде.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции и законам Российской Федерации, Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению управомоченными органами или должностными лицами в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Постановление о возбуждении уголовного дела, как правило, направляется в орган дознания или предварительного следствия для производства расследования. Прокурор может и сам приступить к расследованию после возбуждения уголовного дела.[20, c.264]
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Данная отрасль прокурорского надзора появилась относительно недавно, в связи с провозглашением Конституцией РФ прав и свобод гражданина высшей ценностью государства.
Предметом этой отрасли прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
При осуществлении надзора за соблюдением
прав человека и гражданина прокурор
рассматривает и проверяет
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию.
В случае, когда нарушение прав
и свобод человека и гражданина имеет
характер административного
В случае нарушения прав и свобод
человека и гражданина, защищаемых
в порядке гражданского судопроизводства,
когда пострадавший по состоянию
здоровья, возрасту или иным причинам
не может лично отстаивать в суде
свои права и свободы или когда
нарушены права и свободы значительного
числа граждан либо в силу иных
обстоятельств нарушение
Прокурор или его заместитель вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
Представление прокурора об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранять допущенное нарушение.[19, c.292]
Другие виды надзора.
Предметом надзора за исполнением
законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
Полномочия прокурора по надзору
за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-
Указанное направление прокурорского надзора охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную.
Уголовно-процессуальная деятельность
осуществляется органами дознания и
следователями органов
При обнаружении нарушений закона
прокурор вправе отменить незаконные
и необоснованные постановления, вернуть
уголовное дело для продолжения
предварительного расследования, отстранить
следователя или лицо, производящее
дознание от расследования, передать дело
другому следователю или
Оперативно-розыскная
Информация о работе Прокуратура Российской Федерации: история, современность, перспективы