Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:58, реферат
Особое место в этом механизме занимают органы прокуратуры, важнейшей функцией которых является надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина - общий надзор.
Прокуратура в России была задумана и утверждена Петром I прежде всего как надзорный орган. Не случайно, прообразом российской прокуратуры для него послужила французская прокуратура, выполнявшая наряду с государственным преследованием преступлений обязанности наблюдения за законностью действий органов власти.
Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Другого такого органа нет, а следовательно, нет такой структуры, которая могла бы взять на себя бремя надзорных забот прокуратуры.
Введение
3
Глава 1
Сущность прокурорского надзора в сфере исполнительной власти
4
Глава 1.1
Понятие, особенности и задачи прокурорского надзора за исполнением законов
4
Глава 1.2
Предмет прокурорского надзора в сфере исполнительной власти
6
Глава 1.3
Пределы надзорной деятельности прокуратуры в сфере исполнительной власти
8
Глава 2
Формы и методы прокурорского надзора за исполнением законов
10
Глава 2.1
Надзор за законностью правовых актов органов исполнительной власти
10
Глава 2.2
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
16
Вывод
24
Список литературы
Законом установлен предельный
10-дневный с момента
По мнению В.И. Баскова, принесение протеста на противоречащий закону правовой акта приостанавливает его действие на период рассмотрения протеста. Речь идет главным образом о таких нарушениях закона как лишение или ограничение права граждан на труд, социальное обеспечение, образование и т.д. Когда прокурор направляет протест он указывает на необходимость приостановления действия опротестованного акта[18].
По действующему законодательству, как считает В.Б. Ястребов, принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта[19]. Тем не менее имеются реальные возможности снижения либо полной нейтрализации отрицательного эффекта противоречащего закону акта. Именно из этих соображений, прокурору предоставлено право устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста, когда этого требуют исключительные обстоятельства. Данное правило применяется в тех случаях, когда исполнение опротестованного акта сопряжено с наступлением или угрозой наступлений опасных последствий: причинения материального ущерба в значительных размерах, нанесения вреда здоровью населения, дезорганизации производства и др. Срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте [20].
О результатах рассмотрения протеста прокурору в тот же день должно быть направлено письменное сообщение. Если невозможно техническое исполнение данного требования в тот же день, тогда оно исполняется на следующий день. Более позднее направление сообщения, равно как несоблюдение сроков рассмотрения протеста, является нарушением закона и может служить основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.
Прокурор жестко не связан
с позицией, изложенной в протесте.
Мнение прокурора может измениться
в результате установления новых
ранее неизвестных
Опротестование прокурором
незаконных правовых актов стало
играть важную роль в сфере надзора
за законностью правовых актов субъектов
РФ. За 1997 - 98 г.г. в России было опротестовано
около 1400 несоответствующих Конституции
РФ, федеральному законодательству правовых
актов законодательных
Прокурорская деятельность все чаще обнажает серьезные государственные проблемы. В ряде регионов четко обозначилось стремление к присвоению полномочий, отнесенных к исключительной компетенции Российской Федерации.
Однако, к сожалению, далеко
не все прокуроры эффективно используют
предоставленные им возможности
для противодействия
О совершенствовании деятельности
прокуроров по надзору за законностью
правовых актов свидетельствует
приказ Генерального прокурора РФ №
42 от 18 июля 1997 г. «Об усилении прокурорского
надзора за законностью правовых
актов субъектов РФ». Главная
цель этого приказа, по мнению А. Мельникова,
во-первых, в том, чтобы напомнить
прокурорам, что опротестовываться
должны все без исключения незаконные
акты субъектов РФ, несмотря на наличие
процедур Конституционного Суда. Во-вторых,
нужно отказаться от практики принесения
протестов на такие акты, если очевидно,
что соответствующий
Не менее важную роль опротестования незаконных правовых актов играет в работе районных и городских прокуроров, осуществляющих надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления. За 1997-98 годы по протестам прокуроров в системе местного самоуправления отменены более 27 тысяч незаконных правовых актов, абсолютное большинство которых носило нормативный характер[24].
Анализ практики прокурорского
реагирования указывает на то, что
большинство незаконных решений
органов местного самоуправления, как
правило, связано с грубыми нарушениями
прав и свобод граждан. Причем наиболее
характерным для органов
Повсеместно распространены
нарушения, связанные с установлением
непредусмотренных законом
В то же время имели место
факты, когда главы администраций
необоснованно освобождали
Органами местного самоуправления
вводились непредусмотренные
Массовый характер приобрели
случаи неправомерного вмешательства
органов местного самоуправления в
хозяйственную деятельность предприятий,
не находящихся в муниципальной
собственности. Перечисленные нарушения
после вмешательства
Заместитель Генерального прокурора
РФ В.И. Давыдов, учитывая исключительную
остроту рассматриваемого вопроса,
а также отмеченные недостатки, предлагает
осуществить меры по повышению эффективности
прокурорского надзора за исполнением
законодательства о местном самоуправлении,
опротестованию незаконных нормативных
актов субъектов РФ, ограничивающих
права граждан на местное самоуправление,
а также усилить
Глава 2.2 - Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является важнейшим направлением прокурорского надзора в сфере исполнительной власти. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Согласно действующему законодательству, надзор за соблюдением прав и свобод граждан - одно из шести основных направлений деятельности прокуратуры ( ст.1 и гл.2 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Это наглядно подтверждает существенное усиление в современных условиях ее правозащитной роли. То обстоятельство, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека, основано на признании их верховенства в правовой системе Российской Федерации.
Соблюдение прав и свобод человека играет основополагающую роль в обеспечении правовой защищенности личности, защите ее от произвола и беззакония. Оно проявляется в точном выполнении предписываемых законом правил, определяющих правовой статус личности в государстве.
Правовое поле для применения
прокурорских полномочий по сравнению
с советским периодом сужено рамками
Конституции РФ. Прокуроры теперь
не обязаны осуществлять надзор за
исполнением актов органов
Однако обстоятельства изменились. Основное внимание прокуроров сосредоточено сейчас на точном выполнении предписываемых Конституцией и законами правил, определяющих правовой статус личности в государстве.
Основные права и свободы
человека и гражданина закреплены в
Конституции, которая имеет прямое
действие. Иные права и свободы
могут устанавливаться
Различаются три группы прав и свобод человека и гражданина: личные права; политические права и свободы; социально-экономические и культурные права и свободы.
В соответствии с приведенной классификацией в Конституции РФ на переднем плане - личные права и свободы. К их числу отнесены право на жизнь, свободу и неприкосновенность; право на охрану достоинства личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на неприкосновенность жилища и т.д.
Многие исследователи не без оснований относят личные права к естественным правам человека, имея ввиду, что они внутренне присущи каждому человеку, принадлежат ему от рождения, а не даруются властью. Задача цивилизованного государства - признать в официальном порядке эти права и организовать их надежную защиту.
В целях защиты личных прав
граждан наиболее широко используются
уголовно-правовые меры и средства
гражданско-правовой защиты в суде.
Важное значение для пресечения фактов
произвола при применении к гражданам
мер административного
Совершенно иную природу
имеют гражданские права
Исходя из опыта цивилизованных государств, можно констатировать, что конечная цель установления политических прав и свобод - включение граждан в процесс формирования органов государственной власти и непосредственное управление его делами. Наделение граждан политическими правами включает установление: права на объединение; права собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; права участвовать в избрании органов власти; права на равный доступ к государственной службе и других.
Нынешнее состояние
Так, прокурор Ставропольского
края в связи с поступившими жалобами
о массовом досрочном голосовании
при выборе губернатора края поднял
этот вопрос перед председателем
крайизбиркома. Действия прокурора
способствовали прекращению фактов
принуждения участковыми
В марте 1997 года органами прокуратуры были выявлены факты игнорирования структурами КПРФ территориального принципа функционирования общественных объединений. В нескольких субъектах РФ были созданы первичные организации КПРФ на предприятиях и в учебных заведениях. По всем этим фактам нарушений законодательства об общественных объединениях органами прокуратуры приняты меры реагирования - принесены протесты и внесены представления с требованием упразднить первичные партийные организации КПРФ на предприятиях и в учебных заведениях[29].
Намного шире предусмотренные Конституцией РФ социально-экономические права граждан. Среди них - право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии; право на жилище; право частной собственности; право на социальное обеспечение; право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т.д.
В настоящее время особенно часто нарушаются социально-экономические права граждан. Заместитель начальника управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры РФ А.В. Чурилов отмечает, что за 1996 год прокурорами было пресечено более 5,5 тысяч нарушений прав инвалидов и престарелых и около 10 тысяч нарушений жилищных прав граждан, каждое четвертое из которых было связано с изданием незаконных правовых актов, ущемлявших права граждан на справедливое распределение муниципальных жилых помещений, приватизацию жилья, охрану жилищных интересов несовершеннолетних, инвалидов, престарелых[30].
Информация о работе Прокурорский надзор в Российской Федерации