Прокуратура Российской Федерации: история, современность, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее изучение основных этапов истории развития российской прокуратуры и особенностей формирования и деятельности российской прокуратуры на современном этапе.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю образования и становления прокуратуры;
- выявить особенности формирования и деятельности прокуратуры на современном этапе;
- рассмотреть перспективы развития органов прокуратуры РФ.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 56.75 Кб (Скачать файл)

Конституцией РФ и ФЗ «О прокуратуре  РФ» Генеральному прокурору РФ дано право на образование, реорганизацию  и ликвидацию органов и учреждений прокуратуры. В соответствии с Регламентом  Генеральной прокуратуры РФ, утвержденного  приказом Генеральной прокуратуры  РФ N 2 от 15 января 2003 г. принимается решение и порядок об образовании или реорганизации органов и учреждений прокуратуры, одновременно определяет их статус.

 

2.7. Деятельность прокуратуры

Прокурорский надзор является главным  направлением деятельности всех органов  прокуратуры и представляет собой  действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов  власти и управления, хозяйствующих  субъектов и объединений, затрагивающих  права и законные интересы граждан, общества и государства, а также  направленные на устранение нарушений  законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и  привлечение виновных к ответственности.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства – Российской Федерации. В этом его главное  отличие от других видов надзора, осуществляемого иными государственными органами. Прокурорский надзор по сравнению  с другими государственными надзирающими и контролирующими органами имеет  самые широкие границы осуществления. Он распространяется на все министерства, ведомства, представительные и исполнительные органы власти, а также на деятельность должностных лиц.

Прокурорский надзор не включает граждан  в качестве субъектов, на которых  он распространяется. При обнаружении  в действиях граждан признаков  преступления прокурор осуществляет функцию  уголовного преследования. При осуществлении  прокурорского надзора прокурор не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деятельность предприятий, организаций и учреждений. Прокурор не обладает административными  полномочиями, не управляет поднадзорными  предприятиями и организациями, не вправе применять санкции административного, а тем более уголовного характера. При обнаружении нарушений закона он добивается их устранения, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности особыми мерами - внесением протеста, представлением, возбуждением уголовного дела, производства об административном правонарушении, обращением в суды с исками и заявлениями.[11, c.184]

В соответствии с Законом "О прокуратуре  РФ" выделяются четыре направления  прокурорского надзора:

1) надзор за исполнением законов  федеральными министерствами и  ведомствами, представительными  (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской  Федерации, органами местного  самоуправления, органами военного  управления, органами контроля, их  должностными лицами, а также  за соответствием законам издаваемых  ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина  федеральными министерствами и  ведомствами, представительными  (законодательными) и исполнительными  органами субъектов РФ, органами  местного самоуправления, органами  военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также  органами управления и руководителями  коммерческих и некоммерческих  организаций;

3) надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие;

4) надзор за исполнением законов  администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих  назначенные судом меры принудительного  характера, администрацией мест  содержания задержанных и заключенных  под стражу.

Общий надзор (надзор за исполнением  законов и законностью правовых актов).

Предметом первой отрасли прокурорского  надзора, так называемого "общего" надзора, является исполнение законов  федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными  органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам  издаваемых ими правовых актов.

Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам; вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий; при необходимости вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона. Должностные лица, от которых зависит выполнение требований прокурора, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии.[19, с.289]

Актами прокурорского реагирования на установленные им нарушения закона могут быть:

- принесение протеста на противоречащий  закону правовой акт; 

- внесение представления об  устранении нарушений; 

- обращение в суд или арбитражный  суд с требованием признать  правовой акт недействительным;

- вынесение постановления о  возбуждении уголовного дела, производства  об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно  подвергнутого административному  задержанию на основании решений  несудебного органа;

- письменное требование о привлечении  виновного лица к иной установленной  законом ответственности. 

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт, содержит требование отменить или изменить его и направляется органу или должностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее 10-дневного срока с момента получения, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста прокурору незамедлительно сообщается в письменном виде.

Представление об устранении нарушений  закона вносится прокурором или его  заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При несоответствии постановлений  Правительства РФ Конституции и  законам Российской Федерации, Генеральный  прокурор информирует об этом Президента РФ.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению управомоченными органами или должностными лицами в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Постановление о возбуждении уголовного дела, как правило, направляется в орган дознания или предварительного следствия для производства расследования. Прокурор может и сам приступить к расследованию после возбуждения уголовного дела.[20, c.264]

Надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина.

Данная отрасль прокурорского  надзора появилась относительно недавно, в связи с провозглашением  Конституцией РФ прав и свобод гражданина высшей ценностью государства.

Предметом этой отрасли прокурорского  надзора является соблюдение прав и  свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также  органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении надзора за соблюдением  прав человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении  прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений  прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности  лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует полномочия, предоставленные прокурору при осуществлении общего надзора.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы  лица, его совершившие, были подвергнуты  уголовному преследованию.

В случае, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет  характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или  незамедлительно передает сообщение  о правонарушении и материалы  проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию  здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда  нарушены права и свободы значительного  числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело  особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в  суде общей юрисдикции иск в интересах пострадавших.

Прокурор или его заместитель  вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в  орган или должностному лицу, которые  издали этот акт, либо обратиться в  суд в порядке, предусмотренном  процессуальным законодательством  РФ.

Представление прокурора об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или  его заместителем в орган или  должностному лицу, которые уполномочены устранять допущенное нарушение.[19, c.292]

Другие виды надзора.

Предметом надзора за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие  является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и  сообщений о совершенных и  готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий  и проведения расследования, а также  законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие.

Полномочия прокурора по надзору  за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими  федеральными законами.

Указанное направление прокурорского  надзора охватывает две сферы  деятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную.

Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется органами дознания и  следователями органов внутренних дел, прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой  полиции. Прокурор осуществляет надзор за всеми этими органами независимо от ведомственной принадлежности. Полномочия прокурора в сфере надзора  за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия  установлены уголовно-процессуальным законодательством. Прокурор имеет  право истребовать и проверять  уголовные дела, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях; санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу или  залога; санкционировать производство обыска, отстранение обвиняемого  от должности; продлевать сроки следствия  и дознания, а также сроки содержания обвиняемого под стражей; утверждать обвинительное заключение, постановление  о направлении дела в суд для  решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; давать органам дознания и следователям письменные указания; давать согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

При обнаружении нарушений закона прокурор вправе отменить незаконные и необоснованные постановления, вернуть  уголовное дело для продолжения  предварительного расследования, отстранить следователя или лицо, производящее дознание от расследования, передать дело другому следователю или передать уголовное дело от органа дознания в орган предварительного следствия. Прокурор также вносит в следственные подразделения и государственные  органы, обладающие правами органа дознания, представления об устранении причин и условий, способствующих нарушениям закона в их процессуальной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями  милиции, учреждений, исполняющих наказание  в виде лишения свободы, следственных изоляторов. Полномочия прокурора при  осуществлении надзора за Федеральной службой безопасности, Федеральной службой налоговой полиции, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки заметно уже. Прокурор может требовать представления им оперативно-служебных документов, явившихся основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор вправе давать оперативно-розыскным органам указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в производстве следователей или по которым он сам ведет расследование. Он имеет право требовать прекращения незаконных и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий или отмены постановлений (о заведении или прекращении дел оперативного учета и др.), признанных им не соответствующими закону. Кроме того, прокурор использует и ряд полномочий, общих для всех направлений надзорной деятельности: вносит представления, опротестовывает акты, принятые органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, требует проведения проверки вышестоящими органами состояния законности, возбуждает уголовные дела в случае обнаружения преступных нарушений закона должностными лицами оперативно-розыскных органов.

Информация о работе Прокуратура Российской Федерации: история, современность, перспективы