Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 19:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение основных этапов истории развития российской прокуратуры и особенностей формирования и деятельности российской прокуратуры на современном этапе.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю образования и становления прокуратуры;
- выявить особенности формирования и деятельности прокуратуры на современном этапе;
- рассмотреть перспективы развития органов прокуратуры РФ.
Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.
В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного
Совета СССР утвержден такой важный
законодательный акт как «
После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законом устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.
В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
2. Особенности формирования и
деятельности российской
После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.
В результате законодательных преобразований
прокуратура Российской Федерации
окончательно сформировалась структурно
и функционально в
2.1. Генеральная прокуратура
Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1
Статья 11. Система прокуратуры Российской Федерации
1. Систему прокуратуры
В ч. 1 ст. 129 Конституции РФ закреплен
один из важнейших принципов
Верхнюю ступень в иерархической лестнице системы органов прокуратуры занимает Генеральная прокуратура РФ. Она возглавляется Генеральным прокурором РФ. Ее структуру составляют главные управления, управления и отделы, а также Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором.
Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению президента Российской Федерации.
Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации пять лет.
Система территориальных прокуратур РФ соответствует федеративному устройству России. Согласно Конституции РФ Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.[1,ст.71] Система территориальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев (уровней):
1) Генеральная прокуратура РФ;
2) прокуратуры субъектов
3) районные (городские) прокуратуры.
В городах, где районное
В прокуратурах субъектов Федерации
действуют сообразно
В основной части субъектов Федерации
на низовом уровне созданы и действуют
только прокуратуры городов и
районов. В некоторых субъектах
Федерации действуют
В целях осуществления функций
руководства районными
В отдельных городах отсутствует районное деление и образованы административные округа. В большинстве субъектов Федерации имеются только прокуратуры городов и районов. Однако в ряде республик, краев, областей, автономных округов образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.
В систему прокуратуры РФ входят также специализированные прокуратуры. К их числу относятся:
- военные;
- транспортные;
- природоохранные прокуратуры;
- прокуратуры по надзору за
соблюдением законов при
уголовных наказаний;
- а также прокуратуры,
2.2. Военная прокуратура
Возглавляет военные прокуратуры Главная военная прокуратура, которая на правах структурного подразделения входит в Генеральную прокуратуру. Структуру военной прокуратуры составляют: прокуратуры военных округов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы РФ и прокуратуры других войск, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов РФ. В структуре военной прокуратуры имеются также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, имеющие статус прокуратур городов и районов.[12, c.351]
2.3. Специализированная прокуратура
К числу специализированных прокуратур
относятся и прокуратуры
В систему этих прокуратур входят:
Второе управление Генеральной прокуратуры
РФ и прокуратуры войсковых
На прокуроров войсковых частей
Генеральным прокурором РФ возложено
осуществление надзора за исполнением
законов, соответствием законам
издаваемых правовых актов, соблюдением
прав и свобод человека и гражданина
органами местного самоуправления, предприятиями,
учреждениями, организациями, органами
контроля, их должностными лицами в
закрытых административно-
2.4. Транспортная прокуратура
Генеральный прокурор РФ возложил на
транспортных прокуроров осуществление
надзора за законностью правовых
актов и исполнением законов
Государственным таможенным комитетом,
Министерством путей сообщения
РФ, Министерством транспорта РФ (за
исключением вопросов автомобильно-дорожной
службы), Федеральной авиационной
службой России, Федеральной службой
речного флота России и входящими
в их систему государственными предприятиями,
учреждениями, организациями и
Транспортным прокурорам подследственные дела о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, станциях, вокзалах, платформах, пристанях, судах, воздушных судах, в аэропортах, поездах, морских и речных портах системы Министерства путей сообщения и Министерства транспорта РФ, а также о преступлениях, совершенных по службе работниками государственных предприятий, учреждений и организаций системы Министерства путей сообщения, Министерства транспорта РФ (за изъятием автомобильно-дорожной службы), Федеральной авиационной службы России, Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, органов внутренних дел на транспорте, Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Они также расследуют дела о преступных нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности транспортных средств и дела о контрабанде и других нарушениях таможенного законодательства. Возглавляет систему транспортных прокуратур Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В нее также входят: транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, и подчиненные им транспортные прокуратуры, имеющие статус районных прокуратур. В основном эта система создавалась применительно к сети железных дорог и других транспортных магистралей. В настоящее время соответственно отделениям железных дорог действуют транспортные прокуратуры на правах районных и управлениям железных дорог - транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов Федерации. В подчинении последних находятся и другие транспортные прокуратуры.[12, c.355]
2.5. Природоохранная прокуратура
В 1980-1990 гг. практически во всех субъектах
РФ были образованы межрайонные природоохранные
прокуратуры со статусом районных и
подчиненные соответствующим
Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями, перечень которых определяется прокурором соответствующего субъекта Федерации. Они также производят предварительное следствие по делам об экологических преступлениях, совершенных преимущественно на поднадзорных природоохранным прокурорам предприятиях.
В целях усиления влияния на состояние
законности при исполнении уголовного
наказания в виде лишения свободы
и иных мер принудительного характера,
назначаемых судом, были образованы
прокуратуры по надзору за законностью
исполнения уголовных наказаний. Они
имеют статус районных прокуратур и
подчиняются соответствующим
На прокуроров по надзору за соблюдением
законов в ИТУ возложены
2.6. Научные и образовательные учреждения
В систему органов прокуратуры
входят также научные и
В настоящее время в системе органов прокуратуры РФ имеются один научный, три института повышения квалификации работников органов прокуратуры, учебный институт. Это Научно – исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ (Москва), Институт повышения квалификации прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры РФ (Санкт-Петербург), Институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Иркутск) и Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ. Кроме того, образованы еще три учебных института прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).
Информация о работе Прокуратура Российской Федерации: история, современность, перспективы