Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:58, реферат
Особое место в этом механизме занимают органы прокуратуры, важнейшей функцией которых является надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина - общий надзор.
Прокуратура в России была задумана и утверждена Петром I прежде всего как надзорный орган. Не случайно, прообразом российской прокуратуры для него послужила французская прокуратура, выполнявшая наряду с государственным преследованием преступлений обязанности наблюдения за законностью действий органов власти.
Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Другого такого органа нет, а следовательно, нет такой структуры, которая могла бы взять на себя бремя надзорных забот прокуратуры.
Введение
3
Глава 1
Сущность прокурорского надзора в сфере исполнительной власти
4
Глава 1.1
Понятие, особенности и задачи прокурорского надзора за исполнением законов
4
Глава 1.2
Предмет прокурорского надзора в сфере исполнительной власти
6
Глава 1.3
Пределы надзорной деятельности прокуратуры в сфере исполнительной власти
8
Глава 2
Формы и методы прокурорского надзора за исполнением законов
10
Глава 2.1
Надзор за законностью правовых актов органов исполнительной власти
10
Глава 2.2
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
16
Вывод
24
Список литературы
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что защита политических, социально-экономических прав и свобод граждан - область наибольшего применения прокурорских полномочий, закрепленных в статьях 26-28 ФЗ «О прокуратуре РФ», в процессе осуществления общенадзорной деятельности.
Здесь правомерно, на мой взгляд, поставить вопрос о мотивации прокурорского вмешательства в вопросы защиты прав и свобод граждан.
С учетом ведущего положения судов в сфере защиты прав и свобод граждан тотальный прокурорский надзор по аналогичным вопросам невозможен. «Предпринимаемые прокурорами меры в защиту граждан должны носить компенсационный характер и дополнять существующие средства правовой защиты», - таково мнение А.В. Чурилова. Не подменяя суды в разбирательстве конкретных гражданских споров, требующем опроса свидетелей, исследования других доказательств в судебном заседании, прокуроры должны реагировать на видимые формальные нарушения законов[31].
А.В. Чурилов выделяет 4 случая, когда прокуроры подключаются к правозащитной деятельности.
В первом случае необходимо без всяких отлагательств применить в целях устранения очевидных нарушений прав граждан, а также наказание виновных специальные полномочия, предоставленные прокурором ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О прокуратуре РФ» и некоторыми другими федеральными законами.
Второй случай объясняет прокурорское вмешательство как вынужденную меру, поскольку полномочия других органов государства и местного самоуправления по устранению выявленных нарушений прав граждан, привлечение виновных к ответственности исчерпаны. Речь идет в данном случае о фактах злостного невыполнения предписаний закона, когда требуется применить более строгий вид правовой ответственности.
Третий случай может быть
продиктован обнаруживающейся еще,
зачастую, бездеятельностью органов
исполнительной власти в пресечении
нарушений прав граждан, когда такое
отношение ведет к серьезным
деформациям в
Четвертый вид обязательных работ прокуроров (в рамках реализации полномочий, определенных ст.ст.26-28 Закона) относится к основной их задаче - защите публичных интересов, т.е. интересов общества и государства.
Основной интерес общества связан с сохранением установленного в Российской Федерации правового статуса личности. Поэтому следует рассматривать в первую очередь как посягающее на общественные интересы те правонарушения, которые проявляются в ограничении под тем или иным предлогом прав и свобод человека и гражданина, закрепленных во второй главе Конституции[32].
Если внимательно вдуматься
в перечисленные выше четыре случая
прокурорского вмешательства, то все
они взаимосвязаны и позволяют
реально ощутить место
Круг полномочий, закрепленных ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», а также некоторыми другими федеральными законами, предоставляет прокурорам возможность выполнять следующие виды правозащитных работ:
1) рассматривать и разрешать непосредственно адресованные им заявления, жалобы, иные сообщения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина;
2) осуществлять наблюдение за реализацией прав и свобод, а также выявление фактов правонарушений;
3) предупреждать и пресекать с помощью специальных мер воздействия нарушения прав и свобод ; рассматривать вопрос о применении к виновным различных мер правовой ответственности.
Важнейшим направлением правозащитной
деятельности прокурора является работа
с обращениями граждан. Особенность
данного вида деятельности заключается
в том, что она инициируется гражданами,
выражающими несогласие с теми или
иными действиями должностных лиц
и органов власти. Эта работа имеет
несколько стадий. На первой из них
определяется отношение поднятых заявителем
вопросов к компетенции органов
прокуратуры и отсев тех
Вторая стадия - разрешение
прокурором заявлений и жалоб
по существу с принятием необходимых
организационных решений. Органы прокуратуры
при разрешении поступающих к
ним писем и заявлений
Прокурор может принимать к рассмотрению любые жалобы, содержащие сведения о нарушении закона, в том числе и обращения по вопросам, подведомственным суду, при необходимости защиты общественного интереса, либо прав наименее социально-защищенных лиц. При этом прокурор обязан принять по обращению одно из следующих решений:
-разрешить жалобу по
существу в установленные
-направить обращение
для проверки, разрешения по существу
в один из органов,
-разъяснить пострадавшему (при неподведомственности прокуратуре поднятых им вопросов) существующий порядок защиты его прав и свобод (например, путем обращения в комиссию по трудовым спорам, в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу), когда требуется непосредственное его обращение и ничто не мешает заявителю сделать это самостоятельно.
В настоящее время ведомственная
регламентация Генеральной
1) когда в повторных жалобах уже не содержится новых доводов, а по всем предыдущим проводились объективные и полные проверки и были даны ответы полномочными лицами;
2) если в обращениях отсутствуют сведения о фамилии и месте жительства заявителя;
3) если содержание обращения лишено логики и смысла;
4) если обращение содержит выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, а также нецензурные выражения.
Инициативная проверка прокурора и основания ее проведения
Осуществляя наблюдение за
практикой реализации прав и свобод
человека и гражданина, прокурор использует
не только поступающие к нему непосредственно
письменные обращения. Он обязан также
анализировать и
Вся проверочная деятельность прокурора направлена на пресечение правонарушений, допущенных в отношении граждан. В тех случаях, когда нарушения прав граждан уже устранены, однако такие правонарушения в силу однотипности получили распространенный характер, задачей прокурора является предупреждение с помощью инициативной проверки повторения неправомерных действий со стороны конкретных должностных лиц, органов исполнительной власти.
Неоценимую роль в организации
целенаправленной работы по предупреждению
правонарушений играет судебная статистика,
которая имеет дело с очевидными,
подтвержденными судебными
Большое значение для аппаратов Генеральной прокуратуры, прокуратур субъектов РФ имеет составление прокурорами - предметниками полугодовых (годовых) обобщений по конкретных вопросам правозащитной деятельности.
По существу этот основной
аналитический материал позволяет
выделить неблагополучные в смысле
обеспечения прав и свобод граждан
сферы и планировать
Представляемые прокурорами-
1) о характерных нарушениях законов, касающихся прав граждан и территориях их наибольшего распространения;
2) об очевидных недостатках в работе контролирующих органов по борьбе с правонарушениями отдельных видов;
3) о состоянии прокурорского надзора на конкретных направлениях;
4) о целесообразности организации прокурорских проверок в органах управления, контроля, на предприятиях с привлечением территориальных прокуроров.
В отличие от контролирующих
органов системы исполнительной
власти, использующих в практической
деятельности метод сплошных проверок,
органы прокуратуры приступают к
проверке только при наличии двух
обязательных условий: поступления
информации о нарушении законов
и убежденности в том, что соответствующие
вопросы не относятся к компетенции
других органов власти и для устранения
правонарушений требуется принятие
мер непосредственно
Независимо от цели проверки прокурор обязан ответить на следующие вопросы:
-имели ли место в
действительности нарушения
-какими доказательствами подтверждаются нарушения прав и свобод граждан;
-содержат ли выявленные
нарушения признаки
-какой ущерб причинен правонарушением;
-каковы причины, приведшие к нарушению прав и свобод человека и гражданина.
Меры прокурорского реагирования на нарушения
В отличие от правовых средств, используемых прокурором в целях выявления и фиксации нарушений прав и свобод граждан, рассматриваемые полномочия связаны исключительно с его реагированием на факты установленных в ходе проверки правонарушений.
Реализация этой группы полномочий
проявляется в составлении
В сфере корректирования
результатов нормотворческой
На сегодняшний день прокуратура
- один из немногих государственных
органов, активно противодействующих
распространению
Следующая группа прокурорских полномочий используется в целях пресечения неправомерных действий, учиняемых в отношении граждан. С их помощью также прекращается бездействие органов власти, должностных лиц, обязанных по закону совершать определенные действия в пользу граждан.
Наиболее распространенной
мерой прокурорского
К числу правовых средств, используемых прокурором для прекращения неправомерных действий должностных лиц, относится также вынесение постановления об освобождении лиц, незаконно подвергнутых к административному задержанию на основании решений несудебных органов. Это властно - распорядительное полномочие прокурора используется для оперативного реагирования на ограничение одного из естественных прав человека - права на неприкосновенность личности.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится прокурором в случае обнаружения в ходе надзорной проверки в действиях должностного лица, нарушившего права граждан, административного проступка. Как свидетельствует надзорная практика, область наибольшего применения рассматриваемого полномочия прокурора - это несоблюдение трудовых прав граждан и нарушение прав потребителей.
Вынося постановление в порядке ст.25 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор обязан составить его по правилам, установленным ст.235 КоАП для оформления протокола об административном правонарушении, ознакомить с текстом постановления правонарушителя, приложив письменные возражения последнего; направить его уполномоченному органу, который, не составляя протокола, должен вести производство по делу, завершив его вынесением постановления о наложении взыскания либо о прекращении производства по делу[34].
По фактам наиболее злостных
нарушений прав и свобод граждан,
когда правонарушение в силу своей
интенсивности наносит
Информация о работе Прокурорский надзор в Российской Федерации