Прокуратура Российской Федерации: история, современность, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее изучение основных этапов истории развития российской прокуратуры и особенностей формирования и деятельности российской прокуратуры на современном этапе.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю образования и становления прокуратуры;
- выявить особенности формирования и деятельности прокуратуры на современном этапе;
- рассмотреть перспективы развития органов прокуратуры РФ.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 56.75 Кб (Скачать файл)

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление  высшего надзора за точным исполнением  законов всеми министерствами и  подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После того, как в 1977 году была принята  новая Конституция СССР, Прокуратура  Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре  СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законом устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что  органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему —  прокуратуру СССР, возглавляемую  Генеральным прокурором СССР, с подчинением  нижестоящих прокуроров вышестоящим.

 

2. Особенности формирования и  деятельности российской прокуратуры  на современном этапе

 

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный  закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции  Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип  единства и централизации системы  органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации  окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный  государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти. В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением  законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в  хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского  надзора. Утвержден и последовательно  проводится в жизнь приоритет  надзора за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина.[17, C.56]

 

2.1. Генеральная прокуратура

Структуру Генеральной прокуратуры  Российской Федерации составляют главные  управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители  и начальники отделов в составе  управлений - помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.

Федеральный закон "О прокуратуре  Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1

Статья 11. Система прокуратуры Российской Федерации

1. Систему прокуратуры Российской  Федерации составляют Генеральная  прокуратура Российской Федерации,  прокуратуры субъектов Российской  Федерации, приравненные к ним  военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В ч. 1 ст. 129 Конституции РФ закреплен  один из важнейших принципов организации  органов прокуратуры - они составляют единую централизованную систему. Согласно этому принципу прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору Российской Федерации  и осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов, уголовное преследование  в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством  РФ, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.

Верхнюю ступень в иерархической  лестнице системы органов прокуратуры  занимает Генеральная прокуратура  РФ. Она возглавляется Генеральным  прокурором РФ. Ее структуру составляют главные управления, управления и  отделы, а также Главная военная  прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным  военным прокурором.

Генеральный прокурор Российской Федерации  назначается на должность и освобождается  от должности Советом Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  по представлению президента Российской Федерации.

Срок полномочий Генерального прокурора  Российской Федерации пять лет.

Система территориальных прокуратур РФ соответствует федеративному  устройству России. Согласно Конституции  РФ Российская Федерация состоит  из республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.[1,ст.71] Система территориальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев (уровней):

1) Генеральная прокуратура РФ;

2) прокуратуры субъектов Федерации;

3) районные (городские) прокуратуры.  В городах, где районное деление  отсутствует, образованы прокуратуры  административных округов с приданием  им статуса прокуратур районов  в городах.

В прокуратурах субъектов Федерации  действуют сообразно административно-территориальному делению прокуратуры городов  и районов, которые непосредственно  подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов. В ряде субъектов Федерации органы прокуратуры  созданы в соответствии с особенностями  их административно-территориального деления.

В основной части субъектов Федерации  на низовом уровне созданы и действуют  только прокуратуры городов и  районов. В некоторых субъектах  Федерации действуют межрайонные  прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории нескольких районов.

В целях осуществления функций  руководства районными прокурорами  и контроля за их деятельностью прокурорам городов с районным делением Генеральный прокурор РФ предоставил определенные полномочия.

В отдельных городах отсутствует  районное деление и образованы административные округа. В большинстве субъектов  Федерации имеются только прокуратуры  городов и районов. Однако в ряде республик, краев, областей, автономных округов образованы межрайонные  прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.

В систему прокуратуры РФ входят также специализированные прокуратуры. К их числу относятся:

- военные;

- транспортные;

- природоохранные прокуратуры;

- прокуратуры по надзору за  соблюдением законов при исполнении        

   уголовных наказаний;

- а также прокуратуры, осуществляющие  надзор в закрытых административно  – территориальных образованиях  и на режимных объектах.

 

2.2. Военная прокуратура

Возглавляет военные прокуратуры  Главная военная прокуратура, которая  на правах структурного подразделения  входит в Генеральную прокуратуру. Структуру военной прокуратуры  составляют: прокуратуры военных  округов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы РФ и прокуратуры других войск, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов РФ. В структуре военной прокуратуры имеются также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, имеющие статус прокуратур городов и районов.[12, c.351]

 

2.3. Специализированная прокуратура

К числу специализированных прокуратур относятся и прокуратуры войсковых  частей. Они созданы более 40 лет  назад и предназначены для  осуществления надзора за исполнением  законов в закрытых административно  – территориальных образованиях (ЗАТО), на особо важных объектах и  в воинских формированиях ряда министерств  и ведомств. Перечень особо режимных объектов определяется Правительством России и подлежит пересмотру с учетом изменения характеристик того или  иного объекта.

В систему этих прокуратур входят: Второе управление Генеральной прокуратуры  РФ и прокуратуры войсковых частей, статус каждой из которых определен  Генеральным прокурором РФ.

На прокуроров войсковых частей Генеральным прокурором РФ возложено  осуществление надзора за исполнением  законов, соответствием законам  издаваемых правовых актов, соблюдением  прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, органами контроля, их должностными лицами в  закрытых административно-территориальных  образованиях, на особо важных и  особо режимных объектах, органами военного управления, специализированными  военно-строительными и иными  воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации особо важных и особо режимных объектов, а также территориальными органами министерств и ведомств в отношении перечисленных объектов.[18, c.274]

 

2.4. Транспортная прокуратура

Генеральный прокурор РФ возложил на транспортных прокуроров осуществление  надзора за законностью правовых актов и исполнением законов  Государственным таможенным комитетом, Министерством путей сообщения  РФ, Министерством транспорта РФ (за исключением вопросов автомобильно-дорожной службы), Федеральной авиационной  службой России, Федеральной службой  речного флота России и входящими  в их систему государственными предприятиями, учреждениями, организациями и контролирующими  органами, общественными объединениями  транспорта, Межгосударственным авиационным  комитетом.

Транспортным прокурорам подследственные  дела о преступлениях, совершенных  на полотне железной дороги, станциях, вокзалах, платформах, пристанях, судах, воздушных судах, в аэропортах, поездах, морских и речных портах системы  Министерства путей сообщения и  Министерства транспорта РФ, а также  о преступлениях, совершенных по службе работниками государственных  предприятий, учреждений и организаций  системы Министерства путей сообщения, Министерства транспорта РФ (за изъятием автомобильно-дорожной службы), Федеральной  авиационной службы России, Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, органов внутренних дел на транспорте, Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Они также расследуют дела о преступных нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности транспортных средств и дела о контрабанде и других нарушениях таможенного законодательства. Возглавляет систему транспортных прокуратур Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В нее также входят: транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, и подчиненные им транспортные прокуратуры, имеющие статус районных прокуратур. В основном эта система создавалась применительно к сети железных дорог и других транспортных магистралей. В настоящее время соответственно отделениям железных дорог действуют транспортные прокуратуры на правах районных и управлениям железных дорог - транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов Федерации. В подчинении последних находятся и другие транспортные прокуратуры.[12, c.355]

 

2.5. Природоохранная прокуратура

В 1980-1990 гг. практически во всех субъектах  РФ были образованы межрайонные природоохранные  прокуратуры со статусом районных и  подчиненные соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов.

Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических  прав граждан, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными  объединениями, перечень которых определяется прокурором соответствующего субъекта Федерации. Они также производят предварительное следствие по делам  об экологических преступлениях, совершенных преимущественно на поднадзорных природоохранным прокурорам предприятиях.

В целях усиления влияния на состояние  законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы  и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, были образованы прокуратуры по надзору за законностью  исполнения уголовных наказаний. Они  имеют статус районных прокуратур и  подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации.

На прокуроров по надзору за соблюдением  законов в ИТУ возложены обязанности  по осуществлению надзора за исполнением  законов и соответствием законам  издаваемых правовых актов, соблюдением  прав и свобод человека и гражданина администрацией исправительно-трудовых учреждений, специальных подразделений  по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы. Они  также производят предварительное  следствие по делам о преступлениях, совершенных осужденными в исправительно-трудовых учреждениях, а также по службе работниками  этих учреждений, специальных подразделений  по обеспечению безопасности объектов уголовно – исполнительной системы.[12, c.360]

 

2.6. Научные и образовательные учреждения

В систему органов прокуратуры  входят также научные и образовательные  учреждения, являющиеся юридическими лицами.

В настоящее время в системе  органов прокуратуры РФ имеются  один научный, три института повышения  квалификации работников органов прокуратуры, учебный институт. Это Научно –  исследовательский институт проблем  укрепления законности и правопорядка, Институт повышения квалификации руководящих  кадров Генеральной прокуратуры  РФ (Москва), Институт повышения квалификации прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры РФ (Санкт-Петербург), Институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры  Российской Федерации (Иркутск) и Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ. Кроме того, образованы еще три учебных института прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Информация о работе Прокуратура Российской Федерации: история, современность, перспективы