Отдельной отраслью надзора является
надзор за исполнением законов администрациями
органов и учреждений, исполняющих
наказание и назначаемые судом
меры принудительного характера, администрациями
мест содержания задержанных и заключенных
под стражу.[16, c.170]
Предметом данной отрасли прокурорского
надзора являются:
- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
- соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
- законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. При осуществлении этого надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные выше органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
- знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами. Он имеет право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации соответствующих органов и учреждений, требовать объяснений от должностных лиц.
При обнаружении нарушений закона
прокурор вправе вносить протесты и
представления, возбуждать уголовные
дела или производство по административным
правонарушениям. До рассмотрения протеста
действие опротестованного акта администрации
учреждения приостанавливается. Прокурор
вправе отменить дисциплинарное взыскание,
наложенное в нарушение закона на
лиц, заключенных под стражу, осужденных,
немедленно освободить их своим постановлением
из штрафного изолятора, помещения
камерного типа, карцера, одиночной
камеры, дисциплинарного изолятора.
Прокурор или его заместитель
обязан немедленно освободить своим
постановлением каждого содержащегося
без законных оснований в учреждениях,
исполняющих наказание и меры принудительного
характера, либо в нарушение закона подвергнутого
задержанию, предварительному заключению
или помещенного в судебно-психиатрическое
учреждение. Постановления прокурора
относительно исполнения установленного
законом порядка и условий содержания
задержанных, заключенных под стражу,
осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного
характера или помещенных в судебно-психиатрические
учреждения, подлежат обязательному исполнению
администрацией, а также органами, исполняющими
приговоры судов в отношении лиц, осужденных
к наказанию, не связанному с лишением
свободы.
3. Перспективы развития органов
прокуратуры Российской Федерации
Как и другие государственно-правовые
структуры, прокуратура подвержена
изменениям, которые должны соответствовать
направлениям развития общества и государства
на переходном этапе.
По какому пути пойдет в будущем
развитие Российской прокуратуры зависит
от многих факторов и в первую очередь
от таких:
- какая модель развития капитализма
будет взята за основу в
России, т.е. будет ли преобладать
модель частного капитализма
или будет избрана модель так
называемого народного капитализма
с ориентацией на усиление
социальной защиты основной массы
россиян;
- будет ли в России проводиться
политика, отвечающая национальным
интересам, преобладать национальная
идея, направленная на всяческое
усиление государства, его целостности,
экономической, интеллектуальной
и военной мощи и в конечном
итоге на спасение россиян.
С учетом сложившихся неблагополучных
реалий именно спасение россиян становится
основной, преобладающей национальной
идеей;
- как в будущем пойдет процесс
становления новой российской
государственности, развития федеративных
отношений и, в частности, какой
объем прав получат субъекты
Федерации и какие полномочия
останутся за центром, и как
это скажется на структуре
законодательства;
- по каким направлениям будет
идти судебная реформа и к
каким позитивным результатам
она может привести в плане
защиты прав и свобод граждан,
как будут перераспределятся правозащитные
полномочия между судами, прокуратурой
и другими правоохранительными и иными
органами;
- будет ли учитываться позитивный
опыт организации и деятельности
Российской прокуратуры, накопленный
ею за многие десятилетия своего
существования.
Национальным интересам России,
интересам законопослушной части
граждан соответствует, чтобы прокуратура
РФ оставалась федеральным, централизованным
надзорным органом и органом
уголовного преследования с оставлением
за нею всех функций, определенных Конституцией
и Законом о прокуратуре, и
чтобы она в дальнейшем развивалась
в первую очередь как орган
надзорного типа. Следует заметить,
что функция надзора за исполнением
законов присуща всем государствам,
и она вызвана объективными потребностями
добиться надлежащего исполнения законов,
без чего невозможно нормальное функционирование
государств. Но в разных странах
функция надзора за исполнением
законов возложена на различные
по своей структуре и назначению
органы. Исторически так сложилось,
что в России функция надзора
за исполнением законов возлагалась
на органы прокуратуры. Такая практика
себя вполне оправдала, и никакой
необходимости освобождать прокуратуру
от надзорной функции не имеется,
так как это неизбежно привело
бы к негативным последствиям, что
не отвечает национальным интересам
России. Поэтому в будущем прокуратура
может в основном развиваться
как надзорный правозащитный
орган.[9, C.18]
Учитывая, что только сильное в
политическом и экономическом отношении
государство в состоянии обеспечить
нормальные условия для проживания
всех категорий граждан, включая
достижение высокого жизненного уровня,
защитить их в социальном отношении
– защита именно государственных
общественных интересов (публичного интереса)
останется приоритетной задачей
для прокуратуры. Сказанное вовсе
не означает, что прокуратура не
будет защищать интересы предпринимателей,
частных владельцев предприятий (частный
интерес). Речь лишь идет о смещении
акцента в сторону защиты государственных
общественных интересов. Приоритетным
для прокуратуры будет также
защита прав и свобод человека и
гражданина.
Получат дальнейшее развитие все отрасли
надзора и участки деятельности
прокуратуры, однако в зависимости
от происходящих в стране преобразований,
новых задач, встающих перед обществом,
будут уточняться приоритеты, задачи,
пределы отраслей надзора и участков
деятельности прокуратуры, полномочия
прокуроров.
Все более приоритетное значение будет
приобретать международное сотрудничество
прокуратуры РФ с органами прокуратуры,
иными правоохранительными органами
зарубежных стран, международными организациями.
Дальнейшее углубление получит
деятельность Координационного Совета
генеральных прокуроров стран СНГ,
особенно в деле борьбы с организованной,
транснациональной преступностью.
Об этом свидетельствует создание в
структуре этого Совета аппарата
исполнительного секретаря с
участием представителей генеральных
прокуроров стран СНГ. Активизируется
участие Генеральной прокуратуры
РФ в деятельности Международной
ассоциации прокуроров, в иных организациях.[10,
C.34]
Можно полагать, что в будущем
более полно будет востребован
правозащитный потенциал российской
прокуратуры, задействованы имеющиеся
здесь резервы. Повышению роли прокуратуры
как надзорного правозащитного органа,
а, следовательно, повышению эффективности
ее многогранной деятельности в наибольшей
мере могли бы способствовать повышение
правового статуса как самой прокуратуры,
так и ее работников, полное проведение
в жизнь принципа независимости прокурорского
надзора, наделение прокуроров дополнительными
полномочиями, т.е. дальнейшее развитие
законодательства, регулирующего прокурорский
надзор.
Заключение
По результатам проведенного исследования
можно сделать следующие выводы.
Прокуратура занимает особое место
среди правоохранительных органов.
Она является независимым правоохранительным
органом, обеспечивающим соблюдение законности
в государстве. Деятельность прокуратуры
заключается в обеспечении верховенства
закона, единства и укрепления законности,
защите прав и свобод человека и
гражданина, а также охраняемых законом
интересов общества и государства.
Государственные органы косвенно участвуют
в правоохранительной деятельности
посредством строгого соблюдения законов
и обеспечения реализации своих
прав гражданами, то есть способствуют
охране права от нарушений, отстаивая
законные государственные интересы.
Принципами организации и деятельности
прокуратуры являются централизация,
независимость, законность и гласность.
Прокуратура Российской Федерации
представляет собой федеральную
централизованную систему прокурорских
органов и учреждений. Эту систему
возглавляет Генеральная прокуратура
РФ.
Главным направлением деятельности всех
органов прокуратуры является прокурорский
надзор. Он представляет собой действия
прокуроров по наблюдению за законностью
решений органов власти и управления,
хозяйствующих субъектов и объединений,
затрагивающих права и законные
интересы граждан, общества и государства,
а также направленные на устранение
нарушений законов и способствовавших
им обстоятельств, на восстановление нарушенных
прав и привлечение виновных к
ответственности.
В соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством РФ органами прокуратуры
осуществляется уголовное преследование,
под которым следует понимать
возбуждение уголовных дел в
отношении конкретных лиц, производство
предварительного следствия следователями
прокуратуры, а также действия прокуроров,
направленные на обеспечение неотвратимости
ответственности лиц, виновных в совершении
преступлений – дача указаний о возбуждении
уголовного дела в отношении конкретных
лиц, применение к ним меры пресечения,
направление дела с обвинительным заключением
в суд, а также поддержание государственного
обвинения в суде.
Список источников и литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51 – ФЗ (в ред. 07.02.2011)// Доступ из справочно - правовой системы «КонсультантПлюс».
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 – ФЗ (с измен.и доп. от 07.03.2011 г.)// Доступ из справочно - правовой системы «КонсультантПлюс».
- Уголовно-процессуальный кодекс от 18.12.2001 № 174 – ФЗ (с последними измен.и доп. от 20.03.2011)// Доступ из справочно - правовой системы «КонсультантПлюс».
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195 – ФЗ (в ред. от 23.12.2010г.)// Доступ из справочно - правовой системы «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре Российской Федерации"// Доступ из справочно - правовой системы «КонсультантПлюс».
- Бабенко С.В. Деятельность прокуратуры в обеспечении прав и свобод личности //"Российская юстиция". – 2007г. -№ 9.
- Бессарабов В.Г. Советская прокуратура (1922-1991 гг.) //"Журнал российского права". – 2002. - № 12.
- Бобырев В.В. О развитии прокуратуры Российской Федерации (проблемы и пути их решения)// "Право и безопасность" – 12.2008. - №4.
- Ванькаев А.Н. Прокуратура России: исторический опыт и перспективы // История государства и права. — 2007. — № 15. — С.45-49.
- Григорьев В.Н., Победкин А.В. Прокурорский надзор. Учебник. – М., 2008. - 544с.
- Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник. — М.: Зерцало, 2009. — 564 с.
- Казанцев С.М. История царской прокуратуры. - СПб., 2000. - С. 134.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - "Эксмо", 2009 г.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Л.А. Окунькова. — М.: Проспект, 2009. — 673 с.
- Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов. - Юстицинформ, 2006 г.
- Павлов О.В. Судебная власть и прокурорский надзор в Российской Федерации (вопросы теории) // Российский судья. — 2007. — № 10. — С.55-57.
- Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. / Под ред. В.П. Божьева. — М.: Проспект, 2009. — 563 с.
- Прокурорский надзор в Российской Федерации. / Под ред. А.А. Чувилева. — М.: Юрист, 2006. — 345 с.
- Прокурорский надзор в Российской Федерации. / Под ред. О.А. Галустьяна. — М.: Юрист, 2007. — 398 с.
- Савюк Л.К. Правоохранительные органы. Учебник. М.: Юристъ, 2004. — 671 с.