Разделение властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:24, реферат

Описание работы

В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена, чтобы избежать деспотизма, между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограничивать другую.

Файлы: 1 файл

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В РБ.docx

— 58.23 Кб (Скачать файл)

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

 

Принцип разделения властей закреплен в Конституции  Республики Беларусь Раздел 1. Статья 6.

Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законадательную. Исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена  в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена, чтобы избежать деспотизма, между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограничивать другую. Принцип разделения властей не исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

Принцип разделения властей действует и  в вертикальном аспекте как сбалансированное соотношение центральной власти с региональной, местной властью. Сосредоточение слишком большой  власти у центра может приводить  к игнорированию местных интересов, и наоборот, чрезмерная компетенция  местных органов может отрицательно сказаться на общенациональных интересах.

 

ПАРЛАМЕНТ – НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

(Конституция Республики Беларусь. Раздел IV, глава 4)

 

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.

Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Состав  Палаты представителей – 110 депутатов.

Срок  полномочий Парламента – четыре года.

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО – СОВЕТ  МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(Конституция Республики Беларусь. Раздел IV, глава 5)

 

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

 

СУД

(Конституция Республики Беларусь. Раздел IV, глава 6)

 

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.

Система судов строится на принципах территориальности  и специализации.

Судоустройство  в Республике Беларусь определяется законом.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Суды  осуществляют правосудие на основе Конституции  и принятых в соответствии с ней  иных нормативных актов.

Контроль  за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяется законом.

Государственная власть может эффективно выполнять  свои функции там, где есть четкое разделение на три ветви:

1. Законодательную (Парламент);

2. Исполнительную (глава государства и правительство);

3. Судебную (система судов, выполняющая контролирующие функции).

Принцип разделения властей закреплен в  статье 6 Конституции Республики Беларусь. В ней отмечается, что государственная  власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Высший законодательный  орган государства – Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики (статья 90).

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. (статья 106)

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам (статья 109).

 

Почему  необходимо разделение властей?

    • Чтобы обеспечить независимость, равную ответственность и возможность взаимодействовать, контроль друг другом.
    • Взаимно сдерживая и уравновешивая друг друга не дают возможности злоупотреблять властью. Законом определены полномочия, а значит не могут переступить границы своих полномочий.
    • Никто не будет принуждать делать то, к чему не обязывает закон и не делать того, что закон ему дозволяет.
    • Через всеобщее избирательное право граждане имеют возможность контролировать власть и в случае необходимости вносить коррективы в их политику.

http://dipland.ru/История_государства_и_права_(ИГП)/Разделение_властей_в_Республике_Беларусь_5040/

Разделение властей в  Республике Беларусь

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ  5

2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ  ВЛАСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 9

2.1 Президент 9

2.2 Законодательная ветвь  власти 11

2.3 Исполнительная ветвь  власти 17

2.4 Судебная ветвь власти 21

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ 29

 

Описание.

 

 Базовым принципом  государственного строительства  является принцип разделения  властей. Данный принцип не  просто правовой, но, прежде всего,  конституционный - это один из  правовых устоев гражданского  общества, не только структуризирующего власть правового государства, но и держащего эту власть под контролем.

 Конституция Республики  Беларусь 1994 г. впервые в истории  Беларуси провозгласила принцип  разделения властей. Он становится  ключевым направлением решения  вопросов о демократических устоях  нашей государственности, обеспечения  единства государственной власти. В связи с этим изучение  конституционных основ разделения  властей представляется важным.

 Разделение государственной  власти на ветви, самостоятельные  по отношению друг к другу,  призвано обеспечивать, в конечном  итоге, необходимое соотношение  интересов, который и делает  власть цельной и единой. Этот баланс ветвей власти должен обеспечиваться конституционными гарантиями посредством реализации полномочий законодательных, исполнительных и судебных органов, а споры ветвей власти - разрешаться конституционным путем и через правовую процедуру (Конституционный Суд).

 Объектом работы является  принцип разделения властей как  один из основных признаков  правового государства.

 Целью работы является  изучение принципа разделения  властей и его конституционного  закрепления в Республике Беларусь.

 Указанная цель достигаются  при разрешении следующих задач:

- определение характеристики  принципа разделения властей  и его исторического возникновения;

- установление места ветвей  власти в системе государственности  Республики Беларусь;

- характеристика ветвей  власти Республики Беларусь с  учетом принципа разделения властей.

 

Выдержка из работы.

 

2.2 Законодательная ветвь  власти

 Принципиально важное значение для уяснения роли и места Парламента в государстве имеет само определение этого государственного органа власти, принятое в основном законе государства - Конституции Республики Беларусь. Согласно статье 90 IV раздела, 4 главы Конституции , Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

 Таким образом, в  основном законе государства  заложено, во-первых, двойное название [12, с. 118]: Парламент - Национальное  собрание Республики Беларусь, во-вторых, определен его общественный статус  и его положение в системе  государственной власти, и в третьих – определена его структура. Таким образом, характеризуя Парламент как орган государственной власти, можно выделить его основные обобщенные характеристики:

1) Парламент – Национальное  собрание – это собрание государственных  деятелей, которые принимают только  коллегиальные решения и несут  за них коллективную ответственность.  Т.к. Парламент в конституционном  праве Республики Беларусь рассматривается  как выразитель воли и интересов  всего народа, поэтому для его  характеристики использован термин  «национальное собрание»;

2) Парламент – представительный  орган – означает что, либо  весь Парламент, либо его часть  представляют интересы народа  в целом и наделены доверием  избирателей;

3) Парламент – это общегосударственный  орган, главная функция которого  в системе разделения властей  заключается в осуществлении  законодательной власти.

 

Список литературы.

 

1. Конституция Республики  Беларусь от 15.03.1994 (с изменениями  и дополнениями, принятыми на  республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный  реестр правовых актов Республики  Беларусь, 1999, № 1, 1/0

2. Закон Республики Беларусь  от 21.02.1995 г. «О Президенте Республики  Беларусь» // Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997, № 24, ст.463.

3. Закон Республики Беларусь 2008 г. «О Совете Министров Республики  Беларусь» // Национальный реестр  правовых актов Республики Беларусь, 2008, № 1/218

4. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. Учебное пособие. – М., 1998. – 422 с.

5. Василевич Г. А. Конституционное  право Республики Беларусь. –  Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003. – 832 с.

6. Василевич Г.А. Верховенство  права как основополагающий конституционный  принцип // Право Беларуси. – 2003. – № 13. – С. 58

7. Данилевич А.А. Судоустройство. – Мн.: Амалфея, 2002. – 470 с.

8. История политических  и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма-Инфра, 1999. – 349 с.

9. История политических  и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма-Инфра, 2003. – 944 с.

10. Крамник А.Н. Курс  административного права Республики  Беларусь. – Мн.: Тесей, 2002. – 608 с.

11. Кунцевич К.Н. Сравнительный конституционализм. – Мн.: МИУ, 2003. – 180 с.

12. Кунцевич К.Н., Конституционное право Республики Беларусь, – Мн., 2000 г. – 118 с.

13. Локк Дж. О политическом или гражданском обществе. Соч. Т.З. – М., 1988.

14. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: Юстицинформ, 2004. – 512 с.

15. Монтескье Ш.Л. Избранные  произведения. – М.: Знание, 1975. –  286 с.

16. Общая теория государства  и права: Учеб. пособие / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. 2-е изд., дополненное. – Мн.: Амалфея, 2004. – 688 с.

http://www.yurist.by/ob-organizacii-gosudarstvennoy-vlasti-v-respublike-belarus-o-nacionalnoy-pravovoy-sisteme

В основе Государственной  власти в Республике Беларусь заложен  принцип разделения властей на следующие  ветви: законодательную, судебную и  исполнительную. Наряду с разделением  властей действует «аппарат сдержек  и противовесов»; Государственные  органы автономны, в ракурсе возложенных  на них полномочий, взаимодействуют  между другу другом, таким образом, уравновешивая и сдерживая «рычаги управления».

Народ – это единственный источник государственной власти в  Республике Беларусь. Конституция Республики Беларусь снабжает народ неотчуждаемыми правами, в рамках которых последние  могут осуществлять свою волю в управление государством посредством законных представителей либо иных государственных органов.

Верховенство права действует  на всей территории Республики Беларусь. Должностные лица, государство и  смежные органы действуют исключительно  в рамках принятых законодательных  актов, соответствующих Конституции  РБ.

Права человека, свободы и  гарантии их реализации – основная цель и высшее благо общества и  государства Республики Беларусь.

В систему государственных  органов входят структуры: 

Президент Республики Беларусь (Глава государства)

Парламент (Национальное собрание)

- Совет Республики

- Палата представителей 

Правительство (Совет Министров)

Суды, прокуратуры 

Комитет государственного контроля

Органы местного управления

 

http://www.yurclub.ru/docs/pravo/0303/11.html

Роль, задачи и значение управленческой власти в общей структуре государственной  власти

 

Разумова Любовь Тимофеевна, соискатель кафедры конституционного права и государственного строительства Академии управления при президенте Республики Беларусь

 

Принцип разделения властей  давно уже является одним из основных признаков правового государства  наряду с верховенством права, законностью  управления, соблюдением прав и свобод человека и гражданина и обеспечением самостоятельности гражданского общества в отношениях с государством. Данный принцип – не результат трудов какого-либо мыслителя или одного из направлений политической мысли какой-либо эпохи, различные правовые принципы и политические концепции разделения государственной власти с разной степенью теоретической и практической оформленности можно встретить в любом периоде истории развития государства и права и политико-правовых учений. В необходимости формирования единой общепризнанной теории разделения властей не приходится сомневаться и сейчас, в эпоху конституционного закрепления названного принципа.

Информация о работе Разделение властей