Идеи о разделении
государственной власти можно
встретить в каждой эпохи истории
политических и правовых учений,
однако, именно в новое время
принцип разделения властей получает
свою наибольшую актуальность.
Государственная власть
делилась на власть законодательную,
призванную издавать законы государства,
и власть монарха, который обязан
эти законы претворять в жизнь.
Последняя власть, в силу специфики
своей деятельности, получила название
исполнительной. Судебная власть
впервые выделяется Ш.-Л. Монтескье.
Дж. Локк и Ш.-Л. Монтескье
заложили основу, первые фундаментальные
положения в создающуюся теорию
разделения властей, определив
основной спектр дискуссионных
проблем государственного строительства
будущих правовых государств
в отношении государственной
власти и основных способов
ее деления. Основным аргументом
в пользу разделения властей
для них являлась защита неотъемлемых
прав человека от посягательств
государства, что выразилось в
компромиссе между буржуазией
и дворянством при осуществлении
ими государственной власти. Главное
отличие разделения властей в новое время
от предшествующих периодов выражалось
не просто в разделении функций государственных
органов, которое существовало всегда,
а в разделении государственных институтов
на основные ветви власти и недопущении
смешения полномочий различных властей
в одном органе или одним человеком, что
было достигнуто в результате компромисса
политических сил по поводу обладания
властью в государстве.
Принцип разделения властей,
целью которого является защита общества,
человека и гражданина от тоталитарного
государства, его неограниченной власти
с помощью расчленения последней на несколько
ветвей, зачастую на три ветви – законодательную,
исполнительную и судебную, и их надлежащего
организационно-правового ограничения,
является одним из важнейших достижений
политической культуры.
Причем эти ветви
государственной власти находят
материальное выражение в ее
основных функциях – законодательной,
исполнительной и судебной. Каждая
из этих функций представлена
соответствующими суверенными сдерживающими
и уравновешивающими друг друга
органами государственной власти
и самостоятельно ими осуществляется.
При этом важно отметить, что
принцип разделения властей характеризуется
прежде всего юридическим равенством
трех ветвей власти, их верховенством,
суверенностью в закрепленной сфере деятельности
и соответственно независимостью друг
от друга. Суть принципа разделения властей
состоит в том, что единая государственная
власть, имеющая своим единственным источником
народ, покоящаяся на едином государственном
суверенитете, на единстве государственной
политики по принципиальным вопросам,
может быть связанной правами человека,
легитимно, в правовом режиме функционировать
при условии ее деконцентрации, организационно-правового
рассредоточения по основным самостоятельным
центрам (ветвям). Как видим, он приводит
лишь к формальному многовластию в государстве,
которое приобретает образ фактического
при отражении в массовом сознании. К сожалению,
принцип разделения властей до сих пор
не получил глубокого понимания, отражения
в постсоветском сознании граждан, политиков,
депутатов парламентов стран СНГ, в том
числе Беларуси. Такое поверхностное осознание
принципа разделения властей является
одной из причин напряженности, конфликтов
между властями в государствах СНГ. Важно
отметить общую обособленность, которая
заключается в том, что утверждение принципа
разделения властей в политической практике,
сознании, нигде гладко безболезненно
не происходило, поскольку всегда было
связано с перераспределением власти,
полномочий в системе государственных
органов, разрушением ее иерархии, ограничением
компетенции государственных властных
институтов.
Как известно, советская
власть основывалась на конституционном
принципе организационно-правового единства
государственной власти, исключающем
ее делимость на отдельные, относительно
независимые власти, устанавливающем
полновластие Советов, монополию на государственную
власть в масштабах государства и в каждой
территориальной единице, абсолютное
верховенство высшего представительного
органа – Верховного Совета (о чем свидетельствовало
и его название), возглавляющего всю систему
государственного управления и обязаны
были издавать свои правовые акты в рамках
конституционной формулы – "на основе
и во исполнение Конституции и законов".
Конституция Республики
Беларусь, принятая Верховным Советом
15 марта 1994 года, впервые в статье
6 закрепила принцип разделения
властей, который выражался в
следующем: "Государство основывается
на принципе разделения властей:
законодательной, исполнительной
и судебной. Государственные органы
в пределах своих полномочий
самостоятельны: они взаимодействуют
между собой, сдерживают и уравновешивают
друг друга". Анализ данной
статьи и других статей Конституции
Республики Беларусь свидетельствует
о том, что принцип разделения
властей не получил в ней
последовательного, четкого закрепления.
К примеру, Конституционный Суд формировался
лишь одной ветвью власти – законодательной,
хотя в других странах (Германия, Италия,
Франция, Россия, Украина, Казахстан) аналогичный
орган формируется на паритетной основе.
В результате на
практике наблюдалось нарушение
баланса полномочий ветвей власти
в пользу Верховного Совета, который
законодательствовал на основе
прежнего, советского принципа единства
государственной власти.
Осуществление исполнительной
власти в Республике Беларусь
Конституция возлагала на впервые
созданный институт президентства,
который пользуется широкой популярностью
во всем мире. Кстати сказать,
более 130 стран мира имеют в
своей политической системе институт
президентской власти. Согласно
ст. 95 Конституции Президент являлся
не только Главой государства,
но и главой исполнительной
власти. В силу этого он должен
был выполнять функции, обязанности
двух должностей, которые имели
разные цели, задачи и уровни властности.
К тому же обязанности Главы государства
не были обеспечены должным объемом правомочий.
В соответствии с
Конституцией судебная власть
не включала в свою систему
такой важный орган по охране
Основного Закона, по обеспечению его
верховенства, как Конституционный Суд.
Необходимость последовательного,
реального закрепления в Конституции
принципа разделения властей, восстановления
равновесия трех ветвей власти, баланса
между обязанностями и правами Главы государства,
повышения статуса исполнительной власти
в системе государственных органов и ее
роли в управлении государством и обществом
явилась одной из объективных причин президентской
инициативы, направленной на внесение
необходимых изменений и дополнений в
Конституцию Беларуси путем республиканского
референдума. Принятые на референдуме
24 ноября 1996 года изменения и дополнения
в Конституцию Республики Беларусь существенно
обогатили теорию и конституционную практику
разделения властей, значительно укрепили
их самостоятельность и авторитет, а также
основы конституционного строя. В результате
юридически оформилась еще одна ветвь
власти – президентская, арбитражная
по своей сути власть, охранительная, лидирующая
по своей направленности.
Президент Республики
Беларусь перестал быть главой
исполнительной власти, что, однако
не превращает его в некий
государственный символ. Теперь
он – Глава государства, из
чего следует, что Президент
является первым среди государственных
должностных лиц, занимает самостоятельное
главенствующее место в системе
государственных органов Беларуси.
Он представляет Республику Беларусь
внутри страны и в международных
отношениях. А это означает, что
Президент выступает от имени
всех государственных органов,
его официальные заявления и
акции не нуждаются в каком-либо
удостоверении, утверждении. Все
официальные выступления Президента
и сделанные им заявления обязывают
государство в целом. поскольку он
действует в соответствии с Конституцией
Беларуси и в силу должности, т.е. на основании
того, что является Главой суверенного
государства. К тому же Президент является
наиболее авторитетным выразителем определенных
политических интересов, обладателем
политического мандата, полученного от
народа во время всеобщих прямых президентских
выборов.
Президент не включен
в систему разделения властей,
поставлен над всеми ветвями
власти. В результате его авторитет,
политико-правовая защищенность
усиливаются. Президент обладает
неприкосновенностью, а его честь
и достоинство охраняются законом.
В политико-правовом
плане наделение Президента титулом
Главы государства вытекает из
необходимости обеспечения взаимодействия
властей, устойчивости системы
государственного управления, институтов
государственной власти, их преемственности,
стабильности в государстве.
Невозможно себе представить
функционирование органов государственной
власти в современном государстве на основе
принципа разделения властей без авторитетного
арбитра, обеспечивающего политическую
и экономическую стабильность, без Президента
– охранителя основ конституционного
строя, существенных ценностей общества,
который не только олицетворяет единство
народа, государства внутри страны и вовне,
но и обеспечивает необходимое взаимодействие
государственных властей, устойчивость
механизма государственной власти. Остальные
ветви власти – законодательная, исполнительная
и судебная – осуществляют установленную
Конституцией и законами деятельность,
т.е. законодательствуют, управляют, осуществляют
правосудие.
Изменения и дополнения,
внесенные в Конституцию, свидетельствую
о том, что Президент дистанцирован
от всех ветвей власти и не несет политической
ответственности за свои действия. Вместе
с тем он отчасти нормотворчествует, участвует
в осуществлении законодательной , исполнительной
и судебной властей, разрешает споры между
властями. Он обязан делать это для того,
чтобы выступать в качестве гаранта республиканской
формы правления, реализации основных
направлений внутренней и внешней политики,
суверенитета Республики Беларусь, ее
национальной безопасности и территориальной
целостности, выполнять обязанность по
поддержанию стабильности в государстве,
гражданского мира в обществе. Именно
поэтому главам в Конституции, посвященным
трем ветвям власти, предшествует глава
о Президенте Республики Беларусь. С нее
начинается изложение системы государственных
органов Беларуси, что объясняется особым
значением Президента в системе государственных
органов Республики Беларусь. Как известно,
по Конституции 1994 года первым конституционным
органом государственной власти являлся
Верховный Совет Республики Беларусь.
Президент, реализуя
свои функции, закрепленные в
части первой и второй статьи
79 Конституции, призван обеспечить
должное исполнение юридических
обязанностей всеми органами
государства. К примеру, функцию гаранта
Конституции, прав и свобод человека и
гражданина Президент может осуществлять
как путем непосредственного обращения
к органам и должностным лицам, действия
которых не отвечают конституционным
требованиям, нарушают права и свободы
личности в целом, отдельных групп населения,
так и инициируя законы, издавая декреты,
указы, направленные на восстановление
нарушенных норм, прав и свобод, защиту
интересов граждан.
В связи с внесенными в Конституцию
Республики Беларусь изменениями и дополнениями,
законодательная власть больше не находится
в привилегированном положении, она приобрела
более цивилизованное название, означающее
окончательный отказ от советской модели
высшего органа государственной власти,
и совершенную структуру, которая соответствует
стандартам западного парламентаризма.
Ныне представительный и законодательный
орган Республики Беларусь называется
"Парламентом – Национальным собранием
Республики Беларусь". Он состоит из
двух палат – Палаты представителей и
Совета Республики (ст. 90). Двухпалатные
парламенты достаточно широко распространены
за рубежом. В конституции закреплен принцип
самоорганизации палат Национального
собрания. Каждая палата самостоятельно
устанавливает свой порядок работы в принимаемом
регламенте (ст. 105). Палаты Национального
собрания заседают раздельно. Общий орган
палат отсутствует. Единственным временным
совместным органом двух палат, упомянутым
в Конституции, может быть согласительная
комиссия, формируемая ими на паритетной
основе, для выработки согласованного
текста законопроекта (ч. 4, 5 ст. 100).
Палата представителей
представляет интересы всех граждан
Республики Беларусь, является нижней
палатой и соответственно основным
законодательным органом, играющим
главную роль в законотворческом
процессе. Оно законодательствует
только по определенному кругу
вопросов, перечисленному в ст. 97
Конституции. Вместе с тем,
конституционная процедура последовательного
принятия законопроекта обеими
палатами свидетельствует об
их равном правовом статусе
в осуществлении законотворчества,
что обеспечивает единство Национального
собрания, а соответственно, правовое
отражение общих интересов всего
народа Республики Беларусь и
соответствующих административно-территориальных
единиц. Совет Республики является
палатой территориального представительства
и осуществляет наряду с законодательной
функцией ряд других полномочий,
перечень которых содержится
в ст. 98 Конституции. Совет Республики
является верхней палатой и
способствует более тщательной,
обоснованной разработке законодательства,
укреплению законности и усилению
взаимодействия между властями.
К примеру, Совет Республики
избирает шесть судей Конституционного
Суда и дает согласие на
назначение Президентом Председателя
Конституционного суда, Председателя
и судей Верховного Суда, Председателя
и судей Высшего Хозяйственного
Суда.
Как известно, ХХ век
является веком усиления исполнительной
власти и кризиса парламентаризма
во всем мире. И это не злой
умысел правителей, политиков, а
мировая политическая тенденция,
обусловленная динамичностью жизни,
глобальностью, сложностью проблем
в наше время.
В результате последовательного
закрепления в Конституции принципа
разделения властей, усиливается
исполнительная власть, а Совет
Министров становится "сильным"
институтом государственной власти,
единственным органом, возглавляющим
и осуществляющим исполнительную
власть, а равно выступающим в
качестве центрального органа
государственного управления (ч. 1 ст.
106). Статус Совета Министров и его Премьер-министра
получает в главе пятой Конституции четкое,
детальное закрепление, что свидетельствует
об их значимости, роли в системе органов
государственной власти, и в практике
государственного управления. В частности,
Правительство Республики Беларусь:
руководит системой
подчиненных ему органов государственного
управления и других органов
исполнительной власти;