Разделение властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:24, реферат

Описание работы

В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена, чтобы избежать деспотизма, между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограничивать другую.

Файлы: 1 файл

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В РБ.docx

— 58.23 Кб (Скачать файл)

 

 Идеи о разделении  государственной власти можно  встретить в каждой эпохи истории  политических и правовых учений, однако, именно в новое время  принцип разделения властей получает  свою наибольшую актуальность.

 

 Государственная власть  делилась на власть законодательную,  призванную издавать законы государства,  и власть монарха, который обязан  эти законы претворять в жизнь.  Последняя власть, в силу специфики  своей деятельности, получила название  исполнительной. Судебная власть  впервые выделяется Ш.-Л. Монтескье.

 

 Дж. Локк и Ш.-Л. Монтескье  заложили основу, первые фундаментальные  положения в создающуюся теорию  разделения властей, определив  основной спектр дискуссионных  проблем государственного строительства  будущих правовых государств  в отношении государственной  власти и основных способов  ее деления. Основным аргументом  в пользу разделения властей  для них являлась защита неотъемлемых  прав человека от посягательств  государства, что выразилось в  компромиссе между буржуазией  и дворянством при осуществлении  ими государственной власти. Главное отличие разделения властей в новое время от предшествующих периодов выражалось не просто в разделении функций государственных органов, которое существовало всегда, а в разделении государственных институтов на основные ветви власти и недопущении смешения полномочий различных властей в одном органе или одним человеком, что было достигнуто в результате компромисса политических сил по поводу обладания властью в государстве.

 

 Принцип разделения властей, целью которого является защита общества, человека и гражданина от тоталитарного государства, его неограниченной власти с помощью расчленения последней на несколько ветвей, зачастую на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную, и их надлежащего организационно-правового ограничения, является одним из важнейших достижений политической культуры.

 

 Причем эти ветви  государственной власти находят  материальное выражение в ее  основных функциях – законодательной,  исполнительной и судебной. Каждая  из этих функций представлена  соответствующими суверенными сдерживающими  и уравновешивающими друг друга  органами государственной власти  и самостоятельно ими осуществляется. При этом важно отметить, что  принцип разделения властей характеризуется прежде всего юридическим равенством трех ветвей власти, их верховенством, суверенностью в закрепленной сфере деятельности и соответственно независимостью друг от друга. Суть принципа разделения властей состоит в том, что единая государственная власть, имеющая своим единственным источником народ, покоящаяся на едином государственном суверенитете, на единстве государственной политики по принципиальным вопросам, может быть связанной правами человека, легитимно, в правовом режиме функционировать при условии ее деконцентрации, организационно-правового рассредоточения по основным самостоятельным центрам (ветвям). Как видим, он приводит лишь к формальному многовластию в государстве, которое приобретает образ фактического при отражении в массовом сознании. К сожалению, принцип разделения властей до сих пор не получил глубокого понимания, отражения в постсоветском сознании граждан, политиков, депутатов парламентов стран СНГ, в том числе Беларуси. Такое поверхностное осознание принципа разделения властей является одной из причин напряженности, конфликтов между властями в государствах СНГ. Важно отметить общую обособленность, которая заключается в том, что утверждение принципа разделения властей в политической практике, сознании, нигде гладко безболезненно не происходило, поскольку всегда было связано с перераспределением власти, полномочий в системе государственных органов, разрушением ее иерархии, ограничением компетенции государственных властных институтов.

 

 Как известно, советская власть основывалась на конституционном принципе организационно-правового единства государственной власти, исключающем ее делимость на отдельные, относительно независимые власти, устанавливающем полновластие Советов, монополию на государственную власть в масштабах государства и в каждой территориальной единице, абсолютное верховенство высшего представительного органа – Верховного Совета (о чем свидетельствовало и его название), возглавляющего всю систему государственного управления и обязаны были издавать свои правовые акты в рамках конституционной формулы – "на основе и во исполнение Конституции и законов".

 

 Конституция Республики  Беларусь, принятая Верховным Советом  15 марта 1994 года, впервые в статье 6 закрепила принцип разделения  властей, который выражался в  следующем: "Государство основывается  на принципе разделения властей:  законодательной, исполнительной  и судебной. Государственные органы  в пределах своих полномочий  самостоятельны: они взаимодействуют  между собой, сдерживают и уравновешивают  друг друга". Анализ данной  статьи и других статей Конституции  Республики Беларусь свидетельствует  о том, что принцип разделения  властей не получил в ней  последовательного, четкого закрепления.  К примеру, Конституционный Суд формировался лишь одной ветвью власти – законодательной, хотя в других странах (Германия, Италия, Франция, Россия, Украина, Казахстан) аналогичный орган формируется на паритетной основе.

 

 В результате на  практике наблюдалось нарушение  баланса полномочий ветвей власти  в пользу Верховного Совета, который  законодательствовал на основе  прежнего, советского принципа единства  государственной власти.

 

 Осуществление исполнительной  власти в Республике Беларусь  Конституция возлагала на впервые  созданный институт президентства,  который пользуется широкой популярностью  во всем мире. Кстати сказать,  более 130 стран мира имеют в  своей политической системе институт  президентской власти. Согласно  ст. 95 Конституции Президент являлся  не только Главой государства,  но и главой исполнительной  власти. В силу этого он должен  был выполнять функции, обязанности  двух должностей, которые имели  разные цели, задачи и уровни властности. К тому же обязанности Главы государства не были обеспечены должным объемом правомочий.

 

 В соответствии с  Конституцией судебная власть  не включала в свою систему  такой важный орган по охране  Основного Закона, по обеспечению его верховенства, как Конституционный Суд.

 

 Необходимость последовательного, реального закрепления в Конституции принципа разделения властей, восстановления равновесия трех ветвей власти, баланса между обязанностями и правами Главы государства, повышения статуса исполнительной власти в системе государственных органов и ее роли в управлении государством и обществом явилась одной из объективных причин президентской инициативы, направленной на внесение необходимых изменений и дополнений в Конституцию Беларуси путем республиканского референдума. Принятые на референдуме 24 ноября 1996 года изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь существенно обогатили теорию и конституционную практику разделения властей, значительно укрепили их самостоятельность и авторитет, а также основы конституционного строя. В результате юридически оформилась еще одна ветвь власти – президентская, арбитражная по своей сути власть, охранительная, лидирующая по своей направленности.

 

 Президент Республики  Беларусь перестал быть главой  исполнительной власти, что, однако  не превращает его в некий  государственный символ. Теперь  он – Глава государства, из  чего следует, что Президент  является первым среди государственных  должностных лиц, занимает самостоятельное  главенствующее место в системе  государственных органов Беларуси. Он представляет Республику Беларусь  внутри страны и в международных  отношениях. А это означает, что  Президент выступает от имени  всех государственных органов,  его официальные заявления и  акции не нуждаются в каком-либо  удостоверении, утверждении. Все  официальные выступления Президента  и сделанные им заявления обязывают  государство в целом. поскольку он действует в соответствии с Конституцией Беларуси и в силу должности, т.е. на основании того, что является Главой суверенного государства. К тому же Президент является наиболее авторитетным выразителем определенных политических интересов, обладателем политического мандата, полученного от народа во время всеобщих прямых президентских выборов.

 

 Президент не включен  в систему разделения властей,  поставлен над всеми ветвями  власти. В результате его авторитет,  политико-правовая защищенность  усиливаются. Президент обладает  неприкосновенностью, а его честь  и достоинство охраняются законом.

 

 В политико-правовом  плане наделение Президента титулом  Главы государства вытекает из  необходимости обеспечения взаимодействия  властей, устойчивости системы  государственного управления, институтов  государственной власти, их преемственности,  стабильности в государстве.

 

 Невозможно себе представить функционирование органов государственной власти в современном государстве на основе принципа разделения властей без авторитетного арбитра, обеспечивающего политическую и экономическую стабильность, без Президента – охранителя основ конституционного строя, существенных ценностей общества, который не только олицетворяет единство народа, государства внутри страны и вовне, но и обеспечивает необходимое взаимодействие государственных властей, устойчивость механизма государственной власти. Остальные ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная – осуществляют установленную Конституцией и законами деятельность, т.е. законодательствуют, управляют, осуществляют правосудие.

 

 Изменения и дополнения, внесенные в Конституцию, свидетельствую  о том, что Президент дистанцирован от всех ветвей власти и не несет политической ответственности за свои действия. Вместе с тем он отчасти нормотворчествует, участвует в осуществлении законодательной , исполнительной и судебной властей, разрешает споры между властями. Он обязан делать это для того, чтобы выступать в качестве гаранта республиканской формы правления, реализации основных направлений внутренней и внешней политики, суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, выполнять обязанность по поддержанию стабильности в государстве, гражданского мира в обществе. Именно поэтому главам в Конституции, посвященным трем ветвям власти, предшествует глава о Президенте Республики Беларусь. С нее начинается изложение системы государственных органов Беларуси, что объясняется особым значением Президента в системе государственных органов Республики Беларусь. Как известно, по Конституции 1994 года первым конституционным органом государственной власти являлся Верховный Совет Республики Беларусь.

 

 Президент, реализуя  свои функции, закрепленные в  части первой и второй статьи 79 Конституции, призван обеспечить  должное исполнение юридических  обязанностей всеми органами  государства. К примеру, функцию гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина Президент может осуществлять как путем непосредственного обращения к органам и должностным лицам, действия которых не отвечают конституционным требованиям, нарушают права и свободы личности в целом, отдельных групп населения, так и инициируя законы, издавая декреты, указы, направленные на восстановление нарушенных норм, прав и свобод, защиту интересов граждан.

 

 В связи с внесенными в Конституцию Республики Беларусь изменениями и дополнениями, законодательная власть больше не находится в привилегированном положении, она приобрела более цивилизованное название, означающее окончательный отказ от советской модели высшего органа государственной власти, и совершенную структуру, которая соответствует стандартам западного парламентаризма. Ныне представительный и законодательный орган Республики Беларусь называется "Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь". Он состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики (ст. 90). Двухпалатные парламенты достаточно широко распространены за рубежом. В конституции закреплен принцип самоорганизации палат Национального собрания. Каждая палата самостоятельно устанавливает свой порядок работы в принимаемом регламенте (ст. 105). Палаты Национального собрания заседают раздельно. Общий орган палат отсутствует. Единственным временным совместным органом двух палат, упомянутым в Конституции, может быть согласительная комиссия, формируемая ими на паритетной основе, для выработки согласованного текста законопроекта (ч. 4, 5 ст. 100).

 

 Палата представителей  представляет интересы всех граждан  Республики Беларусь, является нижней  палатой и соответственно основным  законодательным органом, играющим  главную роль в законотворческом  процессе. Оно законодательствует  только по определенному кругу  вопросов, перечисленному в ст. 97 Конституции. Вместе с тем,  конституционная процедура последовательного  принятия законопроекта обеими  палатами свидетельствует об  их равном правовом статусе  в осуществлении законотворчества, что обеспечивает единство Национального  собрания, а соответственно, правовое  отражение общих интересов всего  народа Республики Беларусь и  соответствующих административно-территориальных  единиц. Совет Республики является  палатой территориального представительства  и осуществляет наряду с законодательной  функцией ряд других полномочий, перечень которых содержится  в ст. 98 Конституции. Совет Республики  является верхней палатой и  способствует более тщательной, обоснованной разработке законодательства, укреплению законности и усилению  взаимодействия между властями. К примеру, Совет Республики  избирает шесть судей Конституционного  Суда и дает согласие на  назначение Президентом Председателя  Конституционного суда, Председателя  и судей Верховного Суда, Председателя  и судей Высшего Хозяйственного  Суда.

 

 Как известно, ХХ век  является веком усиления исполнительной  власти и кризиса парламентаризма  во всем мире. И это не злой  умысел правителей, политиков, а  мировая политическая тенденция,  обусловленная динамичностью жизни,  глобальностью, сложностью проблем  в наше время.

 

 В результате последовательного  закрепления в Конституции принципа  разделения властей, усиливается  исполнительная власть, а Совет  Министров становится "сильным"  институтом государственной власти, единственным органом, возглавляющим  и осуществляющим исполнительную  власть, а равно выступающим в  качестве центрального органа  государственного управления (ч. 1 ст. 106). Статус Совета Министров и его Премьер-министра получает в главе пятой Конституции четкое, детальное закрепление, что свидетельствует об их значимости, роли в системе органов государственной власти, и в практике государственного управления. В частности, Правительство Республики Беларусь:

 

 руководит системой  подчиненных ему органов государственного  управления и других органов  исполнительной власти;

Информация о работе Разделение властей