Прокурорский надзор в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:58, реферат

Описание работы

Особое место в этом механизме занимают органы прокуратуры, важнейшей функцией которых является надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина - общий надзор.
Прокуратура в России была задумана и утверждена Петром I прежде всего как надзорный орган. Не случайно, прообразом российской прокуратуры для него послужила французская прокуратура, выполнявшая наряду с государственным преследованием преступлений обязанности наблюдения за законностью действий органов власти.
Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Другого такого органа нет, а следовательно, нет такой структуры, которая могла бы взять на себя бремя надзорных забот прокуратуры.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1
Сущность прокурорского надзора в сфере исполнительной власти
4
Глава 1.1
Понятие, особенности и задачи прокурорского надзора за исполнением законов
4
Глава 1.2
Предмет прокурорского надзора в сфере исполнительной власти
6
Глава 1.3
Пределы надзорной деятельности прокуратуры в сфере исполнительной власти
8
Глава 2
Формы и методы прокурорского надзора за исполнением законов
10
Глава 2.1
Надзор за законностью правовых актов органов исполнительной власти
10
Глава 2.2
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
16

Вывод
24

Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат прокурорский надзор 2.docx

— 63.84 Кб (Скачать файл)

Суммируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что прокуратура, действуя в пределах своей компетенции только ей присущими  методами и средствами, занимает важное место в государственном механизме  защиты прав и свобод граждан.

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Цель моей работы - доказать, что прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов, прежде всего в сфере исполнительной власти, составляет основу деятельности.

Деятельность прокуратуры  связана со всей системой государственного механизма России. Государственно-правовая природа института прокурорского  надзора заключается в том, что  он способствует укреплению режима законности в такой  сложной сфере государственной  деятельности как государственное  и хозяйственное управление.

В надзоре за исполнением  законов заключена большая часть  профилактического потенциала прокуратуры. По мнению профессора В.Б. Ястребова, «предупредительное воздействие на возможных правонарушителей оказывает уже сам факт существования прокурорского надзора. Эффективной системой предупреждений правонарушений в экономической и социальной сферах, в области деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, средством раннего предупреждения преступлений выступает надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека»[35].

Важнейшим направлением прокурорского  надзора в сфере исполнительной власти является надзор за законностью  правовых актов. Он является стержнем проверочной деятельности прокуроров на всех направлениях. Через эту  работу в первую очередь реально  достигается защита публичного интереса. И прежде всего - через инициативные действия в защиту правового статуса  личности. Другая сторона публичного интереса заключается в охране конституционного строя России, ее федеративного устройства, единства правового и экономического пространства, стратегических интересов  государства [36].

Другим важным направлением надзора прокуратуры в сфере  исполнительной власти является надзор за исполнением законов несудебными  органами административной юрисдикции. Прокуроры, используя различные  акты прокурорского реагирования (протесты, представления, предостережения), осуществляют надзор за соблюдением закона при  производстве по делам об административных правонарушениях.

Безусловно, как важнейший  институт правоохранительной системы  государства, прокуратура не может  сохранять без изменений данные ей функции, формы, методы, направления  своей деятельности. По мере изменения  условий социальной действительности, формирования установок правового  поля, упрочнения законности, повышения  правовой культуры будут вноситься  необходимые коррективы в деятельность прокуратуры. Не исключается даже возможность  создания нового самостоятельного органа, который возьмет на себя выполнение обязанностей, реализуемых ныне в  рамках надзорной функции прокуратуры. Для этого, естественно, нужны соответствующие  условия. Пока они не наступили, функция  надзора за исполнением законов  должна принадлежать прокуратуре. Замены ей по части выполнения надзорных  полномочий в настоящее время  нет.

 

Список использованной литературы

 

1.  Конституция Российской  Федерации - М; ИНФРА-М-НОРМА, 1997-80с

2. О прокуратуре Российской  Федерации:Федерал.закон.17 ноября 1995г.// СЗ РФ.-1995.-№ 47.-ст.4472.

3. О внесении изменений  и дополнений в Федеральный  закон «О прокуратуре РФ»: Федерал.закон.10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ// Рос.газ.-1999- 17 февр.

4. Об организации прокурорского  надзора за исполнением законов,  соблюдением прав и свобод  человека и гражданина: Приказ  Ген.прокурора РФ.22 мая 1996 г. №30// Сб.осн.приказов и указаний Ген.прокурора РФ.-М.,1999.

5. Докладная записка заместителя  прокурора Липецкой области о  результатах проверки исполнения  законодательства административными  комиссиями// Архив прокуратуры Липецкой  области за 1998 год.

6. Обзор нарушений законодательства  о местном самоуправлении и  практики мер прокурорского реагирования.// Архив прокуратуры Липецкой обл.  за 1998 год.

7. Справка о результатах  проверки исполнения законодательства  о местном самоуправлении в  Липецкой области// Архив прокуратуры  Липецкой обл.1998 год.

8.Басков В.И. Курс прокурорского  надзора: Учебник.-М.,1998.-480с.

9. Винокуров А. Проверка  законности административного задержания  в органах внутренних дел.// Законность.-1997.- №3.-С.33-37.

10.Комментарий к Федеральному Закону “О прокуратуре Российской Федерации”/Ю.И. Скуратов, А.Я. Сухарев, А.Г. Звягинцев и др. - М.:изд-во НОРМА,1996-736с

11. Мельников А. Надзор за исполнением законов// Законность.-1998.-№3.-С.7-16.

12. Протопопов А. Место  и роль прокуратуры в системе  государственных органов.// Проблемы  совершенствования прокурорского  надзора. Материалы научно-практ.конф.-М., 1997.-С.73-77.

13. Скуратов Ю.И. Концептуальные  вопросы развития прокуратуры  в период правовой реформы  в Российской Федерации// Прокуратура  в правовом государстве. Материалы  многостор.встречи.-М.,1997.-С.12-15.

14. Темушкин О.П. Проблемы прокурорского надзора на современном этапе// Проблемы совершенствования прок.надзора. Материалы научно-практ.конф.-М.1997.-С.41-74.

15. Чурилов А.В. Защита  прав и свобод человека и  гражданина средствами прокурорского  надзора.-М.,1999-360 с.

16. Чурилов А.В. Прокурорский  надзор за соблюдением прав  и свобод граждан// Законность.-1997.-№8-С.5-12

17. Ястребов В.Б. Надзор  за исполнением законов как  основная функция прокуратуры// Проблемы  совершенствования прокурорского  надзора. Материалы научно-практ.конф.-М.,1997.-С.15-20.

 


Информация о работе Прокурорский надзор в Российской Федерации